ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСОМ НА ОТРАСЛЕВОМ РЫНКЕ Г. ИВАНОВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСОМ НА ОТРАСЛЕВОМ РЫНКЕ Г. ИВАНОВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Шачкова А.Д. 1, Исагов Э.
1РЭУ им. Г.В. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обобщая определения научной категории «конкуренция» представим ее в качестве необходимого элемента рынка, обеспечивающего успех хозяйствующего субъекта через интерес потребителей. Эти исследования служат основой для организации конкурентоспособности гостиничных услуг разработка стратегий и тактик, повышение технического уровня и качества чтобы помочь вам решить, куда идти [1].

Конкурентоспособность гостиничных услуг базируется на понятии конкуренции, изучение конкурентов и конкурентной среды дает возможность обеспечить успех гостиничного предприятия в достижении рыночных позиций и его длительного эффективного функционирования.

Таблица 1

Характеристика подходов в науке к определению «конкуренция»

Автор и источник

Содержание понятия

Маршалл А. [4, с. 16]

Конкуренция – борьба за ограниченное количество экономических ресурсов, особенно за деньги потребителя, на которые их можно приобрести

Портер М.

[5, с. 49]

Поведение конкурирующей фирмы рассматривается в аспектах распределения ресурсов: сокращение издержек и дифференциации свойств продукта.

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. [3, с. 52]

Конкуренция − наличие на рынке большого количества независимых покупателей и продавцов, возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его

Найт Ф. [6, с. 8]

конкуренция представляет собой ситуацию, в которой конкурирует большое количество независимо действующих производителей и покупателей любых товаров и услуг, дает волю каждому выбирать лучшие, на их взгляд, среди предложенных условия для удовлетворения своих интересов

Конкуренция выступает стимулом постоянного повышения качества, внедрения инновационных технологий, расширения ассортимента гостиничных услуг за счет разработки новых видов услуг, формирования оптимальной рыночной цены. Конкурентоспособность гостиничных услуг представляет собой способность гостиничных услуг достигать успеха в конкурентной борьбе за счет обладания лучшими конкурентными преимуществами (цена номера, безопасность, условия размещения, расположение, качество обслуживания, наличие дополнительных услуг, имидж) в сравнении с гостиничными услугами других предприятий одного класса [2].

На рынке гостиничных услуг целесообразно выделить следующие факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность услуг гостиничного предприятия:

1) факторы, основанные на внутренней среде деятельности гостиничного предприятия (кадровое обеспечение, ресурсное обеспечение, репутация или имидж гостиницы и ее услуг, финансовое состояние гостиницы, система менеджмента гостиницы);

2) факторы, основанные на характеристиках гостиничной услуги:

ассортимент гостиничных услуг,

цена гостиничных услуг,

структура и состояние номерного фонда,

наличие структурных подразделений сферы сервиса в гостинице,

инженерно-техническое и хозяйственное обеспечение гостиничной услуги,

безопасность гостиничной услуги;

3) факторы, характеризующие гостиничное обслуживание:

выполнение норм профессиональной этики и культуры обслуживания в гостинице,

организация основных процессов технологического цикла обслуживания гостей,

соблюдение требований стандартов обслуживания;

4) факторы, основанные на маркетинговой деятельности гостиничного предприятия:

ценовая и ассортиментная политика гостиницы,

PR и связи с общественностью,

рекламная политика гостиницы.

Для того, чтобы конкурировать на рынке гостиничных услуг, предприятию необходимо не только создать комфортные условия для размещения гостей, но разработать и предоставить гостям ряд дополнительных услуг с учетом рекреационного потенциала [7].

Оказание гостиничной услуги - это процесс творческий, он связан с детальным анализом востребованности гостиничных услуг, а также он требует для своей реализации материальных ресурсов.

В качестве примера выявления направлений повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия представим анализ конкурентоспособности гостиницы «АМАКС Турист Иваново».

Гостиница «Турист» расположена в г. Иваново. Предмет деятельности гостиницы «Турист» - это организация и оказание туристско-экскурсионных, культурно-бытовых и сопутствующим им видам услуг, питание, проживание, развитие индустрии отдыха, развлечений, создание дополнительных услуг клиентам: сауна, бильярдная, аренда конференц-зала и туристического кабинета.

В 2020 году гостиница «Турист» вошла в сеть отелей «AMAKS Hotels & Resorts», гостиница «Турист» приобрела франшизу для вступления в сеть «AMAKS Hotels & Resorts».

Рис. 1. Сегодняшний логотип АМАКС «Турист» Иваново

АМАКС «Турист» Иваново имеет 175 одно- и двухместных номеров различной категории, ресторан и три банкетных зала, два конференц-зала, бесплатный доступ в Интернет по технологии Wi-Fi, бесплатную парковку для гостевых автомобилей и экскурсионных автобусов, а также предлагает экскурсионное обслуживание и целый ряд дополнительных услуг.

Целью анализа, проводимого нами, является совершенствование существующей стратегии на основании экспертной оценки. Инструментом анализа был выбран мониторинг потребительских предпочтений и SWOT-анализ, который позволил выявить сильные и слабые стороны гостиницы «АМАКС Турист Иваново», ее потенциальные возможности и угрозы, с целью получить более ясную оценку сил гостиницы «АМАКС Турист Иваново».

Целью мониторинга рынка потребителей гостиницы «АМАКС Турист Иваново» является изучение мнения потребителей гостиницы об уровне предоставления услуг.

Исследование потребителей гостиницы «АМАКС Турист Иваново» выявило следующую картину:

1) данные по поло-возрастной структуре показывают, что большую часть посетителей гостиницы «АМАКС Турист Иваново» составляют мужчины (61%).

Причем большинство посетителей-мужчин находятся в возрастной группе от 29 до 45 лет (56%). Это объясняется тем, что люди данного возраста, как правило, уже состоявшиеся бизнесмены, приехавшие в гостиницу «АМАКС Турист Иваново» по работе в командировку, причем этой возможностью пользуются чаще мужчины.

Таким образом, типичный гость гостиницы «АМАКС Турист Иваново» является мужчина в возрасте от 29 до 45 лет, приехавший в гостиницу «АМАКС Турист Иваново» впервые (48% от всех посетителей) из РФ и ближнего зарубежья (61% и 19,5% от общего числа опрошенных соответственно), целью визита которого является работа/командировка (53%).

На рис. 1 приведены результаты обработки ответов относительно причин предпочтения питания в гостинице «АМАКС Турист Иваново».

Рис. 1. Диаграмма причин предпочтения услуг питания в гостинице «АМАКС Турист Иваново»

Исследования показывают, что большинство посетителей пользуются услугами ресторанного комплекса гостиницы потому, что им удобен такой режим питания (38,2%). Вероятной причиной является то, что 24,11% респондентов приехали в гостиницу по работе, следовательно, завтрак в 8 часов утра для них удобен. Более того, многим (36,4%) нравится качество предоставляемых услуг питания, 24,11% отдают предпочтение ресторану «АМАКС Турист Иваново» потому, что питание входит в оплату номера.

Это высокий показатель и важный фактор, благодаря которому гостиница «АМАКС Турист Иваново» увеличивает свою конкурентоспособность.

В соответствии с методикой в ходе проведения SWOT-анализа были опрошены пять экспертов гостиницы «АМАКС Турист Иваново» (директор, главный бухгалтер гостиницы, старший администратор гостиницы и два менеджера). Результаты экспертных мнений отражены в табл. 2.

Таблица 2

SWOT-анализ гостиницы «АМАКС Турист Иваново»

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

Выгодное местоположение гостиницы в историческом центре города

Стабильная позиция на рынке

Широкий спектр дополнительных услуг

Хороший имидж отеля

Возможность проведения банкетов, встреч, конференций и т.д.

Небольшой номерной фонд гостиницы

Сезонность спроса на услуги размещения в гостинице

Короткий срок пребывания в гостинице

Преобладание туристской направленности посетителей (незначительный удельный вес бизнесменов и командированных)

Неграмотно построенный маркетинг гостиницы

Возможности (O)

Угрозы (T)

Отношение к работе и досугу

Требования к качеству продукции и уровню сервиса

Развитие и проникновение интернета, развитие мобильных устройств

Образ жизни и привычки потребления

Доступ к новейшим технологиям

Уровень инфляции и процентные ставки

Нестабильная политическая ситуация в стране

Курсы основных валют

Визовые ограничения из-за пандемии

Уровень безработицы, условия труда и размер его оплаты

Далее была составлена матрица SWOT с экспертными оценками по шкале от -5 до +5 (таблица 3).

Таблица 3

Матрица SWOT-анализа гостиницы и ее услуг

 

Внешняя сторона

Возможности

Угрозы

Внутренняя сторона

Отношение к работе и досугу

Требования к качеству продукции и уровню сервиса

Развитие и проникновение интернета, развитие мобильных устройств

Образ жизни и привычки потребления

Доступ к новейшим технологиям

Уровень инфляции и процентные ставки

Нестабильная политическая ситуация в стране

Курсы основных валют

Визовые ограничения из-за пандемии

Уровень безработицы, условия труда и размер его оплаты

ИТОГО:

Сильные стороны

                   

1. Выгодное местоположение

+4

+5

+5

+2

+3

+5

0

+2

+1

+1

+28

2. Стабильная позиция на рынке

+4

+3

+4

+3

+3

+3

+1

+2

+1

0

+24

3. Широкий спектр дополнительных услуг

+2

+4

+5

+4

+5

+5

+2

+3

+2

+4

+36

4. Хороший имидж отеля

+3

+3

+5

+4

+3

+2

+1

+2

+2

+1

+26

5. Возможность проведения банкетов, встреч, конференций и т.д.

+2

+4

+2

+2

+3

+3

+3

+2

+1

+3

+25

Слабые стороны

                     

1 .Непродолжительный срок пребывания в гостинице

-3

-2

-5

-5

-4

-5

-1

-1

-1

-2

-29

2. Небольшой номерной фонд гостиницы

-5

0

-3

-4

-5

-5

-2

-2

-1

-1

-28

3. Сезонность спроса на услуги размещения в гостинице

-1

0

-1

-1

0

-4

-2

-1

-2

-4

-16

4. Преобладание туристской направленности посетителей (незначительное количество бизнесменов и командированных)

-1

-3

-1

-2

-2

-4

-1

-3

-4

-1

-31

5.Рекламная деятельность

-4

-5

-5

-5

0

-5

-2

-2

-2

-2

-32

ИТОГО:

+1

+9

+6

-2

+2

-5

-1

+2

-3

-1

17

Проведенный SWOT-анализ показал, что у гостиницы «АМАКС Турист Иваново» есть все шансы занимать выгодное положение на рынке гостиничных услуг города Иваново. В условиях жесткой конкуренции в данной сфере необходимо следить за угрозами со стороны внешней среды и принимать меры по устранению слабых сторон гостиницы «АМАКС Турист Иваново».

Для определения уровня конкурентоспособности услуг гостиницы «АМАКС Турист Иваново» необходимо сравнить ее возможности с основными конкурентами. Для оценки конкурентных позиций услуг гостиницы необходимо рассмотреть те гостиницы, которые зарекомендовали у потребителей, находятся на рынке более трёх лет и сравнимы по категории [8]. Именно они составляют наиболее сильную конкуренцию. Оценка конкурентов проводилась по 10 факторам по десятибалльной шкале. Весомость фактора определялась в диапазоне от 0 до 1 (табл. 4).

Таблица 4

Оценка конкурентоспособности гостиницы и ее услуг

Факторы

Вес

фактора

АМАКС Турист Иваново

Шеддок

Орион

Иваново

Рай

а

а *р

а

а *р

а

а *р

а

а *р

а

а *р

Местоположение

0,15

10

1,5

10

1,5

5

0,75

10

1,5

8

1,2

Уровень обслуживания

0,15

10

1,5

10

1,5

10

1,5

9

1,35

10

1,5

Наличие ресторана

0,1

10

1

10

1

8

0,8

5

0,5

9

0,9

Наличие дополнительных услуг

0,1

10

1

10

1

5

0,5

8

0,8

9

0,9

Количество номеров

0,11

4

0,44

8

0,88

7

0,77

9

0,99

7

0,77

Наличие конференц-зала

0,08

10

0,8

5

0,4

0

0

5

0,4

0

0

Реклама

0,07

8

0,56

8

0,56

5

0,35

5

0,35

5

0,35

Наличие Wi-Fi, сайта, электронного бронирования

0,11

10

1,1

10

1,1

10

1,1

10

1,1

10

1,1

Охраняемая парковка

0,05

10

0,5

6

0,3

6

0,3

7

0,35

9

0,45

Принадлежность к сети

0,08

10

0,8

0

0

0

0

0

0

0

0

Коэффициент конкурентоспособности

1

 

9,2

 

8,24

 

6,07

 

7,34

 

7,17

Проанализировав данные, можно сделать вывод о том, что гостиница «АМАКС Турист Иваново» занимает первое место среди гостиниц-конкурентов своего класса, коэффициент конкурентоспособности составляет 9,2.

В связи с высокой конкуренцией на рынке средств размещения гостинице необходимо вводить оригинальные, своеобразные услуги, этому помогут дополнительные услуги и новые гостиничные продукты в туризме [9].

Мы рассматриваем роль событийных мероприятий в качестве своеобразной дополнительной услуги в работе гостиницы «АМАКС Турист Иваново», они позволяют гостинице без ущерба пережить периоды спадов туристской активности и падения спроса на основные услуги, создать повод приехать в отель, организовать досуг и сформировать положительные эмоции. Грамотно разработанный гостиничный пакет услуг способен создать гостинице «АМАКС Турист Иваново» неповторимый имидж и привлечь внимание туристов из отдаленных регионов.

Пакет услуг гостиницы «АМАКС Турист Иваново» - перечень услуг, которые объединены одной ценой. Пакетирование услуг дает преимущество в том, что можно снизить цены на услуги и прорекламировать малоизвестные, но при этом увеличить количество спроса, а также повысить уровень конкуренции гостиницы «АМАКС Турист Иваново» на рынке.

Разработка нового дифференцированного гостиничного продукта гостиницы «АМАКС Турист Иваново» является одним из важных направлений маркетинговой деятельности.

Особо важным представляется участие гостиницы в информационном поле гостиничных услуг как на региональном, так и на российском уровне. В этой связи выделим задачи гостиницы в организации информационного бизнеса:

-формирование максимального доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим популяризацию туристских ресурсов Ивановской области;

- создание единой информационной базы наиболее интересных проектов в сфере культуры с рекламой и их прокатом в рамках региональных турпродуктов.

Список использованной литературы

1. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ В ГОСТИНИЧНОМ СЕРВИСЕ: МАРКЕТИНГОВО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ДЕЛОВЫХ СИТУАЦИЙ// Луховская О.К., Киреева М.М., Фомина Н.В. практикум / Иваново, 2013. Том Часть первая Инновационные технологии обучения

2. ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОТЕКЦИОНИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ // Луховская О.К. Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2006. № 4 (16). С. 151-153.

3. Макконел, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика [Текст]: Пер. с англ. / К.Р. Макконел, С.Л. Брю. – М.: ИНФРА – М, 2017. – 972 с.

4. Маршалл, А. Принципы экономической науки: учеб. пособие [Текст] / А. Маршалл – М.: КноРус, 2018. – 994 с.

5. Портер, М. Международная конкуренция: учеб. пособие [Текст]: пер. с англ. / М. Портер; под. ред. В.Д. Щетинина. – М: Юрайт, 2017. – 896 с.

6. Найт, Ф. Риск, неопределенность, прибыль [Текст] / Ф. Найт – М.: Форум, 2016. – 352 с.

7. ГОСТЕВОЙ БИЗНЕС КАК СОЦИО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СИСТЕМА// Киреева М.М. В сборнике: Устойчивое развитие России в период нестабильности: внешние вызовы и перспективы. Материалы XII очной международной научно-практической конференции. 2018. С. 202-207.

8. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ТУРИСТОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА, ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И ТРАНСПОРТА// Вострова А.П., Киреева М.М. Пособие для студентов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент», профиля подготовки «Менеджмент на предприятии ресторанно-гостиничного бизнеса и туризма» / Иваново, 2018.

9. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ РОССИИ// Луховская О.К., Фомина Н.В. Научное обозрение. 2016. № 12. С. 128-132.

Просмотров работы: 29