Системный анализ — научный метод, который отличается междисциплинарным подходом к решению сложных проблем. Объектом системного анализа выступают практические проблемы, которые связанны с созданием новых и модернизацией существующих систем [1]. Это организационные, экономические, технические, информационные, военные и другие системы.
Системный анализ используют для выяснения причин существующих сложностей, постановки целей, выработки методов и вариантов устранения проблем. Он выступает в роли организатора и координатора. Опирается на междисциплинарный подход, с помощью которого эффективно объединяет и концентрирует усилия группы специалистов на решении конкретной проблемы. Системное объединение достижений различных областей знаний позволяет решать такие проблемы, которые не могут быть разрешены в рамках отдельных дисциплин и частных подходов [1].
Росморпорт — лидирующее предприятие морской транспортной отрасли, главной задачей которого является обеспечение безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним [2, 3]. Это и лоцманские проводки, и организация работы центров систем управления движением судов. Гордость Росморпорта – ледокольный флот – самый крупный в мире, обеспечивает круглогодичную навигацию в 15 замерзающих морских портах РФ. Без участия предприятия не обходится ни один крупный инфраструктурный морской проект. В структуру предприятия входят 14 филиалов, осуществляющих свою деятельность в 65 из 67 морских портов страны.
Это сложная система, так как состоит из подсистем (рис. 1):
объекты портовой инфраструктуры (подводные гидротехнические сооружения, наземные гидротехнические сооружения, строения и сооружения, здания и помещения) [2, 4];
флот (портовые и рейдовые буксиры, служебно-разъездные и патрульные суда, суда природоохранного назначения, ледокольный флот).
Рисунок 1 — Структура Росморпорта «Ванинский филиал»
Можно выделить следующие проблемы в этой системе:
1. Разные часовые пояса.
2. Сложные климатические условия.
3. Международные отношения (санкции, обострение отношений с другими государствами).
4. Отсутствие хорошей портовой инфраструктуры.
5. На нынешнем этапе своего развития российский порты не могут считаться современными гаванями с развитой сопутствующей инфраструктурой (автомобильные и железнодорожные магистрали с высокой пропускной способностью, соответствующих логистических узлов, комплексов и терминалов по обработке и хранению грузов) [4, 5].
6. Безопасность мореплавания в самих гаванях и при подходах к ним.
Современные торговые суда растут в своих размерах и осадке, требуя от хозяев портов солидных вложений в соответствующую модернизацию как их акватории, так и подходных каналов к ней [6]. Дноуглубительные работы, обустройство и создание соответствующих причалов и гидротехнических сооружений – дело не из дешевых. Наша страна имеет все шансы на извлечение огромных прибылей из собственного географического положения, однако для этого нужно потратиться [7, 8].
7. Диверсификация портов, их ориентированность на рост процента перевалки грузов, не связанных с нефтью и газом.
Под диверсификацией понимается важная инвестиционная концепция (мера разнообразия в совокупности. Чем больше разнообразие, тем больше диверсификация).
8. Освоение Северного морского пути, развитие его инфраструктуры и создание транспортных коридоров и логистических цепей, способных создать реальную конкуренцию [9].
Рассмотрим и обоснуем выбор для рассмотрения и анализа одной многофакторной проблемы в рассматриваемой системе. Многофакторной проблемой в рассматриваемой системе является отсутствие хорошей портовой инфраструктуры. Для соответствия торговым и транспортным потребностям страны морские порты России должны предоставлять конкурентоспособную на международном уровне портовую инфраструктуру и оказывать качественные услуги в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Потребность в долгосрочном планировании особенно остро ощущается в сфере развития портовой инфраструктуры – жизненный цикл проектов в морских портах охватывает десятилетия, что обозначает необходимость долгосрочного прогнозирования спроса на портовую инфраструктуру, её влияния на экономику и экологию [7, 9].
На рисунке 2 представлена диаграмма «Проблема: Отсутствие хорошей портовой инфраструктуры».
Рисунок 2 — Диаграмма «Проблема: Отсутствие хорошей портовой инфраструктуры»
Одним из этапов логического анализа системы в целом является анализ проблем акторами системы. Акторы — основные заинтересованные стороны, причастные к решаемой проблеме. В данной решаемой проблеме акторами являются заказчики, подрядчики [2, 10, 11].
Проведём анализ требований акторов с помощью метода свёртки. Анализ требований акторов приведён в таблице на рисунке 3.
Рисунок 3 — Анализ требований акторов
По результатам анализа требований акторов были выявлены следующие проблемы.
Заказчики: выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов, предоставление финансирования (выделение инвестиций) для выполнения проекта;
Подрядчики: выполнение договорных обязательств в соответствии с условиями проекта (обязательное соблюдение сроков выполнения работ, устранение недостатков за свой счёт), координированное выполнение этапов проекта.
Проведем сравнительный анализ системы с аналогичными системами. Сравним Ванинский филиал с Астраханским филиалом (рис. 4-11).
Рисунок 4 — Диаграмма «Лоцманские проводки судов в морской порт
Ванино, выполненных лоцманами Ванинского филиала»
Рисунок 5 — Диаграмма «Лоцманские проводки судов в морской порт Астрахань, выполненных лоцманами Астраханского филиала»
Таким образом, из диаграмм видно, что Астраханский филиал принимает больше иностранных судов по сравнению с Ванинским филиалом.
Рисунок 6 — Диаграмма «Количество судов, осуществивших в период зимних навигаций судозаходы в/из морской порт Ванино, обеспеченных
ледокольными проводками»
Рисунок 7 — Диаграмма «Количество судов, осуществивших в период зимних навигаций судозаходы в/из морской порт Астрахань, обеспеченных
ледокольными проводками»
Наши данные свидетельствуют о том, что в Ванинском филиале растут ледокольные операции, увеличивается ледокольный флот. Сказывается географическое положение.
Рисунок 8 — Диаграмма «Объемы принятых Ванинским филиалом судовых отходов в морском порту Ванино»
Оценка объёмов позволяет сделать вывод об эффективности работы экологических служб с целью регулирования охраны окружающей среды, в частности не допущение разливов нефти.
Для логического анализа системы в целом используем ретроспективный анализ, результаты которого представлены на рисунках 9-11. Ретроспективный анализ позволяет выявить, как изменяются значения показателей деятельности системы с течением времени.
Рисунок 9 — Количество лоцманских операций, ед.
Тип линии тренда: Полиномиальная убывающая ломаная.
Из диаграммы видно, что политическая и экономическая ситуация привела к незначительному уменьшению количества лоцманских операций (иностранные суда сократили заходы).
Рисунок 10 — Количество судов, обеспеченных ледокольными проводками в период зимней навигации, ед.
Тип линии тренда: Полиномиальная возрастающая ломаная.
Исходя из диаграммы, представленной на рисунке 10, можно сделать вывод, что порт развивается и работает эффективно, ледокольный флот выполняет возрастающий объем работ.
Рисунок 11 —Количество ледокольных операций, ед.
Тип линии тренда: Полиномиальная возрастающая ломаная.
График, представленный на рисунке 11, свидетельствует о том, что порт развивается и работает эффективно, ледокольный флот выполняет большой объем работ.
Для анализа проблемосодержащей исследуемой нами сложной системы выполним SWOT-анализ (таблица 1), который показывает возможности и угрозы, слабые и сильные стороны исследуемой системы.
Таблица 1- SWOT-анализ исследуемой проблемосодержащей системы
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Высокое качество выполнения работ; 2. Высокое качество предоставляемых услуг; 3. Высокая заработная плата; 4. Выгодное географическое положение |
1. Неполный контроль за исполнением проекта; 2. Несоблюдение сроков выполнения работ; 3. Снижение прибыли; 4. Сокращение заходов иностранных судов; 5. Тяжелая специфическая работа |
Возможности |
Угрозы |
1. Освоение новых видов услуг; 2. Повышение квалификации кадров; 3. Постройка терминалов для новых видов груза; 4. Постройка ж/д путей; 5. Замена старого оборудования на новое |
1. Уход квалифицированных специалистов; 2. Угроза здоровью сотрудников; 3. Выход из строя устаревшего оборудования; 4. Укрепление позиций конкурентов на рынке |
По результатам проведенного системного анализа были выявлены следующие проблемы:
1. По реализуемым проектам (в частности проект реконструкции береговых сооружений автомобильно-железнодорожного паромного сообщения «Ванино-Холмск» в морском порту Ванино).
2. Необходимость получения положительных заключений государственных экспертиз, с последующим представлением проектной документации и результатов инженерных изысканий в ФАУ «Главгосэкспертиза России».
3. При получении положительного заключения, потребность в выделении финансирования для выполнения строительно-монтажных работ по проекту.
4. В связи с политической и экономической ситуацией количество лоцманских операций незначительно уменьшилось (иностранные суда сократили заходы).
5. В зимний период акватория бухты покрыта льдом (с января по март).
Список использованной литературы
Системный анализ [Электронный ресурс]. URL: https://systems-analysis.ru/systems_analysis.html
Ванинский филиал [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosmorport.ru/filials/vaf_services/
Росморпорт [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosmorport.ru
Флот [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosmorport.ru/services/fleet/
Объекты почтовой инфраструктуры [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosmorport.ru/filials/vaf_port_facilities/
Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosmorport.ru/media/File/strategy.pdf
Закупки ФГУП «Росморпорт» [Электронный ресурс]. URL: https://www.roseltorg.ru/personal/rosmoport
Услуги Астраханского филиала [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosmorport.ru/filials/asf_services/
ФГУП Росморпорт [Электронный ресурс]. URL: http://morflot.gov.ru/ob_agentstve/rukovodstvo/podvedomstvennyie_organzatsii/federalnyie_gosudarstvennyie_unitarnyie_predpriyatiya/fgup_rosmorport.html
Портовые сборы и тарифы [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosmorport.ru/filials/vaf_portcharges/
Развитие Ванинским филиалом объектов портовой инфраструктуры и флота [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosmorport.ru/filials/vaf_developmentofports/