Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Аскорбиновая кислота - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Аскорбиновая кислота

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Витамины - это очень полезные вещества для человеческого организма. Только у каждого витамина своя роль. Витамин С (аскорбиновая кислота), необходим для иммунитета, он оказывает общеукрепляющее и профилактическое действие при простудных заболеваниях и ОРВИ. Польза, которую несет Витамин С, невероятно велика и влияние, которое оказывает аскорбиновая кислота на весь организм очень разностороннее. Он наравне с витаминами А и Е улучшает общее самочувствие человека, в частности благоприятно воздействует на работу внутренних органов человеческого тела.

Витамин С, являясь важным элементом антиоксидантной системы, нейтрализует токсины, повышает синтез интерферона, стимулирует работу нервных клеток, способствует выведению холестериновых бляшек. Благодаря его антиоксидантному действию широко применяется в комплексном лечении сахарного диабета, при снижении внутриглазного давления, уменьшая риск развития катаракты, для нормализации клеточного обмена, для снижения роста раковых опухолей, для предупреждения болезней сердца, при повышенной ломкости сосудов и прочее .

Витамин С контролирует уровень холестерина в крови. Исследовательскими методами доказано, что при достижении высокого уровня холестерина, поступление в организм аскорбиновой кислоты способствует его снижению. Витамин C оказывает также и антиатеросклеротический эффект. В комплексе с рутином, витамин С укрепляет сосуды, борется с варикозным расширением вен, патологией геморроидальных вен, намного эффективнее.

Несмотря на внушительный перечень полезных свойств, аскорбиновая кислота может нанести некоторый вред здоровью. При избыточном употреблении, употреблении натощак (может вызвать раздражение слизистой желудка), при наличии гастрита, язвенной болезни желудка . 

Аскорбиновая кислота широко применяется в традиционной и народной медицине. Лечение витамином С назначается как в составе комплексной терапии, так и используя его целебные свойства в качестве единого метода терапии. Активно применяется в косметологии, и служит незаменимым компонентом средств для кожи .

Лекарственных препаратов и форм, в которых выпускается аскорбиновая кислота, великое множество. В этой связи изучение характеристик препаратов на основе лекарственного средства (ЛС) Аскорбиновая кислота представляется нам весьма актуальным.

Цель исследования: маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов (ЛП) на основе лекарственного средства МНН Аскорбиновая кислота.

Задачи исследования:

Определить значение и способы проведения маркетинговых исследований на рынке лекарственных средств.

Изучить методы анализа ассортимента лекарственных средств.

Провести фармакотерапевтическую характеристику лекарственного средства Аскорбиновая кислота.

Провести маркетинговые исследования российского и регионального рынка ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота.

Провести сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации по показателям ассортимента.

Разработать рекомендации по оптимизации ассортимента лекарственных

препаратов на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота в аптечной организации.

Объект исследования:ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота, разрешенных к применению в Российской Федерации.

Методы исследования: контент - анализ официальных источников литературы, аналитический метод, метод сравнения, обобщение и систематизация.

ГЛАВА I. Маркетинг В фармацевтическоЙ ОТРАСЛИ

1.1. Маркетинговые исследования рынка лекарственных средств

Фармацевтический рынок России стремительно развивается. Ежегодно его объем увеличивается примерно на 14-15 %. Вместе с тем в этой отрасли существует много проблем, решением которых должно заниматься, в том числе и правительство РФ.

Российский рынок фармацевтической продукции состоит из коммерческого и государственного сегмента. Второй по сравнению с первым включает продажи не только через аптеки, но и лечебно-профилактические учреждения и в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения. Коммерческий сегмент характеризуется ежегодной положительной динамикой и считается одной из наиболее интенсивно развивающихся отраслей экономики страны.

Фармрынок РФ имеет сложную структуру. В ней взаимодействуют:

- потребители (пациенты и медицинские работники);

- посредники (оптовые и розничные реализаторы медикаментов);

- органы здравоохранения разных стран;

- производители лекарств.

Фармацевтический маркетинг - часть общего маркетинга - это процесс реализации фармацевтической помощи - деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей населения в фармацевтической продукции.

Фармацевтический маркетинг имеет ряд особенностей, не свойственных общему маркетингу. Основной целью фармацевтического маркетинга является оптимизация рынка фармацевтической помощи, под которой понимается анализ связи между нуждой, потребностью, спросом и предложением, а также учет влияний всех внутренних факторов системы лекарственного обеспечения населения.

Продуктом в фармацевтическом маркетинге являются лекарственные средства в различных лекарственных формах, медицинские инструменты, перевязочные материалы и др., использование которых зависит не только от заболевания больного, но и от квалификации врача .

Одним из основных объектов фармацевтического маркетинга является лекарственное средство (продукт) в различных лекарственных формах (единицы продукции), которому как товару принадлежат некоторые уникальные характеристики, задающие в свою очередь и специфические особенности маркетингу:

1.     Врач, а не больной принимает решение о необходимости приема лекарственного препарата, но врач не имеет возможность контролировать покупку и потребление лекарственного препарата;

2.     Больной потребитель лекарственного препарата чаще всего мало знает о качестве и назначении препарата, а кроме того, и не всегда желает  употреблять его;

3.  Определяющие показатели при покупке лекарственного препарата - его эффективность, качество и безопасность, а не цена;

4.     Фармацевтический маркетинг в большей степени связан с регулирующей ролью внешней среды, которую играет государственное учреждение в системе лекарственного обеспечения (требования к качеству, регистрация, номенклатура, ценообразование, условия отпуска).

Исходя из всего вышесказанного, основные цели фармацевтического маркетинга можно определить как изучение потребностей общества в лекарственных препаратах и услугах по оказанию фармацевтической помощи населению и разработка стратегических программ, направленных на своевременное и наиболее полное удовлетворение этих потребностей.

К основным задачам фармацевтического маркетинга относят:

1. Анализ фармацевтического рынка, выявление особенностей фармацевтической продукции как товара, специфики спроса и предложения;

2. Анализ потребностей фармацевтического рынка и прогнозирование его развития;

3. Повышение качества услуг оказания фармацевтической помощи населению через создание рациональной информационной маркетинговой среды для субъектов маркетинга лекарственных средств.

4. Разработка комплексных методов формирования спроса на товары и услуги фармацевтического профиля;

5. Выявление особенностей управления маркетингом лекарственных средств;

6. Разработку методов стратегического планирования, обеспечивающего рентабельность производства лекарственных средств и их реализации с учетом макроэкономической конъюктуры и собственного потенциала компании.

Маркетинговое исследование можно также определить как систематический сбор, учет и анализ данных по маркетингу и маркетинговым проблемам в целях совершенствования качества процедур принятия решений и контроля в маркетинговой среде.

Основные цели маркетингового исследования: уменьшить неопределенность и минимизировать риск в процессе принятия управленческих решений; следить за процессом реализации маркетинговых задач.
Глобальные цели маркетингового исследования - это информационное обеспечение маркетинга, то есть сбор необходимой информации и аналитическое обеспечение, заключающееся в использовании математических моделей для анализа данных и получения с их помощью прогнозов и возможности принятия оптимальных решений.

На макроуровне маркетинговое исследование должно выявить и смоделировать закономерности и тенденции развития рынка, дать оценку рыночной ситуации, определить емкость рынка и дать прогноз спроса.
На микроуровне даются оценки, осуществляется анализ и прогноз собственных возможностей фирмы (ее потенциала и конкурентоспособности), состояния и перспектив развития того сегмента рынка, на котором эта фирма действует.
Задачи маркетинговых исследований могут быть самыми разнообразными и диктоваться потребностями разработки стратегии маркетинга, формирование ценовой, товарной, коммуникационной, сбытовой политики и другими аспектами управления маркетингом на предприятии. Можно выделить лишь основные направления исследований: 

Анализ влияния глобальных сил и факторов макросреды маркетинга на деятельность фирмы и ее результаты; 

Исследование рынка - систематический количественный и качественный анализ одного или совокупности рынков для получения информации о потенциале, емкости рынка, характеристиках конкурентной среды, ценах.

Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление ключевых факторов успеха. Определяются наиболее эффективные способы ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки, осуществляется выбор целевых рынков и рыночных ниш.

Исследование собственных возможностей фирмы, ее потенциала и конкурентоспособности.

Она заключается в оценке состояния конкурентов, их позиции на рынке в сравнении с позицией самой фирмы. Это позволит фирме правильно оценить ситуацию и ее развитие, что дает возможность получить определенное конкурентное преимущество. С этой целью анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучаются занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов, материальный, финансовый, трудовой потенциал, организация управления деятельностью. 

Анализ системы стимулирования сбыта и рекламы - преследует цель выявить, как, когда и с помощью каких средств лучше стимулировать сбыт товара, повысить авторитет товаропроизводителя, успешно осуществлять рекламные мероприятия.

В качестве объектов исследования выступают: поведение поставщиков, посредников, покупателей, эффективность рекламы, отношение потребительской общественности, контакты с покупателями.

Исследование товара - это определение соответствия технико- экономических показателей и качества товара, обращающегося на рынке, запросам и требованиям покупателей, анализ их конкурентоспособности. Позволяет получить сведения о том, что хочет иметь потребитель, какие потребительские параметры он более всего ценит.

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что каждая фирма самостоятельно ставит себе задачи маркетингового исследования, исходя из собственных интересов. Направление маркетинговых исследований зависит от конкретных условий: ситуации на товарном рынке, маркетинговой стратегии фирмы и, разумеется, от ее специализации. Значительная часть отечественных производственно-сбытовых и торговых предприятий проводит маркетинговые исследования по следующим направлениям: оценка рыночной ситуации, краткосрочные и среднесрочные прогнозы основных параметров рынка, изучение поведения покупателей и конкурентов, характеристика уровня и динамики цен и т.п., а также оценка собственного потенциала.

Методы анализа ассортимента лекарственных средств

Ассортимент товаров вообще, согласно ГОСТ Р 51303-991 – это набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков .

Товарный ассортимент - это группа товаров, связанных между собой либо общностью использования и функционирования, либо продающихся через одни и те же торговые точки, либо в пределах одинакового диапазона цен .

По ГОСТу, торговый ассортимент (товаров) - это ассортимент товаров, представленный в торговой сети.

Постоянный анализ ассортимента на основе современных маркетинговых методов исследования, дополненный изучением перспектив развития рынка отдельных, наиболее значимых фармакотерапевтических групп, может стать основой для формирования рационального ассортиментного портфеля, в частности, исключения из него устаревших и убыточных препаратов.

При разработке ассортиментной политики любого аптечного учреждения необходимы всесторонний анализ разрешенных к применению и существующих на рынке лекарств, рассмотрение применительно к своей деятельности конкретных номенклатурных позиций лекарств, их дозировок, фасовок, лекарственных форм, ценовых характеристик, качества, новизны.

При проведении аналитической работы по действующему в аптечном учреждении ассортименту можно оценить его по таким маркетинговым показателям:

- широта ассортимента; 

- полнота ассортимента; 

- глубина ассортимента; 

- насыщенность ассортимента; 

- гармоничность ассортимента; 

- полнота использования;

- устойчивость ассортимента;

- степень обновления ассортимента.

В качестве информационной ассортиментной базы, к которой можно применить сравнительное исследование ассортимента аптеки, должны использоваться официальные источники: реестры, постановления Правительства РФ, приказы Минздрава России, справочники и т. д.

Широта ассортимента лекарственных препаратов может рассматриваться, прежде всего, по отношению к числу их фармакотерапевтических групп, обращающихся на рынке.

Коэффициент широты - отношение фактического числа ассортиментных групп (подгрупп, классов и т. п.) к базовой (максимально возможной широте).

Кш = Шфакт/Шбазовая    (1)                                                                      

Полнота ассортимента лекарств рассматривается применительно к каждой номенклатурной позиции и характеризуется числом лекарственных форм этой номенклатурной позиции по отношению к зарегистрированным и разрешенным к применению.

Коэффициент полноты - отношение числа ассортиментных позиций (товарных единиц), имеющихся в наличии в фармацевтической организации (полнота фактическая), к числу ассортиментных позиций, внесенных в Госреестр или получивших разрешение на использование (полнота базовая):

Кп = Пфакт/Пбазовая (2)

Глубина ассортимента характеризуется разновидностью дозировок, концентраций, фасовок одного наименования лекарственного средства.

Примером недостаточной глубины аптечного ассортимента может служить наличие взрослых дозировок и отсутствие детских. Глубокий ассортимент позволяет удовлетворять потребности различных потребительских сегментов по одному лекарственному веществу, повышает конкурентоспособность учреждения, дает возможность предлагать диапазон цен и ряд других преимуществ. Однако он также увеличивает расходы на поддержание запасов, выполнение заказов. Кроме того, могут возникнуть определенные трудности в дифференциации между двумя схожими ассортиментными позициями.

Коэффициент глубины - отношение фактического числа ассортиментных позиций одного товарного наименования к возможному числу позиций:

Кг =Гфакт/Гбазовая (3)

Насыщенность номенклатуры (ассортимента) - это общее количество всех производимых (продаваемых) на рынке лекарств.

Гармоничность ассортимента характеризуется степенью однородности номенклатуры (ассортимента) по отношению к предпочтениям врача, пациента. Так, имея широкую номенклатуру диуретиков, мы можем говорить о ее гармоничности, если она удовлетворяет все потребительские предпочтения, т. е. здесь имеются осмотические, петлевые, калийсберегающие диуретики, а также комбинированные препараты этой группы. В свою очередь, у оптовика ассортимент может быть гармонизирован по основным покупателям, видам предприятий (учреждений).

Полнота использования ассортимента - важный показатель, характеризующий рациональность подобранного учреждением ассортимента. Он может быть рассмотрен как отношение проданных ассортиментных позиций к имеющему наличию за определенный промежуток времени.

Чем выше этот показатель, тем правильнее подобран ассортимент. При низком показателе частоты использования конкретной номенклатурной позиции следует определить, какие причины лежат в ее основе: малоэффективный или устаревший препарат, недостаточность информированности врачей и т. д.

Если показатели широты, полноты и глубины ассортимента лекарств предприятия (учреждения) мало меняются во времени, то можно говорить о консервативной ассортиментной политике, устойчивости ассортимента, что связано с определенным рыночным риском.

Показатель обновления (новизны) ассортимента демонстрирует способность товара удовлетворять изменившиеся потребности за счет появления новых товаров аптечного ассортимента, лекарственных форм, дозировок, фасовок. Показатель обновления можно рассчитать как отношение количества новых товаров (Н) к фактической насыщенности ассортимента в данной группе (Пфакт.). При расчете данного показателя использовалось следующее допущение: все впервые появившиеся во время изучения в ассортименте аптечной организации товары считались новыми.

Новый ассортимент позволяет диверсифицировать рынок и находить новые ниши на нем. С другой стороны, продвижение на рынке новых товаров всегда связано с огромными затратами и риском, поскольку новые виды фармацевтической и парафармацевтической продукции, возможно, не будут пользоваться спросом.

Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять покупательский спрос.

Устойчивость ассортимента свидетельствует о постоянных предпочтениях промежуточных и конечных потребителей, которые могут быть объяснены как постоянством вкусов, привычкой, ценовыми факторами, если речь идет о конечных потребителях, так и, например, включением ЛС в список препаратов, отпускаемых бесплатно или на льготных условиях.

В процессе реализации медикаментов аптечные организации  обращают внимание на анализ ассортимента реализуемых лекарственных препаратов, проводимый периодически с учетом таких факторов, как: прибыльность; сезонность; наличие товара на складе; скорость продаж; другие факторы.

При анализе ассортимента, используют метод АВС-анализа, при котором совокупности товара согласно выбранным критериям (как правило, двум) классифицируются на три группы - А, В и С. Это позволяет выделить в ассортименте приоритетные направления и лекарственные препараты, на которые и следует обратить особое внимание торгового персонала. Критерии оценки могут быть разнообразными и зависят от цели, которую ставит перед собой аптека.

Критериями анализа ассортимента могут быть:

- объем продаж лекарственных препаратов, объем прибыли при реализации и затрат на продвижение данных препаратов;

-фармакотерапевтическая группа лекарственного препарата.

ABC-анализ - один из вариантов математико-статистических методов анализа, используемый для исследования частоты определенных экономических явлений и фактов. Его синонимами является первоначальный анализ, правило 80/20 и принцип Парето. С помощью этого метода осуществляется классификация или распределение существующей совокупности соответственно избранным критериям на три группы, а именно А, В и С. Эта классификация показывает одновременно ранг и позволяет выделить основные пункты, особенно важные для целенаправленных мероприятий управления.

Как правило, используют два критерия. Они могут быть разными:

- с одной стороны, количество позиций лекарственных средств, аптек, поставщиков и др.;

- с другой - товарооборот, стоимость запасов, объем потребления лекарств, затраты, доход и т. п.

По результатам применения метода АВС-анализа:

- 10% всех позиций ассортимента (группа А) обеспечивают 80% товарооборота;

- 15% ассортимента (группа В) дают 15% товарооборота;

- остальные 75% ассортимента составляют лишь 5% от общего товарооборота;

- 25% ассортимента компании (группа А и В) обеспечивают 95% товарооборота компании.

Таким образом, определяются те позиции в ассортименте (фармакотерапевтические группы и лекарственные формы), на которых должна быть сконцентрирована основная работа и которые являются основными в обучении торгового персонала (кроме этого, организации используют результаты этого анализа и при планировании производства, определении стратегии закупок и оптимальных запасов фармацевтической продукции на складе).

Развитием АВС-анализа является его комбинирование с XYZ-анализом. Метод данного анализа заключается в расчете каждой товарной позиции коэффициента вариации или колебания расхода. Этот коэффициент показывает отклонение расхода от среднего значения и выражается в процентах.

В качестве параметра могут быть: объем продаж (количество), сумма продаж, сумма реализованной торговой наценки. Результатом XYZ –анализа является группировка товаров по трем категориям, исходя из стабильности их поведения:

Категория Х, в которую попадают товары с колебанием продаж от 5% до 15%. Это товары, характеризующиеся стабильной величиной потребления и высокой степенью прогнозирования.

Категория Y, в которую попадают товары с колебанием продаж от 15% до 50%. Это товары, характеризующиеся сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования.

Категория Z, в которую попадают товары с колебанием продаж от 50% и выше. Это товары с нерегулярным потреблением и непредсказуемыми колебаниями, поэтому, спрогнозировать их спрос невозможно. При этом учитывается три критерия, один из которых в большинстве случаев определяется во временном отношении. В качестве примера, необходимо узнать, какая фармакотерапевтическая группа препаратов обеспечивает наибольший объем продаж или прибыль.

VEN-анализ, проводимый параллельно с АВС-анализом позволяет определить приоритетные группы лекарственных препаратов в соответствии с делением на жизненно важные (Vital, V), необходимые (Essential, E) и второстепенные (Non-essential, N).

Жизненно важные (V) - лекарственные средства (ЛС), необходимые для спасения жизни пациента (например, тромболитические средства), постоянно необходимые для поддержания жизни (инсулин, глюкокортикостероиды), и лекарственные препараты, после прекращения приема которых развивается синдром отмены.

Необходимые препараты (E) применяются для лечения пациентов с менее опасными для жизни заболеваниями, второстепенные (N) - для лечения неопасных заболеваний, с неустановленной эффективностью и применяемые для симптоматического лечения.

На основании изученных современных публикаций по маркетинговым исследованиям фармацевтического рынка можно сделать вывод, что в аптеке необходимо проводить маркетинговые исследования ассортимента для коррекции ассортиментной политики и ценовой стратегии, для оценки эффективности мерчандайзинга, выделения наиболее часто встречающихся и совместно покупаемых товаров. Постоянный анализ ассортимента на основе современных маркетинговых методов исследования, может стать основой для формирования рационального ассортиментного портфеля, в частности, исключения из него устаревших и убыточных препаратов.

Глава II. Маркетинговые исследования рЕГИОНАЛЬНого рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН АсКОРБИНОВАЯ кислота

2.1. Фармакотерапевтическая характеристика лекарственного средства
Аскорбиновая кислот

Аскорбиновая кислота (от др.-греч. ἀ «не-» + лат. scorbutus «цинга») -органическое соединение с формулой C6H8O6, является одним из основных веществ в человеческом рационе, которое необходимо для нормального функционирования соединительной и костной ткани. Выполняет биологические функции восстановителя и кофермента некоторых метаболических процессов, является антиоксидантом.

Витамин С (аскорбиновая кислота) впервые был получен в 1928 году из лимонного сока. А спустя 4 года ученым удалось установить, что именно нехватка аскорбиновой кислоты в организме приводит к появлению цинги. С тех пор проводились масштабные исследования витамина, которые помогли выявить его физико-химические свойства, пользу для организма и источники получения .

Международное непатентованное наименование (МНН): Аскорбиновая кислота

Латинское название вещества: Acidum ascorbinicum

Химическое название: L-Аскорбиновая кислота

Брутто-формула - C6H8O6

Рисунок 1. Структурная формула

Фармакологическая группа: витамины и витаминоподобные средства .

Код АТХ: A11GA01

A Препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ

A11 Витамины

A11G Аскорбиновая кислота, включая комбинации с другими препаратами

A11GA Аскорбиновая кислота в чистом виде

A11GA01 Аскорбиновая кислота.

Нозологическая классификация (МКБ-10):

B15 Острый гепатит A

B83.9 Гельминтозы неуточненные

B99 Другие инфекционные болезни

D68.9 Нарушение свертываемости неуточненное

D69.9 Геморрагическое состояние неуточненное

D74.9 Метгемоглобинемия неуточненная

E54 Недостаточность аскорбиновой кислоты [витамина C]

E83.1 Нарушения обмена железа

F05.9 Делирий неуточненный

F10.4 Абстинентное состояние с делирием

G71.0 Мышечная дистрофия

I61 Внутримозговое кровоизлияние

I999* Диагностика болезней системы кровообращения

K25 Язва желудка

K26 Язва двенадцатиперстной кишки

K31.8.1* Ахилия желудка

K52 Другие неинфекционные гастроэнтериты и колиты

K73.9 Хронический гепатит неуточненный

K74.6 Другой и неуточненный цирроз печени

K81.9 Холецистит неуточненный

L40.9 Псориаз неуточненный

L53.9 Эритематозное состояние неуточненное

L81.4 Другая меланиновая гиперпигментация

L98.4 Хроническая язва кожи, не классифицированная в других рубриках

N76 Другие воспалительные болезни влагалища и вульвы

N93.9 Аномальное маточное и влагалищное кровотечение неуточненное

O26.9 Состояние, связанное с беременностью, неуточненное

R04.0 Носовое кровотечение

R04.8.0* Кровотечение легочное

T14.2 Перелом в неуточненной области тела

T30 Термические и химические ожоги неуточненной локализации

T45.4 Отравление железом и его соединениями

T66 Неуточненные эффекты излучения

T80.9 Осложнение, связанное с инфузией, трансфузией и лечебной инъекцией, неуточненное

Z39.1 Помощь и обследование кормящей матери

Z54 Период выздоровления

Характеристика вещества Аскорбиновая кислота: витаминное средство (витамин C). Аскорбиновая кислота - белый кристаллический порошок кислого вкуса. Легко растворим в воде (1: 3,5), медленно растворим в этаноле (1:30), абсолютном спирте (1:50), глицерине (1:100), пропиленгликоле (1:20). Растворимость в воде: 80,0% при 100 °C; 40,0% при 45 °C. Практически нерастворим в эфире, бензоле, хлороформе, петролейном эфире, маслах, жирах. Под воздействием воздуха и света постепенно темнеет. В сухом виде стабилен на воздухе, водные растворы на воздухе быстро окисляются. Молекулярная масса 176,13. В организме человека необходимый запас восполняется путем поступления с пищей. Для медицинских целей аскорбиновую кислоту получают синтетическим путем.

Фармакологическое действие: антиоксидантное, регулирующее окислительно-восстановительные процессы, метаболическое, восполняющее дефицит витамина C. Обладает выраженными антиоксидантными свойствами. Регулирует транспорт H+ во многих биохимических реакциях, улучшает использование глюкозы в цикле трикарбоновых кислот, участвует в образовании тетрагидрофолиевой кислоты и регенерации тканей, синтезе стероидных гормонов, коллагена, проколлагена, карнитина, гидроксилировании серотонина. Поддерживает коллоидное состояние межклеточного вещества и нормальную проницаемость капилляров (угнетает гиалуронидазу). Активирует протеолитические ферменты, участвует в обмене ароматических аминокислот, пигментов и холестерина, способствует накоплению в печени гликогена. За счет активации дыхательных ферментов в печени усиливает ее детоксикационную и белковообразовательную функции, повышает синтез протромбина. Улучшает желчеотделение, восстанавливает внешнесекреторную функцию поджелудочной железы и инкреторную - щитовидной. Регулирует иммунологические реакции (активирует синтез антител, С3-компонента комплемента, интерферона), способствует фагоцитозу, повышает сопротивляемость организма инфекциям. Оказывает противовоспалительное и противоаллергическое действие. Тормозит высвобождение и ускоряет деградацию гистамина, угнетает образование ПГ и других медиаторов воспаления и анафилаксии. Снижает потребность в витаминах В1, В2, А, Е, фолиевой кислоте, пантотеновой кислоте. Недостаточность аскорбиновой кислоты приводит к развитию гиповитаминоза, в тяжелых случаях - авитаминоза (скорбут, цинга). Всасывается в тонкой кишке (двенадцатиперстной, частично - в подвздошной). С увеличением дозы до 200 мг абсорбируется до 70%; при дальнейшем повышении дозы всасывание уменьшается (50–20%). Патология ЖКТ (язва, запор, диарея), глистная инвазия, лямблиоз, употребление свежих фруктовых и овощных соков, щелочного питья - уменьшают утилизацию аскорбата в кишечнике. Cmax после приема внутрь достигается через 4 ч. Степень связывания с белками плазмы низкая (около 25%). Легко проникает в лейкоциты, тромбоциты, а затем - во все ткани; наибольшие концентрации обнаруживаются в железистой ткани. Депонируется в задней доле гипофиза, коре надпочечников, глазном эпителии, межуточных клетках семенных желез, яичниках, печени, мозге, селезенке, поджелудочной железе, легких, почках, стенке кишечника, сердце, мышцах, щитовидной железе. Проходит через плаценту. Метаболизируется, преимущественно в печени, в дезоксиаскорбиновую и далее в щавелевоуксусную и дикетогулоновую кислоты. Неизмененный аскорбат и метаболиты выводятся с мочой, фекалиями, потом, грудным молоком. Выводится при гемодиализе.

При высоких дозах, когда концентрация в плазме достигает более 1,4 мг/дл, выведение резко усиливается, причем повышенная экскреция может сохраняться после прекращения приема. Курение и употребление этилового спирта ускоряют разрушение (превращение в неактивные метаболиты), резко снижая запасы в организме.

При применении в виде вагинальных таблеток аскорбиновая кислота снижает pH влагалища, ингибируя рост бактерий, и способствует восстановлению и поддержанию нормальных показателей pH и микрофлоры влагалища (Lactobacillus acidophilus, Lactobacillus gasseri). Таким образом, при снижении pH влагалища в течение нескольких дней происходит выраженное подавление роста анаэробных бактерий, а также восстановление нормальной флоры.

Применение вещества Аскорбиновая кислота: гиповитаминоз C, геморрагический диатез, капилляротоксикоз, геморрагический инсульт, кровотечения (в т.ч. носовые, легочные, маточные), инфекционные заболевания, идиопатическая метгемоглобинемия, интоксикации, в т.ч. хроническая интоксикация препаратами железа, алкогольный и инфекционный делирий, острая лучевая болезнь, посттрансфузионные осложнения, заболевания печени (болезнь Боткина, хронический гепатит и цирроз), заболевания ЖКТ (ахилия, язвенная болезнь, особенно после кровотечения, энтерит, колит), гельминтозы, холецистит, надпочечниковая недостаточность (болезнь Аддисона), вяло заживающие раны, язвы, ожоги, переломы костей, дистрофия, физические и умственные перегрузки, период реконвалесценции после перенесенных заболеваний, беременность (особенно многоплодная, на фоне никотиновой или лекарственной зависимости), лактация, гемосидероз, меланодермия, эритродермия, псориаз, хронические распространенные дерматозы. Таблетки вагинальные - хронический или рецидивирующий вагинит, обусловленный анаэробной флорой (вследствие измененного pH влагалища); нормализация нарушенной микрофлоры влагалища.

Противопоказания: гиперчувствительность, тромбофлебит, склонность к тромбозам, кандидозный вульвовагинит (для табл. вагинальных).

Ограничения к применению: сахарный диабет, дефицит глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы, гемохроматоз, сидеробластная анемия, талассемия, гипероксалурия, оксалоз, мочекаменная болезнь.

Применение при беременности и кормлении грудью: минимальная ежедневная потребность в аскорбиновой кислоте во II–III триместрах беременности - около 60 мг. Следует иметь в виду, что плод может адаптироваться к высоким дозам аскорбиновой кислоты, которую принимает беременная женщина, и затем у новорожденного возможно развитие синдрома отмены. Сообщалось о том, что лечение высокими дозами витамина С, принимаемыми во время беременности, сопряжено с риском развития цинги у новорожденных, при в/в введении в высоких дозах - угроза прерывания беременности вследствие эстрогенемии (нетератогенные эффекты).

Минимальная ежедневная потребность в период лактации - 80 мг. Диета матери, содержащая адекватное количество аскорбиновой кислоты, достаточна для профилактики дефицита у грудного ребенка. Теоретически существует опасность для ребенка при применении матерью высоких доз аскорбиновой кислоты (кормящей матери рекомендуется не превышать суточную потребность в аскорбиновой кислоте).

Для инъекционных форм: неизвестно, может ли витамин С при инъекционном введении беременным женщинам оказывать эмбриотоксическое действие или нарушать репродуктивную способность. Инъекционные формы можно назначать при беременности только в случае крайней необходимости.

Побочные действия вещества Аскорбиновая кислота:

1. Со стороны сердечно-сосудистой системы и крови (кроветворение, гемостаз): тромбоцитоз, гиперпротромбинемия, эритропения, нейтрофильный лейкоцитоз.

2. Со стороны нервной системы и органов чувств: при излишне быстром в/в введении - головокружение, слабость.

3. Со стороны органов ЖКТ: при приеме внутрь - раздражение слизистой оболочки ЖКТ (тошнота, рвота, диарея), диарея (при приеме доз более 1 г/сут), повреждение зубной эмали (при интенсивном употреблении жевательных таблеток или рассасывании пероральных форм).

4. Со стороны обмена веществ: нарушение обмена веществ, угнетение синтеза гликогена, избыточное образование кортикостероидов, задержка натрия и воды, гипокалиемия.

5. Со стороны мочеполовой системы: увеличение диуреза, повреждение гломерулярного аппарата почек, образование оксалатных мочевых камней (особенно при длительном приеме в дозах более 1 г/сут).

6. Аллергические реакции: кожная сыпь, гиперемия кожи.

7. Прочие: болезненность в месте инъекции (при в/м введении). Для таблеток вагинальных: местные реакции - жжение или зуд во влагалище, усиление слизистых выделений, гиперемия, отечность вульвы.

Взаимодействие: повышает концентрацию в крови салицилатов (увеличивает риск развития кристаллурии), этинилэстрадиола, бензилпенициллина и тетрациклинов, снижает - пероральных контрацептивов. Ацетилсалициловая кислота, пероральные контрацептивы, свежие соки и щелочное питье снижают всасывание и усвоение. Повышает активность норэпинефрина. Уменьшает антикоагулянтный эффект производных кумарина, гепарина. Улучшает всасывание в кишечнике препаратов железа (за счет перевода трехвалентного железа в двухвалентное). При одновременном применении с дефероксамином возможно повышение тканевой токсичности железа, в т.ч. кардиотоксичности и развитие сердечной недостаточности. Увеличивает общий клиренс этилового спирта. Может повлиять на эффективность дисульфирама при лечении хронического алкоголизма. Препараты хинолинового ряда, кальция хлорид, салицилаты, кортикостероиды при длительном применении истощают запасы витамина C. Раствор аскорбиновой кислоты при смешивании в одном шприце вступает в химическое взаимодействие со многими ЛС.

Передозировка:

Симптомы: при длительном применении больших доз (более 1 г) - головная боль, повышение возбудимости ЦНС, бессонница, тошнота, рвота, диарея, гиперацидный гастрит, ульцерация слизистой оболочки ЖКТ, угнетение функции инсулярного аппарата поджелудочной железы (гипергликемия, глюкозурия), гипероксалурия, нефролитиаз (кальция оксалат), повреждение гломерулярного аппарата почек, умеренная поллакиурия (при приеме дозы более 600 мг/сут).

Снижение проницаемости капилляров (возможно ухудшение трофики тканей, повышение АД, гиперкоагуляция, развитие микроангиопатий).

При в/в введении в высоких дозах - угроза прерывания беременности (вследствие эстрогенемии), гемолиз эритроцитов.

Пути введения: внутрь, внутримышечно, внутривенно, интравагинально.

Способ применения и дозы: внутрь, в/м, в/в, интравагинально. Внутрь, после еды.

В профилактических целях (в зимне-весенний период и при неполноценном питании): взрослым - 50–100 мг/сут (детям - 25–75 мг/сут), при беременности и кормлении грудью - 300 мг/сут в течение 10–15 дней, далее - по 100 мг/сут.

В лечебных целях: взрослым - по 50–100 мг 3–5 раз в сутки (детям — по 50–100 мг 2–3 раза в сутки). В/м и в/в,  5–10% растворы — 1–5 мл, при отравлениях - до 3 г (60 мл). Сроки лечения зависят от характера и течения заболевания. Интравагинально - 1 вагинальную таблетку вводят во влагалище перед сном, курс лечения - 6 дней, возможны повторные курсы.

Меры предосторожности вещества Аскорбиновая кислота: при назначении растворов в/в следует избегать слишком быстрого их введения. Во время длительного лечения необходим контроль за функцией почек, АД и уровнем глюкозы (особенно при назначении высоких доз). С особой осторожностью назначают высокие дозы пациентам с мочекаменной болезнью, сахарным диабетом, склонностью к тромбозам, получающим антикоагулянтную терапию, находящимся на бессолевой диете. Аскорбиновая кислота, как восстановитель, может искажать результаты различных лабораторных тестов (содержание в крови глюкозы, билирубина, активность трансаминаз, ЛДГ, содержание глюкозы в моче, в т.ч. обусловливать ложноотрицательные результаты исследования кала на скрытую кровь). При применении в виде вагинальных таблеток аскорбиновая кислота не угнетает рост грибковой флоры влагалища. Такие проявления, как жжение и зуд, могут быть обусловлены наличием сопутствующей асимптоматической грибковой инфекции, поэтому при данных симптомах следует провести анализ для исключения грибковой инфекции. Перерывы в применении вагинальных таблеток в связи с межциклическими или менструальными кровотечениями не обязательны.

Торговые названия c действующим веществом Аскорбиновая кислота: Асвитол®, Асковит®, Аскорбиновая кислота, Аскорбиновая кислота (витамин С), Аскорбиновая кислота-Виал, Аскорбинивая кислота-СОЛОфарм, Аскорбинивая кислота-УБФ, Аскорбинивой кислоты драже, Вагинорм-С®, Витамин С, Кислота аскорбиновая (витамин С), Роствит, Цевикап®, Целаскон® эффект Витамин C. Торговых названий - 14.

Формы выпуска:   таблетки, капсулы .  

Условия и сроки хранения: в сухом защищенном от света месте, при температуре не выше 25°С. Хранить в недоступном для детей месте.

Условия отпуска из аптек: препарат разрешен к применению в качестве средства безрецептурного отпуска.

2.2. Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных препаратов

на основе лекарственного средства МНН Аскорбиновая кислота, имеющихся на фармацевтическом рынке Российской Федерации

Изучение ассортимента российского рынка лекарственных препаратов, выпускаемых на основе лекарственного средства МНН Аскорбиновая кислота, осуществлялось на основании данных о ЛП, зарегистрированных в Государственном реестре ЛС (ГРЛС) на 01.04.2021 г., в результате был сформирован информационный массив ассортимента лекарственных препаратов, разрешенных к применению в России.

Маркетинговый анализ ассортимента российского рынка ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота, проводился по числу торговых названий (ТН), по формам выпуска, по составу, по производственному признаку (странам и фирмам-производителям), по датам регистрации в Государственном реестре ЛС.

Анализ показал, что на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота производится 223 ЛП в различных формах выпуска. Лекарственные препараты производят в двенадцати странах мира 42 фирмы-производителя.

Ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота, разрешенных к применению на российском рынке, по составу определен нами по данным ГРЛС и представлен в таблице 1.

Таблица 1

Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота, разрешенных к применению на российском рынке, по составу

Состав лекарственного препарата

Количество предложений

абс. знач.

доля, %

Комбинированный препарат

100

44,8

Монопрепарат

123

55,2

Итого

223

100,0

Рисунок 2. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота по составу

При проведении анализа ассортимента ЛП по составу, было установлено, что ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота являются монопрепаратами - 55,2% ЛП, комбинированными препаратами – 44,8%.

Далее в работе был проведен анализ ассортимента ЛП по формам выпуска. Результаты анализа представлены в таблице 2.

Таблица 2

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота по формам выпуска

п/п

Вид лекарственной формы

Количество

Доля, %

1.

Таблетки

81

36,3

2.

Сироп

5

2,2

3.

Таблетки, покрытые пленочной оболочкой

1

0,4

4.

Раствор для внутривенного и внутримышечного введения

32

14,3

5.

Порошок для приготовления раствора для приема внутрь

53

23,8

6.

Таблетки шипучие

24

10,8

7.

Драже

6

2,7

Продолжение таблицы 2

8.

Порошок для приема внутрь

2

0,8

9.

Раствор для приема внутрь

1

0,4

10.

Таблетки жевательные

14

6,3

11.

Таблетки для рассасывания

1

0,4

12.

Капсулы пролонгированного действия

3

1,3

 

Итого: ЛФ - 12

223

100,0

В результате анализа установлено, что препараты Аскорбиновой кислоты выпускаются в 12 лекарственных формах. Большая часть препаратов выпускается в форме таблеток, что составляет 36,3% и в форме порошка для приготовления раствора для приема внутрь – 23,8%. Наименьшее количество производится в форме таблеток, покрытых пленочной оболочкой, таблеток для рассасывания и раствора для приема внутрьпо0,4% соответственно (рисунок 3)

Рисунок 3. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота, по формам выпуска

На основании данных ГРЛС нами была определена структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота, по производственному признаку.

Для определения степени обновления ассортимента ЛП на основе ЛС Аскорбиновая кислота, разрешенных к применению на российском рынке ЛС, нами были изучены даты регистрации и регистрационные номера данных ЛП в ГРЛС за последние 5 лет (2017 – 2021 гг.), в результате чего было установлено, что за данный период времени в ГРЛС были зарегистрированы 24 новых ЛП.

Расчет индекса обновления исследуемого ассортимента произведен по следующей формуле:

Y = n : N (4),

где Y – индекс обновления; n – количество ЛП, зарегистрированных за последние 5 лет (2017–2021 гг.); N – количество ЛП, зарегистрированных в ГРЛС.

Y = 85 : 223= 0,38, где

n = 85, N = 223.

Из полученных результатов расчетов видно, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота, разрешенных к применению на российском рынке ЛС, обновлен за последние 5 лет на 38%.

2.3.Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе

ЛС МНН Аскорбиновая кислотав аптечной организации

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота проводился на базе аптечной организации ОАО «Курская фармация», филиал-аптека № 124, расположенной по адресу: г. Курск, ул. Институтская, д. 46.

Аптечная сеть ОАО «Курская фармация» предоставляет населению и лечебным учреждениям области широкий перечень фармацевтических услуг. Филиалы и аптечные пункты компании открыты во всех микрорайонах Курска, а также в густонаселенных уголках региона, благодаря чему доступны большому количеству покупателей.

Основополагающий вид деятельности компании - оптовая и розничная реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других товаров аптечного ассортимента. Предприятие сотрудничает с отечественными и зарубежными производителями медикаментов, поставляя на фармацевтический рынок Курска десятки тысяч препаратов - от самых востребованных до редких и дорогостоящих.

Направления деятельности ОАО «Курская фармация»:

Оптово-розничная реализация населению и лечебно-профилактическим учреждениям региона готовых лекарственных средств и прочей продукции аптечного ассортимента;

Изготовление лекарственных средств по индивидуальным рецептам и требованиям лечебно-профилактических учреждений;

Поставка медицинских товаров для исполнения ряда федеральных и региональных целевых программ в сфере здравоохранения;

Обеспечение бесплатными медикаментами по рецептам врачей льготных категорий граждан;

Консультирование по вопросам выбора, использования и хранения лекарственных средств;

Предоставление консультативной помощи населению в целях обеспечения грамотной и эффективной самопомощи и самопрофилактики;

Информирование населения о наличии лекарств через единую справочную систему аптечной сети по телефону (4712) 515-515;

Проверка соответствия показателей качества поступающих и изготовленных лекарственных препаратов установленным требованиям.

На момент изучения ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота был представлен следующими наименованиями ЛП (таблица 3).

Таблица 3

Ассортимент лекарственных средств, предлагаемых в аптечной организации на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота

№ п/п

Торговое наименование

Лек.форма, дозировка, фасовка

Цена

Фирма производитель, страна

Регистр. номер, дата

1.

Аскорутин, Аскорбиновая кислота+Рутозид

Таблетки 50 мг+50 мг № 50

110.00

АО "ПФК Обновление", Россия

ЛП-006041, 15.01.2020

2.

Аскорутин, Аскорбиновая кислота+Рутозид

Таблетки 50 мг+50 мг № 50

74.00

ЗАО "ВИФИТЕХ", Россия

ЛС-000502, 10.08.2010

3.

Аскорбиновая кислота с глюкозой

Таблетки 100 мг+877 мг № 40

89.00

ООО "Озон", Россия

ЛП-006283, 23.06.2020

4.

Аскорбиновая кислота

порошок для приготовления раствора для приема внутрь 2,5 г № 10

60.00

ЗАО "ФП "Мелиген", Россия

ЛП-004207, 21.03.2017

5.

Колдакт® с витамином С, Парацетамол+Фенилэфрин+Хлорфенамин+[Аскорбиновая кислота]

таблетки, покрытые пленочной оболочкой № 10

188.00

Сан Фармасьютикал Индастриз Лтд , Индия

ЛП-004906, 03.07.2018

6.

Аскорбиновая кислота-СОЛОфарм

раствор для внутривенного и внутримышечного введения 50 мг/мл

2 мл № 10

38.60

ООО "Гротекс", Россия

ЛП-004544, 16.11.2017

7.

АнвиМакс®, Аскорбиновая кислота+Кальция глюконат+Лоратадин+Парацетамол+Римантадин+Рутозид

таблетки шипучие, со вкусом и ароматом клюквы № 10

258.00

ООО НПО "ФармВИЛАР", Россия

ЛП-004421, 16.08.2017

8.

АнвиМакс®, Аскорбиновая кислота+Кальция глюконат+Лоратадин+Парацетамол+Римантадин+Рутозид

таблетки шипучие, со вкусом и ароматом малины № 10

257.50

ООО НПО "ФармВИЛАР", Россия

ЛП-004421, 16.08.2017

Продолжение таблицы 3

9.

МОВИПРЕП®, Аскорбиновая кислота+Макрогол+Натрия аскорбат+Натрия сульфат+[Калия хлорид+Натрия хлорид]

порошок для приготовления раствора для приема внутрь - саше - пакеты полиэтиленовые

№ 2

705.00

Норджин Лимитед,

Великобритания

ЛП-002630, 22.09.2014

10.

АджиКолд® Хотмикс, Парацетамол+Фенилэфрин+Аскорбиновая кислота

порошок для приготовления раствора для приема внутрь, апельсиновый

5 г № 10

270.00

Аджио Фармацевтикалз Лтд , Индия

ЛС-001660, 19.10.2012

11.

Ринзасип® для детей, Парацетамол+Фенирамин+Аскорбиновая кислота

порошок для приготовления раствора для приема внутрь, малиновый

3 г № 5, 10

273.00

Юник Фармасьютикал Лабораториз Индия

ЛП-001821, 04.09.2012

12.

Аскорбиновая кислота

Драже 50 мг

№ 200

29.99

АО "Алтайвитамины", Россия

ЛП-001641, 09.04.2012

13.

Аскорбиновая кислота

Драже 50 мг

№ 200

60.50

ОАО "Марбиофарм", Россия

ЛС-000912, 09.06.2010

14.

Асковит®, Аскорбиновая кислота

таблетки шипучие, лимонные 1 г № 10

210.00

Натур Продукт Фарма Сп. з о.о., Польша

ЛС-002638, 05.04.2012

15.

Асковит®, Аскорбиновая кислота

таблетки шипучие, апельсиновые 1 г

№ 10

212.00

Натур Продукт Фарма Сп. з о.о., Польша

ЛС-002638, 05.04.2012

16.

Асвитол®, Аскорбиновая кислота

таблетки жевательные 200 мг № 20

76.00

ОАО "Фармстандарт-Лексредства", Россия

Р N000031/01, 09.07.2010

 

ЛП – 16

ЛФ - 7

 

Стран – 4,

Фирм – 14

 

По данным таблицы 3, на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота в аптечной организации предлагается 16 ЛП, в семи лекарственных формах.

Далее в работе были проанализированы лекарственные средства на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота, имеющиеся в аптеке по составу. Данные анализа представлены в таблице 4.

Таблица 4

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота в аптечной организации по составу

Количество предложений

ЛП

Состав

Монопрепарат

Комбинированый

К-во

Доля, %

К-во

Доля, %

16

7

43,7

9

56,3

В результате анализа, было установлено, что в ассортименте аптеки имеются монопрепрепараты и комбинированные препараты на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота. Наибольшее количество лекарственных препаратов являются комбинированными, что составляет – 56,3%, монопрепараты составляют – 43,7% от общего количества предложений (рисунок 4).

Рисунок 4. Структура ассортимента ЛП в аптечной организации по составу.

Далее в работе был проведен анализ ассортимента ЛП аптеки на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота по формам выпуска. Результаты анализа представлены в таблице 5.

Таблица 5

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота

в аптечной организации по формам выпуска

Вид лекарственной формы

Количество предложений

Доля, %

Таблетки

3

18,75

Таблетки шипучие

4

25,0

Таблетки, покрытые оболочкой

1

6,25

Порошок для приготовления раствора для приема внутрь

4

25,0

Драже

2

12,5

Раствор для внутривенного и внутримышечного введения

1

6,25

Таблетки жевательные

1

6,25

Итого

16

100,0

Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота по формам выпуска показал, что наибольшую долю занимают ЛП в форме таблеток шипучих – 25,0% и в форме порошка для приготовления раствора для приема внутрь – 25,0%. Наименьшее количество представлено в форме таблеток, покрытых оболочкой, таблеток жевательных и раствора для внутривенного и внутримышечного введения – 6,25% (рисунок 5).

Рисунок 5. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота в аптеке по форме выпуска

Далее в работе были проанализированы лекарственные средства на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота, имеющиеся в аптеке по производственному признаку (по странам и фирмам-производителям). Данные анализа представлены в таблице 6.

Таблица 6

Анализ ассортимента ЛС на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота в аптечной организации по производственному признаку

Страна-

производитель

Количество ЛС

Фирма-производитель

Количество ЛС

абс. зн.

доля,%

абс. зн.

доля,%

Россия

10

62,5

АО "ПФК Обновление", Россия

1

6,25

ЗАО "ВИФИТЕХ", Россия

1

6,25

ООО "Озон", Россия

1

6,25

ЗАО "ФП "Мелиген", Россия

1

6,25

ООО "Гротекс", Россия

1

6,25

ООО НПО "ФармВИЛАР", Россия

2

12,5

ОАО "Фармстандарт-Лексредства", Россия

1

6,25

АО "Алтайвитамины", Россия

1

6,25

ОАО "Марбиофарм", Россия

1

6,25

Польша

2

12,5

Натур Продукт Фарма Сп. з о.о., Польша

2

12,5

Продолжение таблицы 6

Индия

3

18,75

Юник Фармасьютикал Лабораториз Индия

1

6,25

Сан Фармасьютикал Индастриз Лтд , Индия

1

6,25

Аджио Фармацевтикалз Лтд , Индия

1

6,25

Великобритания

1

6,25

Норджин Лимитед,

Великобритания

1

6,25

Итого - 4

16

100,0

Фирм - 14

16

100,0

По данным, представленным в таблице 6, в аптечной организации имеется в наличии 16 лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота отечественного и зарубежного производства. Большую долю ассортимента составляют ЛП отечественного производства – 62,5% (рисунок 6). Анализ ассортимента по фирмам-производителям показал присутствие на локальном рынке 14 фирм, которые производят ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота.

Рисунок 6. Структура ассортимента ЛС на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота в аптечной организации по производственному признаку

Для определения степени обновления ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота в аптечной организации, нами были изучены даты регистрации и регистрационные номера ЛП, имеющихся в аптеке, в результате исследования было установлено, что новыми являются семь лекарственных препаратов (зарегистрированы в 2017, 2018, 2020 гг.).

Индекс обновления исследуемого ассортимента произведен по следующей формуле: Y = n : N (1), Y = 7: 16= 0,43.

Полученные при расчете данные свидетельствуют о том, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота в аптеке на 43% представлен современными, эффективными лекарственными препаратами Аскорбиновой кислоты с более высокими потребительскими свойствами.

2.4. Сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов

на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации по показателям ассортимента

На заключительном этапе был проведен сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе МНН Аскорбиновая кислота, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации. Для этого были рассчитаны показатели ассортимента: полноты и глубины.

Расчет показателя полнота ассортимента:

Полнота ассортимента характеризуется числом подвидов одного товара, имеющихся в аптеке к числу подвидов этого товара, зарегистрированных в стране. Показателем полноты ассортимента ЛС является коэффициент полноты - Кп. Показатель полноты ассортимента определялся по формуле 2.

Kn = Пфакт / Пбаз,

где Пфакт - количество наименований лекарственных форм одного ЛС или одной фармакотерапевтической группы, имеющихся в фармацевтической организации,

Пбаз - количество наименований лекарственных форм этого ЛС или этой фармакотерапевтической группы, разрешенных к применению в стране.

В аптечной организации ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота представлен в 7 формах выпуска. В Государственном реестре зарегистрированы ЛП МНН Аскорбиновая кислота в 12 лекарственных формах. Исходя из имеющихся данных,

Кп = 7 : 12=0,58

Значение коэффициента полноты ассортимента равное 0,58, свидетельствует о том, что в ассортименте аптеке отсутствуют некоторые виды лекарственных форм препаратов на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота, в частности раствор для приема внутрь, капсулы пролонгированного действия, порошок для приема внутрь, таблетки для рассасывания и сироп.

Расчет показателя глубина ассортимента

Глубина ассортимента характеризует наличие разновидностей одного вида товара (например, числом видов лекарственных форм на основе МНН). Показателем глубины ассортимента является коэффициент глубины - Кг, который рассчитывается по формуле 3:

Кг = Гфакт / Гбаз,

где Гфакт - количество наименований лекарственных препаратов одного ЛС или одной ФТГ, имеющихся в фармацевтической организации,

Гбаз - количество наименований лекарственных препаратов этого ЛС или этой ФТГ, разрешенных к применению в стране.

В ассортименте аптеки имеется 16 ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота, в Госреестре зарегистрированы 223 ЛП.

Значение коэффициента глубины равно: К г = 16 : 223 = 0,07.

Рассчитанное значение коэффициента глубины свидетельствует о том, что на локальном рынке присутствует лишь 7% лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота.

Далее в работе была проведена сравнительная характеристика ассортимента ЛС МНН Аскорбиновая кислота, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации. Данные представлены в таблице 7.

Таблица 7

Сравнительная характеристика ассортимента ЛП, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота

Признак

Характеристика ассортимента ЛП, имеющегося на фармацевтическом рынке России

Характеристика ассортимента ЛП, имеющегося в аптечной организации

Группа по АТС классификации

Код АТХ: A11GA01

A Препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ

A11 Витамины

A11G Аскорбиновая кислота, включая комбинации с другими препаратами

A11GA Аскорбиновая кислота в чистом виде

A11GA01 Аскорбиновая кислота

Код АТХ: A11GA01

A Препараты, влияющие на пищеварительный тракт и обмен веществ

A11 Витамины

A11G Аскорбиновая кислота, включая комбинации с другими препаратами

A11GA Аскорбиновая кислота в чистом виде

A11GA01 Аскорбиновая кислота

Количество предложений

223

16

По составу

Монопрепараты - 55,2%

Комбинированные препараты – 44,8%

Монопрепараты - 43,7

Комбинированные препараты - 56,3

Производственный признак

Отечественного производства 83,0%

Зарубежного производства – 17,0%

Отечественного производства 62,5%

Зарубежного производства – 37,5%

По видам лекарственной формы

Всего - 12

Всего - 7

Индекс обновления

0,38

0,43

По данным таблицы 7, ассортимент ЛС в аптеке на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота насчитывает 16 лекарственных препаратов. В ассортименте отсутствуют некоторые виды лекарственных форм, зарегистрированные в Госреестре РФ, в частности раствор для приема внутрь, капсулы пролонгированного действия, порошок для приема внутрь, таблетки для рассасывания и сироп.

Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что ассортимент ЛС МНН Аскорбиновая кислота на фармацевтическом рынке России и в аптеке представлен ЛП отечественного и зарубежного производства. Большую часть ассортимента составляют ЛП отечественного производства. Рассчитанное значение индекса обновления говорит о том, что ассортимент лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке России на 38% представлен новыми ЛП, индекс обновления равен 0,38, в аптечной организации индекс обновления выше и равен 0,43.

2.5. Рекомендации по оптимизации ассортимента лекарственных

препаратов на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота в аптечной организации

На основании рассчитанных показателей ассортимента были разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота в аптечной организации ОАО «Курская фармация», которые представлены в таблице 8.

Таблица 8

Предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота в аптечной организации

Признак

Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося на фармрынке России

Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося аптечной организации

Предложения по оптимизации ассортимента в аптеке

Коэффициент полноты

Коэффициент полноты: 1

Коэффициент полноты: 0,58

Ввести в ассортимент аптеки ЛП в виде ЛФ отсутствующих в аптеке (раствор для приема внутрь, капсулы пролонгированного действия, порошок для приема внутрь, таблетки для рассасывания, сироп)

Продолжение таблицы 8

Коэффициент глубины

Коэффициент глубины: 1

Коэффициент глубины: 0,07

Расширить ассортимент ЛС аптечной организации, за счет новых ЛП имеющихся на фармрынке.

Индекс обновления

0,38

0,43

Дополнить ассортимент новыми ЛП, зарегистрированными в 2020 году.

Рассчитанная величина коэффициента глубины говорит о том, что ассортимент аптеки представлен лишь на 7% от имеющегося на фармацевтическом рынке России. На основании этого можно порекомендовать расширить ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота за счет новых лекарственных препаратов, имеющихся на фармацевтическом рынке России. Величина коэффициента полноты, равная 0,58 позволяет нам рекомендовать аптечной организации дополнить ассортимент лекарственными препаратами в следующих формах выпуска: раствор для приема внутрь, капсулы пролонгированного действия, порошок для приема внутрь, таблетки для рассасывания и сироп в различной дозировке.

Учитывая вышесказанное, разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота в аптечной организации ОАО «Курская фармация»:

- дополнить ассортимент новым, комбинированным ЛП Гербилесил, (Аскорбиновая кислота+Мальвы лесной цветков экстракт+Подорожника ланцетовидного листьев экстракт) в форме сиропа (фасовка 50 мл, 90 мл, 100 мл, 120 мл, 150 мл). Производитель ООО "Тульская фармацевтическая фабрика", Россия, регистрационный номер ЛП-005536, дата регистрации 22.05.2019. Гербилесил - это комбинированный препарат растительного происхождения, оказывающий противокашлевое действие. Содержит экстракты травы подорожника ланцетовидного и цветков мальвы. Лекарственное средство растительного происхождения, обладает отхаркивающим, противовоспалительным, противомикробным (бактериостатическим) действием. Применяется в комплексной терапии воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей, сопровождающихся сухим кашлем; а также при сухом кашле курильщиков.

- дополнить ассортимент ЛП Целаскон® эффект Витамин С, (Аскорбиновая кислота) в форме капсул пролонгированного действия, в дозировке 500 мг

№ 10, 30, 60. Производитель Зентива к.с., Чешская Республика.

Регистрационный номер ЛСР-008615/09, дата регистрации 28.10.2009. Показаниями препарата Целаскон® являются: абсолютная и относительная недостаточность витамина C (гипо- и авитаминоз, искусственное вскармливание, период интенсивного роста, беременность, лактация, напряженная работа и др.); ослабленная иммунорезистентность, инфекции верхних дыхательных путей (профилактика), кровотечения из десен, утомляемость и анорексия, связанные с гиповитаминозом C, заболевания печени, анемии, для стимуляции регенерации и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе было определено значение маркетинговых исследований на рынке лекарственных средств и изучены способы проведения маркетинговых исследований, осуществляемые на фармацевтическом рынке, а также методы анализа ассортимента лекарственных средств. Изучение литературных источников показало, что исследования рынка медицинских и фармацевтических товаров предусматривают разработку методик анализа динамики и структуры объема продаж; ассортимента предложений ЛС на разных уровнях (российский, региональный, локальный); методов позиционирования и продвижения ЛС. В настоящее время разработаны следующие методики маркетинговых исследований в здравоохранении: АВС-анализ; VEN-анализ; анализ внешней среды аптечных и лечебно-профилактических учреждений здравоохранения (качественный и количественный); анализ внутренней среды учреждений здравоохранения (качественный и количественный); сегментирование рынка; позиционирование фармацевтических товаров (качественным и количественным методом); оценка конкурентоспособности фармацевтических товаров и др. В аптечных организациях, для характеристики ассортимента применяют такие показатели как: широта, глубина, структура ассортимента, насыщенность ассортимента, гармоничность ассортимента, полнота использования, устойчивость ассортимента, степень обновления ассортимента.

Аскорбиновая кислота является одним из основных веществ в человеческом рационе, которое необходимо для нормального функционирования соединительной и костной ткани. Выполняет биологические функции восстановителя и кофермента некоторых метаболических процессов, является антиоксидантом. Витамин С (аскорбиновая кислота), необходим для иммунитета, он оказывает общеукрепляющее и профилактическое действие при простудных заболеваниях и ОРВИ.  Витамин С, являясь важным элементом антиоксидантной системы, нейтрализует токсины, повышает синтез интерферона, стимулирует работу нервных клеток, способствует выведению холестериновых бляшек. Благодаря его антиоксидантному действию широко применяется в комплексном лечении сахарного диабета, при снижении внутриглазного давления, уменьшая риск развития катаракты, для нормализации клеточного обмена, для снижения роста раковых опухолей, для предупреждения болезней сердца, при повышенной ломкости сосудов и прочее.

Фармакологическая группа: витамины и витаминоподобные средства.

В работе были проведены маркетинговые исследования российского фармацевтического рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Аскорбиновая кислота и анализ ассортимента данного лекарственного средства, имеющегося в аптечной организации с учетом форм выпуска, стран и фирм производителей, индекса обновления.

На основании данных Госреестра лекарственных средств на 01.04.2021 года:

- ассортимент лекарственных препаратов, предлагаемых на рынке на основе лекарственного средства МНН Аскорбиновая кислота, состоит из 223 ЛП в различных формах выпуска. Лекарственные препараты производят в двенадцати странах мира 42 фирмы-производителя. При проведении анализа ассортимента ЛП по составу, было установлено, что являются монопрепаратами - 55,2% ЛП, комбинированными препаратами – 44,8%;

- анализ данных по производственному признаку показал, что среди 12 стран, производящих ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота, разрешенных к применению на российском рынке ЛС, наибольшую долю составляют отечественные ЛП – 83,0%, зарубежные ЛП – 17,0%. Среди зарубежных производителей наибольшее количество ЛП производится в Польше – 4,0%, Индии - 3,1% и Нидерландах – 2,7%. При исследовании ассортимента по фирмам-производителям ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота, было выявлено, что большая часть препаратов произведены компаниями ООО "Озон" (Россия) - 10,3%, ООО "Аромасинтез" – 6,3%, среди зарубежных производителей лидирующие позиции занимают фирмы - Натур Продукт Фарма Сп. з о.о.(Польша) – 3,6% и НатурПродукт Европа Б. В. (Нидерланды) – 2,7%;

- препараты Аскорбиновой кислоты выпускаются в 12 лекарственных формах. Большая часть препаратов выпускается в форме таблеток, что составляет 36,3% и в форме порошка для приготовления раствора для приема внутрь – 23,8%. Наименьшее количество производится в форме таблеток, покрытых пленочной оболочкой, таблеток для рассасывания и раствора для приема внутрьпо0,4% соответственно

- для определения степени обновления ассортимента ЛП на основе ЛС Аскорбиновая кислота, разрешенных к применению на российском рынке ЛС, нами были изучены даты регистрации и регистрационные номера данных ЛП в ГРЛС за последние 5 лет (2017 – 2021 гг.), в результате чего было установлено, что за данный период времени в ГРЛС были зарегистрированы 24 новых ЛП, индекс обновления ассортимента составил 38%.

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МННАскорбиновая кислота проведенный на базе аптечной организации ОАО «Курская фармация», филиал-аптека № 124, расположенной по адресу: г. Курск, ул. Институтская, д.46, показал, что в аптечной организации предлагается 16 ЛП, в семи лекарственных формах.

Сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе МНН Аскорбиовая кислота, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации показал, что ассортимент ЛС в аптеке представлен не полностью, отсутствуют ЛП в форме раствора для приема внутрь, капсул пролонгированного действия, порошка для приема внутрь, таблеток для рассасывания и сиропа, зарегистрированных в Госреестре РФ.

Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что ассортимент ЛС МНН Аскорбиновая кислота на фармацевтическом рынке России и в аптеке представлен ЛП отечественного и зарубежного производства. Большую часть ассортимента составляют ЛП отечественного производства. Рассчитанное значение индекса обновления говорит о том, что ассортимент лекарственных препаратов на фармацевтическом рынке России на 38% представлен новыми ЛП, индекс обновления равен 0,38, в аптечной организации индекс обновления выше и равен 0,43.

На основании проведенного исследования разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Аскорбиновая кислота в аптечной организации ОАО «Курская фармация», рекомендовано расширить ассортимент ЛП за счет новых лекарственных препаратов, имеющихся на фармацевтическом рынке России, а также дополнить ассортимент ЛП в лекарственных формах, отсутствующих в аптеке.

ЛИТЕРАТУРА

Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об обращении лекарственных средств». КонсультантПлюс [сайт].– http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350/ (дата обращения: 12.01.2021).

Приказ МЗ РФ № 706-н от 23.08.2010 г. «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»:// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105562/ (дата обращения: 12.01.2021).

Приказ Минздрава России от 14.01.2019 N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения":// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_321140/ (дата обращения: 20.01.2021).

Приказ МЗ РФ от 11 июля 2017 г. № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность»:// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_277454/ (дата обращения: 15.01.2021).

Актуальность комбинированных препаратов в терапии простудных заболеваний /Носуля Е.В., Ким И.А., Винников А.К. / «РМЖ» №4, 17.02.2017. – С. 306.

Государственный реестр ЛС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://grls.rosminzdrav.ru.

Галицкий, Е. Б. Маркетинговые исследования: учебник для магистров /Е. Б. Галицкий, Е. Г. Галицкая. — М.: Издательство Юрайт, 2012. — 540 с.

Герасимов, Б.И. Маркетинговые исследования рынка : учеб. пособие / Б.И. Герасимов, Н.Н. Мозгов. - М.: ФОРУМ, 2016. - 333 с.- ISBN 978-5-9916-1537-2.

Дремова, Н. Б. Медицинское и фармацевтическое товароведение / Н.Б. Дремова. - М.: Медицинское информационное агентство, 2008. - 605 c.- ISBN: 978-5-8948-1678-4.

Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2016. - 752 c. с ил —ISBN: 978-5-8459-0376-1.

Коротков, А.В. Маркетинговые исследования 3-е изд., пер. и доп. учебник для бакалавров / А.В. Коротков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 595 c. - ISBN: 978-5-9916-2878-5.

Управление и экономика фармации: Учебник/ под ред. профессора И.А.Наркевича. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2017. – 928 с.: ил. - ISBN 978-5-9704-4226-5.

Машковский, М.Д. Лекарственные средства в 2 т. - 16-е изд. перераб. и доп. / Машковский М.Д. - М.: Новая волна, 2019. – С. 1216. - ISBN: 978-5-7864-0303-0.

Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров / Д. В. Тюрин - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 342 с. - ISBN: 978-5-9916-2903-4.

Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2018. - 148 c. - ISBN: 978-5-394-02156-5.

Медицинское и фармацевтическое товароведение. Практикум / О.А. Васнецова, Д.В. Бабаскин. - М.: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова МЗ РФ (Сеченовский Университет), Авторская Академия2017. - 324 c.

Профилактика и лечение рецидивирующих инфекционных заболеваний дыхательных путей у детей /Зайцева О.В./ «РМЖ» №21, 25.09.2017.- С. 1497.

Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России 2017/ Под ред. Е.А. Толмачевой/. - Издатель Видаль Рус, 2017. – С. 1240. - ISBN: 978-5-9908154-4-5.

Терапия острых респираторных заболеваний в педиатрической практике /Локшина Э.Э. / «РМЖ» №24, 27.09.2016. – С. 1211.

Харкевич, Д. А. Основы фармакологии. Учебник / Д.А. Харкевич. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 720 с. - ISBN 978-5-9704-3492-5.

Шашкова, Г.В. Справочник синонимов лекарственных средств / Г.В. Шашкова, В.К.Лепахин, Е.Д. Бешлиева. – Изд. 18-е, перераб. и доп. – М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО», 2018. – 640 с. – ISBN: 978-5-85556-082-4.

Фармацевтический маркетинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры/ Н.И. Суслов, А.А.Чурин, М.Е. Добрусина, Е.А. Лосев. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 319 с. - ISBN 978-5-9916-6131-7.

Регистр лекарственных средств России, 2020. - URL: http://www.rlsnet.ru/

АТХ-классификация лекарств и медицинских препаратов [Электронный ресурс]. — URL: https://www.eurolab.ua/medicine/atc/

25. Энциклопедия лекарственных средств [Электронный ресурс]. — URL:http://www.rlsnet.ru/news_100323.htm

eLIBRARY.RU : научная электронная библиотека : сайт. – Москва, 2000 – . - URL : https://elibrary.ru (дата обращения: 25.03.2020).

IPRbooks: электронная библиотечная система : сайт. – Саратов, 2005 – . – URL : http://www.iprbookshop.ru/ (дата обращения: 03.04.2020).

Просмотров работы: 362