ВЕДЕНИЕ
Преподавание является одним из основных видов педагогической деятельности.
Урок — это основная форма организации обучения в школе, при которой учитель в течение установленного времени руководит учебно-познавательной деятельностью [3].
Как гласит народная мудрость, «У кого есть знания, тому принадлежит весь мир», «Молчание — это тоже ответ». Урок есть средство воспитания, и тем более сильное, чем больше удается посредством материала урока оказывать влияние на жизненный путь подрастающего человека (Н.Е. Щуркова). Духовная жизнь ребенка полноценная лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
Каждый урок складывается из определенных элементов. Они могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их точную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материала урока, возрастных особенностей учащихся и особенностей.
Современные педагоги стремятся преодолевать недостатки классно-урочной системы, повышая эффективность урока и других форм обучения.
ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ
Общепринятой классификации типов уроков в современной дидактике нет. Это объясняется прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке. Так, И.Н. Казанцев выделяет типы уроков по способу их организации или ведущему методу обучения: урок-беседа, урок-лекция, урок самостоятельной работы, урок-экскурсия, киноурок, уроки с разнообразными видами заданий., лабораторные и практические уроки.
Все остальные классификации типов уроков, предложенные, мало чем отличаются друг от друга. В основе их лежит ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения:
уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом, имеющие целью ознакомление учащихся с фактами, конкретными явлениями или осмысление и усвоение обобщений;
уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;
уроки закрепления и повторения знаний;
уроки проверки знаний и разбора проверочных работ;
уроки выработки и закрепления умений и навыков;
комбинированные, или смешанные, уроки.
Исходя из этой типологии, строится календарный или тематический план с распределением уроков по отдельным разделам и темам в соответствии с образовательными целями. Соотношение уроков различных типов неодинаково и зависит от характера учебной дисциплины, специфики знаний, навыков и умений, целей и задач отдельных учебных предметов. Каждый тип урока имеет определенную четко обозначенную, основную образовательную цель и методику, соответствующую его целям и задачам.
СТРУКТУРА УРОКА
Совокупность элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах, называется структура урока.
Уроки имеют самую разнообразную структуру, их нельзя планировать и проводить шаблонно, по единой, раз и навсегда установленной схеме «почерк» учителя.
Структура урока представляет собой совокупность его элементов и этапов, выстроенных в определенной последовательности и логике (таб.1)
Таблица 1.
Структура урока.
ВЗАИМОСВЯЗАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ |
Подготовительный этап: План, содержание обучения, ТСО, учебно-наглядные пособия Анализ содержания учебного материала. Планирование (календарно-тематическое и поурочное). Подготовка средств обучения. |
1. Актуализация знаний и способов деятельности. 2. Выполнение домашних заданий. 3. Подготовка необходимых учебных принадлежностей. |
Вводно-мотивационный этап: Мотивация, цель, задачи Создание проблемной ситуации. Постановка цели и задач, формирование мотивов учебной деятельности. Обсуждение плана предстоящей работы. |
1. Осознание необходимости, цели, задач предстоящей учебно-познавательной деятельности. 2. Принятие плана. 3. Анализ своих учебных возможностей. |
Контрольно-оценочный этап: Анализ и коррекция педтехнологий и результатов деятельности, оценка Контроль результатов учебно-познавательной деятельности. Корректировка педагогической технологии и деятельности учащихся. Оценка. |
1. Самоконтроль: анализ процессуальной стороны и результатов деятельности. 2. Внесение коррективов в свою деятельность. 3. Самооценка. |
Тематическое планирование – перспективный рабочий план учителя, который может подвергаться корректировке в течение учебного года по объективным и субъективным причинам: праздники, болезнь учителя и т.д. Но этот план должен быть выполнен по окончании учебного года.
В поурочном планировании отражается тема урока и класс, в котором он проводится; цель урока с конкретизацией его дидактических задач; краткое содержание материала, изучаемого на уроке; определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся. В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и т.п.
Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования).
При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете.
Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный результат. Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо рассчитать алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от них зависит эффективность будущего занятия.
1. Реализация алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий. Диагностика заключается в выяснении всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся; мотивов их деятельности и поведения; запросов и наклонностей; интересов и способностей; требуемого уровня обученности; характера учебного материала, его особенностей и практической значимости; структуры урока; во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе (на повторение опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений).
Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов.
2. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100 %. Влияние препятствующих факторов снижает этот идеальный показатель. Величина потерь вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока – планированию.
3. Проектирование (планирование) – завершающая стадия подготовки урока, которая заканчивается созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления – это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом.
На начальном этапе педагогической деятельности следует писать подробные планы-конспекты урока, в которых должны быть отражены следующие моменты:
– дата проведения урока и его номер по тематическому плану;
– название темы урока и класса, в котором он проводится;
– цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;
– структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;
– содержание учебного материала;
– методы и приемы работы учителя в каждой части урока;
– учебное оборудование, необходимое для проведения урока;
– задание на дом.
Основная задача преподавателя – приблизить все уроки к уровню открытых, отличающихся стройным структурным построением, умелым сочетанием и подбором методов, приемов, средств и форм обучения.
Планирование урока является одним из аспектов творческой деятельности учителя, в котором реализуется его научно-методические представления, мастерство и находчивость в оригинальном построении процесса обучения.
Таким образом, планирование как действие это взгляд в будущее, взгляд, который позволяет определить будущие действия и распределить их по времени. Планирование уроков относится к ряду планирования учебного процесса и обладает большой ролью в получение качественных результатов в образовании.
Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике.
Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок.
Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / [под ред. П.И. Пидкасистого]. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – С. 284-350
Поташник, М.М. Требования к современному уроку: методическое пособие. / М.М. Поташник. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 272 с.
Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2000. – 520 с.
Чуракова, Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в школе / Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига, 2009. – 112 с.