Как оказать поддержку студенту при дистанционном обучении - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Как оказать поддержку студенту при дистанционном обучении

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В связи с пандемией COVID-19 на протяжение почти года обучение студентов, магистрантов и аспирантов прошло в формате онлайн. На старте данный формат обучения был весьма непривычен, вызвал дискомфорт и некоторые неудобства.

Переход на дистанционное обучение был вынужденным, многие не были к нему готовы. Недостатки дистанционного обучения в преобладающем количестве связаны с его началом.

Для организации дистанционного обучения, в первую очередь, у преподавателей должны были быть материалы в электронном виде: четкая инструкция действий по формату обучения, оцифрованные лекции и презентации к ним, оцифрованные методические указания к лабораторным работам, список применяемой литературы, список вопросов по подготовке к семинарским занятиям и т.д. Как оказалось, у большинства преподавателей электронных материалов фактически не было. Понятно, что рукописные конспекты, не были пригодны для размещения в системе дополнительного образования. Для того чтобы оцифровать материал и разработать программу обучения требовалось время. Соответственно, за этот период подготовки преподавателя, студенты за неимением задач по дисциплине, будут заниматься своими делами и уходить от процесса обучения.

Большинство преподавателей в основном справились с размещением электронных ресурсов. Но нашелся небольшой процент из них который вместо полноценного понятного для обучающегося материала выложил название книги и номера страниц, которые нужно законспектировать. Как правило, подобные задачи студенты выполняют машинально и под сериал, например.

Во-вторых, что также обусловлено в том числе человеческим фактором, недостатком дистанционного обучения стала усилившаяся отстраненность преподавателя от обучающихся. Были ситуации, когда преподаватель, размещая качественный материал в системе, не отвечал на вопросы, потому что вся информация по курсу и по самостоятельной работе есть на сайте. Более того, были случаи, что некоторые преподаватели ставили оценки только для того, чтобы их просто поставить, не оставляя комментариев. И иногда отличники получали серию оценок удовлетворительно, что является неуважением к труду обучающегося, тем более ответственного и стремящегося. Возможно, данная ситуация является правдивой, а может и хитростью студентов которые своевременно не выполняли работы.

В-третьих, возникла проблема обеспеченности студентов ресурсами для электронного обучения. Не у всех были нужные программы на компьютерах, у кого-то было устаревшее электронно-вычислительное оборудование и т.д.

Последней проблемой стала ограниченность объемов памяти серверов, на которых располагалась система дистанционного обучения. Это вызывало сбои в ее работе, вводились временные ограничения на ее использование, а также ограничивался объем файлов, которые предполагались к размещению в системе дистанционного обучения. Это влекло за собой дополнительные временные затраты и неудобства как для преподавателей, так и для обучающихся. Все текущие вопросы требовали доработки и в обязательном порядке сказывались на дисциплине студента.

Но с течением времени ситуация начала меняться в лучшую сторону. Во-первых, усилился контроль за преподавателями. Стали проверять ссылки, качество и своевременность размещенных заданий преподавателем в виде выборочных проверок. Более того, появилась возможность проведения видеоконференций с обучающимися. Если на начальных этапах использовалось бесплатное программное обеспечение с ограничениями по времени, то позже таких неудобств не стало. Некоторые преподаватели от начала до конца читали лекции и проводили практики в формате видеоконференций. Это стало огромным плюсом для пожилых преподавателей, ведь подключится к видеоконференции достаточно просто. За проведением видеоконференций также установлен контроль. Отошла на второй план и проблема со сбоями в работе системы дистанционного обучения, что обусловлено увеличением мощностей и объема памяти на серверах.

Таким образом, дистанционный формат обучения был качественно доработан. Проверить это удалось при двухнедельном карантине осеннего семестра 2021 года. Студенты и преподаватели за имением опыта научились адаптироваться.

При онлайн формате обучения нужно особенно внимательно относиться к студентам. Чтобы упростить некоторые сложности предлагается назначить куратора группы для любого курса обучения. Куратор группы - это один из преподавателей, который выполняет роль связующего звена между руководством кафедры, факультета или вуза и студентами группы. Это живой, настоящий старший товарищ (не виртуальная машина), которого они будут слушать, спрашивать советы. Данный преподаватель держал бы всех в тонусе и мог бы подбадривать студентов, а также оказывал бы помощь в взаимодействии с преподавателями.

В заключении, хочется отметить, что дистанционный формат обучения является вполне жизнеспособным. Некоторых людей он, безусловно, расслабил на определенное время, но ужесточение контроля за проведением занятий и за студентами решило эту проблему. Кстати некоторые кафедры действительно предусмотрели за группами кураторов. Более того, дистанционное обучение удобно работающим обучающимся, так как они могут распоряжаться своим временем более гибко, успевать все делать качественно и по учебе, и по работе. Основным недостатком является нехватка живого общения, недостаток людских эмоций.

Просмотров работы: 10