Системный анализ транспортной логистики предприятия ООО «Делко». Выявление проблематики на основе анализа состояния транспортной логистики предприятия - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Системный анализ транспортной логистики предприятия ООО «Делко». Выявление проблематики на основе анализа состояния транспортной логистики предприятия

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Системный анализ — это научно-методологическая дисциплина, которая изучает принципы, методы и средства исследования сложных объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем. Таким образом, в системном анализе любой объект рассматривается с учётом его системного характера, то есть не как единое целое, а как комплекс взаимосвязанных составных элементов, их свойств и процессов [1,8].

Главной задачей системного анализа является разрешение проблемной ситуации, возникшей перед объектом проводимого системного исследования. Системный анализ занимается изучением проблемной ситуации, выяснением её причин, выработкой вариантов её устранения, принятием решения и организацией дальнейшего функционирования системы, разрешающего проблемную ситуацию [1].

Транспортная логистика – это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. Оптимальный маршрут – маршрут, по которому можно доставить объект в кратчайшие сроки [2,4].

Транспортная логистика – это сложная вероятностная система, состоящая из двух взаимодействующих подсистем – техники транспорта и транспортного предпринимательства [3,6].

Цельтранспортной логистики как техники перевозок состоит в предоставлении потребителю транспортных услуг нужных транспортных средств, в нужном количестве для перевозки определенных транспортных партий грузов, в нужное место, в нужное время, в нужном состоянии и перевозке нужного количества определенных грузов в нужном направлении, по нужному графику или расписанию, с выполнением всех требований безопасности движения и сохранности грузов и с выполнением всего этого по приемлемой для пользователя цене [3].

Цель транспортной логистики как вида предпринимательства состоит в получении максимальной прибыли в соответствии со стратегией транспортного предприятия посредством предоставления пользователю транспортных услуг [3].

Элементы двух основных подсистем транспортной логистики представлены в таблице 1.

Таблица 1- Подсистемы транспортной логистики

Техника транспорта

Транспортное предпринимательство

Пути сообщения

Заказчики транспортных услуг

Транспортные сооружения

Изучение услуг

Транспортные средства

Изучение грузопотоков

Грузовые терминалы

Анализ рынка транспортных услуг

Устройства управления и автоматизации

Изучение конкурентной среды

Технология и организация перевозок

Продвижение на рынок транспортных услуг

Взаимодействие с другими видами транспорта

Стратегия транспортной компании

Устройства сигнализации и связи

Тарифная политика

Себестоимость перевозок

Экономический анализ

Экология транспорта

 

Ремонтное хозяйство

 

Структура системы транспортной логистики представляет собой многообразные взаимосвязи между элементами этой системы (технологические, экономические, пространственные, организационные, административные, юридические, инженерно-технические, методические и т.д.). Набор и параметры элементов транспортной логистики определяют характер взаимосвязей между ними, но также и все функционирование системы транспортной логистики, и ее эффективность [3,4].

Перечислим существующие в этой системе проблемы:

недостатки законодательной системы;

проблема недостаточного использования грузоподъемности транспортного средства;

проблемы при построении маршрутов перевозок (нерациональные перевозки);

страхование грузов и транспортных средств;

недостаток информации о программных продуктах, позволяющих автоматизировать, упростить и ускорить выполнение операций, сопровождающих перевозочный процесс.

Рассмотрим и обоснуем выбор проблемы построения маршрутов перевозок (нерациональные перевозки).

Сегодня очень часто можно наблюдать такие явления, как [5]:

чрезмерно дальние перевозки, то есть перевозки, при которых грузовые потоки поступают в пункты назначения из отдаленных районов при наличии возможности генерации аналогичных потоков из близко расположенных источников;

излишние перевозки - грузовые потоки, которые направлены в пункты назначения, где однородная продукция уже имеется в достаточном количестве;

повторные перевозки, при которых грузовой поток от грузоотправителя следует не прямо к потребителю, а поступает в промежуточное звено логистической цепи (на базу, склад и т.д.), а оттуда в том же объеме на том же виде транспорта, для передвижения в другие звенья или непосредственно потребителям;

Кружные перевозки, которые осуществляются не по кратчайшим расстояниям.

Проблема при построении маршрутов перевозок (нерациональные перевозки) является актуальной, так как приводит к повышению логистических и в первую очередь транспортных издержек, к дополнительной загрузке транспортных путей. Это, в свою очередь, приводит к увеличению расходов и снижению эффективности предприятия.

Анализ состояния системы и среды.

Выделим подсистемы окружающей среды для данной проблемосодержащей системы. На рисунке 1 отражены подсистемы окружающей среды: водители, система доставки груза и заказчик. А также их взаимосвязи.

Рисунок 1- Диаграмма взаимосвязи системы с окружающей средой

Для того чтобы выявить проблемы, можно использовать анализ требований акторов. Существует множество групп акторов. Для нас наиболее важными будут являться клиенты, руководство и исполнители, так как они наиболее причастны к решаемой проблеме. В таблице 2 представлены результаты опроса акторов.

Таблица 2 - Анализ требований акторов

На основании оценок акторов выведена обобщённая оценка. Для этого использовался метод аддитивной свертки.

В результате анализа требований акторов были выявлены дополнительные проблемы, такие как: плохие условия работы, низкая прибыль, долгая доставка. Для наглядности выявленные проблемы проранжированы по важности (таблица 3).

Таблица 3- Ранжированный список проблем

Условия работы

2,05

Полученная прибыль

2,40

Быстрота доставки

2,65

Время на доставку

2,80

Зарплата

3,30

Сохранность груза

3,70

Затраты на доставку

3, 85

Есть возможность использовать и другие методы системного анализа. Проведем сравнительный анализ данной системы с аналогичными системами.

В таблице 4 приведены показатели (число сотрудников, выручка, автопарк) для сравнения предприятия «Делко» с аналогичными: «ПЭК» и «Деловые линии». С помощью таблицы 4 составим диаграммы.

Таблица 4 - Сравнение системы с аналогичными

На рисунках 2-4 представлены диаграммы сравнения деятельности данных предприятий.

Рисунок 2 - Диаграмма "Число сотрудников"

Вывод: сотрудников в штате «Делко» меньше, больше всего число сотрудников у компании «Деловые линии».

Рисунок 3- Диаграмма "Выручка"

Вывод: выручка «Делко» самая низкая среди этих трех компаний.

Рисунок 4- Диаграмма "Автопарк"

Вывод: в автопарке «Делко» больше машин, чем у «ПЭК» и «Деловые линии».

На основании сравнительного анализа выявлены дополнительные проблемы – число сотрудников меньше чем у аналогичных компаний, хотя количество машин больше, низкая выручка.

Выполним следующий вид анализа – ретроспективный анализ. Его задача – выявить, как изменяются значения показателей деятельности системы с течением времени, определить тенденции изменения.

На рисунках 5-8 изображены различные характеристики компании «Делко» за 2016-2020 год.

Рисунок 5 – Динамика изменения количества выполненных заказов

Тип линии тренда: полиномиальная убывающая ломаная.

Вывод: количество выполненных заказов за этот период незначительно уменьшилось.

Рисунок 6 – Динамика изменения выручки

Тип линии тренда: полиномиальная возрастающая ломаная.

Вывод: выручка за данный период возрастала и уменьшалась. В итоге за 5 лет выручка выросла почти на 500 тыс.руб.

Рисунок 7- Динамика изменения среднесписочной численности

грузовых транспортных средств"

Тип линии тренда: полиномиальная возрастающая ломаная.

Вывод: среднесписочная численность грузовых транспортных средств увеличилась, компания приобрела за это время 200 автомобилей.

Рисунок 8 – Дианмика изменения среднесписочной численности работников

Тип линии тренда: линейная убывающая прямая. Вывод: среднесписочная численность работников имеет тенденцию к уменьшению.

В результате ретроспективного анализа были выявлены тенденции, отображенные в таблице 5.

Таблица 5- Тенденции изменения деятельности ООО «Делко».

Позитивные тенденции

Негативные тенденции

Увеличение выручки

Уменьшение кол-ва выполненных заказов

Увеличение среднесписочной численности грузовых транспортных средств

Уменьшение среднесписочной численности работников

Одним и методов системного анализа является SWOT анализ, который позволяет выявить слабые и сильные стороны системы, а также возможности и угрозы. Сильные и слабые стороны системы определяются на основе сравнительного анализа, а также на основе анализа требований акторов. Возможности и угрозы определяются на основе анализа окружающей среды. Еще один способ выявления возможностей - изучение аналогов, имеющих лучшие показатели. Угрозы также могут выявляться и на основе ретроспективного анализа.

В таблице 6 отражены сильные и слабые стороны «Делко», а также возможности и угрозы.

Таблица 6- SWOT матрица

Сильные стороны

Слабые стороны

Низкие затраты на доставку

Сохранность груза

Высокая зарплата

Большой автопарк

Плохие условия работы

Низкая прибыль

Долгая доставка

Низкая выручка

Возможности

Угрозы

Привлечение новых клиентов за счет снижения тарифов на перевозку

Повышение квалификационного уровня персонала

Продажа устаревшего подвижного состава и постепенное его обновление

Нехватка персонала

Уменьшение кол-ва выполненных заказов

Появление новых конкурентов

Низкая квалификация сотрудников

Повышение запросов заказчиков

В работе были выполнены разные виды системного анализа (анализ требований акторов, сравнительный анализ, ретроспективный анализ, SWOT анализ), которые позволили выполнить дополнительные проблемы исследуемой сложной системы:

плохие условия работы;

низкая прибыль;

долгая доставка;

число сотрудников меньше чем у аналогичных компаний, при достаточно большом автопарке;

низкая выручка.

Список использованных источников.

Системный анализ [Электронный ресурс]: Гуманитарный портал. – Режим доступа: https://gtmarket.ru/concepts/7111#t3 (23.11.2021)

Транспортная логистика [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Транспортная_логистика (дата обращения 24.11.2021)

Характеристика транспортной логистики [Электронный ресурс]: Хелписк.орг. – Режим доступа: https://helpiks.org/6-45328.html (дата обращения 24.11.2021)

Система доставки грузов, виды их оптимизации [Электронный ресурс]: Studwood.ru. – Режим доступа: https://studwood.ru/592994/menedzhment/sistema_dostavki_gruzov_vidy_optimizatsii (дата обращения 24.11.2021)

Недостатки транспортной логистики предприятия [Электронный ресурс]: Studbooks.net. – Режим доступа: https://studbooks.net/1534568/marketing/nedostatki_transportnoy_logistiki_predpriyatiya (дата обращения 24.11.2021).

ГаляутдиновР.Р. Транспортная логистика: понятие, виды транспорта, типы перевозок // Сайт преподавателя экономики. [2014]. Режим доступа: http://galyautdinov.ru/post/transportnaya-logistika (дата обращения 13.12.2021).

Транспортная логистика: что это такое простыми словами [Электронный ресурс]: Клеверенс.ру. – Режим доступа: https://www.cleverence.ru/articles/biznes/transportnaya-logistika-chto-eto-takoe-prostymi-slovami-vidy-osnovy-osobennosti-gruzoperevozok-trans/ (дата обращения 12.12.2021)

Системный анализ [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Системный_анализ (дата обращения 24.11.2021)

Просмотров работы: 217