Информационно-психологическое влияние плакатного лозунга на личность в Великобритании периода II мировой войны - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Информационно-психологическое влияние плакатного лозунга на личность в Великобритании периода II мировой войны

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В период второй мировой войны в Великобритании плакаты стали частью информационно-психологической войны, которая активно проводилась почти всеми странами, принимавшими в ней участие. Плакат стал основным видом визуальной пропаганды и в сочетании с броской надписью (девизом, призывом) имел эффективное воздействие на сознание. Использование знаков двух различных систем, образуя пары «слово-изображение» давало возможность быстрее и эффективнее воспринимать и интерпретировать плакат. При этом пропагандистский эффект усиливался за счет массовости применения плакатов, которая достигалась дешевизной их изготовления.

Выпущенный в военное время плакат имел своей целью оказать воздействие на массового адресата — гражданское население и вооруженные силы государств, в первую очередь — собственной страны. Плакат способствовал порождению, тиражированию и поддерживанию мифов в сознании людей. Чтобы привлечь внимание и интерес зрителя, активизировать его восприятие, художники-плакатисты использовали ряд специфических художественных средств: обобщение форм предметов, силуэтные изображения, общепринятые, легко понимаемые символы, сопоставление разномасштабных изображений, яркие краски. Важную роль в плакате играло расположение сопровождающего текста, размер и начертание шрифта. Как издание плакат недолговечен и рассчитан на мгновенное воздействие, что объясняется его целевым и читательским назначением, а также подчиненной этому назначению внешней формой — хрупкая бумага, непрочные краски и т.п. С одной стороны, он звал в бой, побуждая солдат к активным боевым действиям, с другой стороны, в тылу он призывал отдать все силы для помощи фронту. Своим лаконичным языком плакат, как ничто другое, мог передать глубину посыла художника зрителю, заставить его сопереживать.

Широко известно, что в годы войны плакату отводилась одна из самых значительных ролей, наряду с другими средствами массовой коммуникации. С одной стороны, он звал в бой, побуждая солдат к активным боевым действиям, с другой стороны, в тылу он призывал отдать все силы для помощи фронту.

Как издание плакат недолговечен и рассчитан на мгновенное воздействие, что объясняется его целевым и читательским назначением, а также подчиненной этому назначению внешней формой — хрупкая бумага, непрочные краски и т.п. С одной стороны, он звал в бой, побуждая солдат к активным боевым действиям, с другой стороны, в тылу он призывал отдать все силы для помощи фронту.

При всем многообразии плакатов их все можно разделить на две основные группы по типу целевой аудитории: «фронт» и «тыл». Каждая группа имеет свои особенные методы воздействия на людей, побуждающие их к совершению действия или воздержанию от него, свои образы и язык.

В первой группе, ориентированной на фронт, по методу воздействия выделяются героическая и сатирическая разновидности. В их коммуникативные функции входило оказание направленного воздействия на армейские части, ведущие активные боевые действия против противника. Героическая разновидность таких плакатов популяризировала общечеловеческие идеи, примеры индивидуального героизма. Образы на таких плакатах призывали к принятию срочных адекватных мер против врага-монстра, разрушающего то, что дорого для сердца каждого человека. Сатирическая разновидность была призвана очернить врага в глазах солдат, показать его смешным, ничтожным и, следовательно, уязвимым для сильного, смелого и решительного героя.

Во второй группе, ориентированной на тыл, выделяются три категории: героическая, социальная и рекламная. Первая составляющая призвана продемонстрировать массовый и индивидуальный героизм людей, по различным причинам оставшихся в тылу. Такие плакаты призывали всеми силами помочь фронту, заменить в поле и у станка ушедших на войну мужчин, призывающие хранить тайну, бороться со шпионами и выявлять диверсантов. Сюда же относятся рекламные и рекрутинговые плакаты. В коммуникации такого типа, помимо коммерческой рекламы товаров народного потребления, отмечаются призывы участвовать в займах, жертвовать на оборону, экономить ресурсы и продовольствие; собирать металлолом и вторсырье. Особое место занимали плакаты с призывами к само обеспечению населения продовольствием – выращивать овощи и фрукты, домашнему консервированию. При помощи таких плакатов проводилось обучение населения азам гражданской обороны (светомаскировка, тушение зажигательных бомб, использование бомбоубежищ).

Оценивая общую номенклатуру плакатов Великобритании, следует отметить, что непосредственно военная тематика, батальные сцены, изображения воинов и техники, в количественном выражении значительно уступают плакатам, предназначенным для тыла. Организация экономики, быта, экономии ресурсов, привлечение женщин в армию и производство, сохранение тайны и прочие относительно мирные темы, являлись основой военной пропаганды Англии.

Военные плакаты Великобритании издавались по классическим канонам под руководством Министерства информации, действовавшего в Великобритании в 1938-1946 годах. Непосредственно пропагандой занимался «отдел операций», созданный в 1940 году. Массовый выпуск плакатов начался в 1939 году. Они появились на рекламных щитах и в витринах магазинов, на железнодорожных станциях и трамвайных остановках, на заводах и в учреждениях. С этого времени, они стали неотъемлемой частью и символом войны. Можно отметить некоторые эксклюзивные темы британских плакатов.

Так, после принятия правительством Британии решения о предоставлении СССР военно-технической помощи, была издана большая серия плакатов на русском языке, которая поставлялась вместе с оружием и техникой. Эти плакаты информировали о поставках Британии, призывали к совместной борьбе, вселяли надежду на победу.

Учитывая большое количество подконтрольных стран Британской империи, многие плакаты касались вовлечения их народов к борьбе с общим врагом. При выпуске таких плакатов учитывались национальная, общепринятая символика этих стран.

Британские сатирические плакаты в отношении противников, в отличие от плакатов самих противников, не носили удручающий характер и не отличались особой злостью, что в то время было нетрадиционным подходом. Такие плакаты скорее носили насмешливо-иронический мотив, не вызывали агрессию.

В связи с тем, что общая воинская обязанность была ведена в Англии до начала войны, правительство не выпускало рекрутинговых агитационных плакатов, предназначенных для мужчин. Их место заняла агитация женщин, призывающих служить в армии и во вспомогательных военизированных подразделениях. Количество таких плакатов занимает, чуть ли не четверть от всей выпущенной номенклатуры, которая оценивается в 2 тысячи штук.

Проанализировав психологический аспект плакатных лозунгов Великобритании, мы отметили, что цель, которую ставило перед собой правительство, а именно, убедить население в необходимости сражаться в данной войне, была достигнута. Значит, социально-исторические потребности, продиктованные временем, нашедшие свое отражение в британских лозунгах второй мировой войны, воздействовали на сознание и поведение британского народа.

Литература.

1. Barrow Mandy. Britain since the 1930s. Campaigns and posters. [Электронный ресурс] URL: ttp://www.chiddingstone.kent.sch.uk/homework/war/campaigns.htm (дата обращения 11.12.2021)

2. Плакаты Второй мировой. Британия. Часть I [Электронный ресурс] URL:https://www.propagandahistory.ru/208/Plakaty-Vtoroy-mirovoy-Britaniya/ (дата обращения 10.12.2021)

3. Плакаты второй мировой войны. [Электронный ресурс] URL: http://wwii.space/plakatyi-vtoroy-mirovoy/ (дата обращения 12.12.2021)

Просмотров работы: 14