Гендерные отличия в творческом мышлении студентов медицинского университета - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Гендерные отличия в творческом мышлении студентов медицинского университета

Гиголова Е.А. 1
1ФГБОУ ВО "Ставропольский государственный медицинский университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Творческое мышление – это один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразования в самой познавательной деятельности по его сознанию [6, С. 100]. При этом М. А. Холодная говорила о синонимичности понятий «креативность» и «творческое мышление», ссылаясь на то, что первое понимается как творческая интеллектуальная способность, чем, собственно, и является творческое мышление [7]. Опираясь на данную мысль, мы понимаем, что творческое мышление можно изучить через креативность.

Проанализировав работы Д. Б. Богоявленской, Л. С. Выготского, В. Н. Дружинина, Н. В. Берсенева выявила, что креативность проходит минимум две стадии в своем онтогенезе:

«Первичная» креативность, которая является общей творческой способностью; с 3 до 5 лет;

«Специализированная» креативность, подразумевающая способности к творчеству в определенной сфере деятельности как дополнение и альтернатива к первой фазе; с 13 до 20 лет.

С физиологической и анатомической точки зрения, мышление девочек развивается гораздо быстрее, чем у мальчиков [2, С. 7]. Следовательно, процесс формирования творческого мышления у девочек будет протекать быстрее, чем у мальчиков.

Проблемой изучения творческого мышления студентов занимались С. А. Водяха, М. Ю. Казарян, Л. В. Михайлов. Б. Г. Ананьев поставил проблему студенчества как особой социально-психологической возрастной категории. Период обучения в высших учебных заведениях чаще приходится на юношеский возраст, который является наиболее благоприятным для развития творческого мышления с учетом того, что именно на этот возрастной период выпадает вторая фаза онтогенетического развития творческого мышления, которая характеризуется переходом от подражания к оригинальному творчеству.

Студент – особый субъект учебной деятельности, который целенаправленно овладевает знаниями и профессиональными умениями. Учебная деятельность направлена на овладение профессиональными компетенциями, что обуславливает активное использование творческого мышления.

Статус студента – социальный фактор, влияющий на компоненты творческого мышления, юношеский возраст и пол – биологические факторы, относящиеся к возрастным особенностям психики и анатомо-физиологическим соответственно [4, С. 3]. В совокупности эти факторы преобразуют процесс творческого мышления и обуславливают неоднозначность его протекания у людей.

Итак, анализ работ исследователей в области творческого мышления показал, что на процесс творческого мышления влияют такие факторы как возраст, пол и социальный статус. Так как наша задача изучить различия в творческом мышление девушек и юношей студентов, то стоит обратиться к эмпирическому исследовании для практического подтверждения полученных данных при теоретическом анализе.

Базой исследования стал ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет». Были выбраны две методики, позволяющие проанализировать различия в творческом мышлении студентов: опросник «Определение типов мышления и уровня креативности» Дж. Брунера и опросник «Личностная креативность» по методу Е. Е. Туник [5, 3].

Выборка для первой методики составила 28 студентов в возрасте от 17 до 23 лет с соотношением по половому признаку 1:1, что позволит сравнить уровень творческого мышления у девушек и юношей студентов наиболее точно.

Показатели типов мышления и уровня креативности (Опросник "Определение типов мышления и уровня креативности" Дж. Брунера)

Пол

Предм. м.1

Симв. м.2

Знак. м.3

Обр. м.4

Креат.5

Мужской

7,2

7,1

9,3

8,8

8,3

Женский

7,2

6,9

10,2

9,9

8,9

1Предметное мышление 2Символическое мышление 33наковое мышление 4Образное мышление 5Креативность

Показатели типов мышления и уровня креативности (Опросник "Определение типов мышления и уровня креативности" Дж. Брунера)

Анализ результатов, представленных в таблице 1 и на рисунке 1, показал, что:

общий интеллектуальный уровень по типам мышления у девушек–студенток в возрасте от 17 до 23 лет выше;

так как мы изучаем творческое мышление через креативность [1, С. 186], то можем говорить о том, что уровень творческого мышления у девушек выше.

Выборка для опросника «Личностной креативности» по методу Е. Е. Туник составила 20 студентов в возрасте от 17 до 22 лет в соотношении по половому признаку 1:1.

Данная методика позволяет изучить творческое мышление через креативность, разбив ее на четыре особенности творческой личности:

Любознательность;

Воображение;

Сложность;

Склонность к риску.

Показатели личностной креативности (Опросник "Диагностика личностной креативности по методу Е. Е. Туник")

Пол

Л1

В2

С3

СкР4

ОТП5

Мужской

14,5

12,4

13,2

13,1

53,2

Женский

15,3

15,3

13,6

16,3

60,5

1Любознательность 2Воображение 3Сложность 4Склонность к риску 5Общий тестовый показатель

Средние показатели по Опроснику «Диагностика личностной креативности по методу Е. Е. Туник»

Анализ результатов, представленных в таблице 2 и на рисунке 2, показал, что:

средний уровень всех особенностей творческой личности (любознательность, воображение, склонность к риску, сложность) выше у девушек–студенток в возрасте от 17 до 22 лет, при этом многие из них приближены или входят в пределы повышенного тестового показателя;

общий тестовый показатель у девушек–студенток в возрасте от 17 до 22 лет выше, чем у юношей–студентов на 6,3 единицы;

так как гендер и пол у испытуемых в выборке совпадают, то можно сделать вывод о том, что гендер и пол имеют влияние на формирование и реализацию творческое мышление;

уровень творческого мышления у девушек-студенток выше.

По результатам теоретического обоснования и эмпирического исследования, мы приходим к общему заключению о том, что в юношеском возрасте у девушек-студенток уровень творческого мышления выше, чем у юношей-студентов в этот же возрастной период.

Список литературы

Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 3–е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 368 с. URL: bookap.info/book

Еремеева В. Д., Т. П. Хризман. Мальчики и девочки – два разных мира – Нейропсихологи учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам – Москва : Линка–Пресс, 1998. – 181 с.: ил. – Прилож. к журналу "Обруч". – Об авт.: 4 с. обл. URL: https://www.vodb35.ru/files/malchiki_devochki.pdf

Зверева С.В. Себе навстречу… Сб. психологических методик для педагогов. – СПб.: ГБОУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района Санкт–Петербурга, 2015. – 74 с. (с. 45–52) URL: imc.tumos.gov.spb.ru/files

Опарина О. В. Феноменология креативности и факторы формирования креативной личности // Вестник КазГУКИ. 2009. №4. URL: cyberleninka.ru/article/n/fenomenologiya

Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ре. Дж. Г.С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 448с. (стр 293–298)URL: https://klex.ru/v2d

Словарь/Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.

Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб., 2002.

Просмотров работы: 39