Антимонопольная политика Российской Федерации в период пандемии COVID-19 - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Антимонопольная политика Российской Федерации в период пандемии COVID-19

Супонева А.Д. 1
1Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС (Банковский колледж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Антимонопольное законодательство и антимонопольную политику можно охарактеризовать как важнейшие основы структурной реорганизации в разных сферах экономики государств. Большое значение имеет роль государства в поддержке конкурентной среды, немыслимая без активной антимонопольной политики. Она напрямую воздействует на социально-экономическое развитие страны: объем производства продукции, производительность труда, цены, прибыли компаний и их налоговые отчисления, объемы капиталовложений, рост экономики, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на глобальных рынках. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. В 2021 году антимонопольное регулирование в России крайне важно, так как пандемия коронавируса нанесла огромный урон отечественной экономике.

Среди важных направлений антимонопольной политики в Российской Федерации выделяют:

создание условий 0для благоприятной конкурентной среды, ее развитие, предупреждение недобросовестной конкуренции;

обеспечение единой экономической системы на территории Российской Федерации;

поддержка малого и среднего бизнеса;

противодействие коррупции;

создание в отношении монополий нормативно-правовой базы;

обеспечение законности процессов создания, слияния и присоединения коммерческих организаций;

контроль за соблюдением запрета на занятие органов власти предпринимательской деятельностью;

противодействие недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

Федеральная Антимонопольная служба (ФАС России) – уполномоченный федеральный орган по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства. ФАС России занимается предотвращением ограничивающих конкуренцию действий хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти, принимает и ведет контроль за соблюдением законодательства в сфере защиты конкуренции, закупок товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, следит за осуществлением иностранных инвестиций.

Рисунок 1 – Система мер антимонопольного регулирования

В период пандемии COVID-19, компании, стремясь компенсировать финансовые потери из-за эпидемиологического кризиса, могут прибегать к незаконным способам увеличения прибыли путем повышения цен на товары, ущемления прав потребителей. Поэтому деятельность компаний сейчас находится по пристальным наблюдением ФАС России.

Можно выделить пять направлений антимонопольной политики российского контролирующего органа, который стремятся эффективно применять правовой инструментарий для регулирования бизнес-сектора:

Мониторинг цен и борьба с их необоснованным завышением. ФАС России проводит ежедневный мониторинг цен на товары из категории первой необходимости и жизненно важного характера. Кроме того, сформирован оперативный штаб по контролю за ситуацией на определенных рынках. Правительству РФ предоставлена возможность устанавливать на срок не более 90 дней предельно допустимые розничные цены на лекарственные препараты и медицинские изделия, которые не включены в перечень жизненно необходимых, но фактически могут стать таковыми (Федеральный закон от 26.03.2020 № 67-ФЗ «О внесении изменений в статью 60 Федерального закона „Об обращении лекарственных средств“ и статью 38 Федерального закона „Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации“»);

Контроль за введением потребителей в заблуждение и недостоверной рекламой. Антимонопольное ведомство принимает меры по борьбе с недобросовестным поведением компаний, которые вводят в заблуждение потребителей, чтобы склонить тех к приобретению товаров и услуг, представленных как средства лечения COVID-19. Так, возбуждено несколько дел за недостоверную информацию об эффективности лекарственных препаратов против коронавируса;

Выявление и пресечение «кризисных» картелей и злоупотребления доминирующим положением. ФАС России после мониторинга и внеплановых проверок уже выявила несколько картелей по установлению высоких цен на такие дефицитные товары, как защитные маски и гречневая крупа. Кроме того, особое внимание уделяется поведению естественных монополий в отношении навязывания невыгодных условий и услуг, а также отказов от заключения договоров, необоснованного завышения цен в условиях пандемии;

Не менее чем на три месяца предоставлялись отсрочки по уплате штрафов. Например, ФАС России приняла решение рассрочить исполнение постановления о наложении на ООО «Глобалмедтех» и ООО «Дагмедтехника» административного штрафа, составившего более 47 млн руб. за картель на торгах;

Упрощены правила осуществления закупок, изменен порядок применения штрафных санкций за неисполнение контракта, поскольку поставщик вправе требовать освобождения от уплаты неустойки (штрафа, пени) в связи с пандемией [5].

На фоне введения режима повышенной готовности в субъектах Российской Федерации в связи с коронавирусной инфекцией и принятием дополнительных мер по снижению рисков ее распространения, наблюдается повышение спроса и цен на ряд товаров, в частности, на продукты питания, медицинские маски, средства дезинфекции. Органы государственной власти в текущей ситуации предпринимают дополнительные меры по мониторингу цен и контролю за действиями компаний. Такие меры призваны, в первую очередь, сдерживать необоснованное завышение цен, а также выявлять и пресекать случаи такого завышения.

Пандемия существенным образом повлияла на многие процессы, и участники рынка были вынуждены адаптировать свои бизнесы под новую реальность. Это требует большего контроля, а в некоторых случаях – ручного управления. Осуществление такого контроля сопряжено с риском нарушения запрета антиконкурентной координации, который установлен в Федеральном законе №135 ФЗ «О защите конкуренции». ФАС в период пандемии активно использовала превентивные инструменты - антимонопольное предупреждение и предостережение. В качестве примера антимонополистической деятельности в настоящее время, во время экономического кризиса, стагнации в послековидный период, можно привести следующий случай: Ростовское УФАС России возбудило дело в отношении ООО «Биофарма», ООО «Компания «Органика» и ООО «Социальная аптека 6», которые при реализации дезинфицирующего средства заключили антиконкурентное соглашение. По многочисленным жалобам населения Ростовской области на резкий рост цены на дезинфицирующее средство «Хлоргексидин биглюконат 0,05%» антимонопольным органом были проведены проверки, в ходе которых выяснилось, что в аптечном пункте ООО «Социальная аптека 6» дезинфицирующее средство реализовывалось по цене 129 рублей, в то время как отпускная цена производителя составляет 14,40 рублей. Также согласно, сведениям Федеральной Антимонопольной службы Российской Федерации, органы ФАС при взаимодействии с Прокуратурой Российской Федерации принимают меры для стабилизации цен на продукты питания, создавая так называемые «продуктовые корзины», пресекая тем самым возможность крупных производителей получить прибыль путем «грабежа» населения [3].

Несмотря на положительные результаты деятельности, ФАС России необходимо разрешить еще несколько задач в сфере антимонопольного регулирования в период пандемии COVID-19. Тщательное расследование сговоров в продовольственных и фармацевтических отраслях препятствует неправомерному обогащению компаний в период кризиса. Однако наиболее инновационные меры касаются разработки перечня случаев, когда сотрудничество конкурентов может признаваться допустимым. Фактически государство передает бизнесу инструменты, с помощью которых можно удовлетворить потребительский спрос и смягчить последствия пандемии.

В России антимонопольные органы пока не предусмотрели подобных изменений. Хотя целесообразно было бы по аналогии с некоторыми государствами допустить сотрудничество конкурентов в сфере фармацевтических исследований, а также в розничном секторе во избежание дефицита (производство масок). При этом российскому бизнесу будет непросто доказывать обоснованность такого горизонтального сотрудничества, и надо четко обозначить критерии допустимости совместной деятельности. Предварительное согласование форм горизонтального сотрудничества с антимонопольным органом позволяет компаниям обезопасить себя от рисков нарушения законодательства о конкуренции.

Добиться эффективной антимонопольной политики в непростое для экономики России время можно, если Федеральная Антимонопольная служба будет находиться в постоянном диалоге с хозяйствующими субъектами, обсуждать возможную корректировку их деятельности. Именно разумное, чёткое и уверенное реформирование антимонопольной политики способно помочь российской экономике совершенствоваться и улучшаться, в значительной мере используя опыт развитых капиталистических государств.

Подводя итоги необходимо отметить, антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства. Сфера его функционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей, обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентной борьбы, а другим - оптимальные цены на товары и услуги.

Список использованных источников

1. Виндижев Т.Х., Сабанова М. М., Виндижева А.Х. Антимонопольная политика России// Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. – 2020. – С.153-155.;

2. Гагарина И.В., Князева И.В. Трансформация антимонопольной политики и полномочий ФАС России: история эволюций, статистические маркеры и возможные перспективы//Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2020. - № 2. – С.11-26.;

3. Лория Г.И. Антимонополистическая политика во время пандемии COVID-19 // Международный научный журнал «Символ науки». – 2021. – С. 95-97.

4. Родионова Д.Н., Базаров А.С. Антимонопольная политика современной России // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. – Вып. 2(2). – 2015. – С.36-42.

5. Тенденции антимонопольного регулирования в условиях кризиса. Российская и зарубежные практики [Электронный ресурс] – Режим доступа-URL: https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/articles/trends-in-antitrust-regulation-in-the-conditions-of-crisis-russian-and-foreign-practice/

Просмотров работы: 21