Информатизация образования в высших учебных заведениях - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Информатизация образования в высших учебных заведениях

Лука А.Е. 1
1Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
     

Информатизация высшего образования – это процесс, который можно назвать инновационным, меняющим формы и методы обучения, подход к учебному процессу. Можно выделить следующие направления информатизации высшего образования:

1. Совершенствование знаний студентов в области информационных технологий. Для того чтобы реализовать и развить данное направление, необходимо увеличение количества учебных занятий по информационным технологиям, при этом занятия должны идти вплоть до окончания вуза, а также помимо изучения базовых технологий, должны обязательно осваиваться технологии, специфичные для специальности, которую выбрал тот или иной студент. Обучение должно быть построено так, чтобы студенты не только смогли научиться пользоваться новыми технологиями, но и могли понять их роль в исследовательских процессах. Но при реализации данного направления очень часто появляются следующие проблемы: нехватка преподавателей по информационным технологиям, недостаток финансирования учебных заведений для создания компьютерных классов, отношение огромного количества людей к информационным технологиям как к обычной технической дисциплине.

2. Создание электронно-информационных ресурсов для студентов. Создание данных ресурсов приведёт к экономии времени студентов на получение необходимой информации, в особенности это касается студентов заочной формы обучения, которым недоступны библиотеки вуза. Для этого вузу необходимо создать, факультеты и кафедры сайтов и размещение на них необходимой информации; перевод в электронный вид учебников, пособий, методических указаний и тому подобное. Здесь также выделяются следующие проблемы: непонимание некоторыми преподавателями и руководителями вузов значимости данного вопроса и неумение пользоваться информационными технологиями; проблема защиты авторских прав; нежелание бесплатно выкладывать для общего пользования материал, который является коммерческим.

3. Использование информационных технологий при чтении лекций и проведении семинаров. Основными аргументами в пользу этого направления являются следующие: использование потенциала зрительного восприятия учебного материала; экономия времени на представление материала и повышение его качества; повышение интереса студентов к занятиям. Для его реализации необходимо использование компьютерного оборудования, а также создание видео и аудиоматериалов. Но этим нововведениям мешают следующие проблемы: непонимание некоторыми преподавателями вузов важности данного вопроса и нехватка финансирования.

4. Внедрение дистанционного обучения как отдельной формы образования, наряду с очной и заочной формами. Данная форма обучения имеет следующие преимущества: независимость от местонахождения студента и вуза, так как инфраструктура Интернета проникает во все регионы страны; дешёвый вариант для студента и вуза; возможность обучения без отрыва от производственной деятельности. Но и здесь присутствуют определенные проблемы: недостаточный контроль за уровнем знаний студентов и повышенная трудоемкость разработки необходимого учебно-методического материала.

5. Автоматизация процесса организации обучения, создание автоматизированной системы учета и контроля студентов. Преимущества от автоматизации: экономия времени на выполнение рутинных операций; получение оперативной и точной информации об учебном процессе для принятия решений. Проблема – отсутствие стандартов отчетной документации.

6. Создание глобального информационного пространства для научной деятельности. Развитие данного направления предоставит доступ к научным трудам ученого другим исследователям, работающим в данном направлении, позволит наладить регулярные контакты и обмен мнениями. Для решения данного вопроса необходимы следующие меры: создание кафедральных сайтов; размещение научных трудов в сети Интернет; создание личной странички исследователя. Проблемами здесь являются непонимание рядом исследователей возможностей Интернет; повышение ответственности авторов за свои работы при их публикации в сети Интернет.

7. Создание системы доступа к преподавателям в режиме 24 часа в сутки. Достоинствами подобной системы являются: экономия времени преподавателей на донесение информации студентам; экономия времени студентов на налаживание контакта с преподавателем; индивидуальный подход к студентам. Для решения данного вопроса необходимо создание преподавателями личных страничек на кафедральном сайте. Проблемы внедрения такой системы доступа: низкий уровень владения информационными технологиями преподавателей.

Заключение:

В целом следует отметить, что в настоящее время упор делается на техническое оснащение информационных процессов. Основная же работа по информатизации высшей школы, должна заключаться в достижении понимания всем преподавательским составом роли современных информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе.

Список литературы:

1. Васильева, И. А., Осипова Е. М., Петрова Н. Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. – 2002. – № 3.

2. Информационные технологии в образовании / авт.-сост. О. А. Минич. – Минск: КрасикоПринт, 2008.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.

4. Образцов, П. И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы // Педагогика. – 2003. – № 5. – С. 27–33.

5. Образцов, П. И. Новый вид обеспечения учебного процесса в вузе // Высшее образование в России. – 2001. – № 6. – С. 54–55. 6. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика / О.В. Зимина. – М.: Изд-во МЭИ, 2003.

     
Просмотров работы: 81