КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Барова Т.А. 1
1Ивановский филиал РЭУ им. Плеханова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация. Цель данного исследования - комплексная оценка продовольственной безопасности Ивановской области на основе предварительного обоснования источников и методов получения информации, а также набора индикаторов. Для достижения этой цели рассматриваются основные проблемы информационно-методического обеспечения, необходимого для комплексной оценки региональной продовольственной безопасности. Теоретическая значимость работы состоит в определении содержания понятия "продовольственная безопасность региона" и ее основных компонент. Практическая значимость исследования заключается в комплексной оценке уровня продовольственной безопасности Ивановской области, ее сильных и слабых сторон как основы для обоснования мер по ее укреплению.

Всесторонняя оценка уровня продовольственной безопасности региона (далее – ПБР) является важным условием для модернизации и осуществления путей и мер по ее усилению, а также для прогнозирования регионального продовольственного комплекса. В связи с этим необходимо создание адекватного информационно-методического обеспечения, позволяющего объективно оценить все компоненты региональной продовольственной безопасности, включая взаимосвязи между ними и другими составляющими экономической безопасности региона и, в первую очередь, с экологической безопасностью. Актуальность настоящей темы обусловлена тем, что в настоящее время не существует общепринятой методики оценки ПБР. Это связано как с проблемами создания набора индикаторов для такой оценки, так и отсутствием или недостаточностью информации для расчета отдельных показателей.

В основе информационно-методической базы для оценки ПБР должно лежать четкое понимание сущности и основных компонент данного понятия, а также его роли в социально-экономическом развитии изучаемой территории.

При оценке уровня продовольственной безопасности на региональном уровне следует учитывать, что ПБР является частью системы национальной продовольственной безопасности и должна учитывать требованияДоктрины продовольственной безопасности РФ [1].

Регионы России существенно различаются как по возможностям производства основных видов продовольствия в силу природно-климатических особенностей, так и по характеру региональных рисков и угроз обеспечения продовольственной безопасности. Применительно к информационно-методическому обеспечению оценки продовольственной безопасности региона это означает необходимость включения в эту оценку как индикаторов, указанных в национальной Доктрине продовольственной безопасности, так и индикаторов, учитывающих специфику экономики и народонаселения территории. Это требование в первую очередь касается пороговых значений уровня продовольственной безопасности и независимости, а также рациональных норм потребления основных продуктов питания.

В современных условиях при оценке продовольственной безопасности необходимо особое внимание обратить и оценить взаимосвязь и взаимовлияние с экологической безопасностью, проявляющиеся в производстве и потреблении населением экологически чистых продуктов. Производство высококачественных продуктов невозможно в неудовлетворительных экологических условиях, поэтому методика оценки продовольственной безопасности должна включать составляющую, отражающую безопасность производства и потребления продуктов питания с точки зрения экологии.

При обосновании набора индикаторов продовольственной безопасности региона необходимо сопоставить региональные показатели продовольственной безопасности с индикаторами, которые прописаны в международных базах и Доктрине продовольственной безопасности РФ [1].

Но, следует отметить, что в основе предлагаемой классификации показателей лежит их группировка не только с точки зрения доступности продуктов питания, но и с точки зрения безопасности и сбалансированности потребления продуктов питания (таблица 1).

Таблица 1 - Состав и группировка индикаторов продовольственной безопасности региона

Показатели

экономической

доступности

продовольствия

Показатели

социальной

доступности продовольствия

Показатели

физической

(территориальной)

доступности

продовольствия

Безопасность и

сбалансированность

потребления

продуктов

питания

1

2

3

4

1. Объемы производства сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, всего и на душу населения.

2. Ввоз сельхозпродукции, и продовольствия, всего и на душу населения.

3. Размеры бюджетной поддержки предприятий АПК, всего и на рубль РП.

4. Продуктивность используемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов.

5. Объемы реализации продуктов питания организациями торговли и общественного питания, всего и на душу населения.

6. Запасы сельхозсырья и продовольствия, всего и на душу населения.

7. Уровень и волатильность цен на продукты питания.

8. Коэффициент обновления основных фондов.

9. Рентабельность произведенной продукции.

1.Потребление основных продуктов питания в расчете на душу населения.

2. Показатели степени удовлетворения потребностей в основных продуктах питания.

3. Среднедушевые доходы населения.

4.Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания.

5. Размеры адресной материальной помощи, всего и на душу населения.

6. Доля расходов на продукты питания в потребительских расходах населения.

7. Соотношение среднедушевых доходов населения и стоимости минимального набора продуктов питания.

8.Уровень бедности.

9. Темпы инфляции.

1. Число торговых организаций и предприятий общественного питания в расчете на 10000 человек.

2. Обеспеченность площадями для осуществления торговли и организации питания в расчете на 1000 человек.

3. Протяженность и доля дорог с твердым покрытием.

4. Плотность железнодорожных линий и дорожной сети

5. Уровень развития транспортно-логистической системы.

1.Суточная калорийность питания человека.

2. Количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов, потребляемое человеком в сутки.

3. Потребление экологически чистой продукции, в % к общему потреблению продуктов питания.

4. Объемы производства пищевой продукции, включающей генномодифицированные организмы (ГМО).

Сопоставление индикаторов и их классификаций показал, что почти везде фигурирует понятие доступности продуктов питания. Но при этом, понятие доступности заметно отличаются друг от друга.

С нашей точки зрения, понятие «доступность продуктов питания» в регионе можно рассмотреть с 3 позиций:

С позиции физической (территориальной) доступности, которая характеризуется уровнем развития торговой и транспортной инфраструктуры;

С позиции социальной доступности, которая характеризуется платежеспособностью населения;

С позиции экономической доступности, она характеризуется производством товаров первой необходимости и уровнем конкуренции на продовольственном рынке [2].

Итак, после обобщения различных подходов к пониманию сущности и содержания понятия ПБР, сравнительного анализа предлагаемых наборов индикаторов для ее оценки можно предложить систему индикаторов, которая будет отражать состояние и динамику основных компонент продовольственной безопасности региона.

Первоначально рассмотрим основные индикаторы платежеспособности населения Ивановской области, характеризующие социальную доступность продуктов питания, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели платежеспособности населения Ивановской области

за 2005-2020 гг.

Показатели

2005

2010

2015

2018

2019

2020

Среднедушевые доходы, руб.

3486,3

11123,5

22296,6

24502,5

25794,0

26249,0

Реальные располагаемые доходы, %

108,0

105,9

96,8

99,9

98,8

96,7

Уровень бедности, %

41,3

20,4

16,0

14,7

14,2

13,7

Доля потребительских расходов на продукты питания, %

46,3

42,7

38,1

29,7

34,2

33,4

Сводный индекс потребительских цен на продукты питания, %

106,0

118,7

113,1

106,7

102,0

108,8

Стоимость минимального набора продуктов, руб.

2464,9

2884,9

3531,0

4013,7

3982,8

4439,3

Соотношение среднедушевых доходов населения и стоимости минимального набора продуктов питания, раз.

3,0

4,5

6,3

6,1

6,5

5,7

Коэффициент уровня жизни, %

133,5

209,6

235,6

246,0

251,6

247,2

В целом данные за 2005-2015 годы свидетельствует о значительном улучшении индикаторов социальной доступности продовольственных товаров, а, значит, о повышении уровня продовольственной безопасности региона. Достаточно высокими темпами в данном периоде росли номинальные и реальные доходы населения, несмотря на достаточно высокий рост потребительских цен на продукты питания. В частности, среднедушевые доходы населения за эти 15 лет выросли почти в 6,4 раза, а уровень бедности за тот же период снизился более чем в 2,5 раза. При этом превышение среднедушевых доходов над стоимостью минимального набора продуктов питания составило 6,3 раза, что наглядно свидетельствует о повышении доступности не только минимального набора продовольствия, но и других более дорогих продовольственных товаров. Реальные доходы также вплоть до 2015 года стабильно росли.

В 2020 году по сравнению с 2015 годом реальные располагаемые доходы населения упали более чем на 15%. А это весьма значительное сокращение возможностей населения по приобретению продуктов питания. В 2020 году значительно замедлился рост номинальных доходов населения на фоне ускорения роста потребительских цен на основные продукты питания. Впервые за последние 5 лет цены на продукты питания в регионе выросли столь значительно – на 8.8%. При этом среднедушевые доходы увеличились только на 1,8%. Соответственно, платежеспособность покупателей снизилась за последний год на 3,3%.

Стоимость минимального набора продуктов питания на конец декабря 2020 г. составила 4439,3 рублей и по сравнению с декабрем предыдущего года увеличилась на 11,5%. Это свидетельствует о том, что потребительские цены на основные продукты, входящие в минимальный набор продуктов питания, росли более высокими темпами, чем на другие продукты. В первом полугодии 2021 года рост цен на продовольствие продолжился и составил 106,6%.

Все эти данные свидетельствуют о сокращении покупательской способности населения и отрицательно сказываются на социальной доступности продовольствия для населения области.

Далее рассмотрим показатели, характеризующие физическую (территориальную) доступность, представленные в таблице 3.

Таблица 3 - Показатели физической (территориальной) доступности продовольствия в Ивановской области за 2018-2020 гг.

Показатели

2018

2019

2020

Число розничных торговых организаций

2080

1876

1668

Гостиницы и предприятия общественного питания

587

546

488

Протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием, км.

7642

7636

Н.д.

Данные показывают, что в последние годы (2018-2020г.г.) показатели сети розничных торговых организаций и предприятий общественного питания существенно снизились, ухудшив уровень физической доступности продуктов питания для населения. Число розничных торговых организаций за этот период сократилось почти на 20%, а гостиницы и предприятия общественного питания – на 17%.

В развитии транспортной инфраструктуры ситуация более оптимистична, поскольку наш регион принимает активное участие в реализации Национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

Более объективную характеристику обеспеченности населения услугами торговых организаций дают показатели торговых площадей. На 1 апреля 2020 года фактическая обеспеченность населения Ивановской области площадью торговых объектов по продовольственным товарам составляла 329,34 кв.м. на 1000 человек при нормативе минимальной обеспеченности в 176 кв.м. на 1000 человек, т.е. превышала установленный норматив почти в два раза. Для сравнения следует отметить, что в части непродовольственных товаров было еще более значительным – в 2,3 раза.

Для того, чтобы оценить экономическую доступность продуктов питания для населения и уровня продовольственной независимости региона, необходимо проанализировать динамику производства основных видов продукции животноводства.

Рисунок 5 - Производство основных видов продукции животноводства в Ивановской области за 2005-2020 гг., тыс. тонн (яйца – млн. шт.)

По диаграмме мы видим, что производство мяса в сельском хозяйстве Ивановской области за анализируемый период стабильно и остается практически на одном уровне. Средний уровень его производства составляет 23,7 тыс. тонн. Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий в 2020 году составляет 64 тыс. голов прирост к 2019 году составил 1,1%.

Но производство молока в хозяйствах всех категорий области снизилось по сравнению с 2005 годом на 14,6% и составило 156,6 тыс. тонн. На 2020 г. коров в Ивановской области насчитывается 27,2 тыс. голов. Прирост за год составил 3%. Это положительно отразилось на динамике производства, за год оно увеличилось на 1,8 %.

Данные о производстве яиц в области за последние 15 лет показывают, что динамика носила нестабильный характер. Но в целом показатели свидетельствует о значительном улучшении объема производства яиц в хозяйствах всех категорий области. За анализируемый период производство выросло почти на 40%.

Но основная часть продуктов питания производится на предприятиях пищевой промышленности, которые и формируют основу экономической доступности продовольствия для населения Ивановской области. Производство основных продовольственных товаров за 2005-2019 годы в нашем регионе представлено в таблице 3.

Таблица 3 – Производство пищевых продуктов в Ивановской области за 2005-2019 гг.

Показатели

2005

2010

2015

2017

2018

2019

Производство пищевых продуктов, млн. рублей;

1793,9

4833,7

6265,2

16287,4

14464,8

14493,0

Переработка и консервирование мяса и мясной пищевой продукции, тонн

20800,0

30900,0

27870,0

34114,4

31911,69

30879,32

Производство молочной продукции - молоко, сыр, творог и т.д., тонн

62600,0

109800,0

126400,0

66009,6

57997,66

40958,6

Хлебобулочные изделия

79700,0

63600,0

64400,0

76844,3

72528,2

66726,2

Анализ показал, что за последние 14 лет производство пищевых продуктов даже в текущих ценах в последние годы сокращается. Особенно значительно снизилось производство в натуральном выражении молока и молочных продуктов (на 35%) и хлебобулочных изделий (на 16%). В 2019 году наметилась тенденция сокращения производства и мясной пищевой продукции.

Оперативные данные Департамента экономического развития и торговли (ДЭРиТ) Ивановской показывают, что эта тенденция сохранилась и в 2020 году. По данным ДЭРиТ произошло снижение производства следующих видов продукции: молока (кроме сырого) – на 22,4%; мясных полуфабрикатов – на 17,5%; масла сливочного – на 3,1%; мучных, кондитерских изделий, тортов и пирожных – на 2,6% и вареных колбасных изделий – на 0,6%.

Данная тенденция говорит о том, что самообеспеченность области продовольствием снижается, а, следовательно, снижается и уровень продовольственной безопасности региона.

Рассмотрим последнюю группу показателей продовольственной безопасности Ивановской области.

Таблица 4 - Показатели сбалансированности и калорийности потребления продуктов питания в Ивановской области за 2005-2020 гг.

Показатели

2005

2010

2015

2018

2019

2020

калорийность суточного рациона питания, ккал

2650,0

2598,3

2576,6

2403,1

2542,0

2583,2

в том числе в продуктах животного происхождения:

в ккал;

691,7

890,1

912,4

846,8

925,5

924,9

в % от общей калорийности суточного рациона

26,1

34,3

35,4

35,2

36,4

35,8

Многие научные публикации утверждают, что среднестатистическому здоровому человеку требуется 2000-3000 калорий в день. Из этого следует вывод, что калорийность суточного рациона питания человека по Ивановской области находится в пределах нормы и в среднем составляет 2558,9 ккал.

В качестве негативной тенденции следует отметить, что в общей калорийности растет количество и доля продуктов животного происхождения. По сравнению с 2005 годом доля потребленных продуктов животного происхождения в калорийности суточного рациона питания увеличилась с 26,1% до 35,8%, объем потребления в килокалориях на 34%. Соответственно снижается роль продуктов питания растительного происхождения, что свидетельствует о несбалансированности питания населения региона и является угрозой их здоровью, а, значит, и экономической безопасности с точки зрения качественного состояния рабочей силы.

Таким образом, проведенный комплексный анализ уровня продовольственной безопасности Ивановской области в разрезе основных ее компонент на основе предложенного набора показателей выявил как сильные, так и слабые стороны в обеспечении доступности продуктов питания для населения и продовольственной независимости региона, также угрозы и негативные тенденции.

В целом следует отметить, что в последние годы в связи c падением платежеспособности населения Ивановской области снижается социальная доступность продуктов питания. Ухудшается и состояние экономической компоненты продовольственной безопасности региона в связи с сокращением объемов собственного производства продовольствия для населения. К негативным моментам следует отнести и несбалансированность питания жителей региона. В тоже время показатели физической (территориальной) доступности продовольствия в Ивановской области находятся на достаточно высоком уровне, особенно в части уровня развития торговой инфраструктуры.

Необходимо сказать, что при оценке ПБР задействованы данные органов государственной статистики по РФ и ее субъектам. Для более подробной и актуальной информации можно использовать также данные Центральной базы статистических данных (ЦСБД) и Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС ). Для того, чтобы создать более полную и объективную систему показателей ПБР прибегают к данным региональных органов управления, которые занимаются вопросами обеспечения продуктами питания.

Таким образом, основными задачами в области совершенствования информационно-методического обеспечения оценки продовольственной безопасности региона является повышение доступности и оперативности необходимой информации, разработка региональных пороговых и нормативных показателей, учитывающих специфику конкретных регионов, включение в набор индикаторов продовольственной безопасности показателей экологического характера.

Список литературы:

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20) Система ГАРАНТ. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73338425/ (дата обращения: 12.12.2021)

Васильчук Е.С., Рухманова Н.А. Информационно-методические аспекты построения системы показателей продовольственной безопасности региона // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. Научно-практический журнал. 2019. № 1. С. 129-134.

Ускова Т.В., Селименков Р.Ю., Анищенко А.Н., Чекавинский А.Н. Продовольственная безопасность региона [Текст]: монография /. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2014. 102 с.

Трэйси, М. Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран: введение в теорию, практику и политику / М. Трэйси. – Режим доступа: http://biblioteka.kau.com.ua/index.php?option=com_ phocadownload&view (дата обращения: 10.11.2021)

Просмотров работы: 97