Введение. Физическая подготовленность – результат физической подготовки как целенаправленно организованного процесса по развитию физических качеств, приобретению физических умений и навыков [3]. Физическое развитие индивидуально у каждого человека. Физическая подготовленность включает в себя определённый уровень развития физических качеств. Физические качества – это, совокупность биологических и психических свойств личности человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активные двигательные действия. К таким качествам относятся: гибкость, быстрота, ловкость, сила и выносливость. Для благополучного проведения образовательных программ по физической культуре должно проводиться тестирование, определяющее индивидуальный уровень подготовки студента. Объективная оценка физического состояния и установление его динамики во времени и количестве - непременные условия эффективного управления учебно-тренировочным процессом. Построение процесса физического воспитания в вузе осуществляется в соответствии с учебным планом. Для получения точных данных о физической подготовленности студентов, тесты, направленные на получение этих данных, должны соответствовать определённым требованиям.
Цель исследования. Изучить и раскрыть методику проведения контрольного тестирования, нормативные требования к уровню физической и технической подготовленности студентов высших учебных заведений.
Методы исследования. Исследование основано на изучении материалов научной и научно – методической литературы по теме « Методика тестирования и оценки уровня общей физической подготовленности студентов вузов».
Результаты исследований и их обсуждение. В основе получения данных о состоянии и качестве деятельности студентов в учебном процессе лежит педагогический контроль, который использует тестирование. Тестирование – контрольное упражнение, направленное на получение данных о качестве физической подготовленности студентов. Целью тестирования является выявление уровня физических качеств студента. Данные тестирования дают объективную оценку физической подготовленности студентов и эффективности используемых методов. При выборе более эффективного тестирования мы основывались на следующих критериях [3]:
1. Стандартизованность — соблюдение комплекса мер, правил и требований к тесту, т. е. процедура и условия проведения тестов должны быть одинаковыми во всех случаях использования их;
2. Информативность — степень точности, с какой тест
измеряет свойство (качество, способность, характеристику и т.п.), для оценки которого используется;
3. Надежность — степень совпадения результатов при повторном тестировании одних и тех же людей в одинаковых условиях проведения;
4. Наличие системы оценок.
Ниже представлены варианты тестов для оценки физической подготовленности студентов, основных физических качеств: быстроты, выносливости, силы, гибкости, ловкости.
Таблица 1.
Основные тесты оценки физической подготовленности студентов вузов.
Девушки |
Юноши |
Бег 100 м (сек) |
Бег 100 м (сек) |
Бег 2000 м (мин. сек.) |
Бег 3000 м (мин. сек.) |
Бег на лыжах 3 км (мин.) |
Бег на лыжах 5 км (мин.) |
Челночный бег 10 раза по 5 м (сек.) |
Челночный бег 10 раз по 5 м (сек) |
Подъем туловища из положения лёжа на спине, согнув ноги (количество раз) 30 сек |
Подъем туловища из положения лёжа на спине, согнув ноги (количество раз) |
Прыжки со скакалкой 60 сек. (количество раз) |
Прыжки со скакалкой 60 сек. (количество раз) |
Сгибание – разгибание рук в упоре лёжа (количество раз) |
Сгибание – разгибание рук в упоре лёжа (количество раз) |
Прыжок в длину с места (см) |
Прыжок в длину с места (см) |
Наклон вперёд из положения стоя, на платформе (см) |
Наклон вперёд из положения стоя, на платформе (см) |
– |
Подтягивание на перекладине (количество раз) |
Таким образом выделено 9 тестов для девушек и 10 тестов для юношей по основным физическим качествам [3,4,5]:
1. Быстрота – бег на 100 м;
2. Выносливость – бег на 2000 и 3000 м, бег на лыжах 3 и 5 км;
3. Сила – подтягивание на перекладине; сгибание – разгибание рук из положения в упоре лежа;
4. Скоростно-силовые – прыжок в длину с места; подъем туловища из положения «лежа на спине» за 60 с;
5. Координация – челночный бег 3 раза по 10 м; прыжки через скакалку за 60 с;
6. Гибкость – наклон вперёд из положения стоя, на платформе.
Есть основные требования к оцениванию данных тестов. Каждый из предложенных тестов оценивается по 5-балльной шкале. Контрольное задание считается выполненным при условии, если испытуемый показал результат, соответствующий минимум 1 баллу. Студент, не сумевший выполнить какое-либо упражнение, получает за него 0 баллов. Результаты выше табличных оцениваются в 5 баллов [3]:
Таблица 2.
Оценивание основных тестов для девушек
№п/п |
Тест |
Баллы |
||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||
Девушки |
||||||
1 |
Бег100м(сек.) |
15,9 |
16,0- 16,9 |
17,0- 17,8 |
17,9- 18,6 |
18,7 |
2 |
Прыжок в длинусместа(см) |
208 |
207-194 |
193-180 |
179-164 |
163 |
3 |
Подъем туловища из положения лёжа на спине, согнув ноги 30 сек. |
26 |
25 |
24-21 |
20-15 |
14 |
4 |
Сгибание-разгибаниеруквупорелёжа(кол-вораз) |
15-14 |
13-12 |
11-9 |
8-5 |
4-1 |
5 |
Бег2000м(мин.сек.) |
10.15- 10.49 |
10.50- 11.14 |
11.15- 11.49 |
11.50- 12.14 |
12.15 |
6 |
Бег на лыжах 3 км(мин.) |
18.00- 18.29 |
18.30- 19.29 |
19.30- 19.59 |
20.00- 20.59 |
21.00 |
7 |
Челночный бег10 раз по 5м(сек.) |
17,0- 17,3 |
17,4- 17,8 |
18,0- 18,6 |
18,8- 19,8 |
20,2- 22,0 |
8 |
Наклон вперёд из положения стоя, на платформе (см) |
16 |
13-15 |
9-12 |
4-8 |
3 |
9 |
Прыжки со скакалкой1мин.(кол-вораз) |
145-142 |
141-138 |
137-134 |
133-130 |
128-120 |
Таблица 3.
Оценивание основных тестов для юношей
№п/п |
Тест |
Баллы |
||||
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
||
Юноши |
||||||
1 |
Бег100м(сек.) |
13,2- 13,5 |
13,6- 13,9 |
14,0- 14,2 |
14,3- 14,5 |
14,6 |
2 |
Прыжок в длинусместа(см) |
242 |
241-231 |
230-219 |
218-203 |
202 |
Продолжение таблицы 3.
3 |
Подъем туловища из положения лёжа на спине, согнув ноги 30 сек. |
29 |
27 |
24-26 |
16-24 |
16 |
4 |
Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа (кол-во раз) |
35 |
30 |
25 |
20 |
17 |
5 |
Сгибание-разгибаниерукввисе наперекладине (кол-вораз) |
13 |
12 |
11-10 |
9-7 |
6 |
6 |
Бег3000м(мин.сек.) |
12.00- 12.34 |
12.35- 13.09 |
13.10- 13.49 |
13.50- 14.29 |
14.30 |
7 |
Бег на лыжах 5 км(мин.) |
23.50- 24.59 |
25.00- 26.24 |
26.25- 27.44 |
27.45- 28.29 |
28.30 |
8 |
Челночный бег10х5м(сек.) |
15,2- 15,5 |
15,6- 15,9 |
16,0- 16,6 |
16,7- 17,9 |
18,0- 19,2 |
9 |
Наклон вперёд из положения стоя, на платформе (см) |
14 и более |
10-13 |
7-9 |
1-6 |
0 |
10 |
Прыжки со скакалкойза1мин.(кол-вораз) |
135-132 |
131-128 |
127-124 |
123-120 |
119-115 |
Для юношей и девушек оценка тестов немного отличается, как мы можем заметить в таблицах 2 и 3. Такое различие обуславливается разной физиологией.
После окончания тестирования все результаты вносятся в протокол, затем оценивают показанный результат в каждом тесте с помощью таблиц и вносят в форму. После этого определяют средний уровень общей физической подготовленности группы (курса, факультета).
Итоговая оценка тестирования выводится с помощью методики, предложенной В.Ю. Давыдовым и А.И. Шамардиным [2]:
1. Преподаватель сопоставляет результаты, показанные студентом в каждом тесте с данными таблицы и вносит в соответствующую форму (протокол тестирования).
2. Педагог определяет индекс физической готовности (ИФГ) студента путем вычисления среднего арифметического значения суммы полученных баллов: (3 + 2 + 5 + 1): 4 = 3 балла (округлять в большую сторону).
3. Преподаватель даёт качественную оценку индекса физической готовности: результат (3 балла) попадает в диапазон уровня «средний». В графе «Оценка» в столбце «выполнен» ставят знак «+» (плюс). Результаты ниже 3 баллов проставляют в подразделе «не выполнен» со знаком «–» (минус).
4. Развитие физических качеств оценивается как:
– равномерное – «гармоничное», когда между максимальным результатом и минимальным нет свободного коридора (уровня);
– «недостаточно гармоничное» – при разрыве в 1 уровень;
– «дисгармоничное» – разрыв более чем в 1 уровень.
В данном примере между максимальным результатом, оцениваемым уровнем «выше среднего», и минимальным («низкий») находятся 2 уровня: «средний» и «ниже среднего». Следовательно, развитие физических качеств можно расценить как «дисгармоничное».
5. Для расчета индекса физической готовности группы результаты личных ИФГ суммируют и делят на число участников тестирования.
Для получения зачёта по контрольному разделу программы учебной дисциплины «Физическая культура» студент 1 курса должен получить в среднем не менее 2 баллов, учащийся 2 курса – 2,5 баллов, студент 3 курса – не менее 3 баллов.
Методика проведения контрольных испытаний включает следующие критерии:
– соблюдение равенства условий в испытаниях;
– доступность и ясность заданий и требований;
– возможность выявления максимальных достижений студента;
– простота и привычная обстановка испытаний (зал, спортивная площадка, стадион);
– учет данных в цифровых показателях (м, см, мин, с и др.);
– простота записи учета [3].
Уровень развития физической подготовленности и двигательных навыков является важным показателем физического развития студентов. Анализ физических качеств студентов должен проводиться согласно основной методологии и с соблюдением определённых рекомендаций.
Основные требования к тестированию физической подготовленности студентов вузов [3]:
Тестирование, определяющее уровень физической подготовки студентов, а также их оценочные критерии должны учитывать: возраст, ограничения по здоровью и состояние физического развития.
Для допуска к проведению тестирования студент должен иметь: разрешение медицинского персонала вуза, спортивную одежду и обувь, соответствующую условиям проведения тестирования. Также студенты должны быть проинформированы о правилах и технике безопасности выполнения тестов.
Тестирование должен проводить квалифицированный преподаватель физической культуры данного вуза.
Для проведения тестов на быстроту, а именно бег, следует сформировать судейскую бригаду, которая будет включать в себя: секретаря (осуществляет запись результатов в протокол), стартера (даёт старт и проверяет правильность его выполнения), хронометристов (засекают и проверяют время прохождения тестирования участником) и финишной группы (определяют порядок участников на финише).
При проведении тестирования на выносливость следует вести контроль за состоянием участников. Контроль проводится преподавателем физической культуры или медицинским работником учебного заведения.
Следует уделить большое внимание возможности подбора индивидуальных способов проведения тестирования, если у учащегося есть отклонения в состоянии здоровья.
Студенты имеют право получить освобождение от сдачи тестирования на определённый медицинским персоналом период если: студент перенёс острые заболевания, обострение хронических заболеваний или при проведении тестирования возникли боли в животе, сердце или плохое самочувствие.
Тестирование должно проводиться при одинаковых условиях для получения более точных результатов.
Тестирование проводится 1 раз в семестр для обучающихся с 1 по 3 курс.
Место проведения тестирования определяется метеорологическими условиями. При благоприятных условиях тестирование можно проводить на улице на специально оборудованной площадке, стадионе. При неблагоприятных условиях тестирование должно проводиться в зале, также оборудованном для выполнения тестирования.
С целью снижения вероятности травматизма, преподаватель, проводящий тестирование, должен провести инструктаж выполнения тестов и разминку с целью подготовки студента к физической нагрузке.
Преподаватель должен внимательно и точно измерять результаты тестирования и заносить их в протокол.
Преподаватель должен следить за правильной организацией и техникой безопасности проведения упражнений.
Вывод: В данном исследовании были представлены варианты тестов для определения уровня развития таких физических качеств как: быстроты, выносливости, силы, гибкости и ловкости. А также требования к проведению данных тестов и к их оцениванию. В основе лежит программа обучения по физической культуре для высших учебных заведений. Данные требования позволяют провести тестирование студентов с вероятностью получения точных результатов, соблюдением техники безопасности. При соблюдении данных рекомендаций оценка физической подготовленности будет объективной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гуменный В. С. Комплексный контроль физической подготовленности студентов политехнических вузов / В. С. Гуменный, Т. И. Лошицкая // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – 2003. – № 4. – С. 97 – 104
Единые требования к проведению общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности учащейся молодежи в средних специальных и высших учебных заведениях: Методические рекомендации. – М., 2002. – 25 с.
Екимова, А. В. Тестирование физической подготовленности студентов : метод. рекомендации / А. В. Екимова, С. А. Марчук, Т. Ю. Степина. – Екатеринбург : УрГУПС, 2015. – С.5 – 8.
Мальцева, И.Г. Методика тестирования и оценки уровня общей физической подготовленности студентов вузов : учебно-метод. пособие [Текст] / Авт.-сост. И.Г. Мальцева. – Орел : МАБИВ, 2014. – С. 7 – 9.
Мещеряков С.П., Егорычев А.О. Мониторинг физической подготовленности студентов. Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, 2018. – С. 6 – 8.