В современном мире мы наблюдаем огромный интерес к изучению иностранного языка, начиная от младших классов и заканчивая старшими классами. Изучение иностранного языка продолжается и в высших учебных заведениях. В наши дни мы замечаем, что если ученик знает иностранный язык, то у него появляются огромные возможности, например: ученик может провести каникулы за рубежом и общаться на иностранном языке, участвовать в международных проектах и конкурсах, а также учиться в высших знаменитых учебных заведениях за границей. Именно поэтому в изучении иностранного языка особое внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции.
Для того чтобы у ученика развивалась коммуникативная компетенция, нужно использовать ролевые игры, особенно в младшей школе. По наблюдению психологов известно, что для младшего школьного возраста характерна высокая активность, любознательность и подвижность. Дети этого возраста свободны и любят исполнять различные роли людей, которых видят вокруг себя, а также роли сказочных персонажей. У школьников этой возрастной группы происходит интенсивное развитие воспроизводящего воображения, их фантазия становится способной оживлять то, что получено извне в форме описания, создавать яркие образы увиденного и услышанного [3, 4]. В этом хорошим подспорьем являются ролевые игры.
Ролевые игры - это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно. При ролевой игре учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения. Ролевые игры не только играют важную роль в освоении лексических и грамматических структур языка, но и помогают развить у учеников навыки разговорной речи, что просто необходимо для общения на иностранном языке [5]. Процесс организация ролевой игры включает в себе три этапа:
подготовка ролевых игр;
проведение;
подведение итогов.
Особое значение педагог должен уделить подбору адекватных и интересных ролевых игр для каждой возрастной группы.
В младшей школе педагог должен учитывать основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета [1]. Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иноязычную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение), читать, то есть понимать иноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, то есть научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли. Действительно, чтобы заложить основы по каждому из перечисленных видов речевой деятельности, необходимо накопление языковых средств, обеспечивающих функционирование каждого из них на элементарном коммуникативном уровне, позволяющем перейти на качественно новую ступень их развития в дальнейшем.
Начальный этап очень важен, так как от него зависит успех в овладении иностранного языка в последующих этапах. Как известно, построение начального этапа может быть различным в отношении языкового материала, его объема, организации; последовательности в формировании и развитии устной и письменной речи; учета условий, в которых осуществляется учебно-воспитательный процесс; раскрытия потенциальных возможностей самого предмета в решении воспитательных, образовательных и развивающих задач, стоящих перед школой. В изучении нам помогают различные игры.
Игры мы можем разделить на два вида. Первый вид игр - это грамматические, лексические, фонетические игры. Целью таких игр является изучение грамматики, развитие навыков чтения, повышение внимательности для аудирования, а также закрепление изученных лексических единиц.
Второй вид включает в себя творческие игры. Цель этих игр - способствовать дальнейшему развитию речевой деятельности и умение использовать речевые навыки. В таких играх проявляется возможность показать самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков учащихся. Игры второго раздела тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.
Ролевая игра имеет ряд особенностей.
Ролевая игра повышает качество обучения.
В ролевой игре применяются знания и умения учеников, приобретенные в классной комнате так и за её пределами.
Ролевые игры повышают внимание. Во время ролевой игры, как и при реальном общении, участники должны внимательно слушать друг друга, т.к. они не знают заранее, что скажут их партнеры, они должны быстро думать и адекватно реагировать на реплики своих товарищей.
Во время ролевой игры мы наблюдаем у учеников повышение эмоционального подъёма, что чрезвычайно положительно влияет на качество обучения.
Ролевые игры обладают большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном отношениях [2]. Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволят учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания.
Коммуникативный подход подразумевает обучение лексике, грамматическим структурам и функциям, для того чтобы ученики могли успешно решать стоящие перед ними задачи в процессе общения. Использование ролевых игр на уроке иностранного языка – это очень эффективный метод обучения, который способствует повышению мотивации, снижению утомляемости, а также увеличению темпа ведения урока. Положительное влияние игры на формирование познавательных интересов учащихся способствует развитию у обучающихся самостоятельности, инициативности, воспитанию чувства коллективизма, а также осознанному усвоению иностранного языка.
Список литературы
1.Верещагина, Рогова. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М., 1998г.
2. Никитенко З.Н. Обучение иностранным языкам на начальном этапе. Иностранные языки в школе. 2003. – с. 34-35
3. Вятютнев М.Н. Обучение иностранному языку в начальной школе. // Иностранный язык в школе,1990. - № 6.
4.Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе : учеб. пособие для студентов пед. колледжей / под ред. В. М. Филатова. Ростов н/Д, 2004.
5.Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения. // Начальная школа - 2009 - №11 - с. 49-51