Аткинсон (atkinson) Джон Уильям (род. 1923) — американский психолог, специалист в области психологии мотивации. Биография. В 1950 г. Защитил докторскую диссертацию в мичиганском университете. Профессиональную деятельность начал в качестве сотрудника д. Мак-клелланда.
«Формула успеха» Аткинсона гласила: чем ниже вероятность успеха, тем выше уровень побуждения к нему в связи с его ценой.
Согласно гипотезе Аткинсона, неудача при решении легкой задачи (что равносильно высокой вероятности успеха) более притягательна для человека, чем поражение при решении трудной задачи.
Дж. Аткинсон изучал мотивацию менеджеров и предпринимателей в 1964 г. В своих экспериментах он выявил любопытный факт: испытуемые, отличавшиеся высоким уровнем потребности в достижении гордились своими успехами. А люди с низким уровнем этой потребности были довольны тем, что им удалось избежать неудачи.
Плюсы теории
Система взглядов простая и практичная
Работник воспринимается как личность
Исследование побуждений сотрудников позволяет создать эффективную систему поощрений
Коллектив становится сплоченным
Руководитель получает информацию о личных качествах служащих
Минусы теории
Невозможность учесть индивидуальность каждого человека
Нет системы измерения человеческих мотивов
В рамках концепции не рассматриваются отличия мотивации, обусловленные половой принадлежностью
Теория математического ожидания
Теория математического ожидания была предложена Аткинсоном (1957, 1964). Это говорит о том, что намерение совершить действие определяется по ожиданиям достижения стимула и по ценности, данной этому стимулу. Аткинсон связывает эти концепции с необходимостью достижения.
Таким образом, теория объединяет конструкции потребности, ожидания и ценности
Компоненты теории
причины
ожидания
значение стимула
1. Причины
Мотивы - это относительно устойчивые склонности или черты характера объекта, которые заставляют стремиться к успешному решению задачи и гордитесь этим или тем, что избежали неудач (и вытекающих из них последствий).
Склонность человека к той или иной причине будет определять, как это связано с задачами достижения.
2. Ожидания
Ожидания успеха отражать вероятность того, что человек считает достижение цели или успешное выполнение задачи, выполняя определенное поведение.
3. Значение стимула
Ценность стимула к выполнению определенной задачи - это аффективная (и положительная) реакция испытуемого перед успешным решением задачи (гордость). Чем сложнее задача, тем меньшую ценность для человека будет иметь стимул.
В результате теории Аткинсона были созданы новые теории и модели математического ожидания. Они были основаны на работе авторов, хотя с определенными различиями на концептуальном уровне и в причинно-следственных связях между переменными.
Новые модели состоят из более сложных компонентов ожидания и ценности и с большим количеством детерминант (психологических и социокультурных).