Проблемы и перспективы развития среднего бизнеса в регионах России - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Проблемы и перспективы развития среднего бизнеса в регионах России

Селютина И.А. 1
1Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС (Банковский колледж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с практическими задачами. Субъекты малого и среднего предпринимательства являются важной частью современной экономики страны. Они имеют большое значение для экономического развития и формирования инновационного потенциала государства. Развитие малого и среднего предпринимательства – одна из ключевых задач Российской Федерации. В среднем, в развитых странах вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП страны оказывается 50–60 %, в России, по состоянию на 2016 год, данный показатель составил 21 % [1]. На сегодняшний день проблемы в развитии малого бизнеса являются наиболее актуальными вопросами для современной российской экономики [2-7]. Основными проблемами для развития предпринимательства в большинстве регионов является недостаток финансирования, а также недоступность займов и субсидий из средств государственных и муниципальных фондов поддержки. С целью развития предпринимательства, государство должно осуществлять поддержку, в таких важных во- просах, как: нормативно-правовое регулирование, налогообложение, финансово-кредитное регулирование, информационно-аналитическая поддержка, использование государственного и муниципального имущества. Изложение основного материала исследования. В рамках госпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» в 2017 году 82 субъектам РФ выделено в общей сумме 7,5 млрд руб. [8]. На данный момент существуют такие меры поддержки малого и среднего предпринимательства как:

– субсидии от центра занятости;

– грантовая поддержка;

– федеральные программы поддержки бизнеса:

– региональные программы поддержки;

– субсидии на возмещение процентов по кредиту. Федеральные программы поддержки бизнеса, в свою очередь, включают:

– Минэкономразвития России;

– Корпорация МСП; – АО «МС Банк»;

– Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;

– Министерство сельского хозяйства в России.

По данным Федеральной налоговой службы коли- чество малого и среднего предпринимательства в ДФО составляет 263694 предприятия, которые обеспечивают 659156 рабочих мест. Они обеспечивают 4,36 % ВВП нашей страны или же 3756642,3 млн. руб. и эта цифра неуклонно растет [11]. Этому росту способствуют меры поддержки существующие в регионе. Динамика вклада малого и среднего предпринимательства ДФО в ВВП страны отражена на рисунке 1.

Меры финансовой поддержки представлены в пу- теводителе по следующим видам: 1 субсидии; 2 гран- товая поддержка; 3 займы; 4 гарантии; 5 инвестиции. Впервые зарегистрированные индивидуальные пред- приниматели могут применять налоговые каникулы. В регионе можно получить грант на развитие своего предприятия. Зачастую размеры грантов варьируются от 300 000 до 500 000 рублей. О проводимых конкур- сах можно узнать на сайте администрации Приморского края, либо на портале малого и среднего предпринима- тельства Приморского края. Банки, в сотрудничестве с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и АО «Корпорация МСП», создают выгонные предложения для начинающих и действую- щих бизнесменов. Фонд развития Дальнего Востока, совместно с ведущими российскими банками («ВТБ», «Сбербанк», «Открытие» и т. д.) реализует программу «Доступный кредит для малого и среднего предпринимательства». «МСП банк» осуществляет выдачу кредитов для малого и среднего предпринимательства, либо предоставлением финансовых гарантий для предприятий малого и среднего бизнеса, по каждому подходу реализуются отдельные продукты банка.

Таблица 1 – Рейтинг российских регионов по уровню безработицы на 1.09.2021 года

МестоСубъект РФУровень безработицы, %Число безработных на 100 открытых вакансийСреднее время поиска работы во 2-м квартале 2019г., мес.1Москва1,3796,92Санкт-Петербург1,4944,63Ямало-Ненецкий автономный округ2,1572,5

Резкое снижение ставок со стороны Банка России также принесло определенную пользу российскому малому и среднему бизнесу в течение 2019 года. В то время как все больше предприятий нуждаются в поиске внешнего финансирования, процентная ставка Центрального банка упала с 7,75% в январе до 6,25% в декабре 2019г. Аналитики прогнозируют, что снижение ставок продолжится и в начале следующего года, направляя рыночную ставку по бизнес-кредитам и овердрафтам еще ниже.

Таким образом, для формирования конкурентоспособной экономики региона, основными направлениями совершенствования малого и среднего предпринимательства должны стать:

- обеспечение доступности государственного имущества для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства;

- увеличение числа помещений, выкупаемых субъектами малого и среднего предпринимательства, прежде всего, за счет сокращения перечней государственного и муниципального имущества и совершенствования условий выкупа;

- упрощение и удешевление доступа к объектам коммунальной инфраструктуры;

- формирование системы статистического учета, адекватной задачам государственного управления и снижению издержек субъектов малого и среднего предпринимательства на статистический учет;

- упрощение требований к субъектам малого и среднего предпринимательства по ведению бухгалтерского учета;

- снижение финансовых расходов субъектов малого предпринимательства на ведение бухгалтерского учета;

- снижение финансовых расходов субъектов предпринимательства за счет увеличения ответственности предпринимателей за безопасность использования продукции;

- снижение уровня финансовой нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства от избыточных административных барьеров;

- повышение доступности банковского кредитования для субъектов малого и среднего предпринимательства;

- совершенствование трудового законодательства регулирующего отношения в сфере малого и среднего предпринимательства.

Выводы и перспективы дальнейших изысканий данного направления. С целью повышения предпринимательского потенциала региона предлагается: обоснованное снижении налогового бремени для малого и среднего предпринимательства или льготное налогообложение; освобождение предприятий МСП от жесткого контроля налоговыми органами; приватизация определенной части государственных корпоративных структур и передача монополий участникам предпринимательства, с использованием антимонопольных ограничений; снижение необоснованного количества государственных проверок в сфере малого и среднего предпринимательства, устранение влияния чиновников, представителей силовых структур на МСП; снижение бюрократических процедур при регистрации бизнеса и формировании бумажной отчетности; развитие дистанционной формы взаимодействия с налоговыми органами; ускорение процесса регистрации патентов и новых технологий. Статья посвящена формированию путеводителя, способствующего развитию малого и среднего предпринимательства. При достаточно большом количестве средств поддержки малого и среднего предпринимательства, информационная обеспеченность предпринимателей является недостаточной. С этой целью авторами разработан путеводитель по созданию своего предприятия в Дальневосточном Федеральном округе. Данная разработка повлияет на развитие малого и среднего бизнеса и позволит воздействовать на активизацию предпринимательства в регионе.

Список использованных источников

1. Мишина З.А. Современные проблемы эффективного развития малого и среднего бизнеса в России // Вестник НГИЭИ. 2017. № 10 (77). С. 126-133.

2. Мигунова Г.С. Малый бизнес в регионах Центрального федерального округа// Регион: Экономика и Социология.- 2013.- №1(77). – С. 287-293.

3. Мигунова Г.С. Внедрение инноваций в малом бизнесе // СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: РИСКИ И СТРАТЕГИИ Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 82-86.

4. Нурмухаметов А.В. Теория и практика государственного регулирования и поддержки малого и средне- го предпринимательства // Актуальные проблемы эконо- мики и права. 2014. № 3 (31). С. 83-89.

Просмотров работы: 26