ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБЗОР) - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБЗОР)

Ермакова В.М. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. В век цифровых технологий на человеческий организм ежедневно накладывается большое количество психологических и информационных нагрузок. В связи с чем самый пик приходится на сердечно-сосудистую и нервную системы из-за чего у обучающихся падает уровень усвоения учебного материала, а успеваемость снижается. Для успешного обучения и освоения образовательной программы учащиеся должны обрабатывать большие массивы информации, а также решать немалое количество задач. Во время данной работы задействуются такие высшие психические функции как внимание, память и мышление. При их длительном использовании у обучающихся начинает проявляться чувство усталости и утомление. Совокупность данных факторов ведет к падению эффективности когнитивной деятельности.

С давних времен считается, что музыка способна влиять на многие биологические процессы, протекающие в организме человека. Она сопровождает человека с самого рождения и до конца его жизни. Музыка окружает нас повсеместно, люди слушают ее везде: во время тренировки в спортивном зале, при поездке в транспорте, во время принятия пищи и т.д. Большинство ученых считают, музыкальные композиции способны влиять на уровень работоспособности человека.

Так Е.Г. Епифанов и Н.Г. Шпагонов [1] проводили исследование влияния музыкального воздействия на психофизические показатели. Они рассматривали музыку как средство регуляции деятельности и функционального состояния человека. Исследование проводилось с использованием метода единичных стимулов. Обследуемым однократно представлялся контрольная композиция в течение 5 секунд, они должны были запомнить ее длину, затем включались сравниваемые стимулы. Задача респондентов состояла в том, чтобы сравнить длины предъявляемых стимулов с длинной контроля. В результате этого исследования было выявлено, что музыкальная стимуляция оказывает положительное влияние на эффективность решения когнитивной задачи. В ходе эксперимента по сравнению длин под влиянием музыки происходило улучшение следующих психофизических показателей: точек субъективного равенства, дифференциальных порогов, стандартных отклонений ответов "больше".

А.А. Костюченко и Е.А. Николаева [2] исследовали как музыка разных стилей и направлений влияет на динамику умственной работоспособности студентов. Для оценки умственной способности студентов рассчитывался коэффициент продуктивности с использованием методик Я. Стреляу и Г. Айзенка. В процессе обследования респонденты работали с таблицами В.Я. Амифомова. Процесс решения заданий сопровождалось прослушиванием музыки разных стилей. В результате исследования удалось выявить, что прослушивание произведений классической музыки или музыкальных композиций, которые не являлись низкочастотными, обладает терапевтическим эффектом и улучшает функциональное состояние организма человека.

К.М. Вельма [3] также изучал влияние различных направлений музыки на умственную работоспособность. Но в отличие от А.А. Костюченко и Е.А. Николаева [2] для определения объема выборки использовалась формула Бланта. В ходе исследования были сформированы экспериментальные группы, с композициями, противоположными музыкальным предпочтениям обучающихся, например, поклонники направления поп слушали классику, а любители рок композиций поп-музыку. Длительность исследования составила 28 дней, что являлось полноценным курсом музыкальной терапии. Обучающиеся прослушивали композиции в домашних условиях каждый день в течение 20 минут. В результате были получены следующие результаты: Влияние поп-музыки на умственную работоспособность минимально; Классическая музыка и музыка рок-направления позитивно влияют на объем кратковременной памяти.

К.А. Назарова, Л.Д. Чайнова и В.В. Ковалев [4] проводили исследование по изучению влияния стимулов на работоспособность и функциональное состояние человека. Оно проводилось в два этапа, как и большинство исследований, описанных выше. В ходе обследования респондентам предлагалось прослушать музыкальный фрагмент, включающий в себя разные музыкальные жанры. В отличие от остальных исследований [1,2,3] в данной работе снимались показания ЭЭГ, ЭКГ, КГР. Результаты данного исследования показали, что при прослушивании знакомых композиций, не зависимо от жанра, испытуемые находятся в определённом эмоциональном состоянии, при этом человек находился в покое, не испытывая напряжения и возбуждения. Также у большинства испытуемых наиболее предпочитаемые музыкальные фрагменты вызывали уменьшение ЧСС, наименее предпочитаемые – увеличение данного показателя.

Т.Н. Горобец, В.В. Ковалев и В.В. Огнев [5] проводили комплексное исследование влияния визуальных и аудиальных стимулов. Последние были представлены в виде коротких музыкальных фрагментов различных жанров. Исследование проводилось с использованием ЭКГ. Обследуемым предлагалось построить ряд из музыкальных фрагментов начиная с наименее и заканчивая наиболее предпочитаемыми. Результаты ЭКГ, как и в [4], показали, что у большинства испытуемых наиболее предпочитаемые музыкальные фрагменты вызывали уменьшение ЧСС, наименее предпочитаемые – увеличение данного показателя.

Выводы. На основе проанализированных исследовательских работ можно сделать выводы о том, что музыкальное сопровождение оказывает положительное воздействие на психофизиологические показатели. Правильно подобранная музыка влияет на целенаправленную деятельность человека, при которой физиологические процессы протекают более эффективно. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании песен усиливает концентрацию внимания, активизирует процессы, протекающие в центральной нервной системе, стимулирует мыслительную деятельность, а также увеличивает уровень работоспособности человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Е. Г. Епифанов, Н. Г. Шпагонова Влияние музыки на эффективность решения когнитивной задачи // Психологический журнал. 2002. №3. С. 105-112.

2. А.А. Костюченко, Е.А. Николаев. Влияние музыки на умственную работоспособность человека [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-muzyki-na-dinamiku-umstvennoy-rabotosposobnosti-cheloveka (дата обращения: 1.12.21).

3. К.М. Вельма. Влияние музыки разных стилей на умственную работоспособность школьников [Электронный ресурс – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-muzyki-razlichnyh-napravleniy-na-umstvennuyu-rabotosposobnost-shkolnikov (дата обращения: 1.12.21).

4. К.А. Назарова, Л.Д.Чайнова, В.В. Ковалев. Влияние музыкальных стимулов на работоспособность и функциональное состояние человека [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-muzykalnyh-stimulov-na-rabotosposobnost-i-funktsionalnoe-sostoyanie-cheloveka (дата обращения: 1.12.21).

5. Т.Н. Горобец, В.В. Ковалев, В.В. Огнев. Влияние визуальных и аудиальных стимулов на функциональные состояния и работоспособность [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-vizualnyh-i-audialnyh-stimulov-na-funktsionalnye-sostoyaniya-i-rabotosposobnost (дата обращения: 1.12.21).

Просмотров работы: 133