Формирование приёмов самоконтроля в процессе обучения информатике в начальных классах - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Формирование приёмов самоконтроля в процессе обучения информатике в начальных классах

Юлдашова Н. Р. 1
1ФГБОУ ВО "ЧГПУ им. И. Я. Яковлева "
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель исследования – теоретическое обоснование формирования приёмов самоконтроля в процессе обучения информатике в начальных классах.

В основе нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который уделяет особое внимание самостоятельной деятельности учащихся. На первый план выходит овладение учащимся универсальными учебными действиями, среди которых выделяют познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные. Последние особенно важны, так как именно они обеспечивают овладение учеником навыками самостоятельного планирования предстоящей деятельности, организации её выполнения своими силами, контроля собственных действий и эмоций. Всё это способствует успешному самообразованию, поэтому в условиях современного общества особенно актуальным становится формирование у учащихся приёмов самоконтроля.

В современном постиндустриальном обществе информация становится главным фактором производства, особое место занимают информационные технологии, поэтому одним из важнейших предметов, изучаемых в рамках общего образования, является информатика. В начальных классах данный предмет входит в предметную область «Математика и информатика», однако уроки по этой дисциплине проводятся, а значит, учащиеся должны владеть приёмами самоконтроля и на этих уроках.

Существенный вклад в осмысление значимости приёмов самоконтроля в учебной деятельности, а также в изучение способов их формирования внесли Л. В. Жарова, Г. В. Репкина, Е. В. Заика, Г. С. Никифоров, А. И. Липкина, А. В. Захарова, А. Б. Воронцов, А. Б. Ларина, М. Г. Ермолаева, Б. Г. Ананьев и другие.

Приёмы самоконтроля, безусловно, являются важными для учебной деятельности младшего школьника, однако у многих учащихся эти навыки развиты плохо. Среди причин недостаточного развития навыков самоконтроля у учащихся выделяют:

особенности нервной системы, влияющие на импульсивность и динамичность характера;

отсутствие навыков организации деятельности, нарушение педагогических условий в семье и школе.

В зависимости от причин педагог проводит работу по двум направлениям:

Предупреждение появления внешних причин низкого уровня развития самоконтроля.

Профилактика возникновения внутренних причин формирования самоконтроля.

Для преодоления внешних причин целесообразно использовать как общие, так и специальные приёмы. К общим методам можно отнести создание благоприятной психологической обстановки в классе и школе, снижение эмоционально-психологической нагрузки учащихся. Специальные методы включают формирование основ организации деятельности учащихся и учителя, создание ситуации позитивного познавательного конфликта, использование диалога между учителем и учащимися, согласование ожиданий семьи и школы в вопросах воспитания и обучения ребёнка.

Процесс формирования приёмов самоконтроля в учебной деятельности у учащихся начальных классов состоит из трех этапов:

а) возбуждение у школьников потребности в выработке у себя навыка самоконтроля;

б) обучение учащихся системой знаний, раскрывающие суть самоконтроля, методы и способы его формирования;

в) реализация длительной тренировочной работы, которая направлена на выработку умений самоконтроля.

Выбор конкретных средств и методов зависит от ожидаемых результатов в каждом виде деятельности, целей и задач, самостоятельно поставленных учащимися под контролем учителя.

В зависимости от сферы применения навыки самоконтроля условно можно разделить на следующие группы:

- учебно-организационные навыки: самостоятельная подготовка к уроку, умение концентрироваться на учебной деятельности в течение урока, владеть навыками работы с тетрадями на печатной основе и за компьютером;

- учебно-коммуникативные навыки: умение работать в команде, распределять роли в совместной деятельности, поддерживать диалог с собеседником, слушать и слышать друг друга, задавать правильные вопросы;

- учебно-логические навыки: умение производить оценку своей работе и эффективности работы группы, включая оценивание по заданным критериям, навык выполнять задание по алгоритму, сравнивать цель и результат деятельности, формулировать выводы;

- учебно-информационные навыки: умение формулировать краткий или полный ответ, работать с дополнительной литературой, корректно оформлять запросы и знать правила техники безопасности при работе за компьютером;

- учебно-управленческие навыки: умение выделять учебную задачу, соотносить с ней полученный результат, правильно оценивать учебную деятельность, составлять план устранения допущенных ошибок.

Методические приёмы по формирования навыков самоконтроля классифицируются следующим образом:

1. По форме представления: словесные, графические, схематические, табличные.

2. По времени проведения:

- после каждого этапа урока;

- в конце урока (в качестве рефлексии);

- после окончания четверти, полугодия, года.

3. По цели проведения:

- для определения отношения учащегося к предмету, теме, уроку;

- для определения успешности работы на уроке;

- для выявления уровня усвоения знаний;

- для выявления проблем и трудностей при выполнении заданий.

Словесные методы предполагают использование на уроке вопросов, которые учитель задаёт учащимся. Например, можно задать детям следующие вопросы:

Что ты делал на уроке?

За что ты можешь себя похвалить?

Что новое ты узнал на уроке? Чему научился?

Какие задания показались сложными?

Над чем ещё стоит поработать?

Достиг ли ты цели урока?

Какие моменты урока тебе понравились?

Кроме вопросов, учитель может предложить детям закончить предложения, дав начало фразы, например:

Сегодня на уроке я…

Мне удалось…

Я могу похвалить себя за…

Мне кажется, я недостаточно…

Я старался над…

Данные словесные приёмы можно использовать как по одному, так и сочетая несколько предложений, составляя из них алгоритм. Также все вышеперечисленные приёмы можно реализовывать и в устном, и в письменном виде. Для экономии времени более целесообразным будет заранее распечатывать и раздавать детям памятки с вопросами, чтобы дети могли с ними ознакомиться.

Графические методы предполагают использование изображений и рисунков. Например, поднять смайлик того цвета, который соответствует настроению на уроке (при использовании бумажных вариантов) или выбрать картинку со слайда презентации.

Также к средствам формирования приёмов самоконтроля можно отнести ведение портфолио и взаимооценку. В течение всего периода обучения каждый учащийся собирает портфолио, состоящее из нескольких разделов. В разделе «Моя учёба» отводится место для каждого учебного предмета, в том числе для информатики. Учитель помогает учащимся организовать работу по обновлению и отбору материалов для портфолио. Там размещаются результаты самостоятельных, проверочных, тестовых работ, в том числе самоконтроля. Так же там можно размещать результаты практических работ (например, созданные на компьютере электронные файлы в распечатанном виде). К тому в каждом портфолио есть раздел «Мои достижения», который можно пополнять результатами участий в олимпиадах по информатике. Кроме бумажного у детей должно быть создано электронное портфолио – папка в памяти компьютера (с именем ученика), в которое дети сохраняют результаты практических работ, выполненных на компьютере.

Взаимооценка как средство формирования приёмов самоконтроля требует особого внимания. Дети воспринимают оценку одноклассника конкретнее, чем свою личную. Более того, проверяя работу одноклассника, ученик быстрее и проще находит ошибки, чем в собственной работе, а затем полученные навыки переходят на самостоятельную деятельность и самоконтроль.

Способ взаимной оценки можно применять как при работе в группах, так и в парах. Последнее предполагает использование методического приёма «Сосед по парте». В данном случае возможны два варианта:

Ученик оценивает работу своего соседа по парте сразу после выполнения самостоятельной работы, объясняет поставленную оценку и указывает недочёты.

Ученик сначала оценивает свою работу, а затем обменивается тетрадями с соседом по парте и сравнивает работы в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Оценки совпали: оценки не совпали. Проверяя тетради, учитель может судить об объективности оценки учащихся.

Ермолаева М. Г. выделяет ряд методов, направленных на формирование у учащихся навыков самоконтроля. К ним относятся:

1) сверка с написанным образцом;

2) проверка по словесной инструкции;

3) взаимопроверка с товарищем;

4) сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике;

5) коллективное выполнение задания и его проверка;

6) сочетание коллективной и индивидуальной формы работы;

7) выполнение задания по алгоритму;

8) выполнение задания по наводящим вопросам;

9) выполнение задания по предоставленному образцу;

10) проверка при использовании сигнальных карточек;

11) подбор нескольких способов выполнения задания и определение самого рационального.

Все перечисленные методы подходят для применения на уроках информатики в начальных классах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Сергеева, Е. В. Становление действий самоконтроля и самооценки у младших школьников / Е. В. Сергеева // Начальная школа. – 2006. – С. 28–33

Тухман, И. В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников / И. В. Тухман // Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 20–24

Лында, А. С. Методика формирования самоконтроля у учащихся в процессе учебных занятий: учебное пособие / А. С. Лында. – Москва : Просвещение, 1993. – 173 с.

Ермолаева, М. Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности : учебно-методическое пособие / М. Г. Ермолаева. – Санкт-Петербург : КАРО, 2011. – 149 с.

Просмотров работы: 37