Экономико-правовой аспект криптовалюты - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Экономико-правовой аспект криптовалюты

Кудачков Д.С. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Г.В Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Влияние криптовалюты на различные экономические и социальные процессы в современном мире с каждым днем становится все более значительным. На повестке дня всего международного сообщества и отдельных государств возникает все большее количество вопросов, затрагивающих различные аспекты рассматриваемого явления. Так, не существует единого мнения относительно правовой природы криптовалюты. В связи с чем, различные юрисдикции рассматривают цифровую валюту либо как средство платежа, либо как средства обмена. Необходимо отметить, что вопрос о правовой природе токенов также формально не определен.В частности, зачастую они рассматриваются как пожертвование либо дарение, что в свою очередь, вызывает значительное количество споров на национальном и международном уровнях. Отсутствие формальной определенности в сфере общего правового статутса криптовалюты влечет за собой возникновение широкой дискуссии по более частным вопросам, касающимся необходимости лицензирования деятельности криптовалютных бирж, налогообложения в указанной сфере и так далее. Вместе с тем, уже сегодня очевидно, что деятельность в сфере криптовалютных операций только набирает обороты. Как было указано, вопрос, касающийся правовой природы цифровой валюты и операций с ней рассматривается в каждом государстве по-разному. В настоящее время есть одна страна, где криптовалюты разрешены на 100% как средство платежа, - это Япония[3]. Но отметим сразу, что налоговую систему данного государства можно обозначить как “довольно жёсткую” (подробней можно изучить на сайте регулятора - FSA) и работа с нерезидентами осложнена рядом барьеров: языковым, правовым, экономическим: важен особенно последний, поскольку уровень доходов населения Японии довольно высок.

 

В настоящее время (с апреля по октябрь) идёт разработка так называемым Японским Советом по аудиторским стандартам “Свода условий для обращения криптовалюты”, то есть это будет документ, формализующий правила обороты криптовалюты, в том числе - относительно её майнинга (производства). На сегодня с блокчейн-проектами работают: Bank of Yokohama, SBI Sumishin Net Ban и ещё десятки организаций (и это - без включения мелких продавцов)[4]. Кроме того, существуют методические указания Министерства экономики, торговли и промышленности Японии (METI) относительно оценки различных блокчейн-проектов. Согласно ей - можно оценить возможности реализации Вашего блокчейн-проекта.
С другой стороны - регулирование разнится от страны к стране.

Появление криптовалюты послужило толчком к формированию принципиально новой системы экономической отношения, при которых обмен активами происходит без привлечения централизованных финансовых институтов (в частности, банки). Или других посредников, а также безопасность и надежность транзакций между контрагенты обеспечивается системой распределенного реестра, которая представляет собой сеть автономных компьютеров, контроль и надежная запись совершенных транзакций с помощью криптографических функций (блокчейн). Как и любое новое явление в общественной жизни, криптовалюта бросает вызов государству[1]. Сложнейшие задачи, вытекающие из необходимости правового регулирования вновь возникающих и интенсивно развивающихся общественных отношений - обеспечение баланса интересов различных стейкхолдеров, обеспечение безопасности государства и общества, - при этом государственное стратегическое планирование ориентировано на построение цифрового экономия, которая невозможна без блокчейна.
Криптовалюта уже была рассмотрена в многочисленных публикациях в современной академической среде. Явление изучается в различных его аспектах: экономическом и финансовом , юридическом ;изучить преимущества и недостатки криптовалюты, мотивацию и препятствия для ее использования , безопасность транзакций в криптовалюте и т. д. В то же время существует очень мало исследований, направленных на определение экономико-правовой аспект криптовалюты, без чего говорить о ее правовое регулирование. Только понимая, что такое криптовалюта как легальная категория, можно говорить о регулировании его эмиссии и оборота с помощью правовых норм. Определение криптовалюты как товар означает, что операции по его продаже облагаются налогом на добавленную стоимость. Обмен криптовалюта для товаров подпадает под правовое регулирование бартерных операций. Если криптовалюта признана ценной бумагой или другим финансовым инструментом, тогда деятельность криптовалютных бирж, аналогично биржам, должны быть лицензированы государством. Таким образом, определение правовой природы криптовалюта как основа ее правового статуса - приоритетная задача, которую государство должно решить перед принимаются любые меры по легализации криптовалют.
В определении правовой природы криптовалюты возможны два подхода: 1) приравнять это с уже существующими объектами правового регулирования (бездокументарные ценные бумаги, иностранная валюта, товар и др.), что подразумевает необходимость создания только определенных нормативных актов, учитывающих специфика криптовалюты как варианта соответствующего объекта; 2) ввести понятие «криптовалюту» в законодательство, признав ее принципиально новым объектом правового регулирования, и, следовательно, создать криптовалютное законодательство с нуля.
На сегодняшний день большинство стран мира пытаются урегулировать криптовалютные отношения , уделяя основное внимание вопросам лицензирования операций с криптовалютами, налогообложения, а также противодействие легализации доходов от преступных операций и финансированию терроризма. В то же время государственные органы часто не имеют четкой позиции относительно правовой природы криптовалюты и поэтому пытаются регулировать ее оборот «вслепую»[2]. Как отмечает С.А.Тимофеев, попытки хоть как-то урегулировать правоотношения, связанные с криптовалютой, бессмысленны до тех пор, пока цифровые права, деньги и контракты становятся объектами гражданских прав.
В большинстве случаев криптовалюта определяется как один из известных и регулируемых объектов гражданского оборота. Таким образом, Налоговое управление Австралии (ATO) решило, что цифровая валюта является товаром, не валютой, которая соответствует налоговым инструкциям, предоставленным соответствующими органами в других страны, такие как Канада и Сингапур. Постановлениями АТО от 17 декабря 2014 г.
транзакции с биткойнами являются аналогом бартерного соглашения и имеют аналогичные налоговые последствия. АТО также отмечает, что биткойн не является ни деньгами, ни иностранной валютой, и для целей налогообложения продажа биткойн не считается финансовой услугой. По данным Австралийского агентства ценных бумаг и инвестиций комиссия (ASIC), сами цифровые валюты не входят в юридическое определение «финансового продукта», а торговля цифровой валютой не попадает в категорию финансовых услуг. Иную точку зрения высказал председатель Центробанка Стивен Полоз: Канада, заявившая в январе 2018 г., что возражает против термина «криптовалюты», поскольку они не являются валюты, они не являются активами, технически их можно классифицировать как ценные бумаги.
Долгое время у России не было четкой позиции государства относительно правовой природы криптовалюты и ее правового статуса. Несмотря на то, что прямого запрета на транзакции с криптовалютой нет, в большинстве случаев заявления официальных лиц и позиции государственных органов демонстрировали очень осторожную подход к потенциальному разрешению расчетов криптовалютой в РФ. Банк России посчитал преждевременным выпускать криптовалюты, а также любые финансовые инструменты.
номинированные или связанные с криптовалютами, обращаются и используются на организованных торгах и в расчетно-клиринговой инфраструктуре на территории Российской Федерации для обслуживания сделок с криптовалюты и их производные .ФНС России заявила, что сделки связанные с приобретением или продажей криптовалюты с использованием валютных ценностей (иностранная валюта и внешние ценные бумаги) и / или валюта Российской Федерации являются валютными операциями , таким образом идет приравнивание криптовалюты к иностранной валюте. К настоящему времени разработан и обсужден федеральный закон «О цифровых финансовых активах», который относит криптовалюту к собственности в электронном виде, созданы с использованием криптографических средств. Согласно законопроекту, криптовалюта не признано законным платежным средством на территории Российской Федерации[2].
Один из вариантов определения правовой природы криптовалюты, который неоднократно предложенным официальными лицами разных стран, в том числе России, является введение концепции «цифровой товар» («виртуальный товар»). При принятии этого варианта гражданское законодательство должно быть дополнены нормами о новом объекте гражданских прав - цифровой (виртуальной) вещи. Однако распространить режим вещных прав на такой объект сложно, поскольку он нематериален. С точки зрения Гражданского права отчуждению подлежит только материальная вещь, а нематериальные объекты гражданских прав, в том числе результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации юридических лиц, товары, работы, услуги и предприятия не подлежат передаче, т.е. отчуждению подлежат только права на них.
Ряд государств постепенно пришли к пониманию того, что отождествлять криптовалюту с уже существующими объектами гражданского оборота неправильно. В феврале 2016 г. в Великобритании Содружество Рабочая группа по виртуальным валютам опубликовала отчет о правовом статусе цифровой валюты и регулирование транзакций в нем, в котором было принято определение виртуальной валюты, предложенное Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF): цифровое представление стоимости, которая может быть продана в цифровом виде и функционирует как средство обмена, расчетная единица и / или хранимая стоимость, но не имеет статуса законного платежного средства ни в одной юрисдикции[1] . Я считаю, что данное определение наиболее точно раскрывает сущность криптовалюты и выражает конкретную позицию относительно его функции как средства накопления, но исключают его использование в качестве средства платежа.
Обсуждаемые выше точки зрения отражают различные свойства и функции криптовалюты. С одной стороны, криптовалюту можно рассматривать как товар, поскольку она имеет реальную стоимость, которая формируется из затрат на его производство в виде использования вычислительной мощности компьютеров, и соответственно стоимость электроэнергии, что немало. С другой стороны, отнесение криптовалюты к бездокументарным ценным бумагам также возможно, поскольку она, фиксируя определенную стоимость, удостоверяет право собственника на получение определенной суммы денег (право требования). Однако криптовалюта также имеет такие характеристики, которые не позволяют однозначно отнести его к той или иной категории. Итак, если рассматривать криптовалюту как право требования, возникает вопрос: кому может быть предъявлено это требование? Если Пользователь - это одна сторона правоотношений, тогда кто другая сторона? С системами электронных денег, это системный оператор, но с децентрализованной системой криптовалюты по определению не существует. Если должника нет, можно ли вообще говорить о праве требования ?
Несмотря на схожесть криптовалюты с другими объектами гражданских прав, следует признать, что она это совершенно новое явление, не имеющее аналогов в прошлом. Способ создания криптовалюты и то обстоятельство, что она не обеспечена никакими активами, не позволяет однозначно классифицировать ее как деньги, в том числе электронные деньги, которые всегда обеспечиваются реальными деньгами. Эмиссия криптовалюты не может контролироваться и регулироваться какой-либо внешней организацией, поскольку она осуществляется на основа заданного программного алгоритма. Генерируется в процессе проведения транзакций в
распределенная сеть, криптовалюта - это, по сути, просто зашифрованная информация, которая записывает транзакции с любыми активами и обозначает определенную стоимость, которая формируется из затрат на использование вычислительной техники.(Мощность компьютеров, участвующих в реализации блокчейна). Некоторое сходство с разными экономическими инструментами не является основанием для юридического отождествления криптовалюты с уже существующими объектами правового регулирования, поскольку не полностью
укладывается в определение любого из них, а скорее совмещение только определенных свойств нескольких объектов. Следовательно, по своей правовой природе он не может быть отнесен ни к деньгам, ни к товарам, ни к ценным бумагам. Это принципиально новый объект, относящийся к новой категории имущества[5].

Список литературы

1)Агеев А. И. Криптовалюты, рынки и институты / А. И. Агеев, Е. Л. Логинов // Экономические стратегии. – 2018. – № 1. – С. 94–107.
2)Александров Д. Биткоин вне закона // БОСС: Бизнес. Организация. Стратегия. – 2017. – № 12.– С. 23–25.
3)Баулин А. Блокчейн в эфире // Форбс / Forbes. – 2017. – № 11.– С. 126–127.
4)Вахранев А. В. Роль биткоинов в экономике и их производство // Бизнес в законе. – 2016. – № 6. – С. 224–226.
5)Карцхия А. Оцифрованное право: виртуальность в законе Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права.– 2018. – № 2. – С.5–20. 

Просмотров работы: 30