Качество дошкольного образования и повышение его уровня напрямую зависит от кадров. В сложившихся условиях модернизации системы образования в России в значительной мере возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам. В настоящее время в системе дошкольного образования наблюдается отсутствие существенных мер по социальной защите кадрового потенциала, особенно это заметно по отношению к молодым педагогам. Данное отсутствие привело к оттоку молодых специалистов в иные сферы деятельности, не связанные с педагогикой, а это в свою очередь ведет к кадровой нестабильности. Именно поэтому необходимо сделать акцент на профессиональное становление молодого педагога дошкольной образовательной организации (ДОО) на этапе его вхождения в профессиональную деятельность [1].
Самым важным и ключевым моментом является этап профессиональной адаптации, именно от него зависит то, как будет происходить дальнейшее становление педагога в данной сфере деятельности. Профессиональная адаптация – это приспособление человека к новым для него условиям труда (ее разновидность – производственная адаптация как приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе). По мнению Х. Борко, нельзя игнорировать данный этап, потому что первые годы работы начинающего педагога имеют огромное значение для его дальнейшего профессионального развития, так как в этот период происходит формирование паттернов и установок, которые действуют на протяжении всей карьеры [2].
В своих работах Е. А.Климов разделяет этап профессиональной адаптации на две стадии, а именно, на стадию адаптанта, которая подразумевает вхождение в профессию и привыкание к ней, и стадию интернала, то есть вхождение в профессию как полноценный коллега, который способен выполнять работу стабильно на нормальном уровне. Ученый говорит о том, что, если специалист не смог на протяжении этих стадий войти в профессиональное сообщество как полноценный его член, то в большинстве случаев он уходит из данной профессии [4].
Профессиональная адаптация, по мнению А. К. Марковой, представляет собой период самоактуализации, потому что происходит освоение человеком норм и правил профессиональной деятельности и профессионального общения.
Адаптация будет считаться полной и успешной только в том случае, когда педагог не только будет знать и осознавать требования профессии и общества, но и будет способен быстро реагировать на любые изменения, перестраивать свою деятельность и направлять ее в нужное русло [5; 6]. В данный период становления горизонтальное профессиональное движение будет напрямую зависеть от того, какие виды деятельности и общения преобладают в работе, а также от реализации новых задач внутри одной и той же профессиональной деятельности.
Э.Ф. Зеер рассматривает профессиональную адаптацию как многогранный процесс. Он отмечает, что нормативно одобряемая деятельность является ведущей на стадии адаптации. Данная деятельность подразумевает под собой такие способы ее осуществления, которые уже сложились и отражены они в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках и технологической документации [2].
Анализ всего вышесказанного позволяет нам сформулировать задачи, которые молодому педагогу необходимо решить для того, чтобы успешно войти в профессию и остаться в ней. Также необходимо отметить тот факт, что на момент вхождения в профессиональную деятельность человек решает не только задачи, связанные с адаптацией в профессии, но и корпоративной культуры конкретной образовательной организации.
Задачи, способствующие успешному прохождению адаптации и закрепления в профессии:
эффективно реализовывать педагогическую деятельность;
приобретение чувства удовлетворенности от профессиональной деятельности;
получение уважения и признания своей успешности от участников образовательного процесса;
построение дальнейших перспектив роста карьеры как в горизонтальном профессиональном движении, так и в вертикальном профессиональном движении.
Помимо решения данных задач, необходимы формы, способствующие поддержке молодых педагогов.
Формы работы с молодыми специалистами условно можно разделить на четыре группы: профессиональная поддержка, адаптационная поддержка, финансово-экономическая поддержка и поддержка имиджа профессии. Однако, несмотря на разнообразие форм и способов поддержки молодых педагогов, наблюдается существенный перекос в сторону мероприятий, направленных на адаптацию.
Также, помимо привычных форм поддержки необходимо внедрить новые. Это связано с тем, что современная система образования требует, чтобы педагог был готов к решению кардинально новых задач, которых раньше не решал; чтобы он был мобилен; чтобы был готов менять свою квалификацию для решения во многом еще не оформленных новых задач. Именно поэтому сегодня специфика работы с молодыми педагогами должна заключаться в обеспечении их ресурсами, которые позволят решать эти новые задачи, а не доводить их до известного всем уровня мастерства.
Значительно поможет в профессиональной адаптации правильно построенная система сопровождения молодых педагогов в профессию. Данная система должна отвечать потребностям педагогов. Такая система профессионального сопровождения будет возможна за счет создания гибкой и мобильной системы действий, которые будут способствовать оптимизации процесса профессионального становления, формированию мотивации к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации [6].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональное становление педагога на этапе профессиональной адаптации – это сложный и многогранный процесс. Данный этап требует от молодого педагога наличие ресурсов в виде профессиональных умений и личностных качеств. А новые методы и формы поддержки молодых специалистов будут способствовать быстрому и успешному вхождению в профессию.
Список использованных источников:
Багаутдинова С.Ф., Левшина Н.И., Санникова Л.Н., Юревич С.Н. Эффективный контракт как средство оценки деятельности педагога дошкольного образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2-2. С. 289–293.
Borko H. Clinical teacher education: The induction years // Reality and reform in clinical teacher education. 1986. С. 45–63.
Зеер Э. Ф. Психология профессий : учебное пособие для студентов вузов. М. : Академический проект; Фонд «Мир», 2008. 336 с.
Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. 4-е изд., стер. М. : Академия, 2010. 304 с.
Левшина Н.И., Санникова Л.Н., Степанова Н.А., Юревич С.Н. Организационно-правовые условия профилактики и преодоления конфликтов между участниками образовательных отношений в дошкольной организации //
Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 4. С. 155–160.
Юревич С.Н., Левшина Н.И., Санникова Л.Н., Степанова Н.А. Научно-методическое обеспечение процесса управления ресурсным центром на базе дошкольных образовательных организаций // Перспективы науки и образования. 2018. № 6 (36). С. 254–264.