Введение
В процессе педагогического воздействия педагоги сталкиваются с проблемой, как более качественно и интересно излагать преподаваемые предметы. Прекрасно понимая, что студенты будут иметь различный уровень интеллекта и внутреннюю мотивацию к обучению. Не следует забывать и тот факт, что необходимо учитывать и особенности доминирующего полушария мозга, которое будет свидетельствовать нам о преобладающем типе деятельности человека. Так, за сравнительно недолгий период истории исследования человеческого мозга учёные, рассматривающие данный вопрос неоднократно обращались к фактам о функциях его различных областей. Самым ярким проявлением являются попытки деления психических функций человека на основании с очевидным делением мозга на правую и левую половины.
По мнению Безруких М.В. межполушарная асимметрия мозга рассматривается, как характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга; фундаментальная закономерность работы головного мозга не только человека, но и животных [1, с.32]. В настоящее время проблема межполушарной асимметрии изучается, в рамках функциональной специфичности больших полушарий. Все проявления функциональной асимметрии делятся на три группы: моторная, сенсорная и психическая асимметрии человека. Под моторной (двигательной) асимметрией понимается совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности. Под сенсорной асимметрией понимается совокупность признаков функционального неравенства парных органов чувств и разных видов чувствительности на правой и левой половине тела. Понятие психической асимметрии подразумевает неравенство больших полушарий мозга при осуществлении психической деятельности, которая включает эмоциональные проявления, восприятие, мышление, сознание, речевую и другие функции [2, с.54].
Обращает на себя внимание, тот факт что, зная ведущее полушарие у студентов, педагог может построить интерактивный образовательный процесс с учетом этих знаний.
Предмет исследования:межполушарная асимметрия.
Цель: выявлениеведущего полушария мозга.
Материал и методы исследования.
Материалы и методы исследования: изучение научной литературы по проблеме межполушарной асимметрии мозга, экспериментальные методы тест «правополушарик» или «левополушарик»; тест «балерина» [3, с. 73].
Нами проводилось исследование на студентах Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, которым было предложено экспериментальным методом определить доминирующее полушарие мозга. Общее количество выборки 50 человек, студенты Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. В качестве эмпирических методов были использованы тест «правополушарик» или «левополушарик» и тест «балерина».
Тест «правополушарик» или «левополушарик» позволяет определить физиологические параметры исходя из преобладания ведущей руки при складывании их на груди, какая из них окажется поверх другой, при скрещивание пальцев в замок, какой из больших пальцев окажется поверх другого и по хлопку, какая рука оказывается сверху при хлопке. Мы записываемых данные и исходя из количества совпадений на одну из сторон (правую или левую) и делаем вывод о доминировании того или иного полушария мозга [4, с.51]. Тест «балерина» В. Пýгача на определение доминирующего полушария головного мозга. Испытуемому предъявляется изображение с движущейся женщиной, женщина вращается вокруг своей оси но одной ноге, при этом другая её нога вытянута вперёд, а руки раздвинуты в стороны. В зависимости от активности правого или левого полушария испытуемые видят, что женщина вращается в правую или левую сторону, если испытуемый видит, что балерина крутится в ту и другую сторону, то испытуемый является амбидекстором [3, с. 73].
Результаты исследования и их обсуждение. По результат теста «правополушарик» или «левополушарик» было выявлено, что 29 испытуемых с доминированием левого полушария, которые ориентированные на прогнозирование будущих состояний и первичную роль отводят в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальных процессах памяти и мышления. У 16 испытуемых выявлено доминирование правого полушария, которые будут демонстрировать музыкальный слух, зрительно-пространственная ориентация, невербальная память, критичность. Также 5 испытуемых являются амбидекстерами, которые могут демонстрировать разносторонние способности.
Рис.1 Распределение лотеральности у студентов по тесту «правополушарник» или «левополушарник».
Полученный результат объясняется тем, что большая часть людей на земле это «левополушарники», т.к. в процессе обучения большую часть внимания уделяют знаковым операциям (математика, физика, химия и т.п.) и меньшее внимание образным (искусство, живопись, литература и т.п.). Так же это может быть связанно с увлечениями человека, которые требуют определенной деятельности головного мозга. Это может быть деятельность, связанная с образным мышлением и оно тренирует правое полушарие или же деятельность связанная с конкретным мышлением, а оно в свою очередь тренирует левое полушарие.
По результатам теста «балерина»мы получили следующие результаты: 13 испытуемых с преобладанием правого полушария, 30 испытуемых с преобладанием левого полушария и 7 испытуемый амбидекстор.
Рис.2 Распределение лотеральности у студентов по тесту «балерина»
Данные результаты объясняются так же, как и результаты по методики «правополушарник или левополушарник», только количество амбидекстеров в данной методике больше из-за того, что данная методика более конкретен и определяет подсознательное преобладание одного из полушарий.
Выводы. Результаты носят интересный закономерный характер, так как в большинстве своем в выборку вошли студенты имеющие техническую направленность и, следовательно, более развитое левое полушарие. Также, по полученным результатам, прослеживается небольшое несоответствие в экспериментальных пробах на определение доминирование полушарий головного мозга, что позволяет нам в перспективе продолжить исследование в рамках данной темы, за счет увеличения выборки исследования и разделения студентов по факультетам.
Список литературы
Безруких М. В. Функциональное созревание мозга и адаптация в школе. М.: ГЭОТАР – МЕД, 2001. 478 с.
Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии мозга. – М.: Медицина, 2008. 240 с.
Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. – М.: МГУ, 2002. 95 с.
Сиротюк А. Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., 2018. 75 с.