РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В ВУЗЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Ритмическая гимнастика - комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика используется в оздоровительных целях.

Всестороннее развитие физических способностей у человека, физическая подготовка становятся необходимыми условиями его трудовой деятельности. Сегодня нужно совершенствовать уже существующие и внедрять новые формы и методы проведения оздоровительной, физкультурной и спортивной работы. [1]

В настоящее время особенно актуальными являются исследования, связанные со здоровым образом жизни, который предполагает систематические занятия физической культурой и спортом. Дефицит двигательной активности приводит к снижению защитных функций организма, нарушению осанки, ухудшению зрение, а также изменениям в работе сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Наибольшим потенциалом для решения поставленной задачи обладает ритмическая гимнастика, которая включает в себя общеразвивающие упражнения, элементы художественной гимнастики и хореографии, стилизованных форм ходьбы, бега, прыжков и других несложных по технике упражнений. Большое внимание в ритмической гимнастике уделяется изучению разнообразных методик и систем тренировок.

Цель исследования: охарактеризовать методы проведения занятий ритмической гимнастикой в вузе и разработать методику проведения занятия. Мы поставили перед собой следующие задачи: 1. Дать определение ритмической гимнастике. 2. Изучить содержание, характеристику и виды ритмической гимнастики. 3. Рассмотреть разнообразие средств двигательной деятельности на занятиях ритмической гимнастикой. 4.Выделить составные части занятия ритмической гимнастикой в вузе и разработать свою методику проведения занятия. 5. Сформулировать выводы о методах проведения занятий ритмической гимнастикой в вузе.

Методы исследования. В своем исследовании для решения поставленных задач я изучила и проанализировала научно-методическую литературу.

Результаты исследования и их обсуждение.

Ритмическая гимнастика – как система музыкально-ритмического воспитания, которая была создана Эмилем Жак-Далькрозом. Сущность данной системы заключается в развитии чувства ритма, времени, развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что позволяет эффективно выполнять даже самые сложные движения. [2]
Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики, главное назначение которых состоит в том, чтобы укреплять здоровье человека, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособность. Упражнения ритмической гимнастики можно с успехом использовать в различных формах организации физической культуры в качестве разминки, общей или специальной физической подготовки в учебно-тренировочных занятиях различных видов спорта, а также во всех формах организации физической культуры в вузе.[3]

При выполнении упражнений ритмической гимнастики интенсивность и темп движений задается ритмом специальной музыки. Музыка играет важную роль. Упражнения ритмической гимнастики по-разному воздействуют на организм занимающихся. Например: бег и прыжки укрепляют сердечно-сосудистую систему, мышцы ног и развивают выносливость; приседания и наклоны укрепляют мышцы ног; упражнения на гибкость позволяют расслабить мышцы и повысить их растяжимость и подвижность в суставах, а также благотворно влияют на нервную систему; танцевальные движения развивают ловкость, пластичность, гибкость, координационные способности и т.д. Таким образом, в зависимости от целей, ритмическая гимнастика может носить спортивную, танцевальную, психотехническую, оздоровительную или смешанную направленность.
По особенностям воздействия на организм человека ритмическая гимнастика подразделяется на оздоровительную, лечебную и прикладную.

По возрастным особенностям ритмическую гимнастику как вид двигательной активности можно разделить на детскую ритмическую гимнастику (в дошкольном и начальном школьном возрасте); подростковую и юношескую ритмическую гимнастику (юношеский); для людей зрелого возраста; для пожилых людей.

В зависимости от целей и задач учащиеся средних и старших классов могут заниматься ритмической гимнастикой танцевальной или атлетической направленности. Эти два направления занятий могут носить как оздоровительный, так и специфический характер.

Одной из популярных в наше время вариаций занятий ритмической гимнастикой является степ-ритмика. Специфика таких занятий в том, что движения выполняются на фоне ритмичного зашагивания или запрыгивания на степ. Данную форму занятий можно использовать как средство разминки или как самостоятельную форму оздоровительных занятий – степ-аэробика.

Упражнения, выполняемые в аэробном режиме – это скользящие движения ногами, выполняемые в разных направлениях, из разных положений. С целью повышения нагрузки движениям ногами подключают всевозможные движения руками, используют различные отягощения.

В программу оздоровительных тренировок можно включить упражнения слайд-аэробики. Это разновидность степ-аэробики. Для занятий потребуется гладкая широкая доска, на которой выполняются разнообразные скользящие движения ногами, в основном схожие с движениями конькобежца. Такие занятия развивают аэробную и силовую выносливость, координацию движений, стимулируют функции жизненно важных органов и систем организма.

Свободный танец – это произвольные, импровизированные движения под приятную ненавязчивую мелодию. В таком танце человек выполняет только те движения, которые ему подсказывает внутренний голос. [4]

Ритмическая гимнастика содержит в себе огромное количество разновидностей общеразвивающих упражнений, средств развития физических качеств. Занятия ритмической гимнастикой включают в себя упражнения, служащие для укрепления мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища, для выработки осанки, исправления недостатков (косолапости, сутулости и др.): гимнастическая ходьба, бег, подскоки. В этот же раздел относят упражнения на развитие ловкости, равновесия, динамической и статической координации. Сюда входят: шаги, прыжки через обруч, палку, качающийся канат, повороты на пальцах ног, бег между кеглями. Упражнения на развитие статической координации, которые можно выполнять с закрытыми глазами, стоя на двух и одной ноге – их используют в заключительной части урока, т.к. они способствуют успокоению и релаксации организма, развивают способность управлять своим телом, ориентироваться в пространстве.

Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку – в этот раздел входят разнообразные движения подражательного характера, свободные формы движения, передача эмоционального восприятия музыки.
Правильно организованные занятия с различными движениями способствуют развитию моторных и координационных способностей у занимающихся. [5]

Занятие по ритмической гимнастике состоит из трех частей: подготовительной, в которую включаются разогревающие упражнения; основной, куда входят интенсивные упражнения для всех частей тела, беговые, прыжковые упражнения; заключительной, в которой даются упражнения на расслабление, дыхание, координацию.

В подготовительную часть включают разминку общего и специального характера (~ 15 мин).

Основная часть занятия содержит 2 раздела: аэробную и силовую (партерную). Аэробная часть длится примерно 15 мин. Ее задача – поддержание выносливости, координации движений и укрепление дыхания. Силовая (партерная) часть длится примерно 20 мин. Ее задача – развитие и поддержание силы. В этой части занятия упражнения воздействуют на определенные группы мышц статодинамического характера в режиме средней и легкой нагрузки.

Заключительная часть занятия (около 10 мин) носит восстановительную направленность, приводит организм в относительно спокойное состояние. Для снятия напряжения используют упражнения на дыхание и расслабление.

Вначале в работу включаются мышцы шеи, рук, плечевого пояса, туловища и ног, прыжки и подскоки. Необходимо внимательно следить за дыханием, потоотделением, координацией движений и вовремя давать необходимый отдых, измеряя ЧСС, так как пульс – хороший показатель тренированности и самочувствия. [6]

На основании всего изученного материала, нами предложен следующий вариант составления комплекса и проведения занятия. Каждое занятие состоит из трёх основных частей: разминки – 5-7 минут, основной части, заключительной части – 4-8 минут. Занятие включает в себя следующие упражнения.

Разминка (использовать медленную музыку)

Наклоны головой – вперед, назад, вправо, влево;

Круговые движения головой в обе стороны;

Рывки руками – вверх, вниз, вправо, влево;

«Грейн-вайн» – шаги со скрещиванием ног и перемещением тела вправо и влево;

Наклоны в сторону – вперед по диагонали, полукруг в левую сторону – выпрямиться. То же в другую сторону;

«Степ-тач» – приставной шаг с касанием ног, который может выполняться в различных направлениях, а также с использованием прыжков и поворотов.

Основная часть (использовать быструю музыку)

 Ходьба на месте пружинящим шагом;

Шаги на месте – 24 счета, переходящие в поднимание на носки – 24 счета, с вращением рук в локтевых суставах в одну и другую стороны;

«Бег» - традиционный бег на месте со сгибанием ног назад почти до касания ягодиц пяткой согнутой ноги;

«Скип» - подскок на опорной ноге, другая нога сгибается в коленном суставе почти до касания ягодицы;

Многоскоки - делаем с маленького разбега;

Широкие прыжки в сторону толчком одной ноги: оттолкнуться левой ногой, приземлиться на правую; оттолкнуться правой ногой, приземлиться на левую. Усиленно работать руками;

Прыжки на двух ногах с поворотами таза направо, налево;

Прыжки на двух ногах с поворотами таза направо, налево и одновременным приседанием («твист»);

Прыжки на одной ноге с маховыми движениями другой вперед, в сторону;

«Выпад» - Одна нога ставится вперёд, другая – назад. Тяжесть тела распределяется одинаково на обе ноги. Ширина между ногами во фронтальной плоскости соответствует ширине плеч. Туловище вертикально. Тоже самое на другую ногу;

Присед - угол сгиба между бедрами и коленями должен быть прямой.

Заключительная часть (использовать спокойную расслабляющую музыки)

«Волна» - справа - налево и обратно. Круговые движения правой рукой снизу – вверх – в сторону, то же другой рукой и двумя руками вместе;

Выпад правой ногой в сторону, потянуться за правой рукой, выполняющей круговые движения в локтевом суставе. То же в другую сторону;

Шаг правой ногой в сторону, круговое движение правым плечом назад. То же в другую сторону. Стоя на месте, круговые движения двумя плечами назад и вперед;

Медленные наклоны головы вперед, отводя вперед как можно дальше подбородок и втягивая его назад;

Руки через стороны вверх – вдох, плавно опуская вниз – выдох.

Выводы: Изучив литературные источники по характеристике методов проведения занятий ритмической гимнастикой, можно сделать следующие выводы. Возможности применения ритмической гимнастики достаточно широки, и под умелым руководством педагога они являются мощным комплексным средством и методом воздействия как в оздоровительном, образовательном, так и в воспитательном направлениях развития личности. Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики, главное назначение которых состоит в том, чтобы укреплять здоровье студенческой молодежи, поддерживать на высоком уровне её физическую и умственную работоспособность. Важным элементом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение.

В ходе работы были рассмотрены разновидности ритмической гимнастики, изучены методики занятий и выделены средства двигательной активности на занятиях ритмической гимнастикой. Предложен свой вариант проведения занятия по ритмической гимнастике. Комплексы ритмической гимнастики и музыкального сопровождения составляют так, чтобы планомерно прорабатывать все мышцы и суставы. Занятия ритмической гимнастикой доступны абсолютно каждому, и позволяют повысить уровень физической активности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Методика ритмической гимнастики. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/sport/00009406_0.html / (Дата обращения 23.11. 2021) – Загл. с экрана.

Эмиль Жак-Далькроз и его метод (система) музыкального воспитания. Ритмическая гимнастика Эмиля Жак-Далькроза. Методическое пособие для преподавателей ритмики, сольфеджио, а также для всех, кто интересуется системами музыкального воспитания XX века. / [Текст] Под ред. Н. Л. Вашкевич. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://aleksandrov.music.mos.ru/upload/medialibrary/43c/jacques_dalcroze_-pravka2012.pdf / (Дата обращения 22.11. 2021). – Загл. с экрана.

Ритмическая гимнастика в вузе: методика составления комплексов упражнений. Методические указания к практическим занятиям для студентов 1–3 курсов / [Текст] И. В. Данилова. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2013/Danilova.pdf / (Дата обращения 22.11. 2021). – Загл. с экрана.

Разновидности ритмической гимнастики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2021/11/01/raznovidnosti-ritmicheskoy-gimnastiki / (Дата обращения 24.11. 2021). – Загл. с экрана.

Разнообразие средств двигательной деятельности на занятиях ритмической гимнастикой. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://infourok.ru/raznoobrazie-sredstv-dvigatelnoy-deyatelnosti-na-zanyatiyah-ritmicheskoy-gimnastikoy-2952484.html / (Дата обращения 28.11. 2021) – Загл. с экрана.

Ритмическая гимнастика как средство воспитания двигательных качеств студентов. Методические указания по дисциплине «Физическая культура» для студентов всех специальностей и направлений. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elar.usfeu.ru/bitstream/123456789/101/3/Ritmicheskaja_gimnastika.pdf / (Дата обращения 26.11. 2021). – Загл. с экрана.

Просмотров работы: 247