ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНКА ГРУЗОВЫХ АВТОПЕРЕВОЗОК НА ОСНОВЕ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНКА ГРУЗОВЫХ АВТОПЕРЕВОЗОК НА ОСНОВЕ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Статистическая информационная база является основополагающим источником данных при анализе ситуации на различных рынках, в том числе региональных и отраслевых. Данный информационный источник представляет объективную характеристику экономических и социальных характеристик. Поэтому широко используется для целей управления. Обобщающий характер статистических данных является важным для целостного понимания ситуации, сложившейся на том или ином рынке.

Грузовой транспорт играет важную роль в экономике, оказывая влияние на эффективность деятельности производственных предприятий и хозяйственного комплекса в целом.

Выбор автомобильного транспорта для доставки грузов объясняется такими его преимуществами как надёжность, доступность и скорость доставки. Недостатками автомобильного транспорта является высокая стоимость доставки. По скорости транспортировки автомобильный транспорт уступает только воздушному, но по сравнению с последним, отличается значительно меньшей стоимостью перевозки.

Эти отличительные особенности автомобильного транспорта объясняют различия в доле автомобильного транспорта в общем объёме перевозок грузов и грузообороте по России (рисунок 1).

Рис.1. Распределение коммерческих перевозок грузов
и грузооборота по видам транспорта
(в процентах к итогу) [1]

По данным Росстата в 2019 году 37,4% грузов было перевезено автотранспортом, но грузообороте всех видов транспорта доля автомобильных перевозок составляет только 2,7% [1]. Это показывает, что роль автомобильного транспорта в большей мере ограничивается перевозками на не столь дальние расстояния, как при перевозке грузов железнодорожным или водным видами транспорта. В 2018 году в общем распределении коммерческих перевозок грузов доля автомобильного транспорта составляла 38,6%, а в грузообороте 2,5% [1]. Небольшое снижение показателей автомобильного транспорта в объёме перевозок грузов объясняется возросшими объёмами транспортировки грузов железнодорожным и трубопроводным транспортом, что вполне объяснимо ввиду большой территории страны. Грузооборот автомобильного транспорта России в 2019 году к уровню 2018 года составил 106,3%, что выше, чем по всем другим видам транспорта [1]. Таким образом, объёмы работы автотранспорта, измеряемые в тонно-километрах, выросли.

В регионах доля автомобильного транспорта в общем объёме перевозок грузов значительно выше по сравнению с общероссийскими показателями, что говорит о большем значении автотранспорта в их производственной и коммерческой деятельности. В Ивановской области в 2018 году автомобильным транспортом было перевезено 85,37% грузов [2]. По сравнению с периодом 2016-2017 гг. этот показатель вырос- в 2017 году доля авто транспорта была 83,97% . Но рост происходит на фоне уменьшения в 2017-2018 гг. общего объёма перевозки грузов в тысячах тонн.

Грузооборот автомобильного транспорта Ивановской области вырос за счёт увеличения дальности перевозок. В 2018г. прирост грузооборота составил 18,8% [2]. Средняя дальность перевозки одной тонны груза увеличилась на 29,8 км и составила 174 км.

Эти данные показывают, что автомобильный транспорт в области является наиболее важным видом.

Каждый год в области возрастает количество единиц подвижного состава автомобильного транспорта. По статистическим данным за 2019 год число грузовых автомобилей выросло до 56219 единиц, прирост за год – 1,97%. Аналогичный прирост происходил и в 2016-2018гг., когда грузовой автопарк области ежегодно возрастал в среднем на 1,75% и за прошедшие 4 года увеличился на 3768 единиц[3].

Основные статистические показатели деятельности

грузового автомобильного транспорта в Ивановской области

Несмотря на увеличение грузового автопарка области, степень износа основных фондов организаций транспорта в Ивановской области возрастает и в 2019 г. показатель составил 41,7%, что выше показателей предыдущих лет и выше, чем общероссийский показатель (39,9%)[3]. Сравнение последних двух показателей показывает, что в расширение грузового автопарка в области в основном происходит за счёт автомобилей с пробегом.

По данным Росстата в Ивановской области в 2019 году численность занятых по виду экономической деятельности «автомобильный грузовой транспорт и услуги по перевозкам занято 1357 человек [3]. Этот показатель один из самых низких по областям Центрального федерального округа, что говорит о боле низкой производственной и коммерческой активности в регионе и недостаточной доходности этой деятельности.

Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам в Ивановской области в 2019 г. обеспечила сальдированный финансовый результат 0,9 млн.руб.[3], хотя в целом по виду экономической деятельности «транспортировка и хранение» получен отрицательный сальдированный финансовый результат (-33 млн.руб.). В этом плане автомобильные грузоперевозки являются выгодным для экономики области видом транспорта. При этом тарифы на грузовые перевозки в Ивановской области практически не возрастали с 2016г. И только в 2019 году индекс тарифов на грузоперевозки в регионе составил 101,1 % [4], что соответствует общероссийскому изменению данного показателя.

В этих условиях важным внешним фактором сбалансированного развития транспорта являлось бы сдерживание уровня затрат у автоперевозчиков грузов за счёт стабильных цен на ГСМ. В этом случае постепенно сформировались бы условия для более эффективного функционирования грузового автотранспорта с точки зрения оптимизации процессов управления перевозками грузов, создания субъектов транспортной инфраструктуры, обновления парка автомобилей.

В целом, показатели по рынку грузоперевозок в ближайшие годы зависят от общего экономического роста в России, но и стабильное функционирование и развитие системы автотранспортных услуг по перевозке грузов является условием экономического роста.

Список использованных источников:

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (статистическое обозрение-2020) – https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b20_06/Main.htm

2. Ивановская область. Статистический ежегодник. 2019: Статистический сборник / Иваново, 2019. – с.301-303

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Транспорт в России-2020. Приложение (в разрезе субъектов Российской Федерации)) – https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/B20_55/Main.htm

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (статистическое обозрение-2020) – https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b19_14p/Main.htm

Просмотров работы: 24