Воспитательная работа в вузе - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Воспитательная работа в вузе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Вопрос обновления содержания педагогического образования, рассматриваемого как обусловленная целями и потребностями общества система знаний, умений и навыков, профессиональных, мировоззренческих и гражданских качеств, которая должна быть сформирована в процессе обучения с учетом перспектив развития общества, науки, техники, технологий, культуры и искусства , является наиболее актуальным.

Несмотря на значительный объем наработки отечественных и зарубежных специалистов, теоретическая основа воспитательной работы с будущими педагогами высшей школы в высшем учебном заведении имеет на сегодняшний день все еще недостаточную степень разработанности. Понятийный и категорийный аппараты требуют дальнейшей обработки.

Сущность воспитательной деятельности состоит в передаче от поколения к поколению, от общества к личности, от человека к человеку умений, навыков, социально-политического опыта и форм общественного поведения. Диагностика подготовки к воспитательной работе целесообразна при наличии основательных знаний о воспитании, его структурных элементах, подчиненности и закономерности двустороннего воздействия.

Современная гуманистическая парадигма, личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию является теоретической основой для решения вопросов практического характера. Воспитательная деятельность носит двусторонний характер – включает деятельность воспитателя, передающего определенные знания и ценности, и деятельность воспитанника, овладевающего этими знаниями и ценностями. Эта система пронизывает весь образовательный процесс; упорядочивает действия педагога, связанные с реализацией воспитательных целей [1].

Высшая цель воспитания – предоставление личности возможности наиболее полно проявить себя [2]. Приоритетным направлением организации воспитательного процесса высшей школы должен стать индивидуальный подход к воспитанию личности студентов, стимулирование их внутренних усилий к саморазвитию и самовоспитанию, духовному поиску, созданию воспитательной среды, широкое вовлечение студентов в достижения духовной и нравственной культуры нации [3].

Система воспитательной работы – это система взаимосвязанных воспитательных мероприятий, адекватных поставленным целям. Oчертим принципы, по которым должна осуществляться воспитательная работа в ВУЗе, учитывая, что дальнейшая постепенная их реализация найдет место в заведениях среднего образования. Сформированность готовности к воспитательной деятельности является определенным гарантом успешности их профессиональной деятельности по образованию и воспитанию будущих граждан независимой, демократической Российской Федерации. Принцип свободы мировоззренческого выбора является важным проявлением свободы идеологической ориентации на основе относительного характера этой свободы; в системе высшего образования, как и во всех других формах образования и духовной жизни, необходимо общими усилиями постепенно и с умом реализовывать философский и в целом идеологический плюрализм.

Следующий принцип воспитательной работы – недопустимость какого-либо давления на студентов и преподавателей в выборе ими мировоззрения, идеологической ориентации, форм воспитательной работы и т.п., при правильном понимании относительного характера идеологической, мировоззренческой свободы. Принцип единства научного подхода к воспитательному процессу и положительному воспитательному потенциалу религии не менее важен. Принцип индивидуального подхода к воспитанию – поиск новых форм, дифференциация их в связи с учетом этапов обучения требует большего внимания с точки зрения необходимости ознакомления студентов с традициями высших учебных заведений, возможностями реализации студентами их творческих индивидуальностей.

Принцип единства воспитания и самовоспитания. Базовые ценности, идеалы, нормы и установки можно заложить в основу формирования духовного мира молодого человека: стремление к истине, красоте, ориентация на добро и сопричастность, честность и достоинство человека составляют ядро ​​общечеловеческих гуманистических ценностей [4].

Успешно организованная воспитательная работа в высшей педагогической школе может в значительной степени способствовать ликвидации пробелов в системе воспитания. Содержание всего учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении влияет на студента таким образом, что вследствие этого происходят положительные изменения на уровне общей культуры, мировосприятия, ценностной ориентации [5]. Основной задачей всех причастных к образованию и воспитанию ученые видят в побуждении студентов к активному противодействию проявлениям безнравственности, правонарушениям, антиобщественной деятельности. К пробелам в подготовке специалистов по наблюдениям преподавателей и методистов следует отнести тот факт, что многие выпускники не имеют надлежащих практических умений и навыков ведения учебно-воспитательной работы, медленно повышают свой профессиональный уровень.

Для осуществления эффективного процесса подготовки специалиста в вузе необходимо применять системность, охватывающую все аспекты обучения и воспитания. Теоретической основой воспитательной работы с будущими педагогами высшей школы в вузе является, в частности, система воспитательной работы в высшей школе как упорядоченная совокупность взаимосвязанных мероприятий, подчиненных целям воспитания и ее основные элементы, основные направления и содержание деятельности высшего учебного заведения как воспитательной системы, основные задача воспитательной работы с будущими педагогами высшей школы в вузе и т.д. Перспективы дальнейших исследований видим в исследовании содержания, форм и режима внеаудиторной деятельности студентов высших учебных заведений и выявить связь учебной и внеаудиторной деятельности.

Список использованной литературы:

Кенжаев, Ш. Х. Организация воспитательной деятельности в вузе / Ш. Х. Кенжаев, Ф. Э. Бокиев, Г. А. Аманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 728-731.

Терещенко Г. Ф. Традиции и инновации в воспитательной работе вуза // Гаудеамус. 2017. №2. ­– С. 69-76.

Шайденко H. A., Калинина З. Н. Воспитание студенческой молодежи в педагогическом вузе // Педагогика. 2010. № 6. С. 44-50.

Петрунева P. M., Дулина Н. В., Васильева В. Д. ФГОС третьего поколения и воспитательная деятельность образовательного учреждения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 121. С. 289-295.

Гущина Т. И., Макарова Л. Н., Шаршов И. А., Курин А. Ю. Концепция развития педагогического института Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 5-6 (157-158). С. 7-18.

Просмотров работы: 218