Роль дидактических игр в процессе активизации деятельности младших школьников на уроках информатики. - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Роль дидактических игр в процессе активизации деятельности младших школьников на уроках информатики.

Бахадирова Гулрух 1
1ЧГПУ ИМ.ЯКОВЛЕВА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель исследования – изучение роли дидактических игр на процесс активизации деятельности младших школьников на уроках информатики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы изучения дидактических игр на уроках математики;

- провести исследование влияния дидактических игр на активизацию деятельности младших школьников на уроках информатики.

Гипотеза: проведение игры как способа обучения развивает познавательную и творческую активность младших школьников.

Теоретико - методологические основы. Ключевые теоретические положения о роли игры как в обучении рассматривались в концепциях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина,

Кроме того, мы опирались на исследования, выполненные в области психологии и педагогики по проблеме игровой деятельности на таких ученых, как В.С. Безруковой, Н.В. Бордовской, Н.Ф. Головановой, М.Т. Громковой и другие.

Процесс организации обучения построен на использовании знаний и умений. При этом в процессе обучения используются разные формы для проведения организации педагогического процесса. По мнению Н.В. Бордовской [3, с. 43] основой для обучения является метод.

Способ обучения включает в себя разные способы организации и усвоения знаний обучающимися, а также формировании у них навыков и умений. По мнению Б.З. Вульфова [7, с. 156] способ обучения необходим для формирования и развития психических функций и развития личности.

По мнению В.С. Безруковой [1, с. 65] способ обучения — это внешняя сторона в процессе организации учебного процесса. По мнению автора, форма обучения представляет собой связь между всеми участниками педагогического процесса.

Согласно точке зрения П.С. Гуревича [11, с. 65] способы обучения характеризуются внутренней стороной учебного процесса.

По мнению Е.А. Дубицкой [12, с. 74] способы обучения — это категория в дидактике, которая представляет собой внешнюю сторону процесса организации обучения.

По мнению Е.Е. Кравцовой [19, с. 54] способы обучения – это дидактическая категория в педагогическом процессе, которая непосредственно связана с целями содержанием и методами обучения, которые напрямую зависят от материальных условий и участников педагогического процесса.

Форм организации учебного процесса много, но выделяют следующие группы:

- формы обучения по способу введения учебного процесса;

- формы обучения по системам введения учебного процесса;

- формы обучения по видам введения учебного процесса;

- формы обучения по группам введения учебного процесса.

При этом все эти способы обучения отличаются друг от друга и представляют собой самостоятельное явление.

На сегодня в педагогике выделяются следующие виды способов обучения:

- индивидуальный способ обучения;

- индивидуально-групповой способ обучения;

- групповой способ обучения;

- коллективный способ обучения.

Многие ученые трактуют форму обучения как один из способов в педагогическом процессе. При этом, по мнению А.С. Гусейновой [12, с. 108] способы обучения стали развиваться намного раньше, чем формы обучения.

Одним из способов обучения сегодня в педагогической науке — это индивидуальное обучение.

По мнению М.Т. Громковой [10, с. 127] индивидуальное обучение представляет собой обучение, которое заключается в общении педагога и обучающегося один на один и выполнение индивидуального задания.

Говоря об индивидуальном способе обучения необходимо отметить, что данный вид обучения в основном используется для того, чтобы подтянуть отстающих обучающихся. Помимо индивидуального способа обучения широко используется групповое обучение. Это обучение построено на принципе работы с группой обучающихся.

Групповой способ обучения — это обучение, которое построено в работе с группой. Также существует и фронтальная форма обучения.

Фронтальный способ обучения, по мнению Л.П. Крившенко [22, с. 54] характеризуется работой педагога сразу с несколькими обучающимися в общем темпе и с решением общих задач в образовательном процессе. Также важно отметить и коллективную форму обучения.

По мнению Г.Н. Жукова [13, с. 135] коллективный способ обучения — это обучение, при котором обучающиеся являются цельным коллективом и со своими способами взаимодействия.

Также помимо коллективной формы обучения существует и парная форма обучения. Парная форма обучения построена на взаимодействии между двумя обучающимися.

Таким образом, под способом обучения, согласно мнению Б.Р. Мандель [24, с. 156] понимается построение конструкции звеньев процесса обучения.

По мнению Е.В.Щербаковой [31, с. 56] способ обучения делится на дидактические цели. При этом эти цели в свою очередь подразделяются на теоретические, практические, трудовые и комбинированные.

Согласно трактовке В.Д. Самойлов [28, с. 106] способ обучения делится на три группы: индивидуальные занятия; коллективно-групповые занятия; индивидуально-коллективные занятия.

Значение игры для активизации деятельности младших школьников

Сегодня в педагогике и психологии считается, что игровая деятельность необходимая сторона для развития ребенка. Как считает Л.А. Ю.К. Бабанский, игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста. При этом игра оказывает важное воздействие на психическое развитие ребенка [1, с. 156].

Игра, по мнению В.С. Безруковой позволяет развивать у детей определенные навыки [2, с. 76]. Игровая деятельность считается основой для развития познавательной сферы. Как отмечает Л.П. Крившенко, игровая деятельность, способствует развитию творческих умений у детей, а также позволяет закрепить первоначальные навыки. При помощи игровой деятельности дети усваивают новые понятия. Автор считает, что игровая деятельность помогает в умственном, эмоциональном и нравственном развитии личности ребенка. Как правило, игровая деятельность всегда проводится в занимательной форме [22, с. 74].

Игры позволяют, по мнению Г.Н. Жукова дает возможность получить новые впечатления, а также развивают у детей инициативу, самостоятельность, способность к восприятию материала. Основная ценность игровой деятельности заключается в том, что игра позволяю детям приобретать новые знания, которые пригодятся в жизненной практике [13, с. 187].

В современных условиях игровая деятельность, наряду с обучением и трудом считается одной из важных видов в деятельности человека. Игра — это важный компонент феномена существования.

По определению А.И. Кравченко, игра – это вид деятельности, которая направлена на усвоение общественного опыта [21, с. 47].

В результате проведения игры складывается поведение человека. Игра является основным видом деятельности при этом как считает автор, игра определяет дальнейшее развитие, психическое и эмоциональное развитие [30].

Согласно психологической теории, по мнению ученой А.Я. Кибановой в человеческой деятельности есть три основных вида: это трудовая деятельность, игровая и учебная деятельности [14, с. 39].

По мнению Д.Б. Эльконина игра — это основная форма для развития психических функций и при этом игра направлена на познание. Игра для детей является сферой творчества, при этом в игре дети находят свое самовыражение.

На рисунке 1 приведена классификация игр. Согласно данному рисунку, все игры по своему характеру делятся обучающие, познавательные, репродуктивные и коммуникативные виды.

Рисунок 1- Классификация педагогических игр

На рисунке 2 приведена классификация игр согласно характеру и методике.

Рисунок 2- Классификация игр согласно характеру и методике

Из рисунка 2 видно, что игры по своему характеру могут быть обучающими, познавательными и творческими.

По игровой методике игры делятся на предметные, сюжетные, деловые и ролевые. Игровая деятельность как отмечает Е.А. Дубицкая, преобладает в школьной среде [12, с. 76].

При этом игровая деятельность оказывает влияние на развитие интеллекта ребенка. При помощи игровой деятельности происходит процесс развития словесного и логического мышления. Как отмечает А.В. Коржуев, игровая деятельность позволяет формировать у школьников образное мышление [18, с. 69]. Как утверждает М.Г.Бушкавец, игровая деятельность направлена на преобразования мыслительных процессов.

Игровая деятельность необходима для создания новой деятельности. В игровой деятельности дети впервые получают навыки обучения, а также трудовые навыки. Игра способствует развитию художественных способностей детей [5, с. 157]. Как отмечает Б.З. Вульфов [7, с. 135] игровая деятельность оказывает влияние на психическое развитие ребенка.

Во- первых, в игровой деятельности младший школьник начинает овладевать новыми знаниями, а также умениями и навыками, которые ему пригодятся в школьной жизни. Во-вторых, игровая деятельность позволяет формировать у младших школьников правила общения между людьми.

В – третьих, игровая деятельность оказывает развитие на процесс формирования полноценной личности. Игровая деятельность позволяет также управлять эмоциями ребенка.

Игровая деятельность ставит определенные правила для ребенка и поэтому он должен контролировать свои действия. Поэтому игровая деятельность направлена на формирование у детей концентрации внимания при выполнении определенных действий. Можно отметить, что все психические новообразования, как правило, непосредственно связаны с детской игрой [12].

По мнению Н.Ф. Головановой игровая деятельность также может служить средством для диагностики творческого развития ребенка [8, с. 75].

Сегодня в практике можно встреть множество разных игр. При этом все игры по своему содержанию отличаются. Во-первых, игры могут быть сюжетными, а также игры с определенными правилами, игры по ролям. Во-вторых, все игры оказывают воздействие на развитие ребенка. И поэтому использование игровой деятельности особенно важно для развития детей.

Игровая деятельность также оказывает огромное влияние на установление отношений детей друг с другом. Кроме того, игровая деятельность способствует преодолению коммуникативных барьеров.

Игровая деятельность, как отмечает Л.В. Нейман, также способствует развитию речи детей. Для того чтобы понять правила игры детям нужно владеть речью и при этом уметь объяснять свои желания во время распределения ролей. Игровая деятельность также участвует в эмоциональной насыщенности детей. Во время игры дети могут высказываться и обсуждать результаты игры. Механизм управления своим поведением - подчинение правилам - складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности [12].

Игровая деятельность также формирует у детей процесс следования по образцу поведения. Игровая деятельность оказывает существенное влияние на процесс формирования моральных качеств ребенка. Моральные качества определяются через нормы поведения.

Игровая деятельность как считает Н.В. Бордовская позволяет также формировать у детей мотивационную сферу. По мнению автора, игровая деятельность также необходимы для развития сенсорного воспитания. Благодаря игровой деятельности у детей формируются понятия, как форма, цвет, величина, звук. Игровая деятельность направлена на процесс развития логического мышления [3, с.ё145].

При этом игровая деятельность оказывает влияние на развитие интеллекта ребенка. При помощи игровой деятельности происходит процесс развития словесного и логического мышления.

Сущность и классификация дидактической игры

Дидактические игры позволяют, по мнению М.Г. Бушканец [5, с. 62] получить новые впечатления, а также развивают у обучающихся инициативу, самостоятельность, способность к восприятию материала. Ценность игры заключается в том, что они позволяют обучающимся приобретать новые знания, которые пригодятся в жизненной практике.

В современных условиях дидактическая игра, наряду с обучением и трудом считается одной из важных видов в деятельности человека.

Дидактическая игра является важным компонентом феномена существования.

Рисунок 3- Классификация дидактических игр

Из рисунка 3 видно, что дидактические игры могут быть трех видов. Первый вид дидактической игры — это игры с предметами.

Игры с предметами направлены на процесс обучения сравнения, а также на знакомство со свойствами предметом, со свойствами величины, цвета. Следующий вид дидактических игр — это настольно печатные игры.

Данный вид дидактических игр направлен на знакомство с миром природы, с растительным миром, с миром неживой природы. Третий вид дидактической игры — это словесные игры. Словесные игры направлены на знакомство с предметами, признаками.

Согласно мнению Л.П. Крившенко [22, с. 63] дидактическая игра должна соответствовать основным требованиям:

1. Игра должна отвечать задаче учебного и воспитательного процесса, а также отвечать требованиям стандартам высшей школы.

2. Игра должна быть определена учебным материалом и учитывать возрастные особенности обучающихся.

3.Игра должна основываться на использовании методики дидактических приемов.

Рисунок 4- Классификация дидактических игр

Необходимо отметить, что игру можно использовать на любом этапе изучения того или иного материала, так как игры всегда активизируют обучающихся на познавательную деятельность. Дидактическая игра является формой, которая может использоваться как в начале учебного занятии, так и в конце занятия для актуализации полученных знаний.

Таким образом, подводя итог можно отметить, что дидактическая игра является важным средством в обучении, так как позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, раскрыть творческие способности и повысить процесс усвоения нового учебного материала.

Список использованных источников

1.Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 2015. - 254 с.

2.Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 381 c.

3.Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.

4.Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 477 c

5.Бушканец, М. Г. Хрестоматия по педагогике / М. Г. Бушканец. – Москва: Просвещение, 2014. – 432 с.

6.Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Юрайт, 2013. - 197 c.

7.Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; под ред. П.И. Пидкасистый. - М.: Юрайт, 2013. - 511 c.

8.Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.

9.Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.

10.Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 447 c.

11.Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c.

12.Гусейнова, А.С. Психология и педагогика воспитания: как достичь гармонии в отношениях родителей и ребенка / А.С. Гусейнова. - М.: Ленанд, 2014. - 320 c

13. Дивногорцева, С.Ю. Теоретическая педагогика. В 2-х т. Т. 2. Теория обучения. Управление образовательными системами: Учебное пособие / С.Ю. Дивногорцева. - М.: ПСТГУ, 2012. - 262 c

14. Дубицкая, Е.А. Педагогика: Учебник для бакалавров / Л.С. Подымова, Е.А. Дубицкая, Н.Ю. Борисова. - М.: Юрайт, 2012. - 332 c.

15.Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 448 c.

16.Кибанова, А.Я. Психология и педагогика (адаптированный курс для бакалавров) / А.Я. Кибанова. - М.: КноРус, 2012. - 480 c.

17.Киреева, Э.А. Психология и педагогика (для бакалавров) / Э.А. Киреева. - М.: КноРус, 2012. - 496 c.

18. Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. - М.: Вузовская книга, 2016. - 872 c.

19.Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 719 c.

Просмотров работы: 33