Системный анализ — это научно-методологическая дисциплина, которая изучает принципы, методы и средства исследования сложных объектов посредством представления их в качестве систем и анализа этих систем. Таким образом, в системном анализе любой объект рассматривается с учётом его системного характера, то есть не как единое целое, а как комплекс взаимосвязанных составных элементов, их свойств и процессов [1,8].
Главной задачей системного анализа является разрешение проблемной ситуации, возникшей перед объектом проводимого системного исследования. Системный анализ занимается изучением проблемной ситуации, выяснением её причин, выработкой вариантов её устранения, принятием решения и организацией дальнейшего функционирования системы, разрешающего проблемную ситуацию [1].
Транспортная логистика – это система по организации доставки, а именно по перемещению каких-либо материальных предметов, веществ и пр. Оптимальный маршрут – маршрут, по которому можно доставить объект в кратчайшие сроки [2,4].
Транспортная логистика – это сложная вероятностная система, состоящая из двух взаимодействующих подсистем – техники транспорта и транспортного предпринимательства [3,6].
Цельтранспортной логистики как техники перевозок состоит в предоставлении потребителю транспортных услуг нужных транспортных средств, в нужном количестве для перевозки определенных транспортных партий грузов, в нужное место, в нужное время, в нужном состоянии и перевозке нужного количества определенных грузов в нужном направлении, по нужному графику или расписанию, с выполнением всех требований безопасности движения и сохранности грузов и с выполнением всего этого по приемлемой для пользователя цене [3].
Цель транспортной логистики как вида предпринимательства состоит в получении максимальной прибыли в соответствии со стратегией транспортного предприятия посредством предоставления пользователю транспортных услуг [3].
Элементы двух основных подсистем транспортной логистики представлены в таблице 1.
Таблица 1- Подсистемы транспортной логистики
Техника транспорта |
Транспортное предпринимательство |
Пути сообщения |
Заказчики транспортных услуг |
Транспортные сооружения |
Изучение услуг |
Транспортные средства |
Изучение грузопотоков |
Грузовые терминалы |
Анализ рынка транспортных услуг |
Устройства управления и автоматизации |
Изучение конкурентной среды |
Технология и организация перевозок |
Продвижение на рынок транспортных услуг |
Взаимодействие с другими видами транспорта |
Стратегия транспортной компании |
Устройства сигнализации и связи |
Тарифная политика |
Себестоимость перевозок |
Экономический анализ |
Экология транспорта |
|
Ремонтное хозяйство |
Структура системы транспортной логистики представляет собой многообразные взаимосвязи между элементами этой системы (технологические, экономические, пространственные, организационные, административные, юридические, инженерно-технические, методические и т.д.). Набор и параметры элементов транспортной логистики определяют характер взаимосвязей между ними, но также и все функционирование системы транспортной логистики, и ее эффективность [3,4].
Перечислим существующие в этой системе проблемы:
недостатки законодательной системы;
проблема недостаточного использования грузоподъемности транспортного средства;
проблемы при построении маршрутов перевозок (нерациональные перевозки);
страхование грузов и транспортных средств;
недостаток информации о программных продуктах, позволяющих автоматизировать, упростить и ускорить выполнение операций, сопровождающих перевозочный процесс.
Рассмотрим и обоснуем выбор проблемы построения маршрутов перевозок (нерациональные перевозки).
Сегодня очень часто можно наблюдать такие явления, как [5]:
чрезмерно дальние перевозки, то есть перевозки, при которых грузовые потоки поступают в пункты назначения из отдаленных районов при наличии возможности генерации аналогичных потоков из близко расположенных источников;
излишние перевозки - грузовые потоки, которые направлены в пункты назначения, где однородная продукция уже имеется в достаточном количестве;
повторные перевозки, при которых грузовой поток от грузоотправителя следует не прямо к потребителю, а поступает в промежуточное звено логистической цепи (на базу, склад и т.д.), а оттуда в том же объеме на том же виде транспорта, для передвижения в другие звенья или непосредственно потребителям;
Кружные перевозки, которые осуществляются не по кратчайшим расстояниям.
Проблема при построении маршрутов перевозок (нерациональные перевозки) является актуальной, так как приводит к повышению логистических и в первую очередь транспортных издержек, к дополнительной загрузке транспортных путей. Это, в свою очередь, приводит к увеличению расходов и снижению эффективности предприятия.
Анализ состояния системы и среды.
Выделим подсистемы окружающей среды для данной проблемосодержащей системы. На рисунке 1 отражены подсистемы окружающей среды: водители, система доставки груза и заказчик. А также их взаимосвязи.
Рисунок 1- Диаграмма взаимосвязи системы с окружающей средой
Для того чтобы выявить проблемы, можно использовать анализ требований акторов. Существует множество групп акторов. Для нас наиболее важными будут являться клиенты, руководство и исполнители, так как они наиболее причастны к решаемой проблеме. В таблице 2 представлены результаты опроса акторов.
Таблица 2 - Анализ требований акторов
На основании оценок акторов выведена обобщённая оценка. Для этого использовался метод аддитивной свертки.
В результате анализа требований акторов были выявлены дополнительные проблемы, такие как: плохие условия работы, низкая прибыль, долгая доставка. Для наглядности выявленные проблемы проранжированы по важности (таблица 3).
Таблица 3- Ранжированный список проблем
Условия работы |
2,05 |
Полученная прибыль |
2,40 |
Быстрота доставки |
2,65 |
Время на доставку |
2,80 |
Зарплата |
3,30 |
Сохранность груза |
3,70 |
Затраты на доставку |
3, 85 |
Есть возможность использовать и другие методы системного анализа. Проведем сравнительный анализ данной системы с аналогичными системами.
В таблице 4 приведены показатели (число сотрудников, выручка, автопарк) для сравнения предприятия «Делко» с аналогичными: «ПЭК» и «Деловые линии». С помощью таблицы 4 составим диаграммы.
Таблица 4 - Сравнение системы с аналогичными
На рисунках 2-4 представлены диаграммы сравнения деятельности данных предприятий.
Рисунок 2 - Диаграмма "Число сотрудников"
Вывод: сотрудников в штате «Делко» меньше, больше всего число сотрудников у компании «Деловые линии».
Рисунок 3- Диаграмма "Выручка"
Вывод: выручка «Делко» самая низкая среди этих трех компаний.
Рисунок 4- Диаграмма "Автопарк"
Вывод: в автопарке «Делко» больше машин, чем у «ПЭК» и «Деловые линии».
На основании сравнительного анализа выявлены дополнительные проблемы – число сотрудников меньше чем у аналогичных компаний, хотя количество машин больше, низкая выручка.
Выполним следующий вид анализа – ретроспективный анализ. Его задача – выявить, как изменяются значения показателей деятельности системы с течением времени, определить тенденции изменения.
На рисунках 5-8 изображены различные характеристики компании «Делко» за 2016-2020 год.
Рисунок 5 – Динамика изменения количества выполненных заказов
Тип линии тренда: полиномиальная убывающая ломаная.
Вывод: количество выполненных заказов за этот период незначительно уменьшилось.
Рисунок 6 – Динамика изменения выручки
Тип линии тренда: полиномиальная возрастающая ломаная.
Вывод: выручка за данный период возрастала и уменьшалась. В итоге за 5 лет выручка выросла почти на 500 тыс.руб.
Рисунок 7- Динамика изменения среднесписочной численности
грузовых транспортных средств"
Тип линии тренда: полиномиальная возрастающая ломаная.
Вывод: среднесписочная численность грузовых транспортных средств увеличилась, компания приобрела за это время 200 автомобилей.
Рисунок 8 – Дианмика изменения среднесписочной численности работников
Тип линии тренда: линейная убывающая прямая. Вывод: среднесписочная численность работников имеет тенденцию к уменьшению.
В результате ретроспективного анализа были выявлены тенденции, отображенные в таблице 5.
Таблица 5- Тенденции изменения деятельности ООО «Делко».
Позитивные тенденции |
Негативные тенденции |
Увеличение выручки |
Уменьшение кол-ва выполненных заказов |
Увеличение среднесписочной численности грузовых транспортных средств |
Уменьшение среднесписочной численности работников |
Одним и методов системного анализа является SWOT анализ, который позволяет выявить слабые и сильные стороны системы, а также возможности и угрозы. Сильные и слабые стороны системы определяются на основе сравнительного анализа, а также на основе анализа требований акторов. Возможности и угрозы определяются на основе анализа окружающей среды. Еще один способ выявления возможностей - изучение аналогов, имеющих лучшие показатели. Угрозы также могут выявляться и на основе ретроспективного анализа.
В таблице 6 отражены сильные и слабые стороны «Делко», а также возможности и угрозы.
Таблица 6- SWOT матрица
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Низкие затраты на доставку Сохранность груза Высокая зарплата Большой автопарк |
Плохие условия работы Низкая прибыль Долгая доставка Низкая выручка |
Возможности |
Угрозы |
Привлечение новых клиентов за счет снижения тарифов на перевозку Повышение квалификационного уровня персонала Продажа устаревшего подвижного состава и постепенное его обновление |
Нехватка персонала Уменьшение кол-ва выполненных заказов Появление новых конкурентов Низкая квалификация сотрудников Повышение запросов заказчиков |
В работе были выполнены разные виды системного анализа (анализ требований акторов, сравнительный анализ, ретроспективный анализ, SWOT анализ), которые позволили выполнить дополнительные проблемы исследуемой сложной системы:
плохие условия работы;
низкая прибыль;
долгая доставка;
число сотрудников меньше чем у аналогичных компаний, при достаточно большом автопарке;
низкая выручка.
Список использованных источников.
Системный анализ [Электронный ресурс]: Гуманитарный портал. – Режим доступа: https://gtmarket.ru/concepts/7111#t3 (23.11.2021)
Транспортная логистика [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Транспортная_логистика (дата обращения 24.11.2021)
Характеристика транспортной логистики [Электронный ресурс]: Хелписк.орг. – Режим доступа: https://helpiks.org/6-45328.html (дата обращения 24.11.2021)
Система доставки грузов, виды их оптимизации [Электронный ресурс]: Studwood.ru. – Режим доступа: https://studwood.ru/592994/menedzhment/sistema_dostavki_gruzov_vidy_optimizatsii (дата обращения 24.11.2021)
Недостатки транспортной логистики предприятия [Электронный ресурс]: Studbooks.net. – Режим доступа: https://studbooks.net/1534568/marketing/nedostatki_transportnoy_logistiki_predpriyatiya (дата обращения 24.11.2021).
ГаляутдиновР.Р. Транспортная логистика: понятие, виды транспорта, типы перевозок // Сайт преподавателя экономики. [2014]. Режим доступа: http://galyautdinov.ru/post/transportnaya-logistika (дата обращения 13.12.2021).
Транспортная логистика: что это такое простыми словами [Электронный ресурс]: Клеверенс.ру. – Режим доступа: https://www.cleverence.ru/articles/biznes/transportnaya-logistika-chto-eto-takoe-prostymi-slovami-vidy-osnovy-osobennosti-gruzoperevozok-trans/ (дата обращения 12.12.2021)
Системный анализ [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Системный_анализ (дата обращения 24.11.2021)