Введение
Современный мир трудно представить без Интернета и мобильных гаджетов. Они прочно вошли в жизнь каждого человека и делают ее проще и интереснее, однако существуют и негативные последствия быстрого и широкого распространения новых цифровых технологий. Например, длительное и частое пребывание в сети Интернет может вызвать интернет-зависимость. В основном, интернет-зависимость развивается у тех пользователей, у которых при отсутствии возможности выхода в Интернет возникает чувство нервозности, тревожности, раздражительности и прочее.
Цель исследования
Изучить научную литературу по заданной теме, представить описание видов интернет-зависимости, указать на причины развития интернет-зависимости у подростков, перечислить признаки интернет-зависимости, указать практические меры, с помощью которых возможно замедлить/исключить развитие интернет зависимости.
Материалы и методы исследования
Методологическую основу составил системный подход к изучению и изучение научной литературы по проблеме исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Проблема интернет-зависимости опасна и очень актуальна в настоящее время, так как ежечасно растет число пользователей интернет-пространства.
Зависимость от сети Интернет может возникать по ряду причин и выражаться
в различных формах. Целесообразно выделить виды интернет-зависимости:
1) Коммуникационная зависимость – необходимость в беспрерывном общении посредством социальных сетей, форумов и др [1].
К данному виду интернет-зависимости относятся люди, которые испытывают проблемы/недостаток в общении в реальной жизни. Недостаточно развитые коммуникативные навыки заставляют индивида погружаться в виртуальный мир, который выполняет потребность в общении «здесь и сейчас».
Несомненно, общение посредством сети не всегда указывает на наличие зависимости, так как только зависимые люди используют Интернет для социализации за счет поиска новых знакомств. Остальные же пользователи сети ограничиваются лишь поддержанием уже имеющихся контактов.
Важно отметить, что зависимости от общения посредством Интернета в основном подвержены подростки, так как в силу не до конца сформированной психики, жизненных целей и принципов они зачастую испытывают трудности в общении в настоящей жизни (проблема налаживания контактов с противоположным полом, непринятие себя как индивидуальности со всеми своими достоинствами и недостатками и другое) [2].
Общение в Интернете предоставляет подросткам возможность существовать в образах своих мечтаний и осуществлять желаемую для них коммуникативную активность. Это является одной из основных причин интернет-зависимости подростков, а стимулирует развитие этой зависимости такое свойство Интернета как анонимность.
«Еще одной причиной развития интернет-зависимости является невозможность самовыражения в обществе. Например, индивид, испытывающий страх публичных выступлений, неспособность отстаивать свою точку зрения и др. может без труда удовлетворить свою потребность в самовыражении, признании и высказать все свои мысли
с помощью различных интернет-платформ» [3, с.168].
2) «Информационная зависимость (онлайн-серфинг) – непреодолимая потребность получения в постоянного потока информации, которая характеризуется неупорядоченным поиском информации, лишенным цели и смысла» [4].
Индивид большую часть своего времени нахождения в сети блуждает по сайтам, базам данных и др. Результатом этого бессмысленного поиска информации выступает потеря продуктивности и информационная перегрузка.
3) Игровая зависимость – навязчивое увлечение онлайн-играми.
«Для осуществления каких-либо мер по предотвращению развития интернет-зависимости необходимо знать ее признаки. К ним относятся:
выход в сеть Интернет в процессе работы, которая не связана с ней;
необоснованно частая проверка почты/аккаунта и пр. – скроллинг («движение пальцем по экрану»);
утрата чувства времени в онлайн, игнорирование физиологических потребностей;
чувство радости и наслаждения от возможности нахождения на просторах интернет-сети;
выход в сеть с целью абстрагирования от насущных проблем в реальной жизни;
упадок настроения при невозможности выхода в онлайн;
игнорирование должностных, семейных, общественных обязанностей ради пребывания в сети» [5].
При обнаружении нескольких признаков из этого перечня можно предположить наличие определенной степени интернет-зависимости.
Для предотвращения развития интернет-зависимости необходимо выполнять ряд действий, которые в той или иной мере могут снизить уровень интернет-зависимости.
К таким действиям относятся:
реализация в жизни (посещение культурных мероприятий, чтение литературы, общение с друзьями, новые знакомства в реальной жизни).
хобби по интересам.
спортивная активность
выход из сети, если в этом нет необходимости (закрытие фоновых вкладок).
отказ от приема пищи при включенном компьютере/телефоне.
планирование дня.
Ограничение пользования сетью обусловливает не только психическое здоровье индивида, но и физическое: «Столь же важным…является вопрос регламентации времени, проводимого современным человеком за гаджетами ибо он, вопрос затрагивает проблемы психического и физического, в частности, гиподинамии, снижения качества зрения их пользователей» [6, с.115].
Заключение
Не стоит рассматривать Интернет только как фактор опасности для общества. Нельзя забывать о его огромных возможностях в образовательной, служебной, досуговой и других областях. Важно грамотно организовывать свою жизнь, чтобы Интернет стал помощником
в решении жизненно важных вопросах, а не фактором развития зависимости.
Список литературы
1. Кузнецова Е.В. Понимание коммуникации в гуманитарном знании // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - №3. – 2010. – 56 с.
2. Баева И.А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика
и оценка // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2014. - №3. – Т.2. – С.48.
3. Таланова Н.В. Отрицательное влияние сети Интернет на духовно-нравственное воспитание юношей // Современные векторы в образовании: теория и практика. – 2020. – С.167-169.
4. Баева Л.В. Электронная культура: опыт философского анализа // Вопросы философии. – 2013. - №5. – 98 с.
5. Таланова Н.В. Кибераддикция – актуальная проблема современного юношества / Н.В. Таланова // Электронный научно-публицистический журнал«Homo Cyberus». – 2020. – № 2 (9). [Электронный ресурс] – URL: http://journal.homocyberus.ru/Talanova_NV_2_2020
6. Ульянова И.В. Киберпространство в контексте педагогики смысложизненных ориентаций // Психологические проблемы смысла жизни и акме. – 2021.- С.112-117.