ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших проблем педагогики, методики, психологии является проблема подбора приёмов и методов, которые помогут активизировать мыслительную деятельность ребёнка. Многие учёные настоящего и прошлого стараются найти ответ на вопрос, что должен сделать взрослый человек, чтобы «включить» ребёнка в процесс обучения.
Современному обществу необходим не человек - потребитель, а человек – открыватель, который умеет мыслить, а не просто бездумно повторять то, что было сказано. Чем больше ты знаешь и умеешь, тем шире твои возможности.
В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в формировании необходимых знаний, умений и навыков, а также качеств личности учащегося играет предмет информатика. Одной из основных задач школьного курса информатики выступает формирование у учащегося умения работать с информацией, понимания вопросов адекватного выбора средств и методов обработки информации. Исходя из этого ученики, мы видим, что такой предмет, как информатика играет немаловажную роль в жизни человека, поэтому необходимо каждому учителю сделать так, чтобы этот урок прошёл не в пустую, а оставил определённые знания и умения.
Также в качестве одной из важнейших задач в концепции модернизации российского образования выделяют формирование творческой личности. Чтобы достичь успеха в реализации этой задачи необходимо развивать мыслительную деятельность учащихся.
Главной целью изменения современных стандартов является формирование творческой личности. Её реализация диктует необходимость активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Цель исследования – теоретическое обоснование методов и приёмов обучения информатике, активизирующих мыслительную деятельность учащихся начальной школы.
Использование методов и приёмов, активизирующих мыслительную деятельность, выступает довольно сложным, актуальным и незаменимым исследованием в XXI веке. От того, насколько на каком уровне будет развита мыслительная деятельность ребёнка, будет зависеть успешность его обучения в школе.
Мышление высшая форма психической деятельности, которая предполагает активное отражение действительности в индивидуальном сознании субъекта. Мышление представляет собой не только целенаправленное и обобщённое отражение значимых связей и отношений, оно направлено на установление порядка их трансформации, поиска причин и принципов, а также прогнозирование событий, которые могут произойти в будущем.
В процессе мышления человек использует общеизвестные социуму понятия. Выстраивая их в ряд суждений, мы приходим к новым умозаключениям. Преобразование окружающего мира происходит при помощи мышления. Такой способ поведения характерен только людям, он называется деятельностью [1].
Деятельность человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающего мира и самого себя.
Мышление и деятельность неразрывно связаны между собой. А именно, в первую очередь мотив к деятельности возникает тогда, когда индивиду необходимо что-то сделать под влиянием собственных целей и потребностей. Во- вторых, деятельность есть результат мышления, но и одновременно она способствует развитию мыслительных способностей личности. Отсюда образуется следующее понятие мыслительная деятельность.
Деятельность, процесс которой организован человеком для выполнения интеллектуальных задач и заданий называется мыслительной. Итогом процесса мыслительной деятельности является не просто решение задачи, а понимание, поиск и установление конкретных взаимосвязей и отношений между условиями, требованиями и отдельными параметрами задачи.
Мыслительные или иными словами умственные способности, как и многие другие, можно и нужно развивать. Для этого необходимо вырабатывать конкретные умения, которые приведут к тому, что человек научиться думать самостоятельно и сможет отыскать нестандартные пути к правильному решению. Но зачастую дети, особенно младшие школьники не понимают надобности в таких действиях, так как они подразумевают некие усилия. Поэтому возникает потребность в активизации мыслительной деятельности [2].
Процесс целенаправленного усиления мыслительных процессов называется активизацией. То есть необходимо найти такой путь действия, который заставит человека приложить определённые усилия, затратить энергию и преодолеть все трудности на пути к поставленной цели.
В своей педагогической работе учителя применяют разнообразные способы деятельности, которые позволяют активизировать мыслительную деятельность. В их основе заложены разнообразные формы, методы, приёмы и средства обучения. Под формой обучения понимается внешняя сторона организации учебного процесса. Методом обучения называется способ взаимодействия педагога и ученика, направленный на решение поставленных дидактических задач. Составная часть метода, повышающая и усиливающая его эффективность, называется приёмом. Средства обучения те объекты, которые несут в себе учебную информацию и служат инструментом деятельности учителя. Правильно подобранные формы, методы, приёмы и средства обучения стимулируют инициативность и самостоятельность учеников.
Одна из главных задач каждого учителя современной школы это активизация мыслительной деятельности учащихся. При организации учебного процесса на первое место необходимо ставить возрастные особенности детей. Обратимся к характеристике возрастных особенностей младшего школьника:
нестабильное и кратковременное внимание;
наглядно-действенное мышление является преобладающим;
высокая двигательная активность;
любимым видом деятельности выступает игра, поэтому школьник постоянно к ней стремиться;
большой диапазон интересов, то есть нужно и хочется узнать всё и сразу.
Чтобы удерживать интерес и внимание младших школьников во время всего урока необходимо грамотно организовывать активную и интересную мыслительную деятельность. Это позволят сделать следующие методы и приёмы построения учебного процесса:
метод проектов;
игровой метод;
нестандартная формулировка заданий;
введение интерактивных героев;
метод «мультимедиа и интерактивности»;
частое использование межпредметных связей;
появление новых, необычных заданий;
использование раздаточного материала [5].
Далее в работе мы рассмотрим некоторые методы и приёмы более подробно.
В современном мире наибольшую востребованность приобретает информатика. Дети начинают изучать её основы ещё в начальной школе. Но, к сожалению, их интерес не столь велик, так как они не совсем осознают значимость информатики в жизни человека. Чтобы сделать урок увлекательным и полезным для ребёнка, мы нашли различные методы и приёмы, которые помогут каждому учителю вовлечь ребёнка в процесс учёбы, а также активизировать его мыслительную деятельность.
Большая часть детей приходит на уроки информатики для того чтобы поиграть на компьютере и просто отдохнуть от других уроков, где заставляют много читать и писать. Детей привлекают возможности и способности компьютерной техники: игры, музыка, видео, картинки и многое другое. Эти объекты буквально восхищают младших школьников визуально, а также позволяют ученику интерактивно участвовать в процессе их работы.
Перечисленные объекты мы назовём один словом – «мультимедиа». Если это увлекает ребёнка, то учитель просто обязан пользоваться данной возможностью, то есть предоставить материал на уроке информатике в интерактивном виде. Например:
при помощи презентаций можно просто предоставить готовый материал для изучения, а можно учеников попросить самостоятельно изучить часть новой темы и найти материал для презентации;
включение в урок развивающих и обучающих компьютерных игр, которые помогут настроить ребят на изучение нового материала;
решение тестов на компьютере. Детям намного интереснее нажимать на кнопки и печатать, чем просто писать. У многих ребят даже пропадает страх того, что он неправильно решит и ему поставят двойку, потому что на компьютере, как правило, мы можем с лёгкостью исправить ответ или перерешать тест;
использование графических демонстрационных материалов. Очень хорошо детьми усваиваются красочные плакаты, на которых двигаются фигуры или при нажатии на различные кнопки издаются звуки. Такие материалы могут быть представлены, как и на общем классном экране, так и у каждого ребёнка по-отдельности.
просмотр небольших видео или мультипликационных фильмов, несущих в себе воспитательную и образовательную цели [4].
Практической деятельности обучающихся, благодаря которой происходит не только активизация мыслительной деятельности, но и само познание, нужно отдавать ведущее место именно на уроках информатики. Для решения этой задачи стоит использовать метод проектов, который совмещает в себе различные виды, формы и приёмы работы детей.
Формы проектной деятельности в школе будут зависеть от тех образовательных задач, которые запланирует достичь учитель в соответствии с интересами и способностями детей. Можно использовать сквозной проект, то есть та работа, которая будет проводиться на уроке, и не будет прерывать классическое занятие в школе. Второй вариант это мини-проект, затрагивающий несколько уроков. Третий проект, который займёт месяц или даже год. Для того проекта дети должны быть подготовлены, так как предстоит серьёзная длительная исследовательская работа. Также проекты могут быть как групповые, так и индивидуальные.
Темы возможных проектов на уроках информатики:
«Влияние компьютера на организм младшего школьника»;
«История создания компьютера»;
«Значение компьютера в жизни человека 21 века»;
«Мир роботов» и др.
Плюсом метода проектов выступает возможность оптимального совмещения теории и практики. Включение в такую форму работы младшего школьника допускает реализацию компетентностного подхода, который в свою очередь расширяет методическую систему информатики и пополняет содержание изучаемого предмета [4].
Конечно же творческий характер является неотъемлемой частью системы и условием к любой задаче или заданию. В процессе урока информатики применение компьютеров даёт возможность учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач не только из области информатики, но и из других областей.
Современные дети приходят в школу, уже зная компьютер поверхностно. Они понимают некоторые его функции и могут спокойно выполнять некоторые задачи. Для того чтобы это было не просто бездумным времяпровождением учитель может и должен научить, учащихся начальной школы выполнять следующие задания при помощи компьютера:
подготовка рефератов и докладов;
составление кроссвордов по изученной теме;
составление презентаций;
ознакомление с простейшими элементами редактирования видео и фото;
составление и разгадывание ребусов по информатике;
составление и решение тестов для контроля знаний по предмету.
Комбинирование уроков информатики с другими школьными дисциплинами поможет учителю не только в усвоении информации, но и покажет наглядную значимость, изучаемого предмета. Например, на урок окружающего мира можно дать детям задание подготовить слайд-шоу из пяти фотографий о растениях нашего леса. Важно, заранее показать детям на уроке информатике, как это делать, тогда она с лёгкость и радостью выполнят это задание.
Следует усложнять задания с каждым разом, чтобы дети усваивали новые умения и применяли их на практике.
Взаимосвязь между предметами можно найти всегда, стоит даже подключать детей к этому процессу, чтобы они предлагали свои идеи, а затем воплощали их. Дети быстро увидят то, что компьютерные технологии проникают во все сферы человеческой жизни и выступают помощником решения задач и проблем [3].
Одним из основных направлений улучшения учебно-воспитательного процесса в школе выступает активизация мыслительной деятельности школьников. Процесс мыслительной деятельности должен быть сознательным, чтобы знания прочно усваивались детьми. Уроки информатики зачастую в начальной школе «проходят» мимо детей, чего допускать нельзя. Поэтому каждому учителю необходимо подбирать те методы и приёмы работы, которые позволят активизировать умственную деятельность учеников конкретного класса. Изучаемый материал, должен стать предметом именно активных действий ребёнка, чтобы завлечь детское внимание и разжечь интерес.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Активизация познавательной деятельности младших школьников: кн. для учителя / под ред. М. П. Осиповой, Н. И. Качановой.- Минск : Нар. асвета, 1987. – 109 с.
Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : учеб. пособ. для студ. пед. вузов / Г. И. Щукина. – Москва: Академия, 2011. – 160 с.
Бондаревский В.Г. Воспитание интереса к знаниям и потребности самообразованию. – Москва, 1985.
Смолина Л.В.. Применение современной методологии продуктивного обучения в школьном курсе информатики и ИКТ // Сб. трудов н-пр.конференции ОГПУ – март 2006 г.
Зак А.З. Различия в мыслительной деятельности младших школьников / А. З. Зак. – Москва : Моск. психол.-соц. ин-т, 2000 ; Воронеж : МОДЭК, 2000. 191 с. : ил. (Библиотека школьного психолога).