Анализ текущей реализации бизнес-процессов отдела электронных образовательных ресурсов управления электронных образовательных технологий - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Анализ текущей реализации бизнес-процессов отдела электронных образовательных ресурсов управления электронных образовательных технологий

Несвоева А.А. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждой компании для успешной конкуренции на современном быстроменяющемся рынке услуг в целом и разработке программного обеспечения в частности необходимо постоянно совершенствовать бизнес-процессы. Первым шагом на пути совершенствования является описание процессов «КАК ЕСТЬ».

Целью данной работы является анализ текущей реализации бизнес-процессов отдела электронных образовательных ресурсов управления электронных образовательных технологий.

Управление электронных образовательных технологий является структурным подразделением НИУ «БелГУ», обеспечивающим осуществление и совершенствование работы по организации образовательной деятельности заочного, очно-заочного обучения, дополнительного образования и повышение доступности, эффективности и качества образовательных услуг НИУ «БелГУ» на основе использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [4].

Основные направления деятельности управления:

разработка нормативно-правовых и организационно-методических документов, регламентирующих использование технологий электронного обучения НИУ «БелГУ»;

координация деятельности подразделений НИУ «БелГУ» по подготовке к осуществлению образовательного процесса с использованием технологий электронного обучения;

организация подготовки профессорско-преподавательского состава к осуществлению образовательного процесса с использованием технологий электронного обучения;

формирование и развитие единой информационно-образовательной среды электронного обучения;

организация и контроль учебного процесса с использованием технологий электронного обучения;

совершенствование и развитие системы электронного обучения НИУ «БелГУ» [4].

Анализ начинают с построения модели «КАК ЕСТЬ», то есть мо­дели существующей организации работы.

Для реализации структурно-функциональной модели была использована программа AllFusion Process Modeler. AllFusion Process Modeler — это программный продукт для реализации средств CASE-технологий, позволяющий проводить анализ, моделирование и описание бизнес-процессов. Содержит три стандартные методологии: функциональное моделирование (IDEF0), моделирование потоков данных (DFD) и моделирование потоков работ (IDEF3). Каждая методологии уникальна по-своему и может быть отдельно выполнена, однако их совокупность представляет полную картину предметной области предприятия [1].

Для описания контекстной диаграммы и ее декомпозиции была выбрана нотация IDEF0 [2], а для описания нижних уровней декомпозиций использовалась нотация IDEF3 [3].

Контекстная диаграмма «Разработка курсов для СЭО Пегас» представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Контекстная диаграмма «Разработка курсов для СЭО Пегас»

В контекстной диаграмме на вход поступает стрелка «Название курса». На выходе присутствует стрелка «Курс в СЭО Пегас», который формируется на этапе «Импорт курсов в промежуточный Пегас». Стрелками-механизмами являются «Разработчик курса», «Редактор СЭО Пегас» и «Администратор СЭО Пегас». Стрелками-управления являются «Требования к курсам СЭО», «Руководство редактора СЭО Пегас» и «Руководство администратора СЭО Пегас».

Декомпозиция контекстной диаграммы представлена на рисунке 2, она включает в себя 3 процесса: «Подготовка курса в электронном виде», «Конвертация курса» и «Импорт курсов в промежуточный Пегас».

Рисунок 2 – Декомпозиция «Разработка курсов для СЭО Пегас»

Далее рассмотрим процесс «Подготовка курса в электронном виде», построенный в методологии IDEF3 с использованием перекрестков, который включает в себя пять процессов (рисунок 3).

Рисунок 3 – Декомпозиция второго уровня «Подготовка курса в электронном виде»

Вначале происходит разработка структуры курса, затем поиск, анализ, систематизация материалов для каждого элемента курса (теоретическая часть, практическая часть, тесты). Далее происходит проверка элемента, если элемент неверный, то необходимо вернуться на шаг назад, если верный, то далее происходит проверка всех элементов. Если все элементы верны, то происходит сохранение электронных материалов курса.

В данном и следующих процессах используется перекресток «Исключащее ИЛИ» (XOR), который означает, что только один следующий процесс запускается.

Далее рассмотрим процесс «Конвертация курса», который выполняется после сохранения материалов курса (рисунок 4).

Рисунок 4 – Декомпозиция второго уровня «Конвертация курса»

После получения материалов курса в электронном виде, необходимо открыть их в заранее подготовленном шаблоне MS Word. Далее необходимо проверить соответствие элементов курса стилям. Если все стили верны, то происходит сохранение материалов курса, если нет – необходимо вернуться на шаг назад и изменить стили.

После получения шаблона материалов курса, происходит их импорт в промежуточный Пегас.

Как показал анализ модели «как есть», наибольшее число ошибок и больше всего времени тратится на подпроцессы «Конвертации курсов» и «Импорт курсов в СЭО Пегас».

Подпроцесс «Конвертации курсов» включает преобразование исходных данных – учебно-методических материалов в электронном виде в шаблон, пригодный для импорта в СЭО Пегас. Данное действие выполняется в текстовом редакторе Microsoft Word путём установки соответствующих стилей разным элементам курса. При этом никаких проверок не существует. Данная операция выполняется редактором СЭО Пегас. Затем данные передаются администратору для импорта в систему. После выполнения указанного действия результат может быть оценён в системе автором курса. Как правило, наблюдается значительное количество ошибок, связанных с неправильным выбором стилей в шаблоне. В результате подпроцессы конвертации и импорта необходимо повторить несколько раз.

Таким образом, можно выделить следующие неэффективные элементы существующего бизнес-процесса:

в реализации подпроцессов задействованы три участника: автор курса, редактор и администратор. Большое число участников увеличивают время реализации процесса, увеличивают время коммуникации при необходимости внести изменения;

преобразование электронной версии учебно-методических материалов в шаблон выполняется редактором без последующей проверки корректности выполненных действий.

Список использованных источников:

AllFusion Process Modeler (Bpwin) — ERwin Process Modeler [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://businessarchitecture.ru/bwin/ (дата обращения 10.12.2021)

Методология IDEF0 [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://sites.google.com/site/anisimovkhv/learning/pris/lecture/tema6/tema6_2 (дата обращения 10.12.2021)

Основы IDEF3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://www.cfin.ru/vernikov/idef/idef3.shtml (дата обращения 11.12.2021)

Управление электронных образовательных технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://www.bsu.edu.ru/bsu/structure/detail.php?ID=13137 (дата обращения 12.12.2021)

Просмотров работы: 3