СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Анисимова Е.А. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Расстройства аутистического спектра (РАС) широко распространены (по статистике ВОЗ, расстройства аутического спектра встречаются у каждого 160-го человека, по статистике США – у каждого 68-го), а в России они до сих пор остаются катастрофически недодиагностированными [2, с.8]. В следствие этого наблюдается высокая необходимость создания условий для адекватного физического, умственного, духовного и социального развития таких детей, их реабилитации и интеграции в общество. Поэтому для того, чтобы в будущем в России могли появиться компетентные исследователи и практики в сфере РАС, сегодняшним студентам необходимо иметь адекватные и объективные знания о том, как эту группу расстройств понимает научное сообщество.

Расстройства аутистического спектра (РАС) являются болезнью, в основе которой лежат нарушения общего развития, обусловливающие его дисгармоничность и сопровождающиеся нарушениями социальной реципрокности, коммуникации и стереотипными формами поведения [8, с.22].

Термин расстройство аутистического спектра охватывает все состояния, связанные с аутизмом, и отражает огромное разнообразие среди людей с аутизмом. Термины «РАС» и «аутизм» в общем смысле являются синонимами.

Диагноз «расстройства аутистического спектра» устанавливается при выявлении в поведении и развитии ребенка симптомов аутизма.

В обобщенном представлении аутизм следует рассматривать как нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни, что чаще всего является следствием неврологического расстройства, сказывающегося на функционировании мозга и всего психического состояния развивающегося ребенка [6, с.63].

Критерии ВОЗ для диагностики РАС:

Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;

Дефицит потребности в общении, зависящий от степени нарушений;

Выраженные нарушения поведения, проявляющиеся в ограниченных и стереотипных моделях различных видов деятельности;

Специфичность и вариабельность интеллектуального и речевого развития;

Нарушение моторики;

Обостренная чувствительность;

Причинение вреда самому себе;

Нарушение чувства опасности [10].

Ведущие современные классификации рассматривают детский аутизм как общее (первазивное) нарушение развития (термин «первазивный» означает «всеохватывающий», «всепроникающий»). Это подчеркивает, что при аутизме страдает не какая-то одна или небольшое количество функций, но психика в целом, весь организм [3, с.115].

Аутизм захватывает все стороны жизни ребенка. Он включает достаточно широкий спектр нарушений в развитии, приводящих к осложнению нормального взаимодействия ребенка с окружающим миром. На сегодняшний день выделяют несколько видов РАС:

Ранний детский аутизм (синдром Каннера);

Синдром Аспергера;

Синдром Ретта;

Атипичный аутизм[1, с.92].

Для всех этих заболеваний характерны различные симптомы. По этой причине нельзя говорить о методиках реабилитации при РАС в целом: в зависимости от поставленного диагноза, характера и степени выраженности нарушений необходимо подбирать индивидуальную программу, учитывающую все особенности конкретного заболевания.

Симптомы аутистических расстройств сохраняются на протяжении всей жизни человека, но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться достаточно успешной адаптации ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции.

Ранняя медико-социальная реабилитация считается наиболее эффективной формой терапии. Основными задачами лечения считаются навязывание ребенку облегченной коммуникации, устранение нарушений перцепции, развитие мелкой моторики и познавательных процессов, стимулирование развития эмоциональной когниции [1, с.94].

Опыт реабилитации детей с РАС в развитых странах показывает, что ее эффективность напрямую зависит от начала периода оказания помощи - чем раньше оказана помощь, тем меньше времени занимает период реабилитации, и тем выше ее эффективность. Согласно результатам исследования, проведенного Rogers, Vismara, Wagner и McCormick, раннее вмешательство дает возможность нормализации до 70 % детей группы риска [14, с.81].

Для повышения качества жизни и успешной реабилитации детей, страдающих аутистическими расстройствами, значительное место следует отводить психосоциальной работе, которая по своей сути имеет междисциплинарный, интегративный и комплексный характер, что позволяет улучшить или восстановить способность ребенка к социальному функционированию и создать в социуме условия, способствующие достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей детей, особенно инвалидов.

Решение проблем аутичных детей предполагает четкое понимание того, что главным в реабилитационном процессе следует считать лечебно-педагогическое и социально-психологическое сопровождение. Мероприятия подобного плана в специальной школе может оказывать специалист по социальной работе, прошедший специальную подготовку.

Процесс осуществления профессиональной деятельности специалиста по социальной работе в отношении детей с расстройствами аутистического спектра можно представить в виде нескольких этапов:

Изучение и анализ условий жизни ребенка;

Оформление дневника сопровождения;

Формирование системы адресной социальной помощи детям и инвалидам;

Координация усилий специалистов по социальной реабилитации и адаптации детей, работа с семьями как опосредованная помощь ребенку [2, с.15].

Широкое признание в странах Европы и США получили комплексные программы ранней реабилитации детей с РАС. Все они ориентированы на достижение схожих целей - обучение детей навыкам взаимодействия с окружающим миром, хотя акценты в разных программах могут отличаться [11, с.87]. Так, в отечественных программах реабилитации основным направлением работы является коррекция аффективной сферы, эмоциональное тонизирование ребенка Содержание аналогичных программ, разработанных зарубежными авторами, направлено преимущественно на социальное и когнитивное развитие, формирование навыков вербального и невербального общения, адаптацию к социуму и повышение компетентности в двигательной активности, а также минимизацию трудностей поведения.

Для повышения качества жизни и успешной реабилитации детей, страдающих аутистическими расстройствами, значительное место следует отводить психосоциальной работе, которая по своей сути имеет междисциплинарный, интегративный и комплексный характер, что позволяет улучшить или восстановить способность ребенка к социальному функционированию и создать в социуме условия, способствующие достижению этой цели, раскрытию потенциальных возможностей детей, особенно инвалидов [3, с.18].

Реабилитацию проводят сразу по нескольким направлениям: логопедическому, психотерапевтическому, а также двигательному. Все мероприятия направлены на то, чтобы ребенок мог раскрыть свой потенциал, получить хотя бы минимальные навыки самообслуживания, приобрести возможность взаимодействовать с окружающим миром.

В отношении оказания психокоррекционной и реабилитационной помощи детям с расстройствами аутистического спектра, большинство современных ученых и практиков считают, что основная часть усилий должна быть направлена на формирование определенных жизненно необходимых навыков [7, с.72].

Неотъемлемой частью реабилитационного процесса детей с РАС является привлечение родителей, которые рассматриваются как важнейшие партнеры в коррекционной работе. Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой частью команды, работающей с ребенком, взаимодействовали с ним на основе выработанных принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он получает в процессе работы со специалистами. Работа с родителями направлена на формирование у них такого менталитета, который позволяет принимать аутистические расстройства не как патологию, а как особый, но равноценный и равнозначный норме вариант развития ребёнка. Специалисты должны оказывать родителям детей с аутизмом информационную поддержку, научить их взаимодействовать и общаться с ребенком.

На сегодняшний день в мировой практике разработано множество эффективных методов реабилитации детей с РАС.

Среди них методы поведенческой модификации АВА, методики TEACCH, анималотерапия, арт-терапия, методики развития речи, двигательной коррекции, сенсорной интеграции и многие другие. Например, в программе The P.L.A.Y. Project интенсивное вмешательство должно осуществляться по 25 часов в неделю. Ребенок вовлекается в игровое взаимодействие с родителем или специалистом, в котором они исполняют роль учителя или партнера по игре [12, с.44].

МетодикаТЕАССН (Teaching children with Autism to Mind-Read). Суть методики в том, что взрослые должны создать ребёнку особую среду для комфортного личного развития, изъяв из неё все раздражающие факторы. Весь день ребёнка, воспитывающегося по данной системе, должен быть подчинён строгому расписанию, которое ребёнок усваивает благодаря карточкам-подсказкам [14, с.86].

АВА - методика модификации поведения, подходит для тяжёлых форм аутизма. Каждое действие разучивается с ребёнком отдельно, затем несколько действий соединяются в одно более сложное. Взрослый не пытается давать инициативу ребёнку, а достаточно жёстко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются [5, с.149].

Арт-терапия - это один из видов психотерапии и психологической коррекции, который основан на творчестве и искусстве. Арт-терапия помогает развивать коммуникативные навыки и формировать терапевтические отношения, позволяет проникнуть вглубь внутреннего мира ребенка, способствует снижению эмоционального напряжения и комфорта [9, с.40].

Анималотерапия - вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи. Её виды: дельфинотерапия, иппотерапия (общение с лошадьми), канистотерапия (терапия с использованием собак). В частности, иппотерапия и дельфинотерапия признаны одними из лучших лекарств против аутизма [4, с.41].

Помимо использования традиционных подходов к коррекционной работе с детьми с РАС, в последнее время во многих странах мира с большим успехом проводится социализация и социальная реабилитация таких детей с использованием технологий виртуальной реальности. Разработанные американскими исследователями виртуальные среды для детей четырех-пяти лет с высокофункциональным аутизмом, позволяют тренировать навыки коммуникации в различных социальных ситуациях [13, с.41]. Содержание программ, разработанных зарубежными авторами, направлено преимущественно на социальное и когнитивное развитие, формирование навыков вербального и невербального общения, адаптацию к социуму и повышение компетентности в двигательной активности, а также минимизацию трудностей поведения. Структурирование среды, деятельности, создание ситуации успеха являются неотъемлемой частью этих программ.

Таким образом, в мировой науке и практике накоплен опыт успешной реабилитации детей с РАС посредством организации ранней диагностики, ранней коррекционной помощи, ранней социализации и системы поддержки семей. Однако, диапазон выраженности нарушений в развитии у детей с РАС невероятно широк, что значительно осложняет создание единых стандартов помощи для всех детей данной целевой группы. Поэтому, всякий раз при работе с ребенком с РАС возникает необходимость построения индивидуального реабилитационного маршрута.

Именно поэтому обобщение практического опыта, анализ эффективных стратегий реабилитации детей с РАС, используемых специалистами, и построение собственных моделей становятся ключевыми проблемами социальных работников, работающих с детьми-аутистами.

Список литературы:

1. Васягина, Н.Н. Психолого-педагогические аспекты реабилитации детей с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного образования / Н.Н. Васягина, Е.Н. Григорян, Е.А. Казаева // Национальный психологический журнал. - 2018. - №2(30). - С. 92-101

2. Григоренко, Е.Л. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс. Учебное пособие для студентов / Е.Л. Григоренко - М.: Практика, 2018. - 280 с.

3. Гребенникова, Е.В. Понимание расстройств аутистического спектра на основе междисциплинарного подхода / Е.В. Гребенникова, И.Л. Шелехов, Е.А. Филимонова // Научно-педагогическое обозрение. - 2016. - №3 (13). - С. 16-22

4. Коголовская, А. С. Особенности реабилитации детей-инвалидов с использованием канистерапии / А.С. Коголовская // Вестник Ивановского государственного университета. - 2013. - № 1. - С. 41-46

5. Нестерова, А.А. Модель сопровождения позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра (рас): комплексный и междисциплинарный подходы / А.А. Нестерова, Р.М. Айсина, Т.Ф. Суслова // Образование и наука - 2016. - №3(132). – С. 140-155

6. Пакулова-Троцкая, Ю.В. Проблемы соматической патологии у детей с расстройствами аутического спектра / Ю.В. Пакулова-Троцкая, С.Л. Няньковский // Здоровье ребенка. - 2016. - № 1(69). - С. 63-67

7. Рычкова, Л.С. Социально-психологические аспекты реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра / Л.С. Рычкова, И.А. Нагаева // Вестник СМУС74. - 2016. - №2(13). – С. 72-76

8. Симашкова, Н.В. Расстройства аутистического спектра у детей: научно-практическое руководство / Н.В. Симашкова. - М.: Авторская академия, 2013. - 264 с.

9. Сухотин, М. A. Рисование как средство развития и поддержания диалогической речи с ребенком, имеющим аутизм / М.А. Сухотин // Аутизм и нарушения развития - 2014. - № 1(42). - С. 39-48

10. Расстройства аутистического спектра (РАС). – Текст : электронный // Всемирная организация здравоохранения : [сайт]. – 2021. – URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/autism-spectrum-disorders (дата обращения: 07.12.2021).

11. Хапченкова, Д.С. Расстройства аутистического спектра у детей: литературная справка и собственное клиническое наблюдение / Д.С. Хапченкова, С.А. Дубина, В.И. Черкай // Международный неврологический журнал. - 2018. - №5 (99). – С. 86-90

12. Brian, J. Novel mechanisms and treatment approaches in autism spectrum disorder / J. Brian, K.A.R. Baribeau, E. Anagnostou // Discovery medicine. – 2016. - №22(119). – P. 47-54.

13. Ke, F. Virtual-reality-based social interaction training for children with high-functioning autism / F. Ke, T. Im // Journal of Educational Research. – 2013. - №106(6). – P. 41-46.

14. Rogers, S.J. Autism treatment in the first year of life: a pilot study of infant start, a parent-implemented intervention for symptomatic infants. / S.J. Rogers, L. Vismara, A.L. Wagner // Autism Dev. Disorder. - 2014. - №44(12). – P. 81-95.

Просмотров работы: 729