О ГИПОТЕЗЕ СИМУЛЯЦИИ НИКА БОСТРОМА - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

О ГИПОТЕЗЕ СИМУЛЯЦИИ НИКА БОСТРОМА

Чеботарев Вячеслав Алексеевич 1, Несвоева А.А. 1, Назина С.Л. 1
1Белгородский государственный национальный исследовательский университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Гипотеза симуляции — философское положение о том, что реальность является симуляцией (чаще всего предполагается, что это компьютерная симуляция). Чтобы симуляция выглядела реалистично для реципиента, программа подстраивается под его восприятие, формируя материальные объекты, разум и сознание реципиента. Главной работой в этой области считается статья Ника Бострома «Доказательство симуляции», опубликованная в 2003 году (первая редакция — в 2001 году) в журнале «Philosophical Quarterly» [1]. Гипотеза симуляции изучается в рамках таких философских направлений, как футурология и трансгуманистическая теория. Кроме того, наработки специалистов по гипотезе симуляции широко используются с начала 1990-х годов в массовой культуре, например, в трилогии фильмов «Матрица».

Футуролог Д. А. Медведев в статье «Живём ли мы в спекуляции Ника Бострома?» [2] перечислил главные понятия, которыми оперируют специалисты в рамках научного дискурса по этой тематике:

Постчеловеческая цивилизация — цивилизация, которая, скорее всего, заменит человечество. По мысли Ника Бострома, сильные изменения в человеке, которые породят новую цивилизацию, будут обусловлены развитием новых технологий, вычислительной техники, нанотехнологий, технологий искусственного интеллекта и многими другими.

Симуляция — продукт технологий в области вычислительной техники, призванная создавать модель восприятия мира, сознания и разума у реципиентов, а также материальные объекты, которые его окружают.

Историческая симуляция — симуляция, которая помещает реципиентов в определённые искусственно воссозданные исторические эпохи.

Базовая цивилизация — цивилизация, которая создаёт симуляцию первого уровня, при этом не проживая в симуляции.

Симуляция первого уровня — симуляция, запущенная базовой цивилизацией.

Вышестоящая цивилизация (по отношению к какой-либо симуляции) — цивилизация, которая является создателем симуляции, при этом, возможно, проживающая также в симуляции.

Метавселенная — гипотетическая совокупность всех вселенных. Соответственно, это множество объединяет в себе не только все реальные Вселенные, но и те, что были запущены как симуляции.

С целью выделить основные аргументы противников гипотезы симуляции, была использована технология мозгового штурма [3], в соответствии с которой:

сначала был сформирован максимально широкий список идей;

идеи были упорядочены с помощью графического средства Microsoft Visio [4];

был построен концептуальный граф [5], представленный на рисунке 1.

Аргументы сторонников гипотезы симуляции.

«Постепенно мы учимся создавать всё более и более реалистичные копии реальности. Следовательно, рано или поздно мы придём к тому, что реальность будет неотличима от симуляции. Вполне возможно, что некая цивилизация уже проделала этот путь до нас, и наш мир — один из её многочисленных экспериментов» [6].

Идеи шведского философа Ника Бострома, который ещё в 2003 году в своей известной работе «Мы живем в компьютерной симуляции?» предложил три версии существования человечества:

Цивилизации вымирают, не достигнув постчеловеческой стадии, на которой они могут превзойти биологические возможности человека с помощью технических изобретений и строить искусственные модели сознания.

Цивилизации, которые достигают того уровня, на котором они могут моделировать искусственную реальность по своему желанию, по какой-то причине в этом незаинтересованны.

Если пункты 1 и 2 неверны, то нет почти никаких сомнений, что мы живём в компьютерной симуляции.

Когда познающий субъект находится внутри симулированного мира, то данный мир является для него единственной объективной реальностью, которую он может познавать.

Данная симуляция сгенерирована компьютером, поэтому в основе физики мира лежат вычислительные процессы: под уровнем микроэлементов по типу кварков, электронов и протонов лежит еще один уровень – уровень битов. То есть все атомы состоят из чего-то еще более фундаментального, вполне возможно, что это биты. Мы также не можем ни строго доказать, ни опровергнуть данное утверждение, но оно вполне имеет место быть. Тогда в целом мир вокруг не меняется: мы все еще можем его воспринимать, познавать и взаимодействовать с окружением, кроме того, все наши убеждения относительно предметов вокруг будут истинными. Однажды, когда открыли квантовую механику или теорию относительности, все представление об устройстве мира поменялось. Возможно, данная гипотеза потребует пересмотра некоторых представлений об устройстве мира, но в целом наши убеждения не изменятся.

Рисунок 1 – Концептуальный граф

Одним из доказательств виртуальности нашего мира можно считать странное поведение фотонов при наблюдении за ними.

Опыт Томаса Юнга в далёком 1803 году перевернул «современную» физику с ног на голову. В своем эксперименте он выстреливал фотонами света сквозь экран с параллельной прорезью. За ним располагался специальный проекционный экран, чтобы зафиксировать результат. Выстреливая фотонами через одну прорезь, ученый обнаружил, что фотоны света выстроили на этом экране одну линию, которая была параллельна прорези. Это подтвердило корпускулярную теорию света, которая гласит, что свет состоит из частиц. Когда в опыт добавили ещё одну щель для прохождения фотонов, ожидалось, что на экране будут две параллельные линии, однако, вопреки этому, появился ряд чередующихся интерференционных полос. Благодаря этому эксперименту, Юнг подтвердил другую – волновую – теорию света, которая говорит, что свет распространяется в качестве электромагнитной волны. Обе теории, кажется, противоречат одна другой. Невозможно, что свет – это и частица, и волна одновременно [7].

Аргументы противников гипотезы симуляции.

Симуляция — это всегда объекты материального мира, существующие в реальности. Информация не существует отдельно от атомов и электронов, виртуальные миры — от компьютеров, которые, в свою очередь, являются частью физического мира. Следовательно, мы не можем отделить «виртуальное» от «реального».

«Симуляция, неотличимая от реальности, перестаёт быть симуляцией. Простой технический прогресс не делает виртуальные модели более реалистичными: нарисованное яблоко не станет более реальным, если мы добавим к нему ещё больше пикселей. Если же мы создадим яблоко, которое можно съесть — химическое и биологическое материальное яблоко, — то оно по определению перестанет быть симуляцией» [8].

«Дискретность Вселенной. Виртуальный мир обладает дискретностью. Общая картина строится из дискретных элементов. В растровой двухмерной графике такой единицей является пиксель, а в трехмерной – вексель. Если представить, что наш мир является компьютерной моделью, то в виде элементов можно представить элементарные частицы – но как бы не так, ведь каждая элементарная частица имеет возможность участвовать во взаимодействиях, а потому изменяться. Такой способностью не обладают дискретные элементы даже в теории. И я сейчас говорю про изменение характеристик в целом: частица может взаимодействовать и превращаться в другие частицы, пиксель же ни во что другое превратиться не может, так как является самостоятельным элементом» [9].

Двое теоретических физиков из Израиля и России выдвинули новый аргумент в пользу того, что наш мир не может быть компьютерной симуляцией. Некоторые свойства пространства-времени слишком сложно рассчитать на компьютере любой производительности [10].

Возможно, что наша цивилизация и наше время не являются интересными для симулирования по одной из следующих причин:

глобальное общество менее интересно, чем национальные и местные общества;

технологическое общество 20-го и 21-го веков слишком примитивно, чтобы представлять интерес;

симулирование большого населения не предоставляет дополнительных преимуществ по сравнению с небольшими популяциями;

цивилизации, объединяющие множество культур, слишком беспорядочные, и их симуляция не имеет никакой практической пользы.

Если какая-либо из перечисленных причин верна, то тот факт, что мы живем в начале 21-го века, означает, что наш мир, скорее всего, реален.

Странное поведение фотонов в опыте Юнга можно объяснить тем же «наблюдателем». Поскольку наблюдение подразумевает под собой вмешательство в систему, оно вызывает отклонения в привычном поведении системы.

Дайнтон писал о симуляции примерно в то же время, что и его коллеги — черновик статьи был опубликован в 2002 году. В «Потере невинности…» [11] он применяет более системный подход к изучению симуляции, пытаясь классифицировать формы существования в виртуальной реальности. Он также сделал попытку обосновать, что человечество живёт в симуляции, опираясь на те же доводы, что и Хансен. При этом Дайнтон выводит следующие этические принципы против создания симуляций:

Возражение против меньшей ценности — симуляции не должны создаваться, поскольку жизнь в симуляции сильно упрощена, а, следовательно, сильно проигрывает в разнообразии жизни первичной цивилизации.

Возражение против обмана — симуляции не должны создаваться, поскольку они означают иллюзию, и, соответственно, обман тех, на ком выполняется симуляция.

Эгоистическое соображение — симуляции должны быть запрещены цивилизацией, чтобы гарантировать, что она сама не находится в симуляции.

На данный момент ни физики, ни философы такими частностями, как конкретное описание моделирования реальности, не занимаются — науке придётся делать слишком много допущений.

Для философии гипотеза о симуляции – лишь одна из многих версий бытия. Эти версии если и конкурируют между собой, то только в умах их сторонников и противников, то есть являются объектами веры, не претендующими на объективность.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Ник Бостром Доказательство симуляции [Электронный ресурс]. – URL: https://studfile.net/preview/8993543/page:44/ (дата обращения: 12.12.2021).

2 Живем ли мы в спекуляции Ника Бострома? [Электронный ресурс]. – URL: http://futurologija.ru/texts/zhivem-li-my-v-spekulyacii-nika-bostroma/ (дата обращения: 12.12.2021).

3 Метод мозгового штурма и его модификации [Электронный ресурс]. – URL: https://iq.hse.ru/more/psychology/metod-mozgovogo-shturma (дата обращения: 12.12.2021).

4 Учебник по Visio для начинающих [Электронный ресурс]. – URL: https://support.microsoft.com/ru-ru/office/учебник-по-visio-для-начинающих-bc1605de-d9f3-4c3a-970c-19876386047c (дата обращения: 12.12.2021).

5 Палагин А. В., Кривой С. Л., Петренко Н. Г. Концептуальные графы и семантические сети в системах обработки естественно-языковой информации // ММС. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-grafy-i-semanticheskie-seti-v-sistemah-obrabotki-estestvenno-yazykovoy-informatsii (дата обращения: 12.12.2021).

6 Симуляции физических ощущений в виртуальной реальности [Электронный ресурс]. – URL: https://masterok.livejournal.com/4435432.html (дата обращения: 12.12.2021).

7 Опыт Юнга [Электронный ресурс]. – URL: http://ens.tpu.ru/POSOBIE_FIS_KUSN/Колебания%20и%20волны.%20Геометрическая%20и%20волновая%20оптика/08-2.htm (дата обращения: 12.12.2021).

8 Гипотеза симуляции: мы в реальности или в матрице? [Электронный ресурс]. – URL: https://www.newsinfo.ru/articles/2018-04-01/word/783933/ (дата обращения: 12.12.2021).

9 10 доказательств и опровержений того, что мы живем в симуляции [Электронный ресурс]. – URL: https://klevo.net/10-dokazatelstv-i-oproverzhenij-togo-chto-my-zhivem-v-simuljacii-6-foto/ (дата обращения: 12.12.2021).

10 Ученые уверены, что мы не живем в Матрице [Электронный ресурс]. – URL: https://techno.bigmir.net/technology/5922161-uchenye-uvereny-chto-my-ne-zhivem-v-matrice (дата обращения: 12.12.2021).

11 Симуляция – фантастика или реальность [Электронный ресурс]. – URL: https://proshkolu.ru/user/otgyrin121/blog/576864/ (дата обращения: 12.12.2021).

Просмотров работы: 360