Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ламотриджин - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ламотриджин

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Эпилепсия - это одно из самых распространенных заболеваний головного мозга. Точнее это целая группа различных патологий головного мозга, главным проявлением которых являются повторяющиеся эпилептические приступы. В течение жизни 3% населения земли переносит эпилептический приступ, эпилепсией страдает около 0,5-1%. Вопросами диагностики и лечения эпилепсии занимается раздел неврологии - эпилептология. Эпилептические синдромы классифицируются в зависимости от причины заболевания, возраста пациента, типа приступов, а также результатов обследования [7].

В связи с тем, что эпилептические приступы могут быть симптомом различных неврологических заболеваний, а также в связи с разнообразием самих эпилептических синдромов лечение необходимо начинать только после установления точного диагноза. Лечение эпилепсии проводят соответственно разработанным международным стандартам. Основными лекарственными препаратами являются антиконвульсанты (противоэпилептические, противосудорожные). Они отличаются по механизмам действия и как следствие, по спектру действия (преимущественной эффективностью при определенных синдромах). Лечение, как правило, длительное, в течение нескольких лет. При правильно подобранной терапии у большинства пациентов удается добиться стойкой ремиссии (отсутствие приступов) и, впоследствии, полностью отменить лекарства [15].

В последние 10–15 лет в повседневную клиническую практику введен целый ряд новых противоэпилептических препаратов. Одним из первых в мире и в России в 90–х годах прошлого столетия зарегистрирован ламотриджин. И на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что ламотриджин наиболее хорошо изучен, и по применению данного препарата накоплен огромный опыт в разных клинических ситуациях. Противосудорожные препараты, на сегодняшний день, представлены довольно большой группой средств, однако продолжаются поиски и разработка новых лекарственныхпрепаратов. Это связано с многообразием клинических проявлений эпилепсии [24].

В этой связи изучение характеристик препаратов на основе лекарственного средства МНН Ламотриджин представляется нам весьма актуальным.

Цель выпускной квалификационной работы: маркетинговые исследования регионального рынка лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ламотриджин.

Задачи выпускной квалификационной работы:

1.   Определить значение маркетинговые исследования рынка как ключевого фактора для развития бизнеса.

2.   Определить значение маркетинговых исследований в изучении рынка лекарственных средств.

3.      Изучить товароведческую характеристику лекарственного средства (ЛС) МНН Ламотриджин.

4.   Провести маркетинговые исследования российского и регионального рынка лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Ламотриджин.

5.   Провести сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации по показателям ассортимента.

6.     Разработать предложения по оптимизации ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Ламотриджин в аптечной организации.

Объект исследования: ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Ламотриджин, разрешенных к применению на российском фармацевтическом рынке.

Методы исследования:

-   контент - анализ;

-   статистический;

-   математический;

- сравнение.

ГЛАВА 1. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НА РЫНКЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

1.1.          Маркетинговые исследования рынка как ключевой фактор развития бизнеса

Исследование рынка является одним из ключевых факторов развития бизнеса. Большинство предприятий, фирм и частных компаний составляют стратегию действия, основываясь на результатах исследования. В последнее время значительно повысился спрос на прогнозирование современных рыночных тенденций. В связи с этим стали разрабатываться различные методики и способы анализа данных.

Маркетинговое исследование рынка представляет собой процесс постоянного и беспрерывного сбора информации о поведенческих факторах, спросе, мотивации субъектов рыночных отношений, которые действуют в определенном сегменте, а также ее анализ[10].

Рыночные маркетинговые исследования имеют важную целевую ориентацию. Их основная задача - найти новые возможности для конкретного предприятия, определить свободную нишу, обозначить конкурентов и разработать конкретные рекомендации для эффективной реализации продукта или услуги [6].

Исследование рынка - длительный и многослойный процесс, основная задача которого состоит в том, чтобы определить возможный объем реализации товаров, услуг и продукции, а также оценить уровень спроса на конкретный товар или услугу. Эта информация достигается путем определения:

-   всей емкости рынка;

-   своей части в общей емкости;

-анализа спроса, необходимо определить уровень потребительской лояльности;

 

-          анализа предложения, основная цель которого заключается в обозначении конкурентов;

-     возможности сбыта. Немаловажной задачей является анализ каналов сбыта продукции или услуги [12].

В целом задачи маркетинговых исследований делятся на два типа: методическое обеспечение деятельности и исследование конъюнктуры рынка. Методическое обеспечение заключается в определении предмета и объекта исследования, а также сборе данных и выборе методов самого исследования. Конъюнктура рынка основывается на определении динамики, свойств, возможностей, перспектив и закономерностей развития [6].

Под методами исследования рынка подразумевают особые приемы, операции или кампании, которые предназначены для теоретического и практического исследования маркетинговой среды, где проводит деятельность определенная организация.

Методы исследования рынка бывают фундаментальными и прикладными. Фундаментальные методы показывают общую картину исследуемого рынка и некоторых отдельных характеристик. В то время как прикладные исследуют положение предприятия в выбранном рыночном сегменте. Каждый метод отличается по сбору и обработке информации. В целом методики могут работать с первичной или вторичной информацией [5].

Исследование и анализ рынка невозможны без количественных и качественных анализов. Качественные методы используют для определения потребительских предпочтений и прогнозирование моделей поведения при выводе на рынок нового товара или услуги.

Для этого применяют:

1.                 Фокус-группу. Это аналитическое исследование рынка, которое проводится среди небольшой группы потенциальных потребителей. Основное достоинство этого приема - возможность изучить личное мнение каждого потребителя. А неформальная обстановка способствует получению более достоверной информации.

 

2.            Анализ протокола зачастую используется для исследования рынка продукции. Суть этого метода состоит в том, что исследователи моделируют процесс приобретения товара (чаще всего дорогостоящего: недвижимость, автомобиль, бытовая техника), а потребитель описывает свои мысли и поступки.

3.                 Глубинное интервью заключается в опросе одного из потребителей. Основное отличие от опроса - все вопросы являются открытыми, то есть человек не выбирает вариант ответа, а рассказывает о своем отношении к продукту или услуге.

Исследование рынка происходит также при помощи количественных методов, что выражают определенную проблему количественными показателями. Этим способом изучают мнение огромного количества людей, что позволяет применить статистическую оценку информации. В основном количественные методы практикуют, если возникает необходимость определить объем рынка, узнаваемость бренда, потребительское отношение и т.д [12].

Количественные методы разделяются на:

1.                 Массовые опросы. Заключаются в анализе ответов респондентов на вопросы анкеты. Такие опросы отличаются местом проведения, способом связи (телефон, Интернет, почта), субъектами (ЮЛ, ФЛ или эксперты), типом выборки.

2.                 Личные интервью. В отличие от массового опроса интервью предоставляет более достоверную информацию. Интервьюер может задавать те же вопросы, что и в анкете опросника, но не предлагает варианты ответов.

Существует еще одна эффективная методика исследования рынка - аудит розничной торговли. Этот способ сложно отнести к качественным, количественным или смешанным, поэтому зачастую он определяется отдельно.

Суть методики состоит в оценке рынка и его товаров путем сбора общедоступной информации. То есть исследователи анализируют ценовую политику, товарные единицы, рекламные кампании.

 

Проведение  исследований  рынка  таким   способом  позволяет  быстро определить незанятую нишу и выявить основных конкурентов [6].

Смешанные методики основаны на базовых аспектах количественных и качественных способов исследования.

К ним можно отнести следующие методы:

1.       Локации. Для исследования набирают группу потребителей, не являющихся экспертами в сфере исследования. Им предлагают протестировать определенный товар и попутно ответить на вопросы анкеты.

2.     Домашнее тестирование. Потребителям предоставляют товар, которым они пользуются в естественной для этого товара среде, то есть дома, на природе, на море. Используя товар по назначению, потребители должны записывать ответы в специальные анкеты.

3.     Тайный покупатель. Маркетинговые исследования рынка услуг давно уже освоили этот метод. Его используют для определения уровня качества облуживания. Такая методика позволяет оценить уровень снижения продаж из-за субъективных факторов реализаторов, к которым можно отнести хамство и непрофессионализм [10].

Все полученные в результате маркетингового исследования рынка данные необходимо проанализировать соответствующим образом.

Эта процедура состоит из двух этапов:

-       на первом этапе все полученные данные вводятся в компьютер, проходят проверку на ошибки, кодируются и выводятся в виде матрицы;

-        второй этап заключается в статистическом анализе полученных величин.

После получения статистических данных исследователи дают свои комментарии и рекомендации. На основе всех материалов делаются выводы и прогнозы.

Изучение литературных источников показало, что маркетинговое исследование рынка - трудоемкий и затратный процесс, но только благодаря нему компании могут выбирать правильный курс развития и радовать потребителей нужными товарами и услугами.

Фармацевтический рынок России стремительно развивается. Ежегодно его объем увеличивается примерно на 14-15 %. Вместе с тем в этой отрасли существует много проблем, решением которых должно заниматься, в том числе и правительство РФ.

Фармацевтический рынок России имеет сложную структуру. В ней взаимодействуют:

-   потребители (пациенты и медицинские работники);

-   посредники (оптовые и розничные реализаторы медикаментов);

-   органы здравоохранения разных стран;

-   производители лекарств.

Фармацевтический маркетинг - часть общего маркетинга - это процесс реализации фармацевтической помощи - деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей населения в фармацевтической продукции [11].

Фармацевтический маркетинг имеет ряд особенностей, не свойственных общему маркетингу. Основной целью фармацевтического маркетинга является оптимизация рынка фармацевтической помощи, под которой понимается анализ связи между нуждой, потребностью, спросом и предложением, а также учет влияний всех внутренних факторов системы лекарственного обеспечения населения [16].

Продуктом в фармацевтическом маркетинге являются лекарственные средства в различных лекарственных формах, медицинские инструменты, перевязочные материалы и др., использование которых зависит не только от заболевания больного, но и от квалификации врача [8].

Одним из основных объектов фармацевтического маркетинга является лекарственное средство (продукт) в различных лекарственных формах (единицы продукции), которому как товару принадлежат некоторые уникальные характеристики, задающие в свою очередь и специфические особенности маркетингу:

1.            Врач, а не больной принимает решение о необходимости приема лекарственного препарата, но врач не имеет возможность контролировать покупку и потребление лекарственного препарата;

2.            Больной потребитель лекарственного препарата чаще всего мало знает о качестве и назначении препарата, а кроме того, и не всегда желает употреблять его;

3.     Определяющие показатели при покупке лекарственного препарата - его эффективность, качество и безопасность, а не цена;

4.            Фармацевтический маркетинг в большей степени связан с регулирующей ролью внешней среды, которую играет государственное учреждение в системе лекарственного обеспечения (требования к качеству, регистрация, номенклатура, ценообразование, условия отпуска) [16].

Исходя из всего вышесказанного, основные цели фармацевтического маркетинга можно определить как изучение потребностей общества в лекарственных препаратах и услугах по оказанию фармацевтической помощи населению и разработка стратегических программ, направленных на своевременное и наиболее полное удовлетворение этих потребностей.

К основным задачам фармацевтического маркетинга относят:

1.                 Анализ фармацевтического рынка, выявление особенностей фармацевтической продукции как товара, специфики спроса и предложения;

2.                 Анализ потребностей фармацевтического рынка и прогнозирование его развития;

3.         Повышение качества услуг оказания фармацевтической помощи населению через создание рациональной информационной маркетинговой среды для субъектов маркетинга лекарственных средств.

4.        Разработка комплексных методов формирования спроса на товары и услуги фармацевтического профиля;

5.       Выявление особенностей управления маркетингом лекарственных средств;

 

6.         Разработку методов стратегического планирования, обеспечивающего рентабельность производства лекарственных средств и их реализации с учетом макроэкономической конъюнктуры и собственного потенциала компании [11].

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод о том, направление маркетинговых исследований зависит от конкретных условий: ситуации на товарном рынке, маркетинговой стратегии фирмы и, разумеется, от ее специализации. Значительная часть отечественных производственно-сбытовых и торговых организаций проводит маркетинговые исследования по следующим направлениям: оценка рыночной ситуации, краткосрочные и среднесрочные прогнозы основных параметров рынка, изучение поведения покупателей и конкурентов, характеристика уровня и динамики цен и т.п., а также оценка собственного потенциала [16].

1.2.          Методы анализа ассортимента лекарственных средств

Ассортимент лекарственных средств - это номенклатура различных лекарственных                   препаратов,                   объединенных                   по фармакотерапевтическому, фармакологическому, химическому или иному признаку и обеспечивающих оптимальное лечение, диагностику, профилактику заболеваний с учетом современных представлений о рациональной терапии и возможности выпуска ЛС зарубежной и отечественной фармацевтической промышленностью [13].

При разработке ассортимента аптечной организации необходимо проводить анализ разрешенных к применению и имеющихся на рынке лекарственных препаратов, рассмотрение применительно к своей деятельности конкретных лекарств, их дозировок, фасовок, лекарственных форм, ценовых характеристик, качества и новизны [4].

При проведении анализа по действующему в аптеке ассортименту можно оценить его по таким маркетинговым показателям:

 

-   широта ассортимента лекарственных препаратов может рассматриваться, прежде всего, по отношению к числу их фармакотерапевтических групп, обращающихся на рынке. Коэффициент широты (Кш) - отношение фактиче- ского числа ассортиментных групп (подгрупп, классов и т. п.) к базовой (максимально возможной широте):

Кш = Шфакт/Шбазовая (1)

-        полнота ассортимента лекарств рассматривается применительно к каждой номенклатурной позиции и характеризуется числом лекарственных форм этой номенклатурной позиции по отношению к зарегистрированным и разрешенным к применению. Коэффициент полноты (Кп) - отношение числа ассортиментных позиций (товарных единиц), имеющихся в наличии в фармацевтической организации (полнота фактическая), к числу ассортиментных позиций, внесенных в Госреестр или получивших разрешение на использование (полнота базовая):

Кп = Пфакт/Пбазовая (2)

-       глубина ассортимента характеризуется разновидностью дозировок, концентраций, фасовок одного наименования лекарственного средства.Коэффициент глубины (Кг) - отношение фактического числа ассортиментных позиций одного товарного наименования к возможному числу позиций:

Кг =Гфакт/Гбазовая (3)

-             полнота использования ассортимента - важный показатель, характеризующий рациональность подобранного учреждением ассортимента. Он может быть рассмотрен как отношение проданных ассортиментных позиций к имеющему наличию за определенный промежуток времени. Чем выше этот показатель, тем правильнее подобран ассортимент. При низком показателе частоты использования конкретной номенклатурной позиции следует определить, какие причины лежат в ее основе: малоэффективный или устаревший препарат, недостаточность информированности врачей и т. д [4, 13].

 

Если показатели широты, полноты и глубины ассортимента лекарств предприятия (учреждения) мало меняются во времени, то можно говорить о консервативной ассортиментной политике, устойчивости ассортимента, что связано с определенным рыночным риском.

-     индекс обновления ассортимента демонстрирует способность товара удовлетворять изменившиеся потребности за счет появления новых товаров аптечного ассортимента, лекарственных форм, дозировок, фасовок. Показатель обновления (Iо) можно рассчитать, как отношение количества новых товаров (Н) к фактической насыщенности ассортимента в данной группе (Пфакт.). Новый ассортимент позволяет диверсифицировать рынок и находить новые ниши на нем. С другой стороны, продвижение на рынке новых товаров всегда связано с огромными затратами и риском, поскольку новые виды фармацевтической и парафармацевтической продукции, возможно, не будут пользоваться спросом [4, 13].

Все эти понятия условны и могут рассматриваться как ко всей ассортиментной структуре, так и внутри отдельных фармакотерапевтических групп. В качестве информационной ассортиментной базы, к которой можно применить     сравнительное     исследование      ассортимента      аптеки, должны использоваться официальные источники: реестры, постановления Правительства РФ, приказы Минздрава России, справочники и т. д [4].

В процессе реализации медикаментов аптечные организации обращают внимание на анализ ассортимента реализуемых лекарственных препаратов, проводимый периодически с учетом таких факторов, как: прибыльность; сезонность; наличие товара на складе; скорость продаж; другие факторы.

При анализе ассортимента, используют метод АВС-анализа, при котором совокупности товара согласно выбранным критериям (как правило, двум) классифицируются на три группы - А, В и С. Это позволяет выделить в ассортименте приоритетные направления и лекарственные препараты, на которые и следует обратить особое внимание торгового персонала. Критерии оценки могут быть разнообразными и зависят от цели, которую ставит перед собой аптека.

Критериями анализа ассортимента могут быть:

- объем продаж лекарственных препаратов, объем прибыли при реализации и затрат на продвижение данных препаратов;

-фармакотерапевтическая группа лекарственного препарата.

ABC-анализ - один из вариантов математико-статистических методов анализа, используемый для исследования частоты определенных экономических явлений и фактов. Его синонимами является первоначальный анализ, правило 80/20 и принцип Парето. С помощью этого метода осуществляется классификация или распределение существующей совокупности соответственно избранным критериям на три группы, а именно А, В и С. Эта классификация показывает одновременно ранг и позволяет выделить основные пункты, особенно важные для целенаправленных мероприятий управления [12].

Как правило, используют два критерия. Они могут быть разными:

-     с одной стороны, количество позиций лекарственных средств, аптек, поставщиков и др.;

-       с   другой  -   товарооборот,  стоимость   запасов,  объем  потребления лекарств, затраты, доход и т. п.

По результатам применения метода АВС-анализа:

-        10%   всех   позиций   ассортимента  (группа  А)   обеспечивают   80% товарооборота;

-   15% ассортимента (группа В) дают 15% товарооборота;

-         остальные   75%   ассортимента   составляют   лишь   5%   от   общего товарооборота;

-       25% ассортимента компании (группа А и В) обеспечивают 95% товарооборота компании.

Таким образом, определяются те позиции в ассортименте (фармакотерапевтические группы и лекарственные формы), на которых должна

 

быть сконцентрирована основная работа и которые являются основными в обучении торгового персонала (кроме этого, организации используют результаты этого анализа и при планировании производства, определении стратегии закупок и оптимальных запасов фармацевтической продукции на складе).

Развитием АВС-анализа является его комбинирование с XYZ-анализом. Метод данного анализа заключается в расчете каждой товарной позиции коэффициента вариации или колебания расхода. Этот коэффициент показывает отклонение расхода от среднего значения и выражается в процентах [10].

В качестве параметра могут быть: объем продаж (количество), сумма продаж, сумма реализованной торговой наценки. Результатом XYZ –анализа является группировка товаров по трем категориям, исходя из стабильности их поведения:

-                   Категория Х, в которую попадают товары с колебанием продаж от 5% до 15%. Это товары, характеризующиеся стабильной величиной потребления и высокой степенью прогнозирования.

-                   Категория Y, в которую попадают товары с колебанием продаж от 15% до 50%. Это товары, характеризующиеся сезонными колебаниями и средними возможностями их прогнозирования.

-                   Категория Z, в которую попадают товары с колебанием продаж от 50% и выше. Это товары с нерегулярным потреблением и непредсказуемыми колебаниями, поэтому, спрогнозировать их спрос невозможно. При этом учитывается три критерия, один из которых в большинстве случаев определяется во временном отношении. В качестве примера, необходимо узнать, какая фармакотерапевтическая группа препаратов обеспечивает наибольший объем продаж или прибыль [8].

VEN-анализ, проводимый параллельно с АВС-анализом позволяет определить приоритетные группы лекарственных препаратов в соответствии с делением на жизненно важные (Vital, V), необходимые (Essential, E) и второстепенные (Non-essential, N).

 

Жизненно важные (V) - лекарственные средства (ЛС), необходимые для спасения жизни пациента (например, тромболитические средства), постоянно необходимые для поддержания жизни (инсулин, глюкокортикостероиды), и лекарственные препараты, после прекращения приема которых развивается синдром отмены.

Необходимые препараты (E) применяются для лечения пациентов с менее опасными для жизни заболеваниями, второстепенные (N) - для лечения неопасных заболеваний, с неустановленной эффективностью и применяемые для симптоматического лечения[11].

На основании изученных современных публикаций по маркетинговым исследованиям фармацевтического рынка можно сделать вывод, что в аптеке необходимо проводить маркетинговые исследования ассортимента для коррекции ассортиментной политики и ценовой стратегии, для оценки эффективности мерчандайзинга, анализа состава чеков различных групп покупателей и выделения наиболее часто встречающихся и совместно покупаемых товаров.

ГЛАВА 2.МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ НА ОСНОВЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО СРЕДСТВА МНН ЛАМОТРИДЖИН

2.1.          Товароведческая характеристика ЛС МНН Ламотриджин

Ламотриджин - противоэпилептическое лекарственное средство, применяемое при лечении эпилепсии и биполярных расстройств; обладает также нормотимической активностью [23].

Механизм действия ламотриджина точно не известен; препарат разрабатывался как антагонист фолиевой кислоты, однако этот его эффект оказался слабым. Предполагается, что он стабилизирует нейрональные мембраны посредством влияния на натриевые каналы и блокирует избыточный выброс возбуждающих аминокислот (в основном глутамата), не снижая его нормальное высвобождение [22].

Международное непатентованное наименование -Ламотриджин.

Латинское    название    вещества     Ламотриджин     -     Lamotriginum (род. Lamotrigini).

 
  Ламотриджин

Химическое название: 6-(2,3-Дихлорфенил)-1,2,4-триазин-3,5-диамин Брутто-формула: C9H7Cl2N5

Рисунок 1. Структурная формула

 

Фармакологическая            группа            вещества             Ламотриджин: противоэпилептические средства.

Нозологическая классификация (МКБ-10) F31 Биполярное аффективное расстройство G40 Эпилепсия

Анатомо-терапевтическо-химическая классификация лекарственных средств (ATC):

N03 Противоэпилептические препараты N03A Противоэпилептические препараты

N03AX Противоэпилептические препараты другие N03AX09 Ламотриджин [20]

Характеристика вещества Ламотриджин: порошок от белого до бледно- кремового цвета, мало растворим в воде.

Фармакологическое действие - противоэпилептическое.

Стабилизирует нейрональные мембраны посредством влияния на пресинаптические потенциалзависимыеNa+- каналы, подавляет патологическое высвобождение глутаминовой кислоты (аминокислота, играющая ключевую роль в развитии эпилептических припадков), а также ингибирует деполяризацию, вызванную глутаматом.

Быстро и достаточно полно абсорбируется из ЖКТ. После приема внутрь Cmax достигается через 2,5 ч. Прием пищи замедляет процесс всасывания, но не влияет на его эффективность. В сосудистом русле циркулирует в связанном с белками виде (не более 55% всосавшегося количества). Метаболизируется в печени путем глюкуронирования. Выводится преимущественно почками (в виде глюкуронидов, менее 10% - в неизмененном виде), около 2% - через кишечник [9].

Применение вещества Ламотриджин:

 

-      парциальные и генерализованные припадки, включая тонико-клонические судороги, а также припадки при синдроме Леннокса-Гасто у взрослых и детей старше 12 лет - дополнительная или монотерапия эпилепсии;

-      парциальные и генерализованные припадки, включая тонико-клонические судороги, а также припадки при синдроме Леннокса-Гасто у детей от 2 до 12 лет - дополнительная терапия эпилепсии (после достижения контроля эпилепсии на фоне комбинированной терапии сопутствующие противоэпилептические препараты могут быть отменены и прием ламотриджина продолжен в качестве монотерапии);

-   монотерапия типичных абсансов;

-          профилактика нарушений настроения (депрессия, мания, гипомания, смешанные эпизоды) у больных старше 18 лет с биполярным расстройством [14].

Противопоказания: гиперчувствительность, беременность, грудное вскармливание, детский возраст (до 2 лет).

Ограничения к применению: почечная недостаточность (в связи с возможной кумуляцией глюкуронидного метаболита), детям в качестве препарата выбора при монотерапии эпилепсии.

Применение при беременности и кормлении грудью: прием во время беременности противопоказан, за исключением случаев, когда ожидаемая польза для матери превышает потенциальный риск для плода. Ввиду ингибирующего воздействия ламотриджина на редуктазу дигидрофолата вероятно развитие мальформаций плода в случае лечения беременных, однако имеющиеся данные для определения степени безвредности ламотриджина для беременных недостаточны.

По предварительным данным ламотриджин проникает в грудное молоко, концентрация в грудном молоке может составлять 40-60% от концентрации в плазме матери. Немногочисленные наблюдения показывают, что концентрация препарата в сыворотке младенцев, матери которых принимали препарат в период грудного вскармливания, достигала терапевтического уровня.

 

Необходимо соотносить потенциальную пользу от кормления грудным молоком и потенциальный риск развития побочных эффектов у ребенка.

Побочные действия вещества Ламотриджин:

1.     Со стороны нервной системы и органов чувств: головная боль, повышенная утомляемость, головокружение, сонливость, тремор, тревожность, спутанность сознания.

2.     Со стороны органов кроветворения: лейкопения, тромбоцитопения.

3.     Со стороны органов ЖКТ: тошнота, рвота.

4 Аллергические реакции: кожные высыпания, чаще макулопапулезные, проходящие после отмены препарата, реакции гиперчувствительности, редко - злокачественная экссудативная эритема [22].

Взаимодействие: вальпроевая кислота/вальпроаты, конкурентно блокируя ферменты печени, подавляют глюкуронизациюламотриджина, снижают скорость его метаболизма и удлиняют его средний T1/2 до 70 ч.

Ламотриджин не вытесняет другие противоэпилептические средства из их связи с белками плазмы.

Прием комбинированных пероральных контрацептивов, содержащих 30 мкг этинилэстрадиола и 150 мкг левоноргестрела, вызывает приблизительно двукратное повышение клиренса ламотриджина (после его приема внутрь). Рифампицин повышает клиренс ламотриджина и снижает его T1/2 благодаря стимуляции печеночных ферментов, ответственных за глюкуронизацию. Передозировка:

Симптомы: атаксия, нистагм, головокружение, сонливость, головная боль, рвота, коматозное состояние.

Лечение: госпитализация, промывание желудка, назначение активированного угля, симптоматическая и поддерживающая терапия.

Пути введения: внутрь.

Меры предосторожности вещества Ламотриджин:

Начальная, возрастающая и поддерживающая дозы должны быть уменьшены приблизительно на 50% у пациентов с умеренной степенью печеночной недостаточности (класс В по Чайлд-Пью) и на 75% - у пациентов с тяжелой (класс C по Чайлд-Пью) печеночной недостаточностью. Увеличение дозы и поддерживающая доза должны корректироваться в зависимости от клинического эффекта.

Следует иметь в виду, что резкое прекращение лечения ламотриджином при эпилепсии провоцирует эпилептические приступы, вплоть до эпилептического статуса.

Кожная сыпь. В первые 8 недель лечения возможно развитие кожных реакций. Кожные высыпания обычно бывают легкой степени выраженности, спонтанно исчезают, однако возможны и тяжелые формы, требующие госпитализации и прекращения терапии ламотриджином.

При лечении больных с почечной недостаточностью, находящихся на гемодиализе, следует иметь в виду, что во время 4-часового гемодиализа из организма в среднем выводится 20% ламотриджина [17].

Торговые названия: Ламиктал®, Сейзар, Ламолеп®, Ламотриджин, Ламитор®, Конвульсан, Ламотриджин Канон, Веро-Ламотриджин, Ламотрикс®, Ламитор ДТ [18].

Форма выпуска: таблетки, таблетки жевательные, таблетки диспергируемые [23].

Условия хранения: препарат следует хранить при температуре не выше 25°С, в недоступном для детей месте [3].

Условия отпуска из аптек: по рецепту врача [1].

Форма рецептурного бланка для выписывания лекарственных препаратов: 107-1/у, утверждена Приказом Минздрава России от 14.01.2019 N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" [2].

2.2.   Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ламотриджин, разрешенных к применению в Российской Федерации

Изучение ассортимента лекарственных препаратов (ЛП), выпускаемых на основе лекарственного средства (ЛС) МНН Ламотриджин, осуществлялось на основе данных о ЛП, зарегистрированных в Государственном реестре ЛС (ГРЛС), в результате был сформирован информационный массив ассортимента ЛП, разрешенных к применению на российском фармацевтическом рынке, который представлен в приложении 1[21].

Анализ данных ГРЛС на 01.04.2020 г. показал, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин насчитывает 232 ЛП, разрешенных к применению и зарегистрированных в Российской Федерации. Выпускают ЛП 12 фирм-производителей в 9 странах мира в виде трех лекарственных форм [21].

Далее был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин по составу, который представлен в таблице 1.

Таблица 1 Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин по составу

Количество предложений (всего)

Состав

монопрепарат

комбинированный препарат

К-во

Доля,%

К-во

Доля,%

232

232

100,0

0

0

Итого

232

100,0

0

0

Анализ таблицы 1 показал, что количество предложений на рынке всего - 232 ЛП, из них монопрепараты составляют 100,0% от общего количества предложений, комбинированные препараты отсутствуют.

Далее был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин по формам выпуска, который представлен в таблице 2.

 

Таблица 2 Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН

Ламотриджин по формам выпуска

Вид лекарственной формы

Количество предложений ЛП

Доля,  %

Субстанция

25

10,7

Таблетки

119

51,3

Таблетки диспергируемые

88

38,0

Итого:

232

100%

В результате анализа установлено, что препараты на основе ЛС МНН Ламотриджин в основном выпускаются в форме таблеток, что составляет 89,3% от общего количества предложений: таблетки - 51,3%, таблетки диспергируемые – 38,0% (рис. 2).

Рисунок 2. Структура ассортимента по формам выпуска

Далее был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин по странам-производителям и фирмам, который представлен в таблицах 3 и 4 (рис. 3).

Таблица 3 Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Ламотриджинпо странам-производителям

№ п/п

Страна-производитель

Количество предложений (лекарственных препаратов)

Доля, %

1.

Китай

1

0,4

2.

Индия

31

13,4

3.

Испания

6

2,6

4.

Россия

68

29,3

5.

Кипр

4

1,7

6.

Исландия

108

46,6

7.

Венгрия

6

2,6

8.

Польша

4

1,7

9.

Республика Северная Македония

4

1,7

 

Итого: 9

232

100,0

 

 
 

Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин по странам-производителям представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин по странам-производителям.

Из проведенного анализа следует, что ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин производят в девяти странах, наибольшую часть ассортимента составляют препараты производства Исландии – 46,6% от общего количества предложений на рынке [23].

Второе место по производству занимает России – 29,3%. Индия по производству занимает третье место – 13,4%. Остальные страны (Венгрия, Польша, Испания, Кипр) выпускают от четырех до шести лекарственных препаратов. Большая часть ассортимента это ЛП зарубежного производства – 70,7%, отечественные препараты составляют 29,3% от общего количества предложений на рынке.

Далее в работе был проведен анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин по датам регистрации.

Анализ полученных данных показал, что новыми ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин являются 56 препаратов (зарегистрированы за период 5 лет (2017-2021 гг.)). Это ЛП «Ламотриджин», производитель ООО «Озон», Россия. ЛП выпускаются в четырех дозировках и четырнадцати фасовках по каждой дозировке. Регистрационный номер ЛП-004076, дата регистрации 16.01.2017 г.

Расчет индекса обновления ассортимента за последние 5 лет. Индекс обновления ассортимента рассчитывается по формуле:

Y= n:N (4)

Где, n - число предложений на рынке, зарегистрированных в течении 5 лет (2016- 2020 гг).

N - общее число предложений на рынке.

Y=56/232=0,24

Анализ ассортимента лекарственных средств по датам регистрации показал, что ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Ламотриджин обновился за последние 5 лет всего лишь на 24% [23].

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе лекарственного средства МНН Ламотриджин в аптечной организации

Анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Ламотриджин проводился на базе аптечной организации АС «Социалочка», расположенной по адресу: г. Курск проспект Анатолия Дериглазова, д. 19.

Аптечная сеть «Социалочка» - региональная сеть аптек социальной направленности. Сеть насчитывает более 200 аптек в 8 регионах России.

В аптеках «Социалочка» можно приобрести: лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и медицинские приборы, БАДы, косметические средства, очки и аксессуары, продукты питания (в том числе детское питание и диетическое питание), ортопедические изделия (в том числе стельки) и еще более 60 категорий товаров.

В соответствии с лицензией аптека является «Аптекой готовых лекарственных форм», которой разрешено:

-   хранение лекарственных препаратов для медицинского применения;

-   отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

На момент изучения ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин в аптечной организации был представлен следующими наименованиями (таблица 4).

Таблица 4 Ассортимент лекарственных препаратов, предлагаемых в аптечной организации на основе ЛС МНН Ламотриджин

п/ п

Торговое

наименован ие

Лек.форма,

дозировка, фасовка

Цена

Фирма, страна

Регистр. номер, дата

1.

Ламотридж ин Канон

Таблетки 100 мг № 30

589.00

Россия

ЛП-002682, 28.10.2014

2.

Ламитор®

Таблетки 100 мг № 50

877.00

Индия

П N012583/01,

12.01.2012

3.

Ламитор®

Таблетки 50 мг № 50

607.00

Индия

П N012583/01, 12.01.2012

4.

Ламиктал®

Таблетки 100 мг № 30

1570.00

Польша

П N014213/01, 25.06.2010

5.

Ламиктал®

Таблетки 25 мг № 30

689.00

Польша

П N014213/01, 25.06.2010

6.

Ламиктал®

Таблетки 50 мг № 30

1121.60

Польша

П N014213/01,

25.06.2010

7.

Ламиктал®

таблетки жевательные

/диспергируе мые

5 мг № 30

691.00

Польша

П N014213/02, 30.11.2009

8.

Ламолеп®

Таблетки 50 мг № 30

868.00

Венгрия

ЛС-000299, 13.04.2010

9.

Ламолеп®

Таблетки 100 мг № 30

1434.00

Венгрия

ЛС-000299, 13.04.2010

10.

Ламолеп®

Таблетки 25 мг № 30

446.00

Венгрия

ЛС-000299, 13.04.2010

11.

Сейзар

Таблетки 100 мг № 30

844.00

Республика Северная Македония

ЛСР- 005944/09,

21.07.2009

12.

Сейзар

Таблетки 200 мг № 30

1172.00

Республика Северная Македония

ЛСР- 005944/09,

21.07.2009

13.

Сейзар

Таблетки 25 мг № 30

450.00

Республика Северная Македония

ЛСР- 005944/09,

21.07.2009

14.

Сейзар

Таблетки 50 мг № 30

552.00

Республика Северная Македония

ЛСР- 005944/09,

21.07.2009

 

ЛП – 14

ЛФ - 2

 

Стран – 5,

Фирм – 5

 

По данным таблицы 5, на основе ЛС МНН Ламотриджин в аптечной организации предлагается 14 ЛП в форме выпуска – таблетки.

В ассортименте аптеки имеются ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин отечественного и зарубежного производства в ценовом диапазоне от 550.00 до 1500 рублей.

Лекарственные препараты отпускают из аптеки по рецепту врача.

Далее в дипломной работе был проведен анализ ассортимента ЛС на основе ЛС МНН Ламотриджин в аптеке по формам выпуска, который представлен в таблице 5.

Таблица 5

Структура ассортимента на основе МНН Ламотриджинпо формам выпуска

№ п/п

Вид лекарственной формы

Количество предложений ЛП

Доля, %

1.

Таблетки

13

92,9

2.

Таблетки жевательные/

диспергируемые

1

7,1

 

Итого: 2

14

100,0

По данным таблицы 6, в структуре ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин в аптеке по формам выпуска наибольшую долю составляют ЛП в форме таблеток - 92,9%. Наименьшее количество представлено в лекарственной форме – таблетки жевательные –7,1% (рисунок 4).

 
 
Рисунок 4. Структура ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Ламотриджин, по формам выпуска в аптеке

На следующим этапе было необходимо проанализировать лекарственные препараты на основе ЛС МНН Ламотриджин, имеющиеся  в аптеке по производственному признаку (по странам и фирмам-производителям). Данные анализа представлены в таблице 7.

Таблица 6 Анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин в аптеке по производственному признаку

Страна- производитель

Количество ЛП

Фирма-производитель

Количество ЛП

абс. зн.

доля,

%

абс. зн.

доля,

%

Россия

1

7,1

Россия

1

7,1

Индия

2

14,3

Индия

2

14,3

Польша

4

28,6

Польша

4

28,6

Венгрия

3

21,4

Венгрия

3

21,4

Македония

4

28,6

Республика Северная Македония

4

28,6

Итого - 5

14

100,0

Фирм - 5

14

100,0

По данным таблицы 7, в аптечной организации большую часть представленного ассортимента составляют ЛП зарубежного производства, что составляет 92,9%, ЛП отечественного производства составляют 7,1% ассортимента (рисунок 5).

Рисунок 5. Структура ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин в аптеке по производственному признаку

Далее был рассчитан индекс обновления ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин в аптечной организации.

По данным таблицы 6, в ассортименте аптеки, за анализируемый период (2017-2021гг) новых ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин не выявлено. Индекс обновления ассортимента составляет: 0, т.е. за анализируемый период ассортимент ЛП Ламотриджина в аптеке не обновлялся.

2.1.   Сравнительный анализ ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Ламотриджин, имеющегося на фармацевтическом рынке

России и в аптечной организации по показателям ассортимента

На основании проведенных в работе исследований нами был проведен сравнительный анализ ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин, предлагаемого на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации. Для этого были рассчитаны показатели ассортимента: полноты и глубины.

1.   Расчет показателя полнота ассортимента:

Полнота ассортимента характеризуется числом подвидов одного товара, имеющихся в аптеке к числу подвидов этого товара, зарегистрированных в стране. Показателем полноты ассортимента ЛС является коэффициент полноты

– Кп. Показатель полноты ассортимента определялся по формуле 2 [13].

В аптечной организации ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин представлен в двух лекарственных формах. В Государственном реестре зарегистрированы ЛП Ламотриджина в трех лекарственных формах. Исходя из имеющихся данных,

Кп = 2 : 3=0,67

Значение коэффициента полноты ассортимента равное 0,67 - менее 1, свидетельствует о том, что в ассортименте аптеке присутствуют не все виды лекарственных форм препаратов на основе ЛС МНН Ламотриджин.

В частности, отсутствуют ЛП в форме субстанции.

2.     Расчет показателя глубины ассортимента

Глубина ассортимента характеризует наличие разновидностей одного вида товара (например, числом видов лекарственных форм на основе МНН). Показателем глубины ассортимента является коэффициент глубины - Кг, который рассчитывается по формуле 3 [13]:

В ассортименте аптеки на момент проведения исследований имеется 14 ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин, в Госреестре зарегистрировано 232 ЛП.

Значение коэффициента глубины равно:

К г = 14 :232 = 0,06.

Рассчитанное значение коэффициента глубины свидетельствует о том, что на локальном рынке присутствует 6% от общего количества препаратов на основе ЛС МНН Ламотриджин, имеющихся на фармацевтическом рынке России.

Далее в работе была проведена сравнительная характеристика ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации. Данные представлены в таблице 7.

Таблица 7

 

Сравнительная характеристика ассортимента ЛП, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации на основе ЛС МНН Ламотриджин

Признак

Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося на

фармацевтическом рынке России

Характеристика ассортимента ЛС, имеющегося в аптечной организации

1

2

3

Группа по АТС

классификац ии

N03A Противоэпилептически е препараты

N03AX Противоэпилептическ ие препараты другие N03AX09 Ламотриджин

N03A Противоэпилептические препараты

N03AX Противоэпилептическ ие препараты другие N03AX09 Ламотриджин

Количество

предложений

232

14

По составу

Монопрепараты - 100,0% Комбинированные препараты

– 0%

Монопрепараты - 100,0% Комбинированные препараты

– 0%

Продолжение таблицы 8

Производств енный признак

Отечественного производства

– 29,3%

Зарубежного производства– 70,7%

Отечественного производства

– 7,1%

Зарубежного производства – 92,9%

По видам лекарственно й формы

Субстанция Таблетки

Таблетки жевательные (диспергируемые)

Всего - 3

Таблетки Таблетки жевательные

(диспергируемые) Всего – 2

Индекс обновления

0,24

0

Сравнительная характеристика ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации (таблица 8), показала, что ассортимент ЛС в аптеке насчитывает 14 лекарственных препаратов из 232 имеющихся на фармацевтическом рынке России. Из трех видов лекарственных форм в аптечной организации в наличии два вида,  отсутствуют ЛП только в   форме субстанции.   В ассортименте монопрепараты составляют 100% от общего количества предложений, комбинированные препараты отсутствуют.

 

Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин в большей степени представлен ЛП зарубежного производства, как на фармрынке России (70,7%), так и в аптеке (92,9%). Рассчитанное значение индекса обновления показало, что ассортимент ЛП на фармацевтическом рынке России на 24% представлен новыми ЛП, а на локальном рынке новых ЛП не выявлено (индекс обновления 0).

2.2.   Предложения по оптимизации ассортимента лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Ламотриджин в аптечной организации

На основании проведенных маркетинговых исследований были разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин в аптечной организации «Социалочка», которые представлены в таблице 8.

Таблица 8 Предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин в аптечной организации

Признак

Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося на фармацевтическом

рынке России

Характеристика ассортимента ЛС, предлагающегося аптечной

организации

Предложения по оптимизации ассортимента в аптеке

Коэффициент глубины

 

Коэффициент глубины: 1

 

Коэффициент глубины: 0,06

Расширить ассортимент ЛС аптечной организации, за счет ЛП, имеющихся на

фармацевтическом рынке.

Коэффициент полноты

Коэффициент полноты: 1

Коэффициент полноты: 0,67

Отслеживать и поддерживать

наличие ЛП.

 

 

 

 

 

Коэффициент полноты удерживать на

прежнем уровне.

Индекс обновления

0,24

0

Заменить ЛП новыми,

зарегистрирован ными в 2017 г.

Рассчитанная величина коэффициента глубины говорит о том, что ассортимент аптеки представлен лишь на 6% от возможного. На основании этого можно порекомендовать расширить и обновить ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин за счет лекарственных препаратов, имеющихся на фармацевтическом рынке России.

Учитывая вышесказанное, разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин в аптечной организации

«Социалочка»:

Дополнить ассортимент аптеки ЛП Конвульсан, в форме выпуска таблетки и таблетки диспергируемые в дозировке 25 мг, 50 мг, 100 мг. Производитель АО "Актавис", Исландия. Регистрационный номер ЛС-001695, дата регистрации 13.05.2011года.

Фармацевтические продукты этой компании традиционно отличаются сочетанием хорошего качества и доступной цены. Средняя цена ЛП от 65.00, в зависимости от дозировки и фасовки, значительно ниже цены аналогов (см. приложение 2).

Основной механизм действия ЛП связан с блокированием натриевых каналов. Кроме того, описаны воздействие на кальциевые каналы, ГАМК–ер- гический и серотонинергический компонент. Вероятно, комплексный механизм действия обусловливает широкий спектр активности ламотриджина при эпилепсии и положительное влияние на настроение, что используется в лечении биполярных расстройств. Широкий спектр действия подразумевает возможность использования при всех формах эпилепсии. Ламотриджин зарегистрирован в моно– и дополнительной терапии при парциальных, генерализованных судорожных припадках, монотерапии типичных абсансов [15].

Клиническая эффективность и безопасность ЛП Конвульсан сочетается с его низкой стоимостью. В связи с этим в клинической практике все большее распространение получают дженерики. Изучение их сравнительной клинической эффективности и безопасности - одна из наиболее актуальных задач в области клиники, фармацевтики и фармакоэкономики [7].

Данное предложение позволит аптеке оптимизировать ассортимент ЛП ламотриджинового ряда и учесть желания и потребности покупателей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.                 Изучение литературных источников по теме выпускной квалификационной работы показало, что исследование рынка является одним из ключевых факторов развития бизнеса и представляет собой процесс постоянного и беспрерывного сбора информации о поведенческих факторах, спросе, мотивации субъектов рыночных отношений, которые действуют в определенном сегменте, а также ее анализ. Рыночные маркетинговые исследования имеют важную целевую ориентацию. Их основная задача - найти новые возможности для конкретного предприятия, определить свободную нишу, обозначить конкурентов и разработать конкретные рекомендации для эффективной реализации продукта или услуги.

2.                 Товароведческая характеристика показала, что ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин относятся к лекарственным средствам АТХ группы - N03AX Противоэпилептические препараты. Применяются для лечения эпилепсии и биполярных расстройств, обладают также нормотимической активностью.

3.                 Анализ данных ГРЛС на 01.04.2020 г. показал, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин насчитывает 232 ЛП, разрешенных к применению и зарегистрированных в Российской Федерации. Выпускают ЛП 12 фирм-производителей в 9 странах мира в виде трех лекарственных форм. Монопрепараты составляют 100,0% от общего количества предложений, комбинированные препараты отсутствуют. Препараты на основе ЛС МНН Ламотриджин в основном выпускаются в форме таблеток, что составляет 89,3% от общего количества предложений: таблетки - 51,3%, таблетки диспергируемые – 38,0%. Наибольшую часть ассортимента составляют препараты производства Исландии – 46,6% от общего количества предложений на рынке. Второе место по производству занимает России – 29,3%. Большая часть ассортимента это ЛП зарубежного производства –70,7%, отечественные препараты составляют 29,3% от общего количества предложений на рынке. Анализ данных по датам регистрации показал, что ассортимент лекарственных препаратов на основе ЛС МНН Ламотриджин, обновился за последние 5 лет всего лишь на 24%.

4.                 Изучение ассортимента ЛС, предлагаемого аптечной организацией на основе ЛС МНН Ламотриджин показало наличие 14 ЛП в форме выпуска – таблетки в ценовом диапазоне от 550.00 до 1500 рублей. Рассчитанное значение индекса обновления ассортимента равное 0, говорит о том, что ассортимент нуждается в обновлении и приобретении новых ЛС, зарегистрированных в течение последних 5 лет.

5.                       Анализ показателей ассортимента: коэффициент полноты свидетельствует о том, что в аптечной организации присутствуют не все виды лекарственных форм препаратов. В частности отсутствует: субстанция- порошок. Коэффициент глубины показывает, что ассортимент аптечной организации представлен лишь на 6% от имеющегося на фармацевтическом рынке России. Сравнительная характеристика ассортимента ЛП, имеющегося на фармацевтическом рынке России и в аптечной организации, показала, что ассортимент ЛС в аптеке насчитывает 14 ЛП из 232 имеющихся на фармацевтическом рынке России. Из трех видов лекарственных форм в аптечной организации в наличии два вида. Сравнительное изучение структуры ассортимента по производственному признаку показало, что ассортимент ЛП на основе ЛС МНН Ламотриджин в большей степени представлен ЛП зарубежного производства, как на фармрынке России (70,7%), так и в аптеке (92,9%).

6.                       На основании проведенного исследования были разработаны предложения по оптимизации ассортимента ЛС в аптечной организации

«Социалочка». Рекомендован для включения в ассортиментный «портфель» аптеки ЛП Конвульсан, в форме выпуска таблетки и таблетки диспергируемые в дозировке 25 мг, 50 мг, 100 мг. Производитель АО "Актавис", Исландия. Регистрационный номер ЛС-001695, дата регистрации 13.05.2011 года.

ЛИТЕРАТУРА

1.                 Приказ МЗ РФ от 11 июля 2017 г. № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность»:// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_277454/ (дата обращения: 11.04.2020).

2.                 Приказ Минздрава России от 14.01.2019 N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения"://           КонсультантПлюс                       [сайт].            –            URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_321140/ (дата обращения: 20.04.2020).

3.                 Приказ МЗ РФ № 706-н от 23.08.2010 г. «Об утверждении правил хранения лекарственных средств»:// КонсультантПлюс [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105562/ (дата обращения: 12.04.2020).

4.                 Дремова, Н. Б. Медицинское и фармацевтическое товароведение / Н.Б. Дремова. - М.: Медицинское информационное агентство, 2008. - 605 c.- ISBN: 978-5-8948-1678-4.

5.                 Котлер, Ф. Основы маркетинга. Краткий курс Ф. Котлер, А. Гари. - М.: Вильямс, 2016. - 752 c. с ил —ISBN: 978-5-8459-0376-1.

6.                 Коротков, А.В. Маркетинговые исследования 3-е изд., пер. и доп. учебник для бакалавров / А.В. Коротков. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 595 c. - ISBN: 978-5-9916-2878-5.

7.                 Ламотриджин в лечении эпилепсии взрослых/Т.Ю. Носкова//«РМЖ». – 2007. №24. – С.1838.

 

https://www.rmj.ru/articles/nevrologiya/Lamotridghin_v_lechenii_epilepsii_vzroslyh/#ixzz6LJW4ICeX

8.                 Управление и экономика фармации: Учебник/ под ред. профессора И.А.Наркевича. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2017. – 928 с. : ил. - ISBN 978-5-9704-4226-5.

9.                   Машковский, М.Д. Лекарственные средства в 2 т. - 16-е изд. перераб. и доп. / Машковский М.Д. - М.: Новая волна, 2019. – С. 1216. - ISBN: 978-5-7864-0303-0.

10.             Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров / Д. В. Тюрин - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 342 с. - ISBN: 978-5-9916-2903-4.

11.             Мнушко, З.Н.. Менеджмент и маркетинг в фармации. Ч. II. Маркетинг в фармации: учеб. для студентов вузов. - 2-е изд. / З.Н. Мнушко, Н.М. Дихтярева; Под ред. З.Н. Мнушко. - Харьков: Изд- во НФаУ: Золотые страницы, 2008. - 536 с. – ISBN: 978-966-615-322-0.

12.             Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Ю.В. Морозов. - М.: Дашков и К, 2018. - 148 c. - ISBN: 978-5-394-02156-5.

13.                 Медицинское и фармацевтическое товароведение. Практикум / О.А. Васнецова, Д.В. Бабаскин. - М.: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова МЗ РФ (Сеченовский Университет), Авторская Академия, 2017. - 324 c.

14.               Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России 2017/ Под ред. Е.А. Толмачевой/. - Издатель Видаль Рус, 2017. – С. 1240. - ISBN: 978-5- 9908154-4-5.

15.               Стартовая терапия эпилепсии у взрослых. Стратегия и тактика /И.Г.Рудакова // «РМЖ». – 2014. №16. – С. 1147.

16.             Фармацевтический маркетинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры/ Н.И. Суслов, А.А.Чурин, М.Е. Добрусина, Е.А. Лосев. – М.: Издательство Юрайт,  2016. – 319 с. - ISBN 978-5-9916-6131-7.

 

17.               Харкевич, Д. А. Основы фармакологии. Учебник / Д.А. Харкевич. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 720 с. - ISBN 978-5-9704- 3492-5.

18.       Шашкова, Г.В. Справочник синонимов лекарственных средств / Г.В. Шашкова, В.К.Лепахин, Е.Д. Бешлиева. – Изд. 18-е, перераб. и доп. –

М.: РЦ «ФАРМЕДИНФО», 2018. – 640 с. – ISBN: 978-5-85556-082-4.

19.               Экономика и организация фармации: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования / И. В. Косова, Е. Е. Лоскутова, Т. П. Лагуткина и др.; под редакцией И. В. Косовой. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2018. - 445, [1] с. : ил., табл.; 22 см.; - ISBN 978-5-4468- 3999-5.

20.               АТХ-классификация лекарств и медицинских препаратов [Электронный ресурс]. — URL: https://www.eurolab.ua/medicine/atc/

21.             Государственный реестр ЛС [Электронный ресурс]. –– URL: http://grls.rosminzdrav.ru.

22.             Регистр лекарственных средств России, 2019. - URL: http://www.rlsnet.ru/

23.  Энциклопедия лекарственных средств [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rlsnet.ru/news_100323.htm

24.               eLIBRARY.RU : научная электронная библиотека : сайт. – Москва, 2000 – . - URL : https://elibrary.ru (дата обращения: 25.03.2020).

25.               IPRbooks: электронная библиотечная система : сайт. – Саратов, 2005 – . – URL : http://www.iprbookshop.ru/ (дата обращения: 03.04.2020).

Просмотров работы: 55