Быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий, их нарастающее использование во всех сферах деятельности человека, требует профессиональной мобильности и готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. В этих условиях растет роль информатики, изучение которой обеспечивает профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых информационных технологий.
Сегодня основные изменения в содержании школьного курса информатики связаны: с пересмотром содержания общего образования в целом, с развитием самой информатики как области знания, с широким использованием средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. Ситуация с изучение конкретной темы на уроке складывается таким образом, что при планировании учебной нагрузки очень сложно уделять достаточное количество времени контролю и проверке знаний учащихся по выбранному разделу на уроке. Поэтому перед учителем информатики возникает проблема — необходимо найти такой метод и такую форму для проверки знаний учащихся, чтобы максимально эффективно использовать учебные часы, и к тому же:
• освободить себя от выполнения трудоемкой и рутинной работы;
• сэкономить время для творческого совершенствования в разных аспектах профессиональной деятельности;
• обеспечить всестороннюю и полную проверку;
• оперативно обработать результаты контроля.
Многие из этих проблем позволяет решить использование сервисов онлайн-опроса. Проведение тестирования с помощью таких онлайн-опросов — это быстрый и удобный способ проверки знаний учащихся. На сегодняшний день существует множество подобных сервисов: SurveyGizmo, Simpoll, SurveyMonkey, Testograf, Typeform и др. Но большинство из них англоязычные и платные, и если имеют бесплатную версию, то она сильно ограничена в использовании.
Одним из самых популярных, простых, удобных сервисов онлайн-опроса являются Google Формы. Они позволяют не только быстро и бесплатно создать онлайн-тесты любой направленности (опросы, викторины, анкеты, тесты), но и еще позволяют учителю сэкономить время на сборе, обработке данных и дают возможность обратиться к результатам тестирования, когда необходимо.
Тестирование как метод педагогического контроля имеет как преимущества, так и компенсирующие их недостатки. Следует отметить и тот факт, что тестовые задания становятся всё совершеннее. Несмотря на все недостатки, тестирование имеет одну очень важную особенность: оно позволяет легко систематизировать полученные результаты и предотвращает влияние личных симпатий контролирующего на результаты тестирования. Преимущественно именно благодаря этим факторам тестирование получает большее распространение.
Готовые интерактивные тесты можно найти на различных сайтах: в социальной сети работников образования, на сайтах учительских сообществ и т.д. Также разработано множество электронных изданий, которые можно приобрести в специализированных магазинах или заказать в интернет - магазине. Но готовые электронные пособия не всегда соответствуют конкретным условиям: особенностям класса, требованиям программы, целям урока, поэтому учитель может научиться составлять интерактивные тесты, используя различные программные средства.
Для создания тестовых заданий с целью проверки знаний у обучающихся используются Интернет-ресурсы – вспомогательные программные средства, которые предназначены для автоматизированного выполнения каких-либо действий в учебном процессе. Общий принцип работы с такими ресурсами следующий: учитель регистрируется на сайте, у него появляется личный кабинет, в котором он создает свои тесты. В дальнейшем в личном кабинете будет находиться вся статистика по итогам проведенных тестов. Благодаря удобному и интуитивно понятному интерфейсу большинства приложений, составить тест не составляет труда и не требует большого количества времени. У каждого приложения имеются различные возможности и свои особенности (см. таблицу 1).
Таблица 1 – Сравнение ряда интернет-ресурсов для тестирования знаний
Параметр для сравнения |
Kahoot! |
Plickers |
Socrative |
Forms |
Online Test Pad |
Наличие телефона только у учителя |
- |
+ |
- |
- |
- |
Многочисленный выбор ответа |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
Случайный порядок ответов |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Случайный порядок вопросов |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
Возможность исправления ошибок |
- |
- |
+ |
+ |
- |
Ограничение по времени |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Вывод результата и составление отчёта |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
Вопросы на установление соответствия |
- |
- |
- |
- |
+ |
Фото-/видео-фрагменты |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Бесплатное приложение |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Итак, здесь описаны пять Интернет-ресурсов, с помощью которых можно осуществлять использование быстрого интерактивного тестирования в учебном процессе. Данные средства – Kahoot!, Plickers, Socrative, Google Forms, Online Test Pad – ставят обучающихся в одинаковые условия при проведении тестирования и оценке результатов, при этом оценки результатов не зависят от субъективного мнения учителя.
Давайте более подробно рассмотрим Google Forms. Google Формы обладают следующими преимуществами:
1. Интуитивно понятный интерфейс, не требуется специальных знаний для создания теста.
2. Красочное оформление. Имеется множество различных тем, также можно создать тему самостоятельно — просто загрузить фото, и Google Формы автоматически подберут подходящую цветовую гамму.
3. Создание разного вида вопросов: от простых текстовых полей до сложных шкал и сеток. Можно добавлять в форму видеоролики с YouTube и фотографии.
4. Нет ограничений в создании количества тестов, вопросов и полученных ответов.
5. Созданные тесты можно встраивать в блог или на сайт, отправлять по электронной почте, опубликовывать в социальных сетях или дать ученикам ссылку прямо на уроке.
6. Совместное редактирование теста с коллегами.
7. Автоматическая оценка ответов и начисления баллов.
Инструменты Google предоставляют прекрасную возможность сделать процесс тестирования намного удобнее и эффективнее. Их можно использовать не только для создания разнообразных учебных тестов по предметам, но и для всевозможных опросов и анкетирования (учителей, учащихся, родителей).
В заключении заметим, что любое оценивание в школе должно носить формирующий характер и гугл формы как раз подходят для использования их в образовательном процессе.