Мировая экономика
Спад глобального ВВП в 2020 году составит 4,8%. В 2022 году мировая экономика покажет рост на уровне 4,2–5,2%. Однако на фоне новых вспышек коронавируса краткосрочный экономический прогноз имеет высокую степень неопределенности.
Мировая торговля и прямые иностранные инвестиции
Объем мировой торговли товарами в 2021 году снизится на 9,2% по сравнению с 2020 годом, следует из доклада ВТО «Торговля показывает признаки оживления после COVID-19, но восстановление все еще остается неопределенным». По оценкам экспертов ВТО, в 2022 году объем мировой торговли вырастет на 7,2% по сравнению с 2021 годом.
Лидером по росту объема импорта в 2022 году станет Европа — 8,7%, по объему экспорта — Северная Америка с ростом на 10,7%.
В 2022 году рост мировой экономики оживится и достигнет 4,2%, при этом в странах с развитой экономикой он составит 3,9%, а в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах ускорится до 4,6%.
О том, что происходит с экономикой, когда страна вводит локдаун
В начале пандемии, в марте-апреле 2021 была сильная корреляция между перемещением людей и экономической активностью. Там, где перемещение людей сильно падало (например, где меньше пользовались общественным транспортом, Uber), происходило более существенное падение экономики выпуска и потребления. А сейчас эта корреляция почти сошла на нет. Это означает, что экономики быстро, за несколько месяцев приспособились к виртуальному потреблению, когда для поддержания экономики не требуется активное перемещение людей в пространстве.
Локдаун не так сильно влияет на экономическую активность. В этом смысле Америка дает интересный пример: там много штатов, которые применяли разную политику государственного регулирования пандемии. В некоторых штатах, например, в Калифорнии, более серьезно к локдаунам относились. В некоторых, например, в Техасе — менее серьезно. И мы видим, что экономические траектории этих штатов не так сильно отличаются. Это удивительная вещь: оказывается, во-первых, люди сами регулируют свое поведение достаточно сильно, а во-вторых, экономика оказалась не так сильно связана с пандемией. Наша жизнь поменялась колоссальным образом, а экономически мы это не так сильно видим в данных.
О том, какие отрасли больше всего пострадают от пандемии
“Во-первых, до сих пор очень сильно страдает HoReCa. Потому что понятно, что после первого локдауна многие открылись, запустились, но на самом деле очень большое количество компаний в начале первой волны объявили, что они распустили персонал до конца года и многие на самом деле уехали из мегаполисов, а основная HoReCa сосредоточена в мегаполисах. Второе — это все, что связано с услугами. Все, что связано с торговлей, особенно с продуктами питания и магазином у дома — там все хорошо. Ну и, конечно, не забываем, что сервисы по доставке еды выросли в разы: «Яндекс.Еда», Delivery Club, «Самокат» — и все остальные” – так о ситуации с COVID-19 выразился российский предприниматель Андрей Романенко.
О том, как власти помогали бизнесу в США, Европе и России
В Америке был совершенно рекордный первый пакет помощи в $3 трлн. И сейчас ожидают еще один пакет, примерно в $2 трлн. Если сравнивать с помощью во время 2008-2009 годов, уже первый пакет был приблизительно в 3 раза больше. То есть это совершенно беспрецедентные государственные расходы.
В марте-апреле 2021 меры принимали очень быстро. Идея была такая, что важна скорость, а не таргетирование помощи. Сейчас, когда будут принимать второй пакет, таргетирование обсуждают гораздо больше — то есть помощь людям и бизнесам, которым она нужнее. На первом этапе в Америке и во многих странах Европы идея была просто гарантировать, что не будет нехватки денег, чтобы падение экономики происходило только из-за локдауна, а не из-за нехватки спроса у людей, которые теряют доходы.
Последствия пандемии COVID-19 для населения
Основным экономическим последствием пандемии для населения стало сокращение доходов и сбережений. В значительной степени снижение доходов связано с ростом безработицы: так, в третьем квартале 2021 года реальный уровень безработицы достиг 12,1% – включая скрытую часть – и к моменту завершения исследования не снизился. В этих условиях усилились страхи, связанные с риском потерять работу, – 42% населения боится остаться без работы в течение ближайшего полугодия, а более половины уверены, что окажутся не в состоянии найти работу не хуже нынешней.
Если в начале кризиса базовой стратегией адаптации было сокращение доходов и трата сбережений, то сейчас страх потерять работу (психологический фактор) и сокращение сбережений (экономический фактор) заставляют активно искать дополнительные источники дохода: сейчас ⅕ часть жителей страны активно ищут дополнительные источники дохода, а 10% уже вышли на дополнительную работу. В будущем в случае ухудшения экономического положения искать новые источники дохода собираются почти ⅔ опрошенных.
Стратегии преодоления коронакризиса и ожидания различных групп населения значительно отличаются друг от друга:
Пассивная стратегия:
ничего не предпринимать, но, возможно, несколько прилежнее выполнять текущие рабочие обязанности, чтобы повысить шансы сохранить рабочее место.
Стратегия экономии:
экономить средства, тратить сбережения, использовать ренту (например, средства, получаемые от сдачи в аренду недвижимости).
Патерналистская стратегия:
полагаются в первую очередь на помощь государства (социальные выплаты, субсидии, дотации и пр.). Считают, что искать самостоятельно дополнительные источники дохода нецелесообразно.
Долговая стратегия:
использовать финансовую поддержку со стороны: брать банковские кредиты, деньги в долг у родственников и знакомых, обращаться за помощью к некоммерческим организациям.
Мобилизационная стратегия:
больше работать на основной работе, качественнее выполнять свои обязанности, искать возможности дополнительного заработка, при необходимости тратить сбережения и распродавать имущество.
Автономная стратегия:
использовать все возможные дополнительные источники получения денежных средств, но не полагаться на институциональную помощь извне (от государства или финансовых институтов – банков или кредитных организаций). Рассчитывать только на себя, свой ближний круг (семья, родственники и друзья).
Наиболее востребованными на рынке труда станут те специалисты, кто уже сейчас инвестирует в самообразование. На момент окончания исследования 19% населения прошли онлайн-курсы, а 10% освоили новую профессию. Однако почти половина населения (45%) продолжает испытывать трудности с освоением новых технологий. Помощь гражданам в освоении цифровых технологий представители населения считают общей задачей крупного бизнеса и государства.
Последствия пандемии COVID-19 для госсектора
Большинство представителей госсектора считают целесообразным партнерство между государством и крупным бизнесом в преодолении последствий коронакризиса. Некоторые из них полагают, что сложившиеся социально-экономические обстоятельства благоприятствуют более тесному сотрудничеству государства с бизнесом, в том числе по линии ИТ-продуктов. Одним из главных рисков цифровизации госслужащие считают нарушение информационной безопасности и потенциальные сбои в работе с персональными данными. Кроме того, многие видят опасность в нестабильности цифровых решений, в частности, из-за плохого покрытия территории регионов мобильным интернетом, сбоев серверов и т. д.
Органы государственной власти находятся в состоянии перехода к клиентоцентричной модели взаимодействия с гражданами, что в текущих условиях предполагает необходимость ЦТ и изменения культуры госуправления. Однако целостного понимания стратегических задач ЦТ в большинстве органов государственной власти нет – это отмечают сами госслужащие. Они отмечают готовность государства к сотрудничеству с крупным технологическим бизнесом в сфере ЦТ. Органы государственной власти, как показало исследование, испытывают потребность в консультационной поддержке по части реализации ЦТ, и частично такая поддержка могла бы быть предоставлена компаниями цифрового сектора на прозрачной коммуникационной площадке.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития
Российской Федерации
Цена на нефть марки «Юралс» (мировая), долл. США за баррель |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
базовый |
66,0 |
62,2 |
58,4 |
55,7 |
консервативный |
65,2 |
58,3 |
54,2 |
51,3 |
Курс доллара среднегодовой, руб. за долл. США |
||||
базовый |
73,6 |
72,1 |
72,7 |
73,6 |
консервативный |
73,9 |
73,1 |
73,8 |
74,7 |
Индекс потребительских цен на конец года, в % к декабрю |
||||
базовый |
5,8 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
консервативный |
6,0 |
3,6 |
4,0 |
4,0 |
Валовой внутренний продукт, % |
||||
базовый |
4,2 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
консервативный |
3,9 |
2,5 |
2,6 |
2,7 |
Инвестиции в основной капитал, % |
||||
базовый |
4,5 |
4,8 |
5,1 |
5,3 |
консервативный |
4,3 |
3,8 |
4,0 |
4,2 |
Промышленное производство, % |
||||
базовый |
4,2 |
3,3 |
2,4 |
2,2 |
консервативный |
4,2 |
2,8 |
1,8 |
2,2 |
Реальные располагаемые доходы населения, % |
||||
базовый |
3,0 |
2,4 |
2,5 |
2,5 |
консервативный |
2,6 |
1,9 |
2,0 |
2,0 |
Реальная заработная плата, % |
||||
базовый |
3,1 |
2,4 |
2,5 |
2,5 |
консервативный |
2,8 |
2,0 |
2,2 |
2,2 |
Оборот розничной торговли, % |
||||
базовый |
6,9 |
2,8 |
2,9 |
2,9 |
консервативный |
6,0 |
2,3 |
2,4 |
2,4 |
Экспорт товаров, млрд долл. США |
||||
базовый |
454,7 |
486,0 |
491,4 |
499,7 |
консервативный |
450,0 |
462,0 |
458,5 |
463,6 |
Импорт товаров, млрд долл. США |
||||
базовый |
290,0 |
300,9 |
313,4 |
325,8 |
консервативный |
288,9 |
295,8 |
306,6 |
317,6 |
Заключение
Пандемия COVID-19 и карантинные меры, введенные для ее сдерживания, стали резким и масштабным шоком для мировой экономики. Согласно базовым прогнозам специализированных международных организаций, в 2022 году мировая экономика покажет рост на уровне 4,2-5,3%. Объем мировой торговли товарами в 2022 году вырастет на 7,2%. Цены на нефть в среднем составят 46,7 долл. США за баррель. Однако, стоит подчеркнуть, что данные оценки подвержены высокой степени неопределенности, поскольку зависят от темпов и характера дальнейшего развития пандемии COVID-19. Изменения в поведении общества, произошедшие во время распространения COVID-19, будут иметь долгосрочные последствия – организации и население будут активнее использовать цифровые решения, так как за время кризиса выработали к этому привычку. Крупные компании разовьют тренд на внедрение в свою деятельность цифровых продуктов, чем подтолкнут к цифровому развитию более мелкие организации.
Список литературы
1.“ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ” [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/d7f5f5dea44bda4c30d42aac04cc1fca/prognoz_socialno_ekonom_razvitiya_rf_2022-2024.pdf
2. “Эффект COVID-19: как мировая экономика переживает пандемию” -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy biznes/416461-effekt-covid-19-kak-mirovaya-ekonomika-perezhivaet-pandemiyu-i-kakim
3. Мигунова Г.С. Внедрение инноваций в малом бизнесе // СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: РИСКИ И СТРАТЕГИИ Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 82-86.