Движущие силы и факторы формирования личности - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Движущие силы и факторы формирования личности

Зекерьяев С.З. 1
1Крымскотатарский инженерно педагогический университет имени Февзи Якубова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность темы исследования. Человек, благодаря труду вышедший из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с остальными людьми с помощью средств общения, становится личностью – субъектом познания и интенсивного переустройства действительности.

Формирование личности человека во все времена представляло собой сложный и противоречивый процесс. Становление личности в рамках того или иного общества задаётся некоторой общей схемой взаимодействия человека и природы, человека и общества, человека и человека.

Актуальность и востребованность рассмотрения проблемы объясняется тем, что современный человек выражает себя, и свою культуру, и своё творчество через идею личности. Именно исследование понятия и проблемы личности в психологии предоставляет возможность понять, разобраться в человеке, а также – объединить все взгляды и суждения о человеке, содержащиеся в разнообразных психологических теориях.

Проблема личностного выбора актуальна в связи с необходимостью для каждого человека определять свою позицию и оптимально действовать в ситуациях, благополучное разрешение которых во многом определяет будущее личностное развитие.

Несмотря на свою достаточно длительную эволюцию психология личности является активно и динамично развивающейся областью науки, с каждым днём накапливающей всё больше и больше информации для последующего анализа, структурирования и типологии.

Человек – это сложно организованное, разностороннее и многомерное существо. Как и все живые существа, у него есть определенная телесная организация, данная ему от природы. По своему телесному строению он во многом схож с высшими приматами. В то же время он является высшим биологическим видом, характеризующимся особыми, свойственными только ему, телесными качествами. Факт принадлежности этого существа к данному виду зафиксирован в понятии «индивид». Индивидом может быть и младенец, и взрослый, и дикарь, и высокоразвитый человек.

Основное отличие человека охватывается не во внешней телесной организации, а в его внутреннем духовном содержании. Человек – это одухотворенное существо, наделенное разнообразными психическими качествами и свойствами, дающими ему возможность: познавать самого себя и окружающий мир, формировать свое поведение среди людей, создавать необходимые для его жизнедеятельности предметы, изменять условия своего существования, улучшать свои духовные и физические качества, активно функционировать, проявлять творчество и самостоятельность, отвечать за свои поступки и действия. Все это закреплено в понятии «личность».

Личность – это сложное, многогранное явление общественной жизни. Это и продукт общественно-исторического развития, т.е. объект, и деятель общественного развития, т.е. субъект. Любая общественная наука рассматривает личность как свой объект исследования: этика исследует личность как носительницу моральных и нравственных убеждений определенного общества; юридические науки рассматривают правовые нормы и правоотношения, устанавливающие определённое положение личности; педагогика изучает формы, методы и средства воспитания личности; психология фокусирует внимание на субъективном мире личности, его структуре, закономерностях формирования, становления и развития.

Факторы развития личности делятся на 2 типа: внешние; внутренние. К внешним относится среда проживания и воспитания, социум. К внутренним относится личная активность человека, его стремление (ибо его отсутствие) к развитию. Также существует иная систематизация факторов: наследственность; воспитание; среда. Каждый человек рождается с определенным генотипом, в котором записана предрасположенность к чему-либо.

В настоящее время существуют две основные концепции личности. Авторами данной теории выступают Я. Морено, Т. Парсонс, Р. Линтон и Р. Мертон.

Личность как функциональная (ролевая) характеристика человека. Эта концепция опирается на понятие социальной функции человека, а точнее, на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности (он имеет большое значение в современной прикладной социологии) он не позволяет раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только его поведение, которое не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека.

Личность как его сущностная характеристика. Сгусток регулятивно-духовных потенций личности, центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и «верховной власти» во внутренней жизни человека. Личность – индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда духовно развитый человек.

Личность в роли объекта психологического изучения представляет собой систему внутренних, социально определённых психических свойств, характеризующая человека как носителя сознания. Это конкретный человек, являющийся представителем общества, установленной социальной группы, осознающий своё отношение к окружающему, занимающийся определённым видом деятельности и наделённый конкретными индивидуально-психологическими особенностями.

Личность является более узким понятием, чем «человек». Говоря о личности, мы отвлекаемся от природной, биологической стороны. Личность это социальное понятие. Оно показывает все, что есть в человеке надприродного, исторического, т. е. создает человека природа, а формирует общество. Отправные характеристики личности: ценностные ориентации, статус, внутренняя позиция, роль, которые обуславливаются особенностями сферы мотиваций и потребностей человека.

В личности, прежде всего, определяется её общественная сущность – вне общества человек не может стать личностью. Поэтому главными признаками личности можно считать социальность, наличие языка как средства речевого общения людей и сознание как наивысшей формы психической жизни3.

Перечислим основные компоненты психической структуры личности. Первый компонент – это направленность личности как избирательное отношение к реальности. Направленность содержит разные свойства, систему взаимодействующих интересов и потребностей, практических и идейных установок. При этом одни компоненты направленности преобладают и имеют ведущее значение, в то время как другие осуществляют базовую роль.

Преобладающие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Так, доминирование познавательной потребности приводит к соответственному эмоциональному и волевому настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отступают на второй план, личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особое личное и общественное значение.

Второй компонент устанавливает возможности личности и охватывает систему способностей, обеспечивающих успех деятельности. Способности взаимодействуют и взаимосвязаны друг с другом. Обычно, одни способности превалируют, другие – им подчиняются. На характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь разделение способностей оказывает воздействие на избирательность отношения личности к реальности.

Третьим компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде. Характер, безусловно, не проявляет личность в целом, однако представляет сложную систему её свойств, воли и направленности, эмоциональных и интеллектуальных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте. В системе характера можно выделить ведущие свойства:

– моральные (черствость или чуткость в отношениях, ответственность по отношению к своим обязанностям, скромность),

– волевые качества (настойчивость, решительность, самообладание и мужество), которые обеспечивают обусловленный стиль поведения и способы решения эмпирических задач.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над остальными, является система управления, которую обозначают понятием «я». «Я» – образование самосознания личности, оно реализовывает саморегуляцию: ослабление или усиление деятельности, коррекцию и самоконтроль поступков и действий, планирование и предвосхищение жизни и деятельности. Самоуправление имеет огромное значение в нормальной целенаправленности жизни.

Существует несколько теорий о формировании и развитии личности человека. Одни полагают, что развитие личности заранее запрограммировано, и что психические качества обнаруживаются самопроизвольно (спонтанно) по мере созревания организма человека. Другие считают, что развитие личности ничем заранее не предопределено, но у каждого человека есть предрасположенность к образованию определенных психических качеств. Третьи думают, что развитие психически свойств личности носит случайный характер, и что главную роль играют только жизненные обстоятельства, в которых человек находится.

Источником развития личности являются условия её жизни и социально-исторический контекст. Как социальное существо человек проходит отдельные этапы социализации, или социогенеза, присваивая себе и осуществляя установленные социальные роли, определяя собственные ориентиры по отношению к общепринятым стандартам и нормативам.

Общество на каждой ступени своего развития задает развивающейся личности некоторые общие принципы восприятия и интерпретации мира, определяет значение тех или иных аспектов жизни, формирует направленность на определенные ценности, а развивающаяся личность уже на ранних этапах своего жизненного пути – активный субъект формирования собственных индивидуально-личностных эквивалентов этих норм.

Кроме прохождения этапов социогенеза, индивид имеет возможность развиваться как индивидуальность, устанавливая направление своего жизненного пути. Жизненный путь – это развитие человека в качестве субъекта собственной истории, в ходе которого исполняется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой и, в то же время, пластичной структуры личности.

В парадигме социального развития личности личностный рост описывается как процесс овладения все более совершенными способами познания и взаимодействия с окружающим миром, где она является субъектом не только своего поведения, но и всего внутреннего мира, своей психической жизни. Основной характеристикой субъекта называют переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя.

Развитие личности и становление её свойств – это процесс закономерный и причинно обусловленный. Закономерностей много, но все можно объединить в три взаимосвязанные группы: возрастные, социально-психологические и деятельностные. Очевидно, что развитие детей разное у одних и тех же родителей, в одной и той же семье. Разное развитие при одних и тех же условиях и требованиях наблюдается везде: в школах, в организациях, в коллективах, в государствах.

Возрастные закономерности выражаются в последовательной смене периодов, на которые делится жизненный путь человека: детство, отрочество, юность, зрелый возраст, пожилой возраст, старость. Смена возрастов связана, безусловно, с биологическими закономерностями, действующими непреклонно и вызывающими изменения в организме человека, отражающиеся на его психологических особенностях. Возрастное развитие имеет и социально-психологическую причинность. Существует понятие психологический возраст, за которым находится психологическая реальность. Бывает, что человек в молодежном или зрелом возрасте психологически выглядит стариком: безразличный, опустошенный, вялый, мечтающий только о расслаблении и отдыхе. Бывают и старики, которые по возможностям и состоянию психики превосходят молодых людей. В преобладающем большинстве случаев это обусловливаться не биологическими, а психологическими причинами. К ним относятся следующие две группы закономерностей, относящихся к изучению индивидом богатств человеческого опыта и самоактуалиации возможностей.

Группа социально-психологических закономерностей прижизненного развития человека связывает его причинно с воздействием внешних условий. Эти условия разнообразны и многочисленны. Это состояние общества, деятельность всех ветвей власти, органов управления и образования, средств массовой информации и снабжения, культуры и общественных организаций, уровня жизни и состояния преступности и пр. Сильным является социально-психологическое воздействие родителей (особенно в детские годы; в том числе и допускаемых ими ошибок при подготовке детей к взрослой жизни), школьных коллективов, групп сверстников, психологических обстоятельств проведения досуга и т.п.

Деятельностные закономерности психологического развития человека – это закономерности изменения внутренних условий под действием собственной активности. Активность – универсальный закон развития любого живого организма и его свойств. Что активно, то и развивается. Основное отличие деятельностных закономерностей от возрастных и социально-психологических состоит в том, что человек почти целиком находится во власти самого себя. И если он не полностью и неправильно использовал эти возможности, он сам обокрал себя духовно, психологически.

Таким образом, личностью является человек, который обладает самосознанием и мировоззрением, достигает понимания собственных социальных функций, личного места в мире, осмысливает себя как субъекта исторического творчества, как звено в цепи поколений, включая родственные, одно направление которых обращено в прошлое, а другой – в будущее.

Личность – это индивидуальное средоточие и отражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и перестройки мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и прочих социальных норм. Личностные качества человека являются производными: от его самосознающего разума и от его социального образа жизни. Сферой проявления личностных качеств служит его социальная жизнь.

Личность – это объединяющее и связывающее начало, соединяющее в единое целое и биологическое, и психологическое, и социальное в человеке. Личность как бы замыкает, венчает, делает устойчивым всё многообразие бурлящих в человеке биологических и социальных сил. Личность является конечным результатом действия этих сил.

Личность является конечным результатом действия этих сил. Личностно в человеке то, что постоянно, неизменно. Обязательными условиями становления личности являются телесное оформление, самосознание и социальный образ жизни, а важнейшее проявление ставшей личности – наличие у человека мировозрения. Синхронно с формированием мировоззрения вырабатывается и характер личности - психологический стержень человека, который стабилизирует его социальные формы активности.

Формирование личности по сути – это процесс социализации индивида.

Развитие, социализация и воспитание личности

с точки зрения педагогики

Развитие личности как педагогическая проблема

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития имели место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он «надевает маску» или неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности.

Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые, определяя весь облик личности, придают ей силы для преодоления своих физических недостатков и особенностей характера (вспыльчивость, стеснительность и т.п.).

Личность, будучи продуктом общественной жизни, в то же время является живым организмом. Отношения социального и биологического в формировании и поведении личности чрезвычайно сложны и оказывают неодинаковое воздействие на нее на разных этапах развития человека, в разных ситуациях и видах общения с другими людьми. Так, смелость может доходить до безрассудства, когда побуждается желанием привлечь к себе внимание (естественная потребность в признании). Другого человека смелость побуждает идти навстречу жизненным трудностям, хотя об этом никто, кроме него, не знает. Важно видеть и степень выраженности качества. Чрезмерная вежливость, например, может граничить с подхалимством, послушание – быть показателем пассивного исполнения требований, безразличия, а непоседливость - свидетельствовать о живости интереса, быстроте переключения внимания и др.

Личность, по определению Л.С. Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми. Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении. Отсюда и важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

Существуют различия и в понимании сущности развития личности. Метафизики рассматривают развитие как процесс количественного накопления, как простое повторение, увеличение или уменьшение изучаемого явления. Последователи диалектического материализма при изучении этого вопроса рассматривают развитие как неотъемлемое свойство природы, общества и мышления, как движение от низшего к высшему, как рождение нового и отмирание или преобразование старого.

При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования. Эта сложность обусловливается противоречивостью процесса развития. Более того, именно противоречия между новым и старым, которые возникают и преодолеваются в процессе обучения и воспитания, выступают движущими силами развития личности. К таким противоречиям относятся:

– противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

– противоречие между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

– противоречие между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности.

Названные противоречия характерны для всех возрастов, но они приобретают специфику в зависимости от возраста, в котором проявляются. Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате ребенок переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, более высокого порядка. Одно противоречие сменяется другим - развитие продолжается.

В процессе обучения и воспитания общие противоречия конкретизируются, приобретая более яркие формы. Это противоречия между требованиями к воспитанникам и их подготовленностью к восприятию и реализации этих требований; между воспитательными воздействиями и "сопротивлением материала" (А. С. Макаренко). В педагогическом процессе проявляются также противоречия, связанные с условиями развития общества, и противоречия, возникающие как следствие недостатков воспитательной работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Багаутдинов, А. М. Онтологические основания духовной культуры личности // Вестник Башкирского университета. – 2010. – Т. 15. – № 1. – С. 133-137.

2. Бахтина Н. Н. Проблема персонализации субъекта труда // Вестник Северо-Восточного государственного университета. – 2013. – № 19. – С. 12-14.

3. Владимирова Ю. В. Ретроспективный анализ изучения феномена самореализации личности // Вестник Башкирского университета. – 2014. – Т. 19. – № 2. – С. 703-709.

4.Гусева Т.И., Каратьян Т.В. Психология личности: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.

5.Зайцева Л. А. Понятие выбора в современной психологической науке // Российский психологический журнал. – 2011. – Т. 8. – № 1. – С. 48-56.

6.Илакавичус М. Р. Персонификация и персонализация как принципы освоения воспитательного потенциала идеалов культуры Человек и образование. – 2010. – № 3. – С. 19-22.

7.Карась Д. В. Категориальное пространство интернационализации личностного выбора // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 331. – С. 177-180.

Просмотров работы: 866