Методика оздоровительной тренировки студентов - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Методика оздоровительной тренировки студентов

Щукина Ю.В. 1, Лебедева М.П. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Оздоровительная тренировка используется в целях повышения или поддержания уровня физического здоровья. Повышение функционального состояния организма и физической подготовленности является основной целью оздоровительной физической культуры. Физическая культура личности студенческой молодежи характеризует качественную сторону ее образованности, физическую подготовленность и совершенство, отраженное в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности, здоровом образе жизни. Именно у студенческой молодежи здоровье имеет тенденцию к ухудшению. У 80-85% студентов отмечаются отклонения в состоянии физического здоровья. Поэтому данной социальной группе необходимо заниматься оздоровительными тренировками, как в учебное, так и во внеучебное время.

Цель исследования. Формирование методики оздоровительных физических тренировок для студентов.

Материал и методы исследования. Анализ научной литературы с целью выявления основных целей и задач оздоровительных тренировок, рассмотрение ключевых принципов физической оздоровительной культуры, разработка методики проведения оздоровительных тренировок студентов на основе изученного материала.

Результаты исследования и их обсуждение. Основными и частыми симптомами ухудшения здоровья у студентов являются головные боли (62,5 % у девушек и 36 % у юношей), снижение работоспособности (42,3 у девушек и 31,0 % у юношей), метеозависимость (89,6 % у девушек и 72,0 % у юношей) [2]. К старшим курсам увеличивается количество человек, которых отнесли к специальной медицинской группе, а также освобожденных от академических учебно-тренировочных занятий или переведенных в группы лечебной физической культуры. Поэтому целью физического обучения студентов является формирование культуры здоровья человека.

Основной задачей оздоровительной физической тренировки студентов является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, которые гарантируют стабильное состояние здоровья человека[3]. Также к задачам относится улучшение функционального состояния студентов, профилактика заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, регуляция обменных процессов, повышение устойчивости организма студентов к неблагоприятным факторам внешней среды и т.п.

Приоритетными задачами оздоровительного физического воспитания студенческой молодежи является направленность учебно-тренировочных занятий на сохранение и коррекцию здоровья, повышение функциональной и двигательной подготовленности, формирование здорового стиля жизни.

Принципы физической оздоровительной культуры имеют много схожего со спортивными тренировками, но также включают принцип оздоровительной направленности физического воспитания[4]. Его суть заключается в достижении оздоровительного эффекта от физической нагрузки на человека. Кроме того существует ряд других принципов оздоровительных тренировок, из которого можно выделить принцип «не навреди». Он заключается в том, что физические упражнения не должны отрицательно складываться на здоровье человека. Особенно внимательно должны быть подобраны оздоровительные тренировки тем лицам, у которых имеются противопоказания в занятии спортом, например, врожденные болезни.

Следующим выделяют принцип индивидуализации, в котором физическая нагрузка должна соответствовать индивидуальным возможностям организма человека[2]. Оздоровительные тренировки должны быть составлены так, чтобы соответствовать физическим и функциональным способностям организма, определенных путем специальных тестирований и показателями уровня здоровья человека.

Принцип повторности основан на регулярном повторении упражнений оздоровительных тренировок, с учетом физических способностей личности.

Последний принцип постепенности. Он заключается в изменении тренировочной нагрузки в зависимости от динамики функционального состояния индивида. Нагрузки должны иметь тенденцию к постепенному наращиванию с целью достижения определенных возрастно-половых характеристик занимающегося.

Дозирование физической нагрузки является значимым фактором, который определяет эффективность оздоровительных тренировок. Осуществляется данный фактор по мощности (интенсивности), объему, кратности (продолжительности интервалов отдыха между занятиями), характеру отдыха (активный, пассивный), координационной сложности упражнений[1].

Принцип, основанный на учете максимальных функциональных возможностей занимающихся, выделяют главным в дозировании физических нагрузок. Существуют несколько способов дозирования нагрузки по мощности (интенсивности).

Одним из них является способ по относительной мощности в процентах к максимально достигнутому уровню физической работоспособности. Этот способ предусматривает углубленное обследование занимающегося в специальных лабораториях, на основании чего определяется тренировочный уровень нагрузки (он должен составлять 50-70% от максимальной физической работоспособности[1]).

Следующий способ по частоте сердечных сокращений, который основан на линейной зависимости между мощностью нагрузки и сдвигами, возникающими в организме под ее влиянием[1]. При определении мощности нагрузок по частоте пульса используют три показателя. Первым является пороговый (наименьший) ЧСС – ниже данного показателя не возникает тренировочного эффекта.

Вторым рассматривают пиковый (наибольший) показатель ЧСС, который нельзя превышать в процессе тренировки. Рассчитывается он по формуле: 220 (уд/мин) – возраст = пиковая ЧСС. Однако следуют учитывать индивидуальные особенности и уровень физического развития тренирующегося, от которых будут зависеть зоны колебания показателя.

Последним показателем выделяют средний ЧСС, который соответствует средней интенсивности нагрузки. Определяется рабочий уровень ЧСС по формуле Карвонена:

ЧССраб = [(220 уд/мин – возраст) - ЧССп]*ИТН+ЧССп,

где ЧССраб – рабочий уровень ЧСС; ЧССп – ЧСС покоя; ИТН – интенсивность тренировочной нагрузки (50-85% от максимальной ЧСС)

Еще одним способом дозирования нагрузки по мощности является способ по числу повторений физических упражнений, который используются при гимнастических упражнениях или круговой тренировке. Предварительно проводится проба на максимальное количество повторов (ПМ) за определенное время (до 30 с)[1]. Затем рассчитывается тренировочная величина нагрузки, которая выражается в процентах от ПМ или в относительных единицах (МП/2, МП/4 и т.д.). Диапазон нагрузки должен составлять 25-50% МП.

Последним выделяют эмпирический способ. Он основан на анализе субъективных ощущений тренирующихся[1]. Признаками хорошей переносимости нагрузок являются: свободное дыхание, отсутствие неприятных ощущений и т.д. Важной характеристикой интенсивности нагрузки в оздоровительной тренировке является степень усилий – занятие должно проходить с интенсивность вполсилы или три четверти силы.

Чтобы добиться заметного оздоровительного эффекта от тренировок, физические упражнения должны давать длительную равномерную нагрузку системам дыхания и кровообращения, обеспечивающим доставку кислорода тканям[5]. Эффективность оздоровительных тренировок определяется периодичностью, интенсивностью и длительностью физических занятий, совмещением работы и отдыха.

Рассмотрим типы физических упражнений, которые следует выполнять в процессе оздоровительных тренировок. Одними из них выделяют циклические упражнения - это упражнения направленные на повторяющиеся двигательные движения в течение длительного периода времени. Они направлены на развитие аэробной мощности и общей выносливости и влияют, прежде всего, на улучшение сердечной работы и кислородного обращения, а также запускают механизмы сжигания жиров[3;5].

В практике физического воспитания студентов выделяют следующие циклические упражнения: оздоровительная ходьба (40-60 минут), оздоровительный бег (30-40 минут), ходьба на лыжах (40-60 минут), аэробные движения (аэробика) не более 30 минут.

Еще одним видом выделяют ациклические упражнения, которые направлены на опорно-двигательный аппарат с изменяющимися движениями[3] и имеют четкую последовательность, начало и завершение на протяжении временного периода. В основном данные упражнения выполняются в анаэробном режиме и направлены на повышение мышечной силы, скорости реакции и гибкости суставов.

Примерами ациклических упражнений для студентов являются: прыжки в длину с места, метание мяча/гранаты в длину, поднимание тяжести, гимнастические и акробатические упражнения, подвижные игры.

Последним видом являются смешанные упражнения, в которых сочетаются свойства циклических и ациклических упражнений. В основном они используются для развития общей и специальной выносливости. К примеру: прыжки в длину с разбега, метание мяча/гранаты с разбега.

Для того чтобы упражнения с оздоровительной направленностью давали нужный эффект, необходимо соблюдать ряд методических правил. Одним из них является правило постепенного увеличения длительности и интенсивности физических нагрузок. Физическая нагрузка должна иметь нарастающую динамику, не перегружая организм, а наоборот, давая ему возможность адаптироваться, справляться с более сложными задачами.

Также нужно не забывать о постоянном разнообразии выполняемых оздоровительных упражнений. Тренировки должны включать в себя упражнения: силовые, на выносливость, на координацию движения, на скорость, на разные группы мышц.

Еще одно правило о соблюдении систематичности занятий. При не соблюдении графика занятий, оздоровительные тренировки не будут положительно и эффективно влиять на физическое состояние человека. Также надо контролировать физическое состояние организма.

Приведем пример проведения оздоровительной тренировки для студентов в течение 1,5 часа. В первую очередь необходимо провести разминку на все группы мышц (10 минут). Затем может следовать оздоровительный бег в медленном темпе (30 минут), после выполнение аэробных движений (20 минут). Также допускается включить в тренировку прыжковые упражнения: прыжки на месте разными способами, прыжки в длину с места и с разбега (20 минут). В конце оздоровительной тренировки студентам можно предложить спортивные игры (20 минут).

Вывод. В результате проведенной работы по изученной научной литературе, можно сделать вывод о том, что оздоровительные тренировки играют важную роль в жизни студенческой молодежи. Изучив данные, можно говорить о том, что здоровье студентов больше всего имеет тенденцию к ухудшению. В ходе работы, были выделены основные цели и задачи физических оздоровительных тренировок. Главная цель данных занятий – это сформировать физическую культуру здоровья у молодого поколения. Ориентируясь на изученный материал, была составлена методика проведения оздоровительных тренировок студентов. Особое внимание важно уделять на циклические и ациклические упражнения, которые в первую очередь оказывают положительное влияние на здоровье занимающихся студентов. Важно также не забывать о правилах применения оздоровительных упражнений, для того чтобы данные тренировки имели положительную динамику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Апанасенко Г.Л., Попова Л.А.. Медицинская валеология / Серия «Гиппократ». Ростов н/Д.: Феникс— 248 с.. 2000 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://lib.sale/valeologiya_696/valeologiya.html / (Дата обращения 9.12. 2021) ).– Загл. с экрана.

Боярская Л.А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы. – Учебное пособие: Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 2017 – 120 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/54003/1/978-5-7996-2157-5_2017.pdf / (Дата обращения 26.11. 2021) ).– Загл. с экрана.

Бровиков Д.В., Косяченко А.А. Теория и методика оздоровительной физической культуры. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-metodika-ozdorovitelnoy-fizicheskoy-kultury/viewer / (Дата обращения 26.11. 2021) ).– Загл. с экрана.

Глухих В.И., Черепок А.А. Оздоровительная физическая тренировка.

Часть 1. Общая характеристика оздоровительной тренировки. Традиционные двигательные системы оздоровления. Учебное пособие.- Запорожье: ЗГМУ, 2014. - 84 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dspace.zsmu.edu.ua/bitstream/123456789/2848/1/GluhihVI14_Ozdor_fiztren_Ch_1.pdf/ (Дата обращения 26.11. 2021). – Загл. с экрана.

Климушкина Ю.Н. Виды оздоровительной физической культуры [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://spravochnick.ru/fizicheskaya_kultura/vidy_ozdorovitelnoy_fizicheskoy_kultury/ / (дата обращения 27.11. 2021) ).– Загл. с экрана.

Просмотров работы: 248