ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Одинцова Е.П. 1, Червякова А.Л. 1
1Студент или преподаватель
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная российская наука финансового права не содержит единообразных подходов к определению содержания понятия «государственный кредит». Ясности в данном вопросе не добавляет и действующее законодательство, содержащее дефиниции «государственные заимствования», «государственный финансовый кредит» и «государственный экспортный кредит», которые отражают только одну из групп кредитных отношений с участием государства.

В процессе совершенствования бюджетного законодательства Российской Федерации Федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63-ФЗ44 законодательная формулировка государственного кредита была исключена из Бюджетного кодекса РФ [1].

Представляется целесообразным рассматривать государственный кредит в узком и широком смыслах. Будучи правовым институтом, опосредующим кредит, в узком смысле государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых государство выступает в роли кредитора или заемщика. Данная дефиниция лучше всего подходит для придания строгой логики механизму правового регулирования исследуемого явления.

В широком смысле государственный кредит можно рассматривать как урегулированные нормами права общественные отношения, складывающиеся между государством (Федерацией или ее субъектами), с одной стороны, и юридическими и физическими лицами и иными субъектами права, с другой стороны, по поводу движения денежных средств, приводящие к формированию государственного долга или государственных долговых активов [2].

Государственный кредит подразделяется на внешний (международный) и внутренний. Внутренний государственный кредит получает преимущественное развитие в сравнении с внешним, так как основная доля расходов государства реализуется в национальной валюте. Однако в современных условиях международного разделения труда, активной взаимопомощи государств, обмена научно-техническими достижениями и технологиями способствуют развитию международного государственного кредита, осуществляемого в иностранной валюте. Внешний (международный) государственный кредит – совокупность отношений, в которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта на мировом финансовом рынке. Эти отношения приобретают форму государственных внешних займов. Сумма полученных внешних займов с учетом начисленных процентов надлежит включению в государственный долг страны [7].

В нашем случае Российская Федерация чаще выступает как заемщик. В таблице 1 представлены данные о внешнем долге РФ.

Таблица 1.

Государственный внешний долг Российской Федерации (2017-2021 гг.) [5].

По состоянию на

Объем государственного внешнего долга РФ, млн. долл. США

всего

в т.ч. по государственным гарантиям РФ

01.01.2017

51 211,8

11 730,5

01.01.2018

49 827,3

10 357,2

01.01.2019

49 156,5

11 567,4

01.01.2020

54 848,3

13 252,8

01.01.2021

59 312,7

19 222,9

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) на первое ноября 2021 г. составил 59 312,7 млн. США. Темп прироста внешнего долга приведена на рисунке 1.

Рисунок 1. Темпы прироста государственного внешнего долга РФ (2018-2021 гг.), %.

По данным Минфина РФ государственный внешний долг за последние 5 лет увеличился на 8 100,9 млн. долл. США или на 15,8 %. Положительный темп роста наблюдается в 2020 г. и 2021. Причем государственный внешний долг по государственным гарантиям увеличивается большими темпами. За 5 последних лет они выросли на 63,9 %.

Центральный Банк РФ связывает рост внешнего государственного долга РФ с ростом иностранной задолженности банковской системы, а также со сложившейся эпидемиологической ситуацией в мире. 28 июня эксперты отмечали, что Россия в настоящее времянаходится в лучшей позициипо сравнению с другими развитыми странами. Уровень внешнего долга (государственного и корпоративного) страны составляет 40% от внутреннего валового продукта, совокупный госдолг — порядка 17% от ВВП.

В июле международное рейтинговое агентство Fitch сохранило долгосрочный кредитный рейтинг Россиив иностранной валюте на инвестиционном уровне BBB со стабильным прогнозом [8].

Далее рассмотрим динамику изменения объемов внутреннего государственного долга (таблица 2).

Таблица 2.

Государственный внутренний долг Российской Федерации (2017-2021 гг.) [6].

По состоянию на

Объем государственного внутреннего долга РФ, млрд. руб.

всего

в т.ч. по государственным гарантиям РФ

01.01.2017

8 003,5

1 903,1

01.01.2018

8 689,6

1 442,5

01.01.2019

9 176,4

1 426,9

01.01.2020

10 171,9

840,5

01.01.2021

14 751,4

695,2

По данным Минфина РФ государственный внутренний долг страны за последние 5 лет увеличился на 6 747,9 млрд. руб. При этом долг по государственным гарантиям стремительно снизился на 1 207,9 млрд. руб. В идеале, причиной использования государственного кредита выступают растущие потребности общества, такие как необходимость улучшения качества дорог, ремонт зданий, принадлежащих образовательным учреждениям, расселение граждан из ветхого жилья, но иногда причины могут быть и прямо противоположными, как финансирование разрешения военных конфликтов в сопредельных государствах, или экстренно возникшими как борьба с пандемией COVID-19.

Рисунок 2. Темпы прироста государственного внутреннего долга РФ (2018-2021 гг.), %.

Как видно из рисунка 2, резкое увеличение государственного внутреннего долга РФ наблюдается в 2020 г. Основной причиной роста стала эпидемиологическая ситуация в стране и мире.

Далее рассмотрим различные точки зрения по поводу того, какое влияние на государственный долг окажет сложившаяся ситуация с пандемией.

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина отмечает, что у России достаточно низкий уровень государственного долга в сравнении с другими странами и это является конкурентным преимуществом страны. На основе данных, представленных Минфином РФ, объем бюджетных мер для борьбы с коронавирусом и его последствиями в РФ составляет около 2,8 % ВВП. В целом же, совокупный объем фискальной поддержки граждан и бизнеса всех отраслей в условиях пандемии коронавируса Минфин оценил в 6,5 % ВВП [3].

Счетная палата РФ спрогнозировала рост государственного долга в ближайшие годы, но рисков для бюджета и финансовой системы страны нет. Аудитор отметил, что глобальный долг к глобальному ВВП составляет около 98%. У Евросоюза и Великобритании этот показатель — чуть меньше 100%, у Японии — около 250%. Больше 100% госдолга от ВВП у Италии, Испании, Бельгии и Канады. Россия находится в нижней десятке стран мира по этому показателю.

Рост будет происходить за счет внутреннего долга — рублевых облигаций, которые приобретают чаще местные инвесторы. Вместе с тем аудитор добавил, что доля государственного внешнего долга в России будет снижаться. В частности, сильно сократятся прямые кредиты иностранных правительств. Доля займов у международных финансовых организаций вырастит не сильно.

Согласно проекту федерального бюджета на ближайшие три года, объем госдолга вырастет до 21,1% от ВВП в 2024 году. По представленным в документе оценкам, по итогам 2021-го он вырастет с 17,7% до 17,8% ВВП. К концу 2022 года повышение составит до 19,4%, к 2023 году — до 20,3% [4].

Подводя итоги можно сказать, что в последние годы попытки Российской Федерации сократить последствия пандемии COVID-19 на здоровье граждан и национальные экономики привело к значительному росту уровня государственного долга, что в свою очередь усилило противоречие между выполнением своих задач в области устойчивого развития и сдерживанием факторов уязвимости долговой ситуации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" от 26.04.2007 N 63-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58942/ (дата обращения: 22.11.2021)

Богданова А. В. Государственный кредит в Российской Федерации: учебное пособие / под ред. проф. А. А. Ялбулганова. М.: кафедра финансового права НИУ ВШЭ, 2014. – 114 с.

Бюджетная политика во время пандемии [Электронный ресурс] –Режим доступа: https://econs.online/articles/opinions/byudzhetnaya-politika-vovremya-pandemii/ (дата обращения: 24.11.2021)

В Счетной палате спрогнозировали рост госдолга России [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ko.ru/news/v-schetnoy-palate-sprognozirovali-rost-gosdolga-rossii/ (дата обращения: 26.11.2021)

Государственный внешний долг Российской Федерации (2011-2021 гг.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/?id_38=69444-gosudarstvennyi_vneshnii_dolg_rossiiskoi_federatsii_2011-2021_gg (дата обращения: 20.11.2021)

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/internal/structure/total/?id_39=93479-tablitsy_yezhemesyachnykh_znachenii_obema_gosudarstvennogo_vnutrennego_dolga_rossiiskoi_federatsii (дата обращения: 24.11.2021)

Пакова О.Н., Лыкова Т.К. Государственный кредит и государственный долг России // Инновационная наука. - 2017. - № 1-1. - С. 87-89.

ЦБ сообщил о росте внешнего долга России с начала года [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://iz.ru/1192482/2021-07-13/tcb-soobshchil-o-roste-vneshnego-dolga-rossii-s-nachala-goda (дата обращения: 20.11.2021)

Просмотров работы: 61