Задача построения социального государства в России обязывает развивать принцип социального партнерства как социальный институт и как социальный процесс. Это – принцип социальной игры, где все ее участники должны получить выгоду от общения, то есть создать, таким образом, систему действий во взаимодействии.
В научной литературе и нормативных документах используется не одно, а, как правило, несколько оснований для интерпретации социального партнерства. Так, Трудовой кодекс определяет социальное партнерство как «систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений» [1, с. 1].
Однако в настоящее время уже смело можно говорить о социальном партнерстве в более широком контексте. Социальное партнерство играет все большую роль в обеспечении политической стабильности, формировании новых цивилизованных человеческих отношений, определяет тенденции мирового общественного развития.
В настоящее время государство без вмешательства бизнеса и некоммерческого сектора неспособно решить проблемы в социальной сфере, поэтому необходима тесная взаимосвязь всех трех секторов общества.
Современное общество можно представить в совокупности трех социальных подсистем (рисунок 1.1).
Власть
Взаимодействие бизнеса Взаимодействие власти и и власти общества
Общество
Бизнес
Взаимодействие общества (НКО) Сектор общего взаимодействия и бизнеса
Рисунок 1.1 – Система социального партнерства
политическая подсистема, включает в себя органы государственной власти и органы местного самоуправления (первый или государственный сектор);
экономическая подсистема, в которую входят бизнес организации и предприятия, рыночные отношения. Ее называют бизнес (второй или коммерческий сектор);
гражданское общество или НКО (третий или некоммерческий сектор).
Каждый из секторов имеет свою миссию, области деятельности, технологии работы, организационные структуры, системы управления, ресурсную базу, нормативную базу и различающиеся сферы использования продукции, и рынки товаров и услуг [2, с. 323].
Однако, только оставаясь в своей нише, сектор не может решать всех задач, поэтому начинают выстраиваться разные линии поведения:
–создание организаций, которые будут в правовом смысле отвечать требованиям других секторов, отстаивая интересы данного сектора (например, бизнес-ассоциация – это организационно-правовая форма НКО; РСПП – общественная организация, в которой добровольцами работают почти все российские бизнесмены);
– развитие новых концепций и подходов, когда, не нарушая основной специфики работы, каждый сектор начинает добавлять процедуры и приемы, которые связывают его с другими (например, идея корпоративного гражданства – социально-ответственного бизнеса, суть которого в том, что основная миссия – производство прибыльных товаров и предоставление требуемых услуг – дополнялась требованиями к качеству товаров и услуг, которое ожидают клиенты, а также благотворительной деятельностью фирмы на уровне общины);
– создание приемлемых механизмов межсекторного взаимодействия.
Современное развитие общества позволяет расширить рамки социального партнерства, уйти от консервативного толкования социального партнерства, якобы касающегося только сферы трудовых отношений. Настала пора говорить о новом социальном партнерстве и новой социальной политике, без чего современные социально-экономические и общественные отношения развиваться эффективно не способны.
Социальное партнерство – это серьезная школа демократии, то есть система взаимоотношений в обществе, при которой реализуются интересы большинства при одновременном соблюдении интересов меньшинства, где каждый участник процесса, отвечая за себя, несет и всеобщую ответственность за принятые решения. Социальное партнерство – это и особая школа управления социально-экономическими и общественно-политическими процессами на всех уровнях власти, которая учит партнеров умению договариваться, быть социально ответственными участниками переговорного процесса, которая формирует ростки новой культуры взаимоотношений в государстве на пути построения гражданского общества [3, с. 18].
На территории РФ всю большую актуальность приобретает государственно-частное партнерство, как разновидность взаимоотношений в обществе.
По мнению М. В. Клиновой не всякое взаимодействие государства и частного капитала в смешанной экономике можно отнести к категории ГЧП, а лишь такое, когда бизнес по поручению и при поддержке государства выполняет функции, которые раньше возлагались на последнее, когда рыночные начала внедряются в традиционную сферу активности государства, в том числе в инфраструктуру [4, с. 89].
В российской научной литературе последних лет приводятся различные трактовки ГЧП. Одно из удачных определений, акцентирующих внимание на его правовых сторонах, дано М. В. Вилисовым: «Государственно-частное партнерство – это правовой механизм согласования интересов и обеспечения равноправия государства и бизнеса в рамках реализации экономических проектов, направленных на достижение целей государственного управления» [5, с. 10]. Все упомянутые термины отсылаются, в наиболее широком смысле, к феномену межсекторного взаимодействия, целью которого является комплексное разрешение возникающих в обществе социальных проблем. Представляя собой в достаточной степени широкое поле, межсекторное взаимодействие или другими словами межсекторное социальное партнерство является многогранным явлением. Под МСП подразумевается не только одновременное взаимодействие трех секторов, но и двусторонние соглашения и реализуемые в их рамках проекты.
Как отмечает А. Н. Михеев «межсекторные партнерства крайне широко различаются с точки зрения целей, масштабов, сложности, уровня деятельности (от локального до глобального), размера и разнообразия партнеров». Они имеют дело с самыми разнообразными проблемами, многие из которых связаны с вопросами устойчивого развития, но могут касаться и любых других проблем, требующих внимания заинтересованных сторон. Межсекторные партнерства вовлечены как в процесс определения повестки дня, так и в осуществление принятых решений. Они могут существовать на местном, национальном и глобальном уровне, а некоторые партнерства действуют одновременно на нескольких уровнях. Сроки деятельности межсекторных партнерств также различны: от «однократных событий до процессов, длящихся несколько лет». Наконец, «межсекторные партнерства могут включать в себя разное количество заинтересованных сторон и потому отличаются по степени разнообразия, причем увеличение разнообразия как предоставляет новые возможности, так и означает появление новых вызовов» [6].
Канд. соц. наук А. А. Ловкова считает, что межсекторное социальное партнерство – это взаимовыгодное сотрудничество органов местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций, направленное на повышение качества жизни местного сообщества и обеспечивающее синергетический эффект от объединения ресурсов различных акторов и активизации ранее скрытых ресурсов местного сообщества [7, с. 95].
В настоящее время отсутствует единая точка зрения относительно толкования определения «межсекторного взаимодействия». В рамках проводимого исследования основополагающим определением МСП будет определение данное доктором социологических наук, кандидатом технических наук, профессором МФТИ В. Н. Якимцом, который под межсекторном социальном партнерстве подразумевает: «конструктивное взаимодействие организаций из двух или трех секторов (государство, бизнес, некоммерческий сектор) при решении социальных проблем, обеспечивающее синергетический эффект от «сложения» разных ресурсов и «выгодное» каждой из сторон и населению» [8, с. 40]. По его мнению, суть МСП состоит в налаживании конструктивного взаимодействия между тремя силами, действующими на общественной арене страны, области, города или иной территории, государственными структурами, коммерческими предприятиями и некоммерческими организациями в реформировании и совершенствовании функционирования социальной сферы. Такое взаимодействие необходимо, чтобы совместными усилиями решать значимые социальные проблемы, такие, например, как бедность, бездомность, сиротство, насилие в семье, загрязнение окружающей среды.
Обобщая исследования Д. Сельски, Б. Паркер, М. Мерфи, Д. Аренас, Дж. Конли, Б. О'Лафина и других западных ученых, Д. Джамали выделяет пять основных предпосылок для формирования и развития межсекторного взаимодействия, как механизмов решения социальных проблем, представленные в рисунке 1.2 [9].
Предпосылки для формирования и развития межсекторного взаимодействия, как механизмов решения социальныхпроблем:
ухудшение состояния окружающей среды;
снижение роди государства в решении социальных вопросов;
рост гражданского общества;
развитие и имплементация принципов корпоративной социальной ответственности;
размытие межсекторных границ.
Рисунок 1.2 – Предпосылки для формирования межсекторного взаимодействия
Стимулом для развития механизмов МСП является снижение роли государства, как директивного аппарата, несущего единолично функцию обеспечения социальных услуг. Ученые отмечают, что «роль государства в мире существенно снизилась, в то время как потребности общества продолжают расти, что превышает возможности властей их удовлетворять» [89].
По мнению Б. О’Лафина, профессора Стэнфордского университета, изменяется функция государства: «власть отходит от непосредственного исполнения и инспектирования к новым формам вовлечения граждан, предпринимателей и представителей гражданского общества в процесс разработки и реализации социальных программ». Об этом свидетельствует распространение различных консультативных структур, развитие социального предпринимательства. Государственные структуры делегируют часть своих полномочий в социальной сфере третьему сектору. В России, распространяются практики социального заказа, развивается институт тендеров.
Возрастание роли гражданского общества также становится одной из причин развития межсекторного социального партнерства. Участники гражданского общества расширяют сферу взаимодействия, выходя на уровень тесного сотрудничества с научными сообществами, спонсорами, разрабатывают и реализуют новые стратегии оказания социальных услуг. Некоммерческий сектор заявляет о себе, как о новом и необходимом участнике в международных отношениях.
Важной предпосылкой развития межсекторного взаимодействия Д. Джамали выделяет возрастающую роль развития концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса. Кроме того, возрастает роль участия бизнес-структур в благотворительной деятельности и разработки эффективных механизмов в разработке программ по улучшению окружающей среды. Разработка принципов корпоративного волонтерства и корпоративного гражданства также является прямым стимулом для формирования МСП [89].
Не менее важным фактором в развитии МСП стало – отсутствие четких границ в деятельности власти, бизнеса и некоммерческого сектора. Примером может быть предпринимательская деятельность некоммерческого сектора, так называемое социальное предпринимательство, необходимая для поддержания жизнедеятельности НКО и выполнения заявленных в уставе целей. Обратным моментом является формирование коммерческим сектором бизнес ассоциаций для артикуляции своих интересов, которые зачастую имеют статус некоммерческих организаций.
Основные теории возникновения межсекторного взаимодействия рассмотрела канд. соц. наук А. А. Ловкова, которые представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Теории о возникновении межсекторного взаимодействия
Этап |
Характеристика |
Начало XIX в. |
В своих учениях О. Конт и Э. Дюркгейм особое внимание уделяли проблеме взаимодействия общественных структур и государства. Г. Спенсер и А. Токвиль пришли к выводу, что государственные органы и общество смогут конструктивно взаимодействовать только при условии договорных соглашений, без внешнего контроля. |
Конец XIX в. |
М.Вебер в своей работе «Город» подчеркнул особый корпоративный характер городов, под которым понималось взаимодействие различных социальных групп в рамках территории города. |
Начало XX в. |
Представители Чикагской школы рассматривали три составляющих: социальные изменения, социальный контроль и коллективные действия. Р. Редфилд разработал концепцию о взаимодействии властей и местного сообщества в рамках конкретной территории. |
Середина XX в. |
М. Палацци, Дж. Статчер, А. Керолл сформулировали новую категорию «социальная ответственность», реализуемая как через формы социального контроля, так и через понимание своей общественной роли субъектами ответственности. |
Начало XXI в. – по настоящее время |
В настоящее время актуализируется изучение межсекторного партнерства сквозь призму сетевого подхода, который позволяет учитывать как формальные, так и неформальные аспекты взаимодействия. В рамках этой концепции можно выделить работы А.Л. Барабаши, разработавшего теорию безмасштабных сетей; М. Кастельса, который анализировал пространство потоков; Дж. Коулмана, который рассматривал сети сквозь призму социального капитала; Р. Эмерсона, разрабатывающего теорию социального обмена; Ф. Фукуямы, анализирующего роль неформальных факторов в социально-экономическом развитии; Г.В. Градосельской, разрабатывающей матрицу сети на основе теории графов. |
Концептуальной основой развития межсекторного социального партнерства выступают дополнительные преимущества, открывающиеся перед властью, бизнесом и некоммерческим сектором. Например, приобретение новых знаний и доступ к ним, возможность обнаружения дополнительных ресурсов, которые ранее были скрыты.
Бизнесу партнерство дает следующие преимущества:
– лидирующую и более ответственную роль, позволяющую преодолеть враждебное отношение к бизнесу в местном сообществе;
– лучшие межсекторные связи, за счет которых формируется лучшее понимание бизнесом местного сообщества;
–возможность участия сотрудников компании в важных местных инициативах, что влечет за собой укрепление мотивации;
–укрепление репутации и общественную лицензию на ведение деятельности, необходимые для успеха предпринимательской деятельности.
Преимущества для некоммерческих организаций более очевидны:
–лучшее понимание некоммерческими и общественными организациями сути и возможностей бизнеса, т. е. обращение к бизнесу как источнику не только финансов, но и важных деловых навыков и опыта;
–финансирование их социальных проектов и административной деятельности.
Для органов власти партнерство:
– предоставляет возможность более эффективно решать социальные проблемы при меньших затратах;
– повышает авторитет власти в глазах местного сообщества;
–укрепляет позиции муниципалитетов во взаимоотношениях с другими уровнями власти.
Для устойчивого развития межсекторного социального партнерства необходимо:
– понимание всеми участниками МСП своего необходимого участия и вклада в развитии общества;
– сознательная взаимозависимость партнеров друг с другом и с местным сообществом и взаимодополняемость ресурсов муниципалитета, общественных организаций и бизнеса;
– постоянный учет интересов партнеров;
– предоставление различных форм и механизмов партнерства;
– развитие сетевых коммуникаций, социальной ответственности и доверия между участниками межсекторного социального партнерства;
–непрерывное повышение продуктивности системы за счет роста профессионального уровня участников.
Предпосылками для становления, развития и институционального оформления межсекторного взаимодействия считается усложнение социальных проблем, с которыми сталкивается современное общество, параллельно с изменяющимися традиционными ролями трех секторов в социальной сфере.
Список литературы
Букина Н. Н. Межсекторное социальное партнерство как основа современного гражданского общества / Н. Н. Букина, С. Г. Рябова // Системное управление, 2009. Выпуск 2 (5). – С. 1–9.
Хананашвили Н. Л. Межсекторные взаимодействия в России: методология, технологии, правовые нормы, механизмы, примеры : Настольная книга – 2002: альманах / под ред. Н. Л. Хананашвили, В. Н. Якимец // – М. : Фонд «НАН», ИСА РАН, 2003. – 323 с.
Алексеев С. К новой социальной политике / С. Алексеев // Социальное партнерство. – 2007. – № .3 – С. 18–19.
Клинова М. В. Государство и частный капитал в поисках прагматического взаимодействия : монография / М. В. Клинова. М. : ИМЭМО РАН, 2009. – С. 89–90.
Вилисов М. В. Государственно-частное партнерство: политико-правовой аспект / М. В. Вилисов // Власть. – 2006. – № 7. – С. 10–13.
Михеев А. Н. Многосторонние партнерства: определение, принципы, типология, процесс осуществления / А. Н. Михеев // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pandia.ru.
Ловкова А. А. Социальное партнерство : учеб. – метод. пособие / А. А. Ловкова. Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. – 95 с.
Якимец В. Н. Межсекторное социальное партнерство: возможности и ограничения / В. Н. Якимец // – М. : РОО «Кеннан», 2001. – 40 с.
Jamali D. Cross Sector Social Partnerships (CSSPs): Prospects and Challenges for Social Changein the Middle East. [Электронныйресурс]. 2011.