Групповая работа является одной из наиболее продуктивных форм работы на уроках английского языка, поскольку дети учатся высказывать и отстаивать собственное мнение, прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку зрения с точкой зрения других. Вырабатываются навыки контроля над действиями других и самоконтроля, формируется критическое мышление.
Согласно работам А. Глазковой [1], групповые технологии обучения имеют ряд преимуществ, ведь они:
- позволяют учащимся стать полноправным субъектом учебно-воспитательного процесса путем реализации функций постановки целей, разработки задач, контроля и оценки собственной деятельности и результатов трудов товарищей;
- готовят к деятельности в условиях постоянной изменчивости социальной среды путем развития их сознания;
- обеспечивают высокое качество знаний в рамках изучения конкретных дисциплин, способствует повышению общей эрудиции;
- максимально развивают индивидуальные способности каждого и различные умения: коммуникативные (вопрос, ответ, возражение, реплика, протест, выступление, диалог, умение критиковать и понимать критику, убеждать, разъяснять, доказывать, оценивать); познавательные умения (сравнивать, анализировать, синтезировать);
- позволяют учащимся осваивать нехарактерные для себя социальные роли, что повышает уровень их общественной адаптированности;
- формируют мотивы, потребности, жизненные цели с гуманистическим содержанием. Формируются качества, необходимые для сотрудничества: доброжелательность, понимание ценностей человеческого общения, раскрывается обаяние человеческой личности.
В работе Подельщиковой С.В. [7] представлены следующие требования к организации групповой работы:
- группы не должны быть большими (от 3 до 6 человек);
- группа должна иметь отдельное задание (хотя оно может быть одинаковым);
- внутри группы также должна присутствовать ролевая дифференциация;
- процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
- предлагаемые задания должны быть проблемными, активизировать познавательный интерес;
- группы комплектуются по уровню успеваемости учащихся и при учете характера межличностных отношений между учащимися.
Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения учащихся разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Групповая работа может быть однородной, предполагающей выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания. Кроме того, выделяют дифференцированную форму выполнения различных заданий разными группами.
Структура технологии группового обучения по В.К. Дьяченко [3] включает в себя следующие элементы:
1. Подготовка к выполнению группового задания. На данном этапе происходит постановка проблемной ситуации, инструктаж учащихся, подбор дидактического материала;
2. Непосредственная работа: учащиеся знакомятся с материалом, получают задания по группам, выполняют индивидуальные задания; обсуждают индивидуальные результаты работы в группе; подводят итоги группового задания;
3. Заключительная часть: сообщение о результатах работы в группах; анализ проблемной ситуации, рефлексия; общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Наиболее частыми групповыми технологиями, которые используются на различных уроках, являются: групповой опрос, общественный смотр знаний, учебная встреча, диспут, нетрадиционные уроки. При использовании групповых технологий на уроках происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) – это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.
Отдельно рассматривается технология сотрудничества, на сегодняшний день существует несколько ее ключевых вариантов, сформулированных В.К. Дьяченко [4], Н.И. Поливановой, И.В. Ривиной [8] и другими: обучение в команде, «пила» и «учимся вместе».
Сотрудничество дает учителю большой спектр форм работы и методических приемов. Сотрудничество предполагает ориентацию на приоритет совершенствующейся социально успешной личности, способной постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям. Такими должны быть все участники учебно-воспитательного процесса. Помимо этого, сотрудничество формирует позитивное отношение к изучаемому предмету. Правильно организованное учебное сотрудничество с учеником есть прообраз будущей индивидуальной способности к учебному совершенству.
Обращаясь непосредственно к организации групповой работы на платформе Zoom, следует обратить внимание на функционал программы, позволяющий осуществлять групповую работу эффективнее.
Наиболее значимой в контексте группового обучения является возможность создавать сессионные залы и разделять участников конференции для совместного выполнения заданий. Они будут общаться только внутри группы, при этом не имея возможности контактировать с другими группами. У организатора имеется возможность перемещаться по парам (группам) и проверять наличие выполняемых заданий, качество, оценивать и просто наблюдать[2].
Учитель, являясь организатором конференции, может в настройках разрешить участникам использовать демонстрацию экрана, встроенную интерактивную доску. Во время работы ученики могут общаться не только в устной форме, но также пользоваться текстовым чатом и реакциями[2].
Приведем следующий пример использования групповой работы на платформе Zoom, обратившись к УМК В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, Н.М. Лапы «Английский язык» (6 класс)[5],[6].
Для этого был выбран урок 1 раздела 2. Темаурока: «What do the star signs say?»
На этапе изложения нового материала можно предложить выполнение упражнения 1.
- А теперь вы будете обсуждать характеристики ваших знаков зодиака в микрогруппах.
- Answer the question in ex.1. What are the characteristics of children born under your sign?
Для работы над упражнением учитель создает сессионные залы по знакам зодиака, вручную распределяя учащихся в соответствии с их знаками. Наполняемость групп контролируется, чтобы участников было не более 6. Если есть учащиеся, которые оказались без группы – единственные или малочисленные представители своих знаков, учитель может их объединить в группу и предложить сравнить характеристики своих знаков зодиака. Во время работы учитель посещает сессионные залы и контролирует выполнение задания.
После завершения работы сессионных залов учащиеся в общей конференции говорят по 1-2 обобщающих предложения-вывода о своих знаках.
- Давайте узнаем, верите ли вы этим характеристики.
Для работы над упражнением учитель создает сессионные залы с автоматическим распределением учащихся. Числоучащихсявзале – 4 человека.
- What do you think? Is the information about you true or not? Exercise 1.2)
Учащиеся высказываются, используя шаблон из учебника. Учитель посещает сессионные залы и контролирует выполнение задания.
Подведем итог всему вышеизложенному. Групповые формы работы подразумевают успешное освоение учащимися динамически меняющейся окружающей среды при грамотном межличностном взаимодействии.
Групповая работа имеет в своей структуре несколько этапов, немаловажным из которых является рефлексия, позволяющая оценить эффективность групповой работы обеим сторонам – и учителю-организатору, и учащимся – и скорректировать в дальнейшем те моменты, которые вызвали претензии или вопросы.
Групповые формы работы являются достаточно известной и уже продолжительно существующей формой работы, но, тем не менее всё еще многофункциональны, продуктивны и перспективны. Групповая работа позволяет не только закреплять, актуализировать знания по предмету, но и развивать навыки коммуникации, умение работать в коллективе над достижением общей цели.
Что касается платформы Zoom, то благодаря своему широкому функционалу и доступности она оказалась в числе наиболее популярных платформ, которыми пользовались как школы, так и вузы. Функции программы, такие как демонстрация экрана, сессионные залы, чат, реакции, интерактивная доска и т.д. позволяют проводить различные формы работы, в том числе и рассматриваемую в данной статье групповую.
Список использованной литературы
Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности // Начальная школа. – 1999. – № 10. – С.43–49.
Гудкова Л. В. Использование платформы Zoom в процессе обучения иностранному языку в средней школе и вузе // Научный поиск. – 2021. –
№2(40) - с. 3-6.
Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989.
Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.
Кузовлев, Перегудова, Лапа: Английский язык. 6 класс. Учебник. ФГОС – М: Просвещение, 2019 г.
Кузовлев, Перегудова, Лапа: Английский язык. Книга для учителя. 6 класс. – М: Просвещение, 2019
Подельщикова С.В. Методические рекомендации по организации групповой работы на уроке в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО, СОО – Инфоурок, 2021 https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-gruppovoj-raboty-na-uroke-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-noo-ooo-soo-4952978.html (дата обращения - 01.06.2021)
Поливанова Н.И., Ривина И. В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности //Психологическая наука и образование. - 1996. - № 2.