Рефлексия обучающихся на уроках иностранного языка в основной школе - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Рефлексия обучающихся на уроках иностранного языка в основной школе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность применения методов рефлексии на уроках иностранного языка

Рефлексия – это способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы, самоанализ, умение размышлять, осмысление. Этап рефлексии является неотъемлемой частью уроков иностранного языка. Как показывает практика, он обучает учащихся правильно оценивать результаты собственных действий, а также оценивать ответы своих одноклассников и работу учителя на уроке в целом. Рефлексия — то, что ученик взял с урока, понял и изложил собственными словами. Кроме того, рефлексия чрезвычайно важна в частности в обучении иностранным языкам. Это связано со многими факторами, в том числе и с тем, что в современном мире важно уметь анализировать свой опыт, делать выводы, оценивать и замечать свои собственные ошибки. Успех учеников в обучении достижим при правильном подходе к самоанализу, а организация такого подхода напрямую зависит от учителя.

Обычно вместо рефлексии в школах применяется закрепление или обобщение полученных знаний. Тогда как известно, что тот, кто повторяет – не учится. Освоение происходит, когда работает направляемая рефлексия. Рефлексивный подход помогает ученикам вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты, а затем поставить цель для дальнейшей работы.

Классификация рефлексии. Выбор вида рефлексии

Систематизируя знания и опыт работы по вопросу классификации рефлексии, можно вывести следующие её виды: по содержанию - устная и письменная рефлексия; по цели - рефлексия эмоционального состояния и настроения, рефлексия содержания учебного материала, рефлексия деятельности; по функции - личностная или духовная (стал лучше – хуже, создавал или разрушал себя, других), физическая (успел – не успел, легко – тяжело), сенсорная (самочувствие: комфортно — дискомфортно), интеллектуальная рефлексия (что понял – что не понял, какие затруднения испытывал); по способам проведения - анкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок; и по форме деятельности - фронтальная (выборочная), индивидуальная, групповая и коллективная.

Выбирая вид рефлексии нужно учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учеников. Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии, а также рефлексия может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой формах.

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Что я сделал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Основные методы и приемы рефлексии

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Эмоциональная рефлексия оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось - не понравилось", "интересно - скучно", "было весело - грустно". Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Эмоциональную рефлексию рекомендуется проводить в начале урока с целью установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: "How are you feeling? Are you happy or sad». Учащиеся привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

В помощь ученикам для ответов можно предложить «рефлексивный экран» или анкетирование.

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Этот вид рефлексии предполагает формирование у учащихся универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), развитие умения учебного сотрудничества и выбор собственной траектории учебной деятельности, овладение умениями учебно-исследовательской деятельности. Одним из средств решения данных задач, является синквейн.

Также синквейн — это хороший метод самоконтроля. Ученик сам, прочитав задание, может придумать это стихотворение, если получается — материал усвоен отлично. Процесс написания синквейна позволяет учителю гармонично сочетать элементы всех образовательных подходов: информационного, деятельностного и личностно ориентированного.

Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности сочетает в себе умения ученика размышлять, осмысливать то, что он понял, усвоил в процессе обучения и передать это в сжатой форме, выделяя основное, главное. На одном из этапов урока ученикам предлагается проанализировать свою работу и обменяться с соседом по парте мнениями о тех знаниях и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определённого вида деятельности, задания, упражнения, задавая вопрос, например “Say what you have just done and how you’ve done it.”.

Большую роль в рефлексии деятельности играет фактор достижения цели. В конце урока необходимо подводить итоги, вовлекая детей в самоанализ, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили. Сначала анализ проводится в парах, затем один из учеников анализирует результаты урока перед всем классом (на каждом уроке этот анализ делает другой ученик). Например, используя предложение “We have reached the aim (achieved the goal) of the lesson”. Умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования необходимо также учить детей, как мы учим их знаниям, умениям, навыкам, самостоятельному мышлению. Кроме того, стимулирую учащихся использовать данный вид рефлексии при комментировании отметок за выполненные задания и называть те знания и умения, которые усвоил или проявил ученик.

Список литературы:

Бизяева А.А. Психология думающего учителя: Педагогическая рефлексия. / Бизяева А.А – Псков, 2004. - 216 c.

Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. / Хуторской А.В. – С-Пб.: Питер, 2001. - 639 с.

Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. / Щедровицкий П.Г. – М.: Педагогический центр «Эксперимент», 1993. - 96 с.

Инфоурок: ведущий образовательный сайт России: сайт. – 2019. – URL: https://infourok.ru (дата обращения: 30.09.2021).

Pandia.ru – интернет-издание: сайт. – 2019. – URL: https://pandia.ru (дата обращения: 01.10.2021).

Nsportal - образовательная социальная сеть: сайт. – 2019. – URL: https://nsportal.ru (дата обращения: 01.10.2021).

Просмотров работы: 36