Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сегодняшняя картина резистентности возбудителей инфекций к антибиотикам все чаще заставляет специалистов говорить о недостатке новых антимикробных препаратов (АМП), способных успешно ее преодолеть и обеспечить, таким образом, эффективность терапии. Эволюция АМП зачастую сопровождается не только ростом способности последующих поколений антибиотиков к преодолению факторов резистентности возбудителей, но и закономерным расширением спектра антимикробной активности. Последнее качество является, несомненно, полезным лишь в случае полимикробной этиологии инфекционных заболеваний, что само по себе является относительно редким явлением. При иных же обстоятельствах широкий спектр активности есть не что иное, как фактор риска развития резистентности вследствие селективного давления на микроорганизмы, не играющие в данном случае этиологической роли. В этой связи назначение хорошо известных «классических» АМП с относительно узким спектром активности, включающим, однако, большинство этиологически значимых в данной клинической ситуации патогенов, может оказаться весьма обоснованным как с точки зрения эффективности, так и с точки зрения наличия на рынке качественных и недорогих генериков.

Лекарственные препараты на основе МНН Ципрофлоксацин являются самыми известными и яркими представителями второго поколения хинолонов, обладающих по  сравнению с  первым поколением более выраженной активностью в  отношении грамотрицательных возбудителей и  расширенным антимикробным спектром.

Сегодня выбор лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин достаточно широк и включает как традиционные препараты, так и аналоги Ципрофлоксацина, поэтому маркетинговые исследования Российского рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства Ципрофлоксацин на сегодняшний день является актуальными.

Цель дипломной работы – провести маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин.

В соответствии с поставленной целью, задачами работы являются:

Рассмотреть значение маркетинговых исследований в изучении рынка лекарственных средств;

Изучить методы анализа ассортимента лекарственных средств;

Дать товароведческую характеристику лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин;

Провести анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин, разрешенных к применению в стране;

Проанализировать маркетинговый анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин в аптечной организации;

Разработать предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС Ципрофлоксацин в аптечной организации.

Объект исследования: ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Ципрофлоксацин, разрешенных к применению на российском фармацевтическом рынке.

В работе были использованы следующие методы исследования:

контент-анализ;

статистический;

аналитический

Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, таблиц, рисунков, заключения, списка из отечественных источников литературы, приложения.

Глава 1. Маркетинговые подходы к изучению фармацевтического рынка лекарственных средств

Понятие маркетингового исследования

Маркетинг – это, прежде всего, извлечение прибыли из удовлетворения спроса потребителя. Но функции маркетинга в лекарственном обеспечении населения имеют свои нюансы. Это связано с тем, что лекарство является особым товаром, необходимым для здоровья человека. И в этом отношении маркетинг исполняет роль связующего звена между фармацевтической промышленностью, системой снабжения.

Сегодня большинство фармкомпаний принимает концепцию социально-ответственного маркетинга. Его суть состоит в определении интересов целевых групп потребителей и удовлетворении их запросов более действенными, чем у конкурентов, приемами при сохранении благополучия, как отдельного потребителя, так и общества в целом.

Фармацевтический маркетинг призван гарантировать право личности и общества на сохранение, охрану и восстановление здоровья. Применение его принципов в системе управления фармацевтической отраслью обусловлено необходимостью активного привлечения потребителей продукции и инвесторов. Кроме того, фармацевтические учреждения все чаще применяют технологии маркетинга, чтобы разработать конкурентоспособную стратегию своего развития.

Особенность маркетинга в фармацевтической сфере также связана с тем, что производство лекарственных препаратов ориентировано не только на пациента как на конечного потребителя, но и на врачей. А это в свою очередь приводит к существенному усложнению системы «покупатель-продавец». В результате врач все чаще становится инициатором спроса на лекарственную продукцию. Кроме того, заметное влияние на фармацевтический маркетинг оказывает особенность самого лекарственного продукта, который должен быть эффективным, качественным и безопасным для больного. Не следует также недооценивать фактор высокой информированности современного потребителя относительно лекарственной продукции, приводящий не только к ужесточению конкуренции на рынке фармацевтических услуг, но и меняющий условия работы предприятий.

Большое значение в работе с потребителями медицинских и фармацевтических товаров и услуг придается исследованиям рынка, потребительского поведения, изучению предпочтений при выборе товара, факторам, влияющим на принятие решения о покупке. Знания в этой области позволяют специалистам фармацевтических организаций максимально удовлетворять потребности населения в медикаментах и товарах медицинского назначения, а также создавать оптимальные условия обслуживания клиентов, формируя у них лояльное отношение к вашей аптеке. У маркетинга есть множество определений. Вот одно из них - маркетинг – это любая сознательная деятельность организации, направлена на обеспечение рыночного успеха собственных товаров и услуг.

Фармацевтический продукт с точки зрения классического маркетинга не совсем обычен. С одной стороны, он спасает жизни и облегчает страдания, а с другой - сам может наносить вред при неправильном употреблении. К тому же многие из лекарственных препаратов дают побочные эффекты. Именно по этим причинам фармацевтический рынок - самый регулируемый и в правовом и в этическом плане. И организации, занимающиеся производством ЛП и розничные организации, должны состоять только из сотрудников с высшим и средним специальным образованием, иметь достаточно обширный список разрешающих и предписывающих документов. Распространение товара, которое в большинстве других случаев изготовители стремятся сделать как можно более широким, здесь законодательно ограничено несколькими каналами. К тому же тема воздействия лекарств на здоровье очень волнует общественность, поэтому за любую ошибку, фармацевтический маркетинг подвергается немедленной и ожесточенной критике. При этом данная отрасль, работает по законам рынка, и маркетинг должен выполнять свои традиционные функции, хотя и в специфических условиях.

Основными функциями фармацевтического маркетинга, как и общего, являются: аналитическая, производственная, сбытовая, управленческая и контролирующая.

1. Аналитическая функция.

Это основная функция маркетинга, при этом самая дорогая и трудоемкая. Результатом анализа внешней и внутренней среды организации является информация, которая в свою очередь становится плацдармом или основой, своеобразным фундаментом для выбора трендовой политики организации. Информация добывается различными путями, основным из которых является проведение целенаправленных разноуровневых маркетинговых исследований.

Внешняя среда организации - все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной организации, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование.

Подразделяется на среду косвенного и прямого воздействия.

Внешняя среда косвенного воздействия – включает в себя политические факторы, т. е. изменение законодательной базы, экономические факторы, уровень технологий и т. д.

Внешняя среда прямого воздействия – это конкуренты, поставщики, потребители, т. е. те объекты, от действия которых напрямую зависит прибыль аптечной организации.

Внешняя и внутренняя среды организации схематично представлены на рисунке 1.

Маркетинговые исследования – это систематический сбор, документирование и анализ данных, касающихся вопросов организации сбыта товаров и услуг. Обобщенная схема маркетинговых исследований выглядит следующим образом (рис. 2).

Рисунок 1. Внешняя и внутренняя среды организации.

Рисунок 2. Структура маркетинговых исследований

В ходе маркетинговых исследований собираются первичные и вторичные данные, после обработки которых, получают необходимую информацию для дальнейшего аудита, ситуационного анализа, разработки плана маркетинга по укреплению рыночных позиций организации, улучшению взаимоотношений с потребителями и т. д.

После определения корпоративных, целей и корпоративной политики начинается разработка рабочих маркетинговых целей, охватывающих те же пункты, что и корпоративные цели: прибыль, рентабельность, доля на рынке и т. п. Как и при стратегическом планировании, работа начинается с анализа рынка.

2. Производственная и сбытовая функции маркетинга.

В настоящее время производственная и сбытовая функции маркетинга в фармацевтической организации сводится к оптимизации логистической схемы, к увеличению количества продаж и дополнительных продаж, а так же увеличению количества услуг приносящих прибыль, но в то же время не входящих в перечень основных позиций работы аптеки.

3. Управленческая функция.

Заключается в налаживании в трудовом коллективе грамотного и мобильного потока информации, организация документооборота, совершенствование тактического планирования деятельности аптеки.

4. Контролирующая функция

Благодаря наличию этой функции аптечная организация может своевременно отреагировать на изменившиеся условия как во внешней и внутренней среде организации.

Маркетинговое исследование рынка лекарственных препаратов – процесс достаточно специфический, емкий, сложный и требует немалого опыта. Ведь нужно собрать, обработать и проанализировать огромное количество данных и собрать всю полученную информацию в один большой отчет. Все данные должны быть тщательно проверены. Компания, которая будет проводить маркетинговое исследование, несет ответственность за все свои действия и должна гарантировать надежность и правдивость информации, которую представляет клиенту.

Алгоритм, состоящий из шести этапов проведения маркетинговых исследований представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. Основные этапы проведения маркетингового исследования с целью определения потребности в лекарственных средствах

1.2. Маркетинговое исследование фармацевтического рынка

Ассортимент – состав однородной продукции по видам, сортам и маркам. Различают ассортимент услуг, ассортимент продукции и торговый ассортимент.

При разработке ассортиментной политики любого аптечной организации необходимы всесторонний анализ разрешенных к применению и существующих на рынке лекарств, рассмотрение применительно к своей деятельности конкретных номенклатурных позиций лекарств, их дозировок, фасовок, лекарственных форм, ценовых характеристик, качества, новизны.

Ассортимент товара в аптеке регламентируется Федеральным законом № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». В данном пункте приведен исчерпывающий перечень продукции, реализуемый через аптечные организации, который включает:

ЛС и лекарственные препараты.

Медицинскую технику (инструменты, приборы, аппараты, оборудование, расходные материалы)

Изделия медицинского назначения, в т.ч. вату, марлю, нетканые материалы и изделия санитарии и предметы ухода за больными.

Парафармацевтическую продукцию, в т.ч. лечебно-косметические товары, не предназначенные для декоративных целей, минеральные воды, диетическое и детское питание, очковую оптику, средства санитарии и гигиены, БАДы.

При проведении аналитической работы по действующему в аптечной организации ассортименту можно оценить его по таким маркетинговым показателям:

широта ассортимента; 

полнота ассортимента; 

глубина ассортимента; 

насыщенность ассортимента; 

гармоничность ассортимента; 

полнота использования;

устойчивость ассортимента;

степень обновления ассортимента.

Все эти понятия условны и могут рассматриваться как ко всей ассортиментной структуре, так и внутри отдельных фармакотерапевтических групп. В качестве информационной ассортиментной базы, к которой можно применить сравнительное исследование ассортимента аптечной организации, должны использоваться официальные источники: реестры, постановления Правительства РФ, приказы Минздрава России, справочники и т. д.

Широта ассортимента лекарственных препаратов может рассматриваться, прежде всего, по отношению к числу их фармакотерапевтических групп, обращающихся на рынке .

К примеру, если в ассортименте аптечной организации представлены лекарства 5 фармакотерапевтических групп из 100, обращающихся на рынке, то мы можем говорить об узком ассортименте. В этом случае следует изучить статистику заболеваемости в данном регионе и определить, какие фармакотерапевтические группы можно развернуть дополнительно. Широкий ассортимент позволяет ориентироваться на различных потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте.

Коэффициент широты - отношение фактического числа ассортиментных групп (подгрупп, классов и т. п.) к базовой (максимально возможной широте).

Полнота ассортимента лекарств рассматривается применительно к каждой номенклатурной позиции и характеризуется числом лекарственных форм этой номенклатурной позиции по отношению к зарегистрированным и разрешенным к применению.

К примеру, анальгин выпускается в виде порошка ангро, таблеток, ампульных растворов и все эти формы есть в аптеке, то по данной позиции мы можем говорить о полном ассортименте.

Коэффициент полноты - отношение числа ассортиментных позиций (товарных единиц), имеющихся в наличии в фармацевтической организации (полнота фактическая), к числу ассортиментных позиций, внесенных в Государственном реестре или получивших разрешение на использование (полнота базовая).

Глубина ассортимента характеризуется разновидностью дозировок, концентраций, фасовок одного наименования лекарственного средства.

То есть, когда мы имеем в ассортименте не просто ампульный раствор анальгина, а в разной концентрации, разных фасовках и дозировках зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств, то глубина такого ассортимента удовлетворительная.

Примером недостаточной глубины аптечного ассортимента может служить наличие взрослых дозировок и отсутствие детских. Глубокий ассортимент позволяет удовлетворять потребности различных потребительских сегментов по одному лекарственному веществу, повышает конкурентоспособность организации, дает возможность предлагать диапазон цен и ряд других преимуществ. Однако он также увеличивает расходы на поддержание запасов, выполнение заказов. Кроме того, могут возникнуть определенные трудности в дифференциации между двумя схожими ассортиментными позициями.

Коэффициент глубины - отношение фактического числа ассортиментных позиций одного товарного наименования к возможному числу позиций.

Насыщенность номенклатуры (ассортимента) – это общее количество всех производимых (продаваемых) на рынке лекарств.

Гармоничность ассортимента характеризуется степенью однородности номенклатуры (ассортимента) по отношению к предпочтениям врача, пациента. Так, имея широкую номенклатуру диуретиков, мы можем говорить о ее гармоничности, если она удовлетворяет все потребительские предпочтения, т. е. здесь имеются осмотические, петлевые, калийсберегающие диуретики, а также комбинированные препараты этой группы. В свою очередь, у оптовика ассортимент может быть гармонизирован по основным покупателям, видам предприятий.

Полнота использования ассортимента - важный показатель, характеризующий рациональность подобранного учреждением ассортимента. Он может быть рассмотрен как отношение проданных ассортиментных позиций к имеющему наличию за определенный промежуток времени.

Чем выше этот показатель, тем правильнее подобран ассортимент. При низком показателе частоты использования конкретной номенклатурной позиции следует определить, какие причины лежат в ее основе: малоэффективный или устаревший препарат, недостаточность информированности врачей и т. д.

Если показатели широты, полноты и глубины ассортимента лекарств организации мало меняются во времени, то можно говорить о консервативной ассортиментной политике, устойчивости ассортимента, что связано с определенным рыночным риском.

Показатель обновления (новизны) ассортимента демонстрирует способность товара удовлетворять изменившиеся потребности за счет появления новых товаров аптечного ассортимента, лекарственных форм, дозировок, фасовок. Показатель обновления можно рассчитать, как отношение количества новых товаров (Н) к фактической насыщенности ассортимента в данной группе (Пфакт.). При расчете данного показателя использовалось следующее допущение: все впервые появившиеся во время изучения в ассортименте аптечной организации товары считались новыми.

Новый ассортимент позволяет диверсифицировать рынок и находить новые ниши на нем. С другой стороны, продвижение на рынке новых товаров всегда связано с огромными затратами и риском, поскольку новые виды фармацевтической и парафармацевтической продукции, возможно, не будут пользоваться спросом.

Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять покупательский спрос.

Устойчивость ассортимента свидетельствует о постоянных предпочтениях промежуточных и конечных потребителей, которые могут быть объяснены как постоянством вкусов, привычкой, ценовыми факторами, если речь идет о конечных потребителях, так и, например, включением ЛС в список препаратов, отпускаемых бесплатно или на льготных условиях.

Устойчивость ассортимента можно определять как в разрезе ассортиментных групп (если в обращении постоянно присутствуют одни и те же группы товаров, то этот показатель будет равен Кш), так и внутри ассортиментной группы. Основной проблемой последнего случая является выбор метода определения устойчивых товаров.

Чаще всего используются два способа:

1) по количеству дней, когда товар был в продаже (условно, если в течение более чем 280 дней в году товар пользовался спросом, то спрос на него можно считать устойчивым);

2) по срокам, в течение которых товар реализовывался из аптеки (коэффициент скорости реализации менее 0,5). Коэффициент устойчивости (Ку) рассчитывается как отношение количества товарных единиц, пользующихся устойчивым спросом (У), к фактической насыщенности ассортимента (Пфакт.).

На основании проведенных маркетинговых исследований по ассортименту согласно вышеизложенной концепции делаются выводы о целесообразности создания новых лекарственных форм или совершенствовании существующей ассортиментной политики организации.

При анализе ассортимента еще шире используют метод АВС-анализа, при котором совокупности товара согласно выбранным критериям (как правило, двум) классифицируются на три группы – А, В и С. Это позволяет выделить в ассортименте аптечной организации приоритетные направления и лекарственные препараты, на которые и следует обратить особое внимание торгового персонала.

ABC-анализ – один из вариантов математико-статистических методов анализа, используемый для исследования частоты определенных экономических явлений и фактов. С помощью этого метода осуществляется классификация или распределение существующей совокупности соответственно избранным критериям на три группы, а именно А, В и С. Эта классификация показывает одновременно ранг и позволяет выделить основные пункты, особенно важные для целенаправленных мероприятий управления.

Критериями анализа ассортимента могут быть:

объем продаж лекарственных препаратов, объем прибыли при реализации и затрат на продвижение данных препаратов;

фармакотерапевтическая группа лекарственного препарата.

В случае анализа ассортимента все наименования лекарственных препаратов распределяются на 3 группы:

Группа А – 10-20% наименований препаратов, которые обеспечивают 70-80% товарооборота.

Группа В – 10-20% наименований препаратов, которые обеспечивают 15-20% товарооборота.

Группа С - 60-80% наименований препаратов, на которые приходится не более 5-10% товарооборота.

АВС - анализ позволяет определить «аутсайдеров» в ассортименте, которые находятся в зоне риска списания по сроку годности.

Кроме этого, результаты АВС-анализа можно использовать как для определения стратегии закупок препаратов, так и для формирования их оптимальных запасов, при этом эффективное управление товарным ассортиментом позволяет фармацевтическому предприятию: сократить количество продаж, утраченных вследствие отсутствия необходимых товаров;

ускорить товарооборачиваемость; уменьшить излишки товаров; снизить риск списания товаров в связи с окончанием срока годности; минимизировать суммарные затраты, связанные с запасами.

С точки зрения логистики, управление товарными запасами с использованием результатов АВС-анализа позволит эффективно балансировать между двумя взаимоисключающими тенденциями: сокращением суммарных затрат, направленных на содержание запасов, и обеспечением наличия запасов, достаточных для безотказной реализации.

ABC/VEN – анализ представляет собой два связанных между собой вида анализа, необходимые для проведения полноценной ретроспективной оценки лекарственного обеспечения.

Первым этапом анализа ассортимента лекарственных препаратов используется метод АВС-анализа, при котором согласно выбранным критериям лекарственные препараты классифицируются на три группы – А, В и С.

VEN – анализом называется метод экспертной оценки эффективности использования лекарственных средств, позволяющий проанализировать рациональность лекарственного обеспечения на основе данных о клинической эффективности используемых лекарственных препаратов и сформулировать приоритеты для их последующих закупок.

Все лекарственные средства по эффективности можно разделить на группы:

Жизненно важные (Vital) - важные для спасения жизни, имеющие опасный для жизни синдром отмены или постоянно необходимые для поддержания жизни.

Необходимые (Essential) - эффективные при лечении менее опасных, но серьезных заболеваний.

Второстепенные (Non-essential) - для лечения легких заболеваний, лекарства сомнительной эффективности, дорогостоящие медикаменты с симптоматическими показаниями.

Однако чаще всего сочетание ABC/VEN – анализ используется с целью эффективного обеспечения лекарственными средствами медицинских организаций, а также формулярно-терапевтическим комиссиями, с целью получить необходимые данные для принятия решения об исключении определенных препаратов из формуляра больницы и дополнения его другими, а также информацию о недостаточном или чрезмерном использовании некоторых лекарственных средств.

Рациональным же, с точки зрения аптечной организации, развитием АВС-анализа является его комбинирование с XYZ-анализом. Данное сочетание обеспечивает эффективный мониторинг за ассортиментом и товарными запасами, так как XYZ-анализ позволяет выявить ассортиментные позиции, имеющие наиболее стабильное потребление (спрос).

Этапы проведения XYZ-анализа:

Анализ данных о реализации ЛС за равные периоды;

Расчет коэффициента вариации спроса (V);

Определение группы Х с V < 10%, группы Y c V – 10%¸25% и C с V > 25%;

Представление лекарственных средств в порядке возрастания V;

Определение удельного веса каждой группы в ассортименте аптеки.

На основании изученных современных публикаций по маркетинговым исследованиям фармацевтического рынка можно сделать вывод, что в аптеке необходимо проводить маркетинговые исследования ассортимента для коррекции ассортиментной политики и ценовой стратегии, выделения наиболее часто встречающихся и совместно покупаемых товаров.

Глава 2. Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства мнн Ципрофлоксацин

2.1. Товароведческая характеристика лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин 

Ципрофлоксацин принадлежит к группе фторхинолонов и активно применяется уже много лет. Его основной механизм действия-разрушение специфического фермента (ДНК-гиразы), отвечающего за деление бактериальной клетки. Также антибиотик ципрофлоксацин разрушает клеточную стенку грамнегативных бактерий, которые более устойчивы к действию других антимикробных препаратов.

Показания к применению данного антибиотика довольно широкие. Прежде всего - это инфекции, вызванные чувствительной флорой. Для лечения используют ципрофлоксацин капли, инъекции, таблетки. Все зависит от локализации и тяжести инфекционного процесса

Русское название: Ципрофлоксацин.

Латинское название вещества Ципрофлоксацин: Ciprofloxacinum (род. Ciprofloxacini).

Химическое название: 1-Циклопропил-6-фтор-1,4-дигидро-4-оксо-7-(1-пиперазинил)-3-хинолинкарбоновая кислота (и в виде гидрохлорида).

Брутто-формула: C17H18FN3O3 [20].

Рисунок 4. Структурная формула Ципрофлоксацина

Код АТХ: J01MA02 (Ciprofloxacin)

J01 – Противомикробные препараты для системного применения

J01MA- Фторхинолоны

J01MA02 Ciprofloxacin

Фармакологическая группа вещества Ципрофлоксацин: хинолоны /фторхинолоны

Офтальмологические средства.

Нозологическая классификация (МКБ-10):

A00.9 Холера неуточненная

A01.0 Брюшной тиф

A02.0 Сальмонеллезный энтерит

A03 Шигеллез

A04.5 Энтерит, вызванный Campylobacter

A04.6 Энтерит, вызванный Yersinia enterocolitica

A04.9 Бактериальная кишечная инфекция неуточненная

A09 Диарея и гастроэнтерит предположительно инфекционного происхождения (дизентерия, диарея бактериальная)

A22.1 Легочная форма сибирской язвы

A28.2 Экстраинтестинальный иерсиниоз

A39 Менингококковая инфекция

A41.5 Септицемия, вызванная другими грамотрицательными микроорганизмами

B99.9 Другие и неуточненные инфекционные болезни

D72.8.0* Лейкопения

D84.9 Иммунодефицит неуточненный

E84.0 Кистозный фиброз с легочными проявлениями

E84.9 Кистозный фиброз неуточненный

H00.0 Гордеолум и другие глубокие воспаления век

H44.0 Гнойный эндофтальмит

H66 Гнойный и неуточненный средний отит

H66.9 Средний отит неуточненный

H70.0 Острый мастоидит

H70.1 Хронический мастоидит

J01 Острый синусит

J02.9 Острый фарингит неуточненный

J03.9 Острый тонзиллит неуточненный (ангина агранулоцитарная)

J06 Острые инфекции верхних дыхательных путей множественной и неуточненной локализации

J14 Пневмония, вызванная Haemophilus influenzae [палочкой Афанасьева - Пфейффера]

J31.2 Хронический фарингит

J32 Хронический синусит

J35.0 Хронический тонзиллит

J42 Хронический бронхит неуточненный

J47 Бронхоэктатическая болезнь [бронхоэктаз]

K65 Перитонит

K81 Холецистит

K81.9 Холецистит неуточненный

K83.0 Холангит

L02 Абсцесс кожи, фурункул и карбункул

L98.4.1* Язва кожи гнойная

M00.9 Пиогенный артрит неуточненный (инфекционный)

M03.6 Реактивная артропатия при других болезнях, классифицированных в других рубриках

N12 Тубулоинтерстициальный нефрит, не уточненный как острый или хронический

N15.1 Абсцесс почки и околопочечной клетчатки

N30 Цистит

N39.0 Инфекция мочевыводящих путей без установленной локализации

N74.3 Гонококковые воспалительные болезни женских тазовых органов (A54.2+)

R78.8.0* Бактериемия

T30 Термические и химические ожоги неуточненной локализации

T79.3 Посттравматическая раневая инфекция, не классифицированная в других рубриках

Y43.4 Неблагоприятные реакции при терапевтическом применении иммунодепрессивных средств

Z100* КЛАСС XXII Хирургическая практика

Z22 Носительство возбудителя инфекционной болезни

Код CAS

85721-33-1

Характеристика вещества Ципрофлоксацин: антибактериальное средство группы фторхинолонов II поколения. Бледный до слегка желтоватого кристаллический порошок, растворим в 0,1 н. соляной кислоте, практически нерастворим в воде и этаноле.

Фармакологическое действие - бактерицидное, антибактериальное широкого спектра.

Ингибирует ДНК-гиразу (топоизомеразы II и IV, ответственные за процесс укладки хромосомной ДНК в суперспираль вокруг ядерной РНК), нарушает биосинтез ДНК, рост и деление бактерий; вызывает выраженные морфологические изменения (в т.ч. клеточной стенки и мембран) и быструю гибель клетки. Действует на микроорганизмы в период роста и покоя.

Обладает широким спектром противомикробного действия, наиболее активен в отношении грамотрицательных бактерий, менее выражено влияние на анаэробов. Оказываетдействиена Staphylococcus aureus, Staphylococcus epidermidis, Streptococcus pyogenes, Campylobacter jejuni, Citrobacter diversus, Citrobacter freundii, Enterobacter cloacae, Escherichia coli, Haemophilus influenzae, Haemophilus parainfluenzae, Klebsiella pneumoniae, Morganella morganii, Neisseria gonorrhoeae, Proteus mirabilis, Proteus vulgaris, Providencia rettgeri, Providencia stuartii, Pseudomonas aeruginosa, Salmonella typhi, Serratia marcescens, Shigella flexneri, Shigella sonnei, Staphylococcus haemolyticus, Staphylococcus hominis, Staphylococcus saprophyticus, Acinetobacter spp., Acinetobacter calcoaceticus, Aeromonas caviae, Aeromonas hydrophila, Brucella melitensis, Campylobacter coli, Edwardsiella tarda, Enterobacter aerogenes, Haemophilus ducreyi, Klebsiella oxytoca, Legionella pneumophila, Moraxella (Branhamella) catarrhalis, Neisseria meningitidis, Pasteurella multocida, Salmonella enteritidis, Vibrio cholerae, Vibrio parahaemolyticus, Vibrio vulnificus, Yersinia enterocolitica, Chlamydia trachomatis, Mycobacterium tuberculosis. В кислой среде активность снижается.

Большинство стафилококков, устойчивых к метициллину, резистентны к ципрофлоксацину. К ципрофлоксацину умеренно чувствительны Streptococcus pneumoniae, Enterococcus faecalis, Mycobacterium avium (расположенные внутриклеточно).

К ципрофлоксацину резистентны большинство штаммов Burkholderia cepacia и некоторые штаммы Stenotrophomonas maltophilia, а также Bacteroides fragilis, Pseudomonas cepacia, Pseudomonas maltophilia, Ureaplasma urealyticum, Clostridium difficile, Nocardia asteroides. Неэффективен в отношении Treponema pallidum.

Резистентность развивается медленно и постепенно («многоступенчатый» тип). Отсутствует перекрестная устойчивость с пенициллинами, цефалоспоринами, аминогликозидами.

В двухгодичных исследованиях канцерогенности ципрофлоксацина при введении внутрь (крысам и мышам) онкогенного действия не выявлено.

В исследованиях мутагенного действия ципрофлоксацина in vitro получены как положительные, так и отрицательные результаты.

В опытах на крысах и мышах, получавших ципрофлоксацин в дозах, в 6 раз превышающих обычную суточную дозу для человека, неблагоприятного действия не выявлено.

При использовании глазных капель, содержащих ципрофлоксацина гидрохлорид, в каждый глаз каждые 2 ч в течение 2 дней, а затем каждые 4 ч в течение 5 дней Cmax в плазме – менее 5 нг/мл, средняя концентрация – ниже 2,5 нг/мл.

Применение вещества Ципрофлоксацин.

Для системного применения: бактериальные инфекции, вызванные чувствительными микроорганизмами: инфекции лор-органов (средний отит, гайморит, фронтит, синусит, мастоидит, тонзиллит, фарингит), нижних дыхательных путей (бронхит острый и обострение хронического, пневмония, бронхоэктатическая болезнь, муковисцидоз), органов малого таза (цистит, пиелонефрит, простатит, аднексит, сальпингит, оофорит, эндометрит, тубулярный абсцесс, пельвиоперитонит), кожи и мягких тканей (инфицированные язвы, раны, ожоги, абсцесс, флегмона), костей и суставов (остеомиелит, септический артрит); венерические заболевания (гонорея, мягкий шанкр, хламидиоз), инфекции органов брюшной полости (бактериальные инфекции ЖКТ, желчного пузыря и желчевыводящих путей, внутрибрюшинные абсцессы, перитонит, сальмонеллез, брюшной тиф, кампилобактериоз, иерсиниоз, шигеллез, холера), бактериемия, септицемия, тяжелые инфекции на фоне иммунодефицита и нейтропении, профилактика инфекций при хирургических вмешательствах.

В офтальмологии: инфекционно-воспалительные заболевания глаз (острый и подострый конъюнктивит, блефарит, блефароконъюнктивит, кератит, кератоконъюнктивит, бактериальная язва роговицы, хронический дакриоцистит, мейбомит, инфекционные поражения глаз после травм или попадания инородных тел), пред- и послеоперационная профилактика инфекционных осложнений в офтальмохирургии.

В оториноларингологии: наружный отит, лечение послеоперационных инфекционных осложнений.

Противопоказания: гиперчувствительность (в т.ч. к другим фторхинолонам), дефицит глюкозо-6-фосфатдегидрогеназы, детский и подростковый возраст (до 18 лет, окончания периода интенсивного роста – для системного применения); в офтальмологии: вирусный кератит, детский возраст (до 1 года – для глазных капель, до 2 лет – для глазной мази).

Пути введения: внутрь, в/в, местно.

Способ применения и дозы:

Внутрь, в/в, местно. Режим дозирования устанавливают индивидуально в зависимости от локализации и тяжести течения инфекционного процесса, состояния организма, возраста, массы тела, функционального состояния почек. Внутрь (не разжевывая и запивая достаточным количеством жидкости) по 250 мг (при тяжелых инфекциях – по 500–750 мг) 2–3 раза в сутки; пролонгированную форму принимают 1 раз в сутки. При инфекциях мочевыводящих путей – 500 мг в сутки в 2 приема, при остром гонорейном уретрите – 0,5 г однократно. В/в капельно – по 200 мг (при тяжелых инфекциях – 400 мг) 2 раза в сутки; продолжительность инфузии составляет 30 мин при дозе 200 мг и 60 мин – при дозе 400 мг.

Пациентам с выраженным нарушением функции почек суточную дозу уменьшают вдвое, пожилым пациентам – на 30%.

При тяжелом течении инфекции и/или невозможности приема таблеток внутрь лечение начинают с в/в инфузии. Продолжительность лечения зависит от тяжести заболевания. Средняя длительность лечения: 1 день – при острой неосложненной гонорее и цистите; до 7 дней – при инфекциях почек, мочевыводящих путей и органов брюшной полости; в течение всего периода нейтропенической фазы – у больных с ослабленными защитными силами организма, но не более 2 мес – при остеомиелите и 7–14 дней – при всех остальных инфекциях. При стрептококковых инфекциях в связи с опасностью поздних осложнений, а также при хламидийных инфекциях лечение должно продолжаться не менее 10 дней. У больных с иммунодефицитом лечение проводят в течение всего периода нейтропении.

Лечение следует проводить еще не менее 3 дней после нормализации температуры тела или исчезновения клинических симптомов.

Местно: при легкой и умеренно выраженной инфекции глазные капли закапывают по 1–2 капле в конъюнктивальный мешок пораженного глаза каждые 4 ч, при тяжелой инфекции – по 2 капле каждый час. После улучшения состояния дозу и частоту инстилляций уменьшают.

Глазную мазь закладывают за нижнее веко пораженного глаза.

Ушные капли: закапывают по 5 капель в пораженное ухо 3 раза в сутки. После исчезновения симптомов заболевания применение следует продолжить в течение последующих 48 ч.

Условия хранения: при температуре не превышающей 25 °C.

Срок годности: 2 года.

2.2. Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин, разрешенных к применению в стране

Маркетинговый анализ ассортимента российского рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин проводился по числу торговых названий (ТН), по формам выпуска, по составу, по производственному признаку (странам и фирмам-производителям), по датам регистрации в Государственном реестре лекарственных средств.

Изучение ассортимента российского рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин, осуществлялось на основании данных о лекарственных препаратах, зарегистрированных в Государственном реестре лекарственных средств (ГРЛС) на 01.05.2021 г. В результате был сформирован информационный массив ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин, разрешенных к применению на фармацевтическом рынке России, который представлен в таблице 1.

Анализ показал, что на основе ЛС Ципрофлоксацин производится 304 лекарственных препарата (ЛП) в различных формах выпуска. Лекарственные препараты производят в одиннадцати странах пятьдесят три фирм – производителей.

Ассортимент ЛП на основе ЛС Ципрофлоксацин, разрешенных к применению на российском рынке, по составу определен нами по данным таблицы 1 и представлен в таблице 1.

Таблица 1

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин по составу

Количество предложений

Состав

Монопрепарат

Комбинированный препарат

К-во

Доля, %

К-во

Доля, %

Лекарственные препараты

299

98,36

5

1,64

Итого:

304

100,00

304

100,00

Как видно из данных таблицы 1, лекарственные препараты на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин представлены 299 монопрепаратами и 5 комбинированными препаратами.

Для наглядности анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин по составу представим на рисунке 5.

Рисунок 5. Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин по составу, %

Как видно из рисунка 5, монопрепараты составляют 98,36% от всего ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин, а комбинированные препараты – 1,64%.

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин по формам выпуска представлен в таблице 2.

Таблица 2

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин по формам выпуска

Вид лекарственной формы

К-во

шт.

Доля, %

Жидкие лекарственные формы

103

33,88

капли глазные

13

4,28

капли глазные и ушные

6

1,97

капли ушные

3

0,99

раствор для внутривенного введения

2

0,66

раствор для инфузий

79

25,99

Мягкие лекарственные формы

3

0,99

Продолжение. Таблица 2

мазь глазная

3

0,99

Твердые лекарственные формы

198

65,13

субстанция-порошок

58

19,08

таблетки покрытые оболочкой

140

46,05

Итого:

304

100

Как видно из данных таблицы 2, наибольший ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин представлен твердыми лекарственными формами (65,13%), на втором месте – жидкие лекарственные формы (33,88%), на третьем – мягкие (0,99%).

Ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин по формам выпуска представлен каплями глазными (4,28%), каплями глазными и ушными (1,97%), каплями ушными (0,99%), мазью глазной (0,99%), раствором для внутривенного введения (0,66%), раствором для инфузий (25,99%), субстанцией порошком (19,08%), таблетками (46,05%).

Графически ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин по формам выпуска представим на рисунке 6.

Рисунок 6. Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин по формам выпуска, %

В таблице 3 представим анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин по странам-производителям.

Таблица 3

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин по странам-производителям

Страна-производитель

К-во, шт.

Доля, %

Россия

131

43,09

Республика Казахстан

2

0,66

Индия

96

31,58

Продолжение. Таблица 3

Словения

8

2,63

Германия

2

0,66

Румыния

1

0,33

Великобритания

1

0,33

Чешская Республика

2

0,66

Израиль

6

1,97

Турция

2

0,66

Китай

53

17,43

 Итого

304

100,00

Для наглядности полученные данные представим в виде рисунка 7.

Рисунок 7. Ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин по странам-производителям, %

Как видно из данных таблицы 3, ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин по странам-производителям и фирмам представлен 11 странами, среди которых Россия занимает первое место (43,09%).

2.3. Маркетинговый анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин в аптечной организации

Изучение ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин, разрешенных к применению на российском фармацевтическом рынке, проводилось в аптечном пункте ИП Сидорова Е.А. «Гарант». Аптечный пункт осуществляет реализацию фармацевтической продукции населению. Предлагает профессиональные услуги, а так же широкий ассортимент продукции медицинского назначения.

Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин, разрешенных к применению в России и имеющихся в аптечном пункте ИП Сидорова Е.А. «Гарант», представлена в таблице 4.

Таблица 4

Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин, имеющихся в аптечной организации

Торговое наиме-нование

ЛФ, дозировка и фасовка

Фирма-произво-дитель

Страна

Регистрац. номер, дата регистрации

Ципрофлоксацин

Таблетки, п/п/о 250мг №10

ОАО «Синтез»

Россия

Р N001587/01

22.02.11

Ципрофлоксацин

Таблетки п/п/о 500мг №10

ООО «Озон»

Россия

Р N003190/01

21.11.2008

Ципрофлоксацин

капли глазные

0,3%
10 мл - тюбик-капельницы

АО «ПФК Обновление»

Россия

ЛСР-002480/10

26.03.2010

Ципролакэр

раствор для инфузий;

2 мг/мл
100 мл - флаконы

ООО «Джодас Экспоим»

Россия

П N014029/02

12.01.2010

ТН – 2

ЛФ – 3; ЛП – 4

Фирм – 4

Стран – 1

 

Анализ данных из таблицы 4 показал, что в аптечном пункте ИП Сидорова Е.А. «Гарант» имеется только 4 препарата на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин.

Данные препараты, представленные в аптечном пункте ИП Сидорова Е.А. «Гарант» на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин, являются монопрепаратами (рис. 8).

Рисунок 8. Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин по составу, %

По форме выпуска ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин, имеющихся в аптечной организации, представлен таблетками, каплями глазными и раствором для инфузий (рис. 9).

Рисунок 9. Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин по формам выпуска, %

Как видно из таблицы 4, имеющиеся в аптечной организации лекарственные препараты на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин произведены в России (рис. 10).

Рисунок 10. Ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин, имеющихся в аптечной организации по фирмам-производителям, %

Проведенное исследование показало, в аптечном пункте ИП Сидорова Е.А. «Гарант» имеется только 4 лекарственных препарата на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин. Все препараты, представленные в ИП Сидорова Е.А. «Гарант» на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин отечественного производства.

2.4. Сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов, предлагающихся на фармацевтическом рынке России на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин и ассортимента, имеющегося в аптечной организации по показателям ассортимента

С целью определения показателей ассортимента исследуемых лекарственных средств в аптечной организации и выявления возможных недостатков в его формировании нами были проведены расчеты основных показателей торгового ассортимента: широты ассортимента, полноты ассортимента, глубины ассортименты, индекса обновления ассортимента.

Определим широту ассортимента лекарственные препараты на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин, имеющихся в аптечном пункте ИП Сидорова Е.А. «Гарант», которая определяется количеством лекарственных препаратов и оценивается коэффициентом широты (2)

Кш = Шфакт/Шбазовая (2)

В аптечной организации Шф = 4, Шн = 304, следовательно:

Кш = 4 / 304= 0,01

Таким образом, широта ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин, имеющихся в аптечном пункте ИП Сидорова Е.А. «Гарант», составляет 1%.

Полнота ассортимента – это соответствие фактического наличия видов лекарственных препаратов разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу.

Выражают полноту ассортимента через коэффициент полноты Кп ассортимента, который определяют по формуле (3):

Кп = Пфакт/Пбазовая (3)

В аптечной организации Пф = 3, Пн = 7, следовательно:

Кп = 3 / 7 = 0,43

Так как, в ассортиментном перечне аптечного пункта ИП Сидорова Е.А. «Гарант» присутствует только 3 лекарственных формы лекарственных препарата на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин, то полнота ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин, имеющихся в аптечном пункте ИП Сидорова Е.А. «Гарант» составляет 43%.

Глубина ассортимента определяется числом разновидностей лекарственных препаратов по каждому наименованию. Коэффициент глубины ассортимента оценивают по формуле (4):

Кг =Гфакт/Гбазовая (4)

В аптечной организации Гф = 4, Гб = 304, следовательно:

Кг = 4 / 304 = 0,01

Таким образом, глубина ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин, имеющихся в аптечном пункте ИП Сидорова Е.А. «Гарант» составляет 1%. Это говорит о том, что имеющиеся в аптечном пункте ИП Сидорова Е.А. «Гарант» лекарственные препараты на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин представлены не всеми позициями.

Можно отметить, что в аптечном пункте ИП Сидорова Е.А. «Гарант» нет новых лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин, зарегистрированных в период с 2017 по 2021 гг.

Полученные данные свидетельствуют о том, что в ассортименте аптечного пункта ИП Сидорова Е.А. «Гарант» не достаточное количество новых лекарственных препаратов, что необходимо учесть в будущем для формирования более актуального ассортимента.

На заключительном этапе проводят сравнительный анализ ассортимента ЛС, предлагающегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации. Сравнительная характеристика представлена в таблице 5.

Таблица 5

Сравнительная характеристика ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин, предлагающегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации

Признак

Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося на фармацевтическом рынке России

Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося аптечной организацией

Группа по АТС классификации

J01MA02

J01MA02

Количество предложений

304

4

По составу

98,36% монопрепараты

100% монопрепараты

Производственный признак

43,09% – препараты отечественного производства

100% – препараты отечественного производства

По видам лекарственной формы

7 видов: капли глазные; капли глазные и ушные; капли ушные; мазь глазная; раствор для внутривенного введения; раствор для инфузий; субстанция-порошок; таблетки, покрытые оболочкой

3 вида: капли глазные; раствор для инфузий; таблетки, покрытые оболочкой

Индекс обновления

0,16

0

Как видно из таблицы 5, в аптеке ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин представлен только 4 лекарственными препаратами. В аптечной организации имеется только 3 лекарственные формы, в то время как на отечественном рынке – 7. Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало различное соотношение между препаратами российского и зарубежного производства, предлагающихся в России и в аптечной организации.

2.5. Предложения по оптимизации ассортиментного «портфеля» лекарственных препаратов

На следующем этапе на основе рассчитанных показателей ассортимента были разработаны предложения по оптимизации ассортимента в исследуемой фармацевтической организации, которые представлены в таблице 6.

Таблица 6

Предложения по оптимизации ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин в фармацевтической организации

Признак

Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося на фармацевтическом рынке России

Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося аптечной организацией

Предложения по оптимизации ассортимента в аптеке

Индекс обновления

0,16

0

Дополнить ассортимент новыми ЛП на основе Ципрофлоксацин

Коэффициент глубины

1,0

0,01

Расширить ассортимент новыми ЛС аптечной организации

Продолжение. Таблица 6

Коэффициент полноты

1,0

0,43

Расширить ассортимент новыми ЛС аптечной организации

Как видно из таблицы 6, значение рассчитанного показателя индекса обновления аптечной организации (0) отличается от значения данного показателя обновления лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин в Российской Федерации. Из этого следует, что ассортимент аптечной организации не обновляется новыми лекарственными препаратами на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин.

Изучение рассчитанной величины коэффициента глубины говорит о том, что ассортимент фармацевтической организации лишь на 1% представлен от возможного. На основании этого можно порекомендовать расширить ассортимент лекарственными препаратами на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин.

Значение показателя коэффициента полноты ассортимента – 0,43, свидетельствует о том, что ассортимент аптеки представлен не всеми видами лекарственных форм, представленных на фармацевтическом рынке России.

На основе проведенного исследования можно выделить следующие направления по развитию рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин:

Расширение ассортимента.

Рекомендуем исследуемой аптеке приобрести:

Офтоципро® мазь глазная 0,3% 5г,10 г Акционерное общество "Татхимфармпрепараты" Россия ЛСР-003149/10 13.04.2010 ;

Ципринол®, таблетки покрытые пленочной 750мг №10 АО "КРКА, д.д., Ново место" Словения ЛС-000047 23.12.2009;

Роцип капли глазные 3мг/мл 10мл Скан Биотек Лимитед Индия ЛП-003068 02.07.2015;

2. Фармацевтическое консультирование и информирование потребителей лекарственных препаратов.

3. Проводить различные тренинги с работниками аптек по продвижению лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин.

Таким образом, предложенные мероприятия будут способствовать привлечению в аптеку новых клиентов, в результате чего будет расти прибыль аптеки.

Заключение

1. Маркетинговая деятельность по исследованию рынка должна начинаться со сбора информации. Ценность маркетинговой информации определяется уменьшением неопределенности представлений аптечного предприятия о состоянии рынка и, как следствие, снижением коммерческого риска по результатам анализа собранной информации.

К основным показателям ассортимента относятся: широта, полнота, глубина, структура ассортимента и индекс обновления.

Основные методы маркетингового исследования российского рынка лекарственных средств: АВС-анализ, который позволяет оценить вклад каждого продукта в структуру сбыта и XYZ–анализ, который позволяет оценить скачки сбыта и его нестабильность. Рекомендуется делать совмещенный анализ, где в АВС-анализе используются два параметра - объем продаж и прибыль.

2. Ципрофлоксацин – препарат с высокой местной противовоспалительной и противоаллергической активностью. АТХ: J01MA02 (Ciprofloxacin). Согласно современным данным, БДП исходно обладает слабой тропностью к ГКС-рецепторам, но под действием эстераз он превращается в активным метоболит, который обладает выраженным местным противовоспалительным эффектом.

3. Лекарственные препараты на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин представлены 299 монопрепаратами и 5 комбинированными препаратами.

Ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин по формам выпуска представлен каплями глазными (4,28%), каплями глазными и ушными (1,97%), каплями ушными (0,99%), мазью глазной (0,99%), раствором для внутривенного введения (0,66%), раствором для инфузий (25,99%), субстанцией порошком (19,08%), таблетками (46,05%).

Ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин по странам-производителям и фирмам представлен 11 странами и 53 фирмами.

4. Индекс обновления ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин за последние 5 лет составляет 16%.

5. В аптеке ассортимент лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин представлен только 4 лекарственными препаратами. В аптечной организации имеется только 3 лекарственные формы. Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало разное соотношение между лекарственными средствами российского и зарубежного производства, предлагающихся в России и фармацевтической организации.

6. В качестве рекомендаций для аптеки разработаны следующие предложения: 1. Расширение ассортимента. 2. Фармацевтическое консультирование и информирование потребителей лекарственных препаратов. 3. Проводить различные тренинги с работниками аптек по продвижению лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ципрофлоксацин.

Литература

Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010 № 61-ФЗ (с изм. и доп.) // КонсультантПлюс

Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2019 г. №2885-р «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2021 год» // КонсультантПлюс

Авдеев, С. Н. Ципрофлоксацин в форме дозированного аэрозольного ингалятора Легкое Дыхание в терапии бронхиальной астмы / С. Н. Авдеев. // Ингаляционная терапия. – 2018. – № 3. – С. 20-22.

Аляутдин, Р. Н. Фармакология / Р.Н. Аляутдин. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 584 c.

Васнецова, О.В. Маркетинг в фармации / О.В. Васнецова. – М.: Медицина, 2016.-334 с.

Гончаров, О.И., Ким Д.С., Федосова М.А. Книга директора аптеки. 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.:Питер, 2007.

Глембоцкая, Г. Т. В лабиринтах фармацевтического менеджмента / Г.Т. Глембоцкая. - М.: Литтерра, 2016. - 256 c.

Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология, практика / Е.П. Голубков. - М.: Финпресс. - 2018. - 464 с.

Дремова, Н.Б. Комплексный подход в исследовании маркетинговых позиций лекарственных средств / Н.Б. Дремова, А.М. Николаенко, И.И. Совершенный // Новая аптека. Эффективное управление. - 2013. - №8. - С. 47-51.

Дремова, Н.Б. Концепция маркетинговых исследований ассортимента лекарственных средств в фармацевтических организациях / Н.Б. Дремова, Е.В. Лазарева // Экономим, вестн. фармации. –1998. - № 12. - С. 67-74.

Дремова, Н.Б. Маркетинг в аптеке: шаг за шагом. Практическое руководство / Н.Б. Дремова. - М.: МЦФЭР, 2014. - 198 с.

Дремова, Н.Б. Маркетинговые исследования ассортимента лекарственных средств в фармацевтических организациях: метод, рекомендации / Н.Б. Дремова, Е.В. Лазарева. Курск, 2001. - 24 с.

Мнушко, З.Н. Менеджмент и маркетинг в фармации. Ч. II. Маркетинг в фармации / З.Н. Мнушко. – Харьков: Золотые страницы, 2014. – 536 с.

Муляр, А.Г. Фармакология / А.Г. Муляр, Н.Д. Бунятян, Н.Д. Саядян. – М.: Триада-X, 2014. - 432 c.

Настольная книга современного фармацевтического работника. - М.: Феникс, 2016. - 512 c.

Нормативно-правовые аспекты регулирования обращения лекарственных средств в Российской Федерации / А.Н. Миронов [и др.] // Фармация. - 2017. - №3. - С. 3-5.

Фармацевтический маркетинг. Принципы, среда, практика / М.С. Смит [и др.]. - М.: Литерра, 2011 - 383 с.

Смит, М.С. Фармацевтический маркетинг. Принципы, среда, практика / Микки С. Смит, Е. М. Коласса, Грег Перкинс, Брюс Сикер; Пер. с англ. Н. Г. Мефодовской. Ред. рус. изд. Ю. А. Крестинский, В. А. Мефодовский. – М.: Литтерра, 2005. – 392 с.

Фармацевтический маркетинг. Принципы, среда, практика / М.С. Смит [и др.]. - М.: Литерра, 2011 - 383 с.

Харкевич, Д.А. Основы фармакологии / Д.А. Харкевич. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 720 c.

Государственный реестр лекарственных средств [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx

Просмотров работы: 70