МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

МАЛЫЙ БИЗНЕС В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

Бокова А.Д. 1
1Банковский колледж Среднерусского института управления-филиала ФГБОУ ВО # Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации#
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В России, как и во многих странах, общество и государство уделяют большое внимание малому предпринимательству. Это внимание обусловлено важной задачей обеспечения занятости, социальной стабильности и развития муниципальных образований и регионов, удовлетворения широкого спектра потребительского спроса на товары и услуги. В условиях глобального экономического кризиса наблюдается разрушение общей стабильности общества, которая сопровождается потерей работы частью населения, снижением их социального статуса, общего падения уровня жизни, невостребованностью в профессиональном плане, неустроенностью положения. Все это приводит к социальной напряженности, а также к ухудшению криминогенной обстановки в стране. Эти обстоятельства способствуют тому, чтобы люди были вынуждены приспосабливаться к сложным условиям современного рынка.

Малое предпринимательство по сравнению со средним и крупным предпринимательством имеет присущие только ему характерные черты:

1. Относительно невысокие накладные расходы и малочисленный управленческий аппарат.

2. Более широкое и эффективное использование местных ресурсов и отходов производства.

3. Отсутствие жесткой иерархии и низкий уровень социальной и психологической напряженности.

4. Отсутствие жесткой иерархии и низкий уровень социальной и психологической напряженности.

5. Высокая адаптивность к требованиям местных рынков и потребителей.

6. Быстрое принятие решений и оперативная их реализация в условиях быстро изменчивой конъюнктуры рынка.

7. Возможность совмещения профессий и эффективное использование кадров.

8. Позволяет стимулировать развитие конкуренции в направлении снижения конечных цен для потребителя и повышения качества.

9. Эффективное использование технологических процессов и оборудования, оптимальное применение автоматизированного и ручного труда, относительно невысокая стоимость и более короткие сроки перевооружения и внедрения новых современных технологий.

В условиях рыночной экономики малый бизнес является основополагающим сектором, определяющим темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

В условиях жесткой конкуренции роль малого бизнеса заключается в формировании здоровой конкурентной среды, что является наиболее важным.

Пандемия, которая охватила буквально весь мир и все сферы деятельности, оказала и оказывает негативное влияние на развитие экономики всех стран мира. Пострадали не только крупные предприниматели, но и средний и малый бизнес в особенности. В период пандемии у 83% предприятий малого бизнеса страны сократилась выручка по сравнению с 2019 годом, а основными проблемами стали падение спроса и невозможность ведения бизнеса из-за введенных ограничений (рис. 1). 42% представителей малого бизнеса продолжили работу и перевели сотрудников на дистанционный режим, сохранив заработную плату. При этом треть респондентов не смогла организовать режим удаленной работы, при этом выплачивая заработную плату сотрудникам и неся убытки.

Рисунок 1

Для восстановления и нормального функционирования малому бизнесу необходимо решить ряд проблем, основными из которых являются:

1) Недостаточно высокий размер капитала, что является препятствием для дальнейшего развития и совершенствования;

2) в связи с финансовыми ограничениями невозможность увеличения объемов производства, закупа крупной партии товаров, приобретения современного оборудования, расширения штата сотрудников;

3) отсутствие планирования, при котором необходимо не только грамотно составленный план развития предприятия, но и возможность внесения изменений в связи со сложившимися обстоятельствами;

4) сложность в привлечении на работу высококвалифицированных сотрудников;

5) трудности, возникающие с обеспечением финансирования новых современных инновационных разработок и продуктов в производство;

6) недостаточно большой опыт для ведения бизнеса на начальном этапе развития;

7) ценовая конкуренция;

8) недостаточно средств для продвижения товаров и услуг на внешнем рынке;

9) недостаточный уровень защищенности от коррупции.

В период с начала пандемии до конца 2020 года по результатам анализа основными сферами деятельности, наиболее пострадавшими от пандемии, являются сферы услуг – салоны красоты, развлекательные центры, фитнес-залы, предприятия общественного питания. Число вакансий в данной профессиональной области сократилось более чем в три раза.

Некоторые предприниматели отмечают также положительную сторону пандемии.

1. Из-за закрытия предприятий наблюдается процесс уменьшения конкуренции, то есть на рынке происходит как бы естественный отбор и слабые компании уходят с рынка.

2. Из-за удаленной формы работы сократились транспортные расходы, что оказало благоприятное воздействие на экологию в связи с уменьшением выбросов углекислого газа.

3. Из-за пандемии многие сотрудники начали работать дома, у них появилось больше свободного времени, которое они раньше тратили на дорогу. Это время они стали уделять семье, детям.

4. В связи с закрытием многих учреждений, таких как учебные заведения, торговые центры, рестораны, кафе и бары, салоны красоты и ночные клубы, у людей появилась возможность и время для самообразования и смены сферы деятельности.

Основными антикризисными мерами государства в период пандемии являются следующие: освобождение малого бизнеса от налогов; временное приостановление налоговых проверок; предоставление кредитных каникул для малого бизнеса; предоставление льготного кредитования.

Для развития малого бизнеса государству необходимо создавать соответствующие условия, одним из которых является доступность к кредитным ресурсам. Банки при предоставлении кредитов предпочтение отдают в первую очередь крупным предприятиям в связи с тем, что предприятия малого бизнеса ограничены в финансовых ресурсах и не всегда имеют залоговое имущество в необходимых размерах.

Министерством экономического развития Российской Федерации поставлена основная задача, которая заключается в сохранении занятости и поддержке предпринимательства. Для этого Правительством РФ на поддержку бизнеса и граждан выделено 3,0 трлн руб.

В условиях пандемии и кризиса многие предприятия малого бизнеса закрываются и подвергаются банкротству и разорению. Для тех же малых предприятий, которые остаются на плаву, открываются новые возможности для реализации новых бизнес-идей которые не потребуют огромных финансовых вложений, но могут окупиться за короткий срок и дать экономический эффект.

1. Создание клинингового агентства. Преимуществом данного вида деятельности является то, что для начала деятельности достаточно небольших финансовых средств для приобретения необходимого инвентаря.

2. Создание службы доставки. Данный вид услуг в условиях карантина является наиболее актуальным. Служба доставки может включать как доставку обедов, так и других видов товаров.

3. Открытие цехов по ремонту машин, телефонов, бытовой техники. В условиях кризиса не у всех есть возможность покупать новые товары.

4. Открытие ломбардов. Для быстрого и оперативного получения денег население сдает различные ценности: ювелирные украшения, машины и другую технику.

Кризисная ситуация, которая возникла в результате коронавирусной пандемии, оказала влияние на все сферы жизнедеятельности и выход из нее будет продолжительным. Пандемия коснулась каждого человека, и все человечество надеется, что данная эпидемия стихнет и все вернется в прежнее русло. Многие предприниматели надеются, что все вернется в привычное русло, другие ждут помощи от государства, а вот некоторые предприниматели перестраивают свой бизнес в соответствии со сложившимися условиями.

Для развития малого предпринимательства в условиях пандемии необходима всесторонняя помощь со стороны государств, приоритетными из которых являются следующие:

– формирование благоприятных условий для развития кредитования малого предпринимательства банками;

– организация помощи в создании инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства;

– разработка программ поддержки конкурентоспособных малых предприятий;

– совершенствование нормативной базы в целях снижения административных ограничений и барьеров для субъектов малого предпринимательства др.

Список использованных источников

1. Мигунова Г.С. Малый бизнес в регионах Центрального федерального округа// Регион: Экономика и Социология.- 2013.- №1(77). – С. 287-293.

2. Мигунова Г.С. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И АУДИТ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ//Информационно-аналитические возможности бухгалтерской отчетности способы её консолидации при переходе к МСФО. Материалы Межвузовской научно-практической студенческой конференции. 2008. С. 342-349.

Просмотров работы: 41