Особенности исполнительской интерпретации фортепианных произведений Ф. Шопена - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Особенности исполнительской интерпретации фортепианных произведений Ф. Шопена

Трифонова А.Е. 1
1"Ульяновский колледж культуры и искусства"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Шопен! нежный гений гармонии! Какое сердце, его полюбившее, какаядуша, с ним сроднившаяся, не дрогнет, услышав его имя, как привоспоминании о каком-то высшем существе, с которым посчастливилосьвстретиться!». Такими восторженными словами начинаетсяповествование Ференца Листа о Фридерике Шопене – одного великогокомпозитора и исполнителя о другом великом композиторе и исполнителе,своем современнике.

Ф. Шопен, гений романтизма, признается художником, глубоко повлиявшим на мировую музыкальную культуру. При этом композитор воплотил, как точно отметил Ф. Лист, «поэтическую сущность целой нации».

В истории музыки Ф. Шопен известен как один из величайших композиторов, исполнителей и педагогов. Фортепианная музыка Ф. Шопена воплотила синтез эстетических принципов многогранного художника как выразителя идеалов романтизма. Именно в области фортепианной музыки получил яркое воплощение гений Ф. Шопена. Переосмысленные Ф. Шопеном традиции композиторов предшествующих исторических периодов и музыкальных направлений наиболее полно предстали в авторском комплексе
музыкально-выразительных средств для рояля.

Фортепиано – главный инструмент в творчестве Ф. Шопена. Именно Ф. Шопена выдающийся русский пианист Антон Рубинштейн назвал «душой фортепиано». Эта исключительная приверженность композитора к фортепиано не ограничивало его стремления выразить широкий диапазон романтических образов. Об этой особенности дарования композитора Ф. Лист писал с особой поэтичностью: «Неизъяснимое обаяние поэтического дара Шопена – обаяние неуловимое и проникновенное – сравнение с ароматами цветов, движениями фей» [1, 36], воплощение «бедствия изгнания и умиления любви» [1, 7].
«Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен», – таким многоликим охарактеризовал Ф. Шопена выдающийся советский и российский пианист Святослав Рихтер.

Для интерпретатора фортепианных произведений Ф. Шопена первостепенным видится постижение эстетических принципов композитора и специфики его фортепианного стиля. Фортепианная игра Ф. Шопена исполнителя отличалась воплощением образной стороны музыки и ее превалированием над техникой. Следовать этому правилу композитор
наставлял и своих учеников. Современные исполнители признают, что положения педагогической системы Ф. Шопена обладают практической ценностью и в настоящее время.

Интерпретация фортепианных произведений Ф. Шопена ставит перед исполнителем сложные задачи. Важной причиной этому является тот факт, что сам композитор был выдающимся исполнителем своих произведений. И в этом случае от исполнителя-интерпретатора требуется соблюдение точности не только в воспроизведении композиторского нотного текста, но и подтекста.

Кроме этого важным, по нашему мнению, является ориентация современного исполнителя на характеристику исполнительского искусства Ф. Шопена. С ней мы можем познакомиться в книге Ф. Листа о Ф. Шопене.
Ф. Лист писал, что как великий артист своего времени Ф. Шопен вызывал у слушателей чувство восхищения, трепета и робости. Исполнительская манера Ф. Шопена-виртуоза получила название tempo rubato. Этот исполнительский прием первоначально фиксировался композитором в нотном тексте фортепианных произведений. В данное обозначение Ф. Шопен вкладывал характеристику темпа – уклончивого и прерывистого, а также размера «гибкого» – одновременно четкого и неустойчивого. Ф. Лист описывал tempo
rubato Ф. Шопена в следующих ассоциативных характеристиках:
«...колеблющийся как раздуваемое ветром пламя, как колос нивы, волнуемый мягким дуновением теплого воздуха, как верхушки деревьев, качаемых в разные стороны порывами сильного ветра».

Исполнителю фортепианной музыки Ф. Шопена следует учитывать тот факт, что впоследствии композитор отказался от обозначения tempo rubato в нотном тексте. В этой связи Ф. Лист советует исполнителю произведений композитора все равно претворять неустойчивость в акцентировке и ритмике с определенной мягкостью. Этот характеризующий фортепианный стиль Ф. Шопена исполнительский прием был хорошо знаком слушателям-современникам композитора. Ему следовали и многочисленные ученики Ф. Шопена.

Таким образом, интерпретатору фортепианной музыки Ф. Шопена следует учитывать характеристику образного мира и специфику исполнительской манеры композитора, которые образно и точно представил его современник – пианист-виртуоз Ференц Лист.

Литература:

1. Лист Ф.Ф. Шопен / М.: Гос. муз. изд-во, 1956.

Просмотров работы: 158