Индивидуальная форма работы на занятиях по иностранному языку - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Индивидуальная форма работы на занятиях по иностранному языку

Козлова Е.В. 1
1Шуйский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

О. И. Шевченко в своей работе дает следующее определение: форма работы – это внешнее выражение согласованной деятельности преподавателя и обучающегося, осуществляемой в определенном порядке [7, с.107]. Т. е. форма работы – это определенный порядок взаимодействия участников воспитательного процесса, который направлен на решение определенных педагогических задач.

Существует несколько форм работы на занятиях. Л. А. Тухужева выделяет работу в постоянных парах, работа в группах сменного состава, индивидуальную работу и фронтальную [6].

В современном мире человеку недостаточно обладать каким-то определенным количеством знаний. Человек должен уметь работать самостоятельно, распределяя свое время и рассчитывая свои возможности и силы. Вот почему последние годы всё больше внимания уделяется индивидуальной работе учащихся в процессе обучения, в частности в обучении иностранным языкам. Кроме того, несмотря на то, что занятия проводятся коллективно, процесс усвоения знаний, формирования умений и навыков всегда индивидуален

Данная форма организации предполагает, что каждый учащийся получает задание, которое должно выполняться независимо, специально подобранное для него в соответствии с его образовательными способностями. Л. А. Тухужева в своем исследовании отмечает, что подобная форма работы способствует усвоению новых знаний и их закреплению, формированию и закреплению умений и навыков, повторению прошлого материала и т. д. [6, c.15].

Примерами индивидуальной работы на занятиях по иностранному языку являются: работа над различной литературой или раздаточным дидактическим материалом, составление плана и подготовка сообщения-рассказа к некоторым занятиям, выполнение различных коммуникативных упражнений, грамматические упражнения, проектная деятельность и др.

Стоит отметить, что успех учеников при выполнении такой формы работы зависит не только от ученика, но и от учителя. Индивидуальная работа, как одна из продуктивных форм приобретает огромное значение в процессе обучения иностранному языку, поэтому для эффективной организации самостоятельной работы студентов педагог должен органично спланировать учебный процесс, поставить перед собой четкие задачи и правильно выбрать способ решения этих задач, имея для этого необходимую учебно-методическую базу. К сожалению, часто нарушаются этапы работы или требования к ее организации.

Индивидуальная форма работы на уроке иностранного языка состоит из нескольких организационных этапов. Первый этап - «диагностическим». На данном этапе происходит точное определение результатов педагогического процесса, включающих в себя контроль, проверку, оценивание, прогнозирование, выявление проблем, требующих решения [3].

О следующем этапе Н. А. Баранова пишет следующее: «задачей второго этапа, мотивационного, является развитие познавательных интересов и положительных мотивов к обучению обучаемых.» [3]. И. А. Зимняя отмечает, что мотивация является «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности. В своем исследовании автор утверждает, что мотивация представляет собой процессы, определяющие движение к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения. Самый сильный мотивирующий фактор – подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности [5].

Третий этап – «содержательный». Здесь осуществляется отбор учебного материала. Н. А. Баранова отмечает, что в процессе использования данного метода осуществляется закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также определение проблем и вопросов для дискуссии [3].

На четвертом, аналитико-корректирующем, этапе осуществляется контроль и оценивание результатов работы по определенным критериям [3]. Э. Г. Азимов и А. Н. Щукин понимают под контролем процесс установления уровня знаний, навыков, умений обучаемого на основе выполнения им различного рода устных и письменных заданий и определения на этой основе оценки за пройденный раздел программы, курса [1].

На последнем этапе, итогово-обобщающем, осуществляется обработка, анализ и обобщение результатов проведенной обучаемыми самостоятельной работы, а также поощрение их за успехи в учебе и творческой деятельности (поощрительные баллы) или санкции за плохую учебу [3].

Кроме этапов организации выделяют определенные навыки, которые учитель должен сформировать у учеников прежде, чем давать им какое-либо самостоятельное задание:

умение работать со словарем (умение выбрать из нескольких значений искомого слова одно, т.к. всякое слово многозначно и способно в контексте выражать различный смысл, оттенки и т.д.);

навык перевода аутентичных текстов (определение частей речи по словообразовательным признакам, развитие языковой догадки, соблюдение стилистических особенностей и языковых реалий при переводе с одного языка на другой и т.д.);

умение сокращать текст за счет исключения второстепенной информации. Целью такой деятельности является формирование навыка монологического высказывания на базе прочитанного текста или умения его пересказа [4, c.195].

Если ученик не обучен данным навыкам и умениям, он не сможет добиться хорошего результата при выполнении индивидуальной работы. Т.к. эти навыки необходимы при выполнения любой индивидуальной работы по иностранному языку (например: работа с текстом, письменное упражнение или создание проекта).

А. Х. Закирьянова отмечает в своей работе, что успешное выполнение индивидуальной работы обучающимися на занятиях иностранного языка так же возможно при соблюдении следующих условий:

задания должны быть мотивированы, нацелены на формирование у обучающихся внутренней потребности в приобретении знаний. Если в процессе обучения начинают работать воля, эмоции, то они, создавая благоприятный мотивационный фон, неизбежно будут способствовать активизации познавательного интереса;

четко определенные познавательные задачи, объем работы и сроки ее представления с тем, чтобы побуждать обучающихся к концентрации внимания и усилий;

необходимо задать обучающемуся алгоритм выполнения самостоятельной работы, преподаватель как руководитель данного вида учебной деятельности должен оказывать консультативную поддержку;

определить критерии оценки достижений обучающихся при самостоятельном овладении учебным материалом и формы контроля в качестве завершающего этапа самостоятельной работы [4, c.195]

Итак, при разработке плана индивидуальной работы, учителю необходимо учитывать степень сложности материала; отношение учащихся к предмету и уровень сформированности навыков данной работы. При несоблюдении упомянутых требований ученики не смогут добиться хорошего результата индивидуальной работы. В заключение стоит напомнить, что самостоятельная работа способствует усвоению новых знаний и их закреплению, формированию умений и навыков, повторению прошлого материала. Кроме того, при самостоятельной работе ученик приобретает навыки поиска необходимой информации, ее обработки и усвоения. Так же не следует забывать, что задача учителя при индивидуальной работе– не вмешиваться в самостоятельную работу. Но при этом оказывать помощь при возникновении проблем.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что индивидуальная форма обучения на уроках иностранного языка является эффективным методом и обязательна к использованию в сочетании с другими формами организации обучения.

Список литературы.

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов. – М.: Златоуст, 2009

2. Баранова Н. А., Ожигина Н. С. Особенности организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на старшем этапе обучения в общеобразовательной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт».

3. Закирьянова, А. Х. Специфика организации самостоятельной работы обучающихся на занятиях по иностранному языку / А. Х. Закирьянова // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. – 2017. – № 17-2. – С. 194-195.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д.: Феникс

5. Тухужева, Л. А. Формы организации учебной деятельности / Л. А. Тухужева // Вопросы науки и образования. – 2020. – № 31(115). – С. 14-16.)

6. Шевченко, О. И. Методы и формы обучения студентов / О. И. Шевченко, М. А. Волков, А. С. Приставка // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – № 5-1. – С. 106-112.

Просмотров работы: 74