Эффект COVID-19: как мировая экономика переживает пандемию и каким будет 2022 год - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Эффект COVID-19: как мировая экономика переживает пандемию и каким будет 2022 год

Суслова В.В. 1
1Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС (Банковский колледж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Мировая экономика

Спад глобального ВВП в 2020 году составит 4,8%. В 2022 году мировая экономика покажет рост на уровне 4,2–5,2%. Однако на фоне новых вспышек коронавируса краткосрочный экономический прогноз имеет высокую степень неопределенности.

Мировая торговля и прямые иностранные инвестиции

Объем мировой торговли товарами в 2021 году снизится на 9,2% по сравнению с 2020 годом, следует из доклада ВТО «Торговля показывает признаки оживления после COVID-19, но восстановление все еще остается неопределенным». По оценкам экспертов ВТО, в 2022 году объем мировой торговли вырастет на 7,2% по сравнению с 2021 годом.

Лидером по росту объема импорта в 2022 году станет Европа — 8,7%, по объему экспорта — Северная Америка с ростом на 10,7%.

В 2022 году рост мировой экономики оживится и достигнет 4,2%, при этом в странах с развитой экономикой он составит 3,9%, а в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах ускорится до 4,6%.

О том, что происходит с экономикой, когда страна вводит локдаун

В начале пандемии, в марте-апреле 2021 была сильная корреляция между перемещением людей и экономической активностью. Там, где перемещение людей сильно падало (например, где меньше пользовались общественным транспортом, Uber), происходило более существенное падение экономики выпуска и потребления. А сейчас эта корреляция почти сошла на нет. Это означает, что экономики быстро, за несколько месяцев приспособились к виртуальному потреблению, когда для поддержания экономики не требуется активное перемещение людей в пространстве.

Локдаун не так сильно влияет на экономическую активность. В этом смысле Америка дает интересный пример: там много штатов, которые применяли разную политику государственного регулирования пандемии. В некоторых штатах, например, в Калифорнии, более серьезно к локдаунам относились. В некоторых, например, в Техасе — менее серьезно. И мы видим, что экономические траектории этих штатов не так сильно отличаются. Это удивительная вещь: оказывается, во-первых, люди сами регулируют свое поведение достаточно сильно, а во-вторых, экономика оказалась не так сильно связана с пандемией. Наша жизнь поменялась колоссальным образом, а экономически мы это не так сильно видим в данных.

О том, какие отрасли больше всего пострадают от пандемии

“Во-первых, до сих пор очень сильно страдает HoReCa. Потому что понятно, что после первого локдауна многие открылись, запустились, но на самом деле очень большое количество компаний в начале первой волны объявили, что они распустили персонал до конца года и многие на самом деле уехали из мегаполисов, а основная HoReCa сосредоточена в мегаполисах. Второе — это все, что связано с услугами. Все, что связано с торговлей, особенно с продуктами питания и магазином у дома — там все хорошо. Ну и, конечно, не забываем, что сервисы по доставке еды выросли в разы: «Яндекс.Еда», Delivery Club, «Самокат» — и все остальные” – так о ситуации с COVID-19 выразился российский предприниматель Андрей Романенко.

О том, как власти помогали бизнесу в США, Европе и России

В Америке был совершенно рекордный первый пакет помощи в $3 трлн. И сейчас ожидают еще один пакет, примерно в $2 трлн. Если сравнивать с помощью во время 2008-2009 годов, уже первый пакет был приблизительно в 3 раза больше. То есть это совершенно беспрецедентные государственные расходы.

В марте-апреле 2021 меры принимали очень быстро. Идея была такая, что важна скорость, а не таргетирование помощи. Сейчас, когда будут принимать второй пакет, таргетирование обсуждают гораздо больше — то есть помощь людям и бизнесам, которым она нужнее. На первом этапе в Америке и во многих странах Европы идея была просто гарантировать, что не будет нехватки денег, чтобы падение экономики происходило только из-за локдауна, а не из-за нехватки спроса у людей, которые теряют доходы.

Последствия пандемии COVID-19 для населения

Основным экономическим последствием пандемии для населения стало сокращение доходов и сбережений. В значительной степени снижение доходов связано с ростом безработицы: так, в третьем квартале 2021 года реальный уровень безработицы достиг 12,1% – включая скрытую часть – и к моменту завершения исследования не снизился. В этих условиях усилились страхи, связанные с риском потерять работу, – 42% населения боится остаться без работы в течение ближайшего полугодия, а более половины уверены, что окажутся не в состоянии найти работу не хуже нынешней.

Если в начале кризиса базовой стратегией адаптации было сокращение доходов и трата сбережений, то сейчас страх потерять работу (психологический фактор) и сокращение сбережений (экономический фактор) заставляют активно искать дополнительные источники дохода: сейчас ⅕ часть жителей страны активно ищут дополнительные источники дохода, а 10% уже вышли на дополнительную работу. В будущем в случае ухудшения экономического положения искать новые источники дохода собираются почти ⅔ опрошенных.

Стратегии преодоления коронакризиса и ожидания различных групп населения значительно отличаются друг от друга:

Пассивная стратегия:

ничего не предпринимать, но, возможно, несколько прилежнее выполнять текущие рабочие обязанности, чтобы повысить шансы сохранить рабочее место.

Стратегия экономии:

экономить средства, тратить сбережения, использовать ренту (например, средства, получаемые от сдачи в аренду недвижимости).

Патерналистская стратегия:

полагаются в первую очередь на помощь государства (социальные выплаты, субсидии, дотации и пр.). Считают, что искать самостоятельно дополнительные источники дохода нецелесообразно.

Долговая стратегия:

использовать финансовую поддержку со стороны: брать банковские кредиты, деньги в долг у родственников и знакомых, обращаться за помощью к некоммерческим организациям.

Мобилизационная стратегия:

больше работать на основной работе, качественнее выполнять свои обязанности, искать возможности дополнительного заработка, при необходимости тратить сбережения и распродавать имущество.

Автономная стратегия:

использовать все возможные дополнительные источники получения денежных средств, но не полагаться на институциональную помощь извне (от государства или финансовых институтов – банков или кредитных организаций). Рассчитывать только на себя, свой ближний круг (семья, родственники и друзья).

Наиболее востребованными на рынке труда станут те специалисты, кто уже сейчас инвестирует в самообразование. На момент окончания исследования 19% населения прошли онлайн-курсы, а 10% освоили новую профессию. Однако почти половина населения (45%) продолжает испытывать трудности с освоением новых технологий. Помощь гражданам в освоении цифровых технологий представители населения считают общей задачей крупного бизнеса и государства.

Последствия пандемии COVID-19 для госсектора

Большинство представителей госсектора считают целесообразным партнерство между государством и крупным бизнесом в преодолении последствий коронакризиса. Некоторые из них полагают, что сложившиеся социально-экономические обстоятельства благоприятствуют более тесному сотрудничеству государства с бизнесом, в том числе по линии ИТ-продуктов. Одним из главных рисков цифровизации госслужащие считают нарушение информационной безопасности и потенциальные сбои в работе с персональными данными. Кроме того, многие видят опасность в нестабильности цифровых решений, в частности, из-за плохого покрытия территории регионов мобильным интернетом, сбоев серверов и т. д.

Органы государственной власти находятся в состоянии перехода к клиентоцентричной модели взаимодействия с гражданами, что в текущих условиях предполагает необходимость ЦТ и изменения культуры госуправления. Однако целостного понимания стратегических задач ЦТ в большинстве органов государственной власти нет – это отмечают сами госслужащие. Они отмечают готовность государства к сотрудничеству с крупным технологическим бизнесом в сфере ЦТ. Органы государственной власти, как показало исследование, испытывают потребность в консультационной поддержке по части реализации ЦТ, и частично такая поддержка могла бы быть предоставлена компаниями цифрового сектора на прозрачной коммуникационной площадке.

Основные показатели прогноза социально-экономического развития

Российской Федерации

Цена на нефть марки «Юралс» (мировая), долл. США за баррель

2021

2022

2023

2024

базовый

66,0

62,2

58,4

55,7

консервативный

65,2

58,3

54,2

51,3

Курс доллара среднегодовой, руб. за долл. США

       

базовый

73,6

72,1

72,7

73,6

консервативный

73,9

73,1

73,8

74,7

Индекс потребительских цен на конец года, в % к декабрю

       

базовый

5,8

4,0

4,0

4,0

консервативный

6,0

3,6

4,0

4,0

Валовой внутренний продукт, %

       

базовый

4,2

3,0

3,0

3,0

консервативный

3,9

2,5

2,6

2,7

Инвестиции в основной капитал, %

       

базовый

4,5

4,8

5,1

5,3

консервативный

4,3

3,8

4,0

4,2

Промышленное производство, %

       

базовый

4,2

3,3

2,4

2,2

консервативный

4,2

2,8

1,8

2,2

Реальные располагаемые доходы населения, %

       

базовый

3,0

2,4

2,5

2,5

консервативный

2,6

1,9

2,0

2,0

Реальная заработная плата, %

       

базовый

3,1

2,4

2,5

2,5

консервативный

2,8

2,0

2,2

2,2

Оборот розничной торговли, %

       

базовый

6,9

2,8

2,9

2,9

консервативный

6,0

2,3

2,4

2,4

Экспорт товаров, млрд долл. США

       

базовый

454,7

486,0

491,4

499,7

консервативный

450,0

462,0

458,5

463,6

Импорт товаров, млрд долл. США

       

базовый

290,0

300,9

313,4

325,8

консервативный

288,9

295,8

306,6

317,6

Заключение

Пандемия COVID-19 и карантинные меры, введенные для ее сдерживания, стали резким и масштабным шоком для мировой экономики. Согласно базовым прогнозам специализированных международных организаций, в 2022 году мировая экономика покажет рост на уровне 4,2-5,3%. Объем мировой торговли товарами в 2022 году вырастет на 7,2%. Цены на нефть в среднем составят 46,7 долл. США за баррель. Однако, стоит подчеркнуть, что данные оценки подвержены высокой степени неопределенности, поскольку зависят от темпов и характера дальнейшего развития пандемии COVID-19. Изменения в поведении общества, произошедшие во время распространения COVID-19, будут иметь долгосрочные последствия – организации и население будут активнее использовать цифровые решения, так как за время кризиса выработали к этому привычку. Крупные компании разовьют тренд на внедрение в свою деятельность цифровых продуктов, чем подтолкнут к цифровому развитию более мелкие организации.

Список литературы

1.“ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ” [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/d7f5f5dea44bda4c30d42aac04cc1fca/prognoz_socialno_ekonom_razvitiya_rf_2022-2024.pdf

2. “Эффект COVID-19: как мировая экономика переживает пандемию” -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy biznes/416461-effekt-covid-19-kak-mirovaya-ekonomika-perezhivaet-pandemiyu-i-kakim

3. Мигунова Г.С. Внедрение инноваций в малом бизнесе // СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: РИСКИ И СТРАТЕГИИ Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 82-86.

Просмотров работы: 82