Актуальность темы обусловлена рядом фактов.
Во-первых сегодня каждый человек, а в особенности студент (который является самой активной частью общества, использующий все блага современного мира в области информационных технологий) имеет доступ к большому количеству информации, которую он поглощает как осознано (просмотр сериала, фильма и т.д.), так и неосознанно (рекламные ролики в сети, рекламные баннеры на улице, музыка, играющая в проезжающих машинах и т.д.), что в итоге вызывает у человека перенасыщение полученной информацией и как следствие стресс.
Во-вторых, обучение студентов предполагает периодическую сдачу тестирований, написание контрольных работ и два раза в год все студенты в обязательном порядке проходят через сдачу сессии, что связано с большим объемом информации, которую студент должен изучить за относительно небольшие сроки.
Из этого мы можем заключить, что:
информационный стресс связан с прогрессом общества и является его негативной производной составляющей и посему его уничтожение невозможно, так как для этого придется остановить прогресс;
больше всего информационному стрессу подвержены студенты из-за особенностей обучения;
так как полностью исключить информационный стресс мы можем лишь методами, связанными с кардинальной сменой образа жизни человека, а именно его исключением из современного мира посредством переезда в места, где информационная насыщенность достигает минимального уровня (села и деревни в «глухой тайге»), нам следует иметь представление о способах преодоления информационного стресса.
Термин «стресс» был введен канадским физиологом Гансом Селье для обозначения неспецифической реакции организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Он может быть личностным, межличностным, семейным, профессиональным и т.д. Но любая его разновидность является в своей основе информационной. Это так называемый информационный стресс. В современной психологии информационный стресс определяется как состояние, формирующееся под воздействием экстремальных значений информационных факторов [1, с.98].
Признаки информационного стресса проявляются на трёх уровнях: физиологическом, эмоциональном и поведенческом.
физиологические признаки информационного стресса: тошнота, изжога, сухость во рту, повышенное давление.
эмоциональные признаки информационной перегрузки: опустошенность, усталость; напряжение, беспокойство, а также страх от негативных новостей.
на поведенческом уровне: рассеянность, безразличие к поведению окружающих людей; затруднения сосредоточиться на важных вещах; невозможность объективно оценивать себя и окружающих; тяга к вредным привычкам; скованность движений. В условиях информационного перенапряжения трудно сконцентрироваться и принять правильное решение [2, С.140-142]
Причины возникновения информационного стресса:
большое поступление сообщений от внешнего мира;
доступность информационной среды и легкость получения различных сведений;
большое количество информации, связанной с чрезмерной политизацией жизни;
огромный объём негативной информации.
Как мы видим, большую роль в возникновение информационного стресса играет перенасыщение информацией. Если сравнить наш мир сегодня и скажем мир наших предков в начале XX века заметим, что имеется явное различие как в численном, так и в качественном свойствах. Так, раньше основными источниками информации были газеты и радио, которые уже сегодня смещены более современными аналогами с большим спектром возможностей. Это, например, наши гаджеты, телевизоры, компьютеры и так далее. Исследование, проведенное среди 36 студентов первых, вторых и пятых курсов показало, что 44.4% учащихся (16 человек) проводят в соцсетях более 8 часов, 25% (9 человек) 5-7 часов, 27.7% (10 человек) 2-4 часа и лишь 2.7% (1 человек) 1 час (во время опроса студенты не включали в это время часы, проведенные в соцсетях и на прочих интернет платформах, связанных с обучением в дистанционном режиме).
Отсюда можно сделать вывод о том, что большая часть студентов очень много проводит времени в соцсетях и, как следствие, получает множество информации, что приводит в последующем к информационном стрессу.
Важное отличие имеет времяпровождение в соцсетях от подготовки к сессии, которое заключается в целях этих двух занятий: если в первом случае студент просто развлекается и не ставит цель запомнить информацию, а также в любой момент может прервать это развлечение без серьезных негативных последствий для себя, то в случае с подготовкой к сессии мы видим обратную картину. Студенту необходимо прочесть огромное количество информации, обработать и запомнить ее. Несмотря на то, что о сессии студенты знают и в течении всего полугодия фактически изучают то, что будут у них в последствии проверять, они продолжают испытывать стресс, ведь часть информации студентов либо забыта, либо пропущена, либо, что еще хуже, даже не была изучена. Безусловно факт того, что нужно учить, причем в больших объемах и с малыми сроками, создает стрессовую ситуацию.
Но влияет ли опыт и стипендии (как мера вознаграждения) на уровень стресса? Проведенный опрос среди 36 студентов первого, второго и пятого курса показал следующие результаты (уровень стресса перед сессия измерялся по 10ти бальной шкале, где 10 означает максимум испытываемого стресса):
1 курс – средний уровень стресса 5.83
2 курс (студенты без стипендии) – средний уровень стресса 2.66
2 курс (студенты со стипендией) – средний уровень стресса 5
5 курс (студенты без стипендии) – средний уровень стресса 1.6
5 курс (студенты со стипендией) – средний уровень стресса 6.6
Отсюда можно сделать следующий вывод и предположение:
Стипендия влияет на уровень стресса, ее наличие вызывает страх перестать входить в число получающих материальное вознаграждение за учебу. Для чистоты эксперимента студенты с социальной стипендией, которая платится вне зависимости от успешности сдачи сессии, были включены в список «без стипендии».
Высокие уровни страха на 1 и 5 курсе по сравнению со вторым связаны с тем, что первый курс не имеет опыта сдачи сессии, а пятый курс, хоть и имеет опыт, но изучает более сложные дисциплины, к тому же это последний курс, а значит студентам придется писать дипломную работу, которая так же заранее вызывает стресс и уже сейчас может влиять на результаты. Студенты же второго курса уже имеют опыт сдачи сессии, но все же до курсовых и дипломных работ им еще далеко, поэтому стресса на почве опасения дальнейших работ у них нет.
Также можно использовать и другой метод для того, чтобы понять, насколько уровень информационного стресса высок. Для этого мы возьмем уже известные нам данные из опроса студентов первого, второго и пятого курса, которые показывают, как уменьшается времяпровождение в соцсетях при подготовке к сессии и сколько времени уходит на саму подготовку.
Отсюда мы видим, что зачастую времяпровождение в соцсетях либо не меняется перед сессией вообще, либо меняется незначительно в большинстве случаев. Но глядя на диаграмму можно задать логичный вопрос: почему студенты не готовятся, при этом имея повышенный уровень стресса? На наш взгляд, многие студенты просто сдаются, понимая что много информация короткий срок они освоить не смогут, лишь небольшая часть пытается учить периодически и всего 16% студентов (6 человек) готовятся регулярно.
Как мы видим, высокий уровень информационного стресса присущ студентам, а также мы увидели пагубное воздействие этого стресса: опускание рук, нежелание даже попытаться сделать хоть что-то у многих студентов.
Снизить стрессогенность среды помогают следующие факторы:
студенты заранее (за достаточное для подготовки время) предупреждены о предстоящих контрольных работах и сессии;
вопросы на контрольных работах и во время сессии затрагивают только те темы, которые были ранее пройдены студентов курсе лекций и закреплены в курсе практических занятий;
преподаватели перед сессией выдают перечень вопросов, которые могут быть заданы студенту;
опыт сдачи сессий на предыдущих курсах или, в случае с первокурсниками, опыт сдачи контрольных и экзаменационных работ в школе;
студентам засчитывается работа в течении семестра в виде баллов, которые помогают студенту получить зачет «автоматом»;
возможность пересдать предмет несколько раз.
Для того, чтобы бороться со стрессом нужно понимать, что для этого нужно предпринять. Существуют следующие советы по борьбе с информационным стрессом [3, с.28]
1. Разработайте систему приоритетов в своей работе.
2. Научитесь говорить “нет”, когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы.
3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашими преподавателями.
4. Не соглашайтесь с кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования.
5. Сообщите своему преподавателю, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки задания не ясны.
6. Найдите день или время для отключения и отдыха.
К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.
Стресс могут вызывать и личностные факторы. Чтобы предотвратить дальнейшие последствия, способствующие возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний, можно дать ряд рекомендаций, которые помогут своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм:
1. Собрать достаточную информацию о возможности наступления подобных ситуаций.
2. Продумать способы предупреждения конкретных жизненных опасностей, попытаться найти способы их смягчения.
3. Не пытаться в преддверии самого события делать поспешные умозаключения.
4. Осознать, что большую часть вызывающих стресс ситуаций человек способен решить сам, не прибегая к посторонней помощи.
5. Стремиться активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая деятельность адаптационных организмов.
6. Понять и принять, что серьезные перемены – это неотъемлемая часть жизни.
7. Помнить, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации.
Знают ли о этом студенты? Проведенное исследование среди студентов первого, второго и пятого курса показало, как опрашиваемые борются со стрессом. Виду обширного числа способов борьбы с информационным стрессом в опрос добавлена возможность написать свой вариант борьбы, а также функция выбора нескольких вариантов.
Самый популярный способ – прогулка, и это вполне логично, так как при прогулках мы на время лишаемся основной массы источников большого количества информации. Кроме того многие студенты также стараются не думать о сессии, чтобы не продолжать повышать уровень стресса, а третьим по популярности стал самый логичный выход из ситуации – ставить адекватные цели, ведь даже если студенту не под силу выучить предположим 100% информации, то выучить хотя бы 80% при правильной подготовки вполне реально.
Обобщив сказанное, мы можем сделать вывод о том, что информационный стресс – это часть нашей жизни, такой стресс всегда будет иметь место быть, но важно уметь с ним бороться и не давать этому стрессу развиваться. Для этого следует на время подготовки поставить конкретную цель в соответствии с реальным временем, которое мы можем потратить на учебу, не забывая про сон и отдых. Важно также оградить себя от источников той информации, которая не поможет достигнуть цель, таковыми являются видеохостинги с развлекательным контентом, телевизионные программы и так далее. Полная концентрация на работе требует высокого уровня самообладания, которое тоже необходимо развивать, ведь оно поможет не только при сдаче сессии, но и в последующем в жизни (например в работе человек с высоким уровнем самоорганизации и самообладания сможет выполнять работу лучше других). Кроме того, преподавателям и родителям следует не перегружать студента, чтобы создать для комфортные условия для подготовки.
Литература:
Бодров В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов / В.А.Бодров. – М.: ПЕР СЭ, 2000.
Мухамадеев И.Г. Современные учебно-методические пособия / И.Г.Мухамадеев // Современный мир: экономика, история, образование, культура: Сборник научных трудов. – Уфа, 2009.
Росина Н.Л. Практикум по исследовательской деятельности: Учебное пособие. – Киров: КФ МГЭИ, 2003