МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Макарьина О.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Большая часть исследований, посвященных психологической компетентности сосредоточена в русле психологии управления и труда, педагогической психологии [2]. Компетентность признается профессионально значимой характеристикой, критерием, измеряющим продуктивность активности личности и имеет статус наиболее значимого требования к личности профессионала. Исследование механизмов формирования и реализации компетентности обусловлено стремлением понять истоки конструктивного взаимодействия личности со средой и объяснить социально-психологическую эффективность одних людей и деструктивную направленность других.

Отмечается разброс, отсутствие единых точек зрения к определению понятия «компетентность». В результате проведённого анализа следует, что компетентность не сводится только к знаниям, умениям и навыкам, качествам личности по отдельности или в их совокупности, но она детерминируется ими. Эта позиция поддерживается А.Н. Хомским, И.А. Зимней, Ю.В. Фроловым и другими исследователями. Компетентность как категория отражает существенные характеристики способности человека эффективно решать задачи определённой сферы деятельности или задачи, возникающие в нестандартных ситуациях с учётом личного опыта, при сохранении потенции. Следует подчеркнуть, что в компетентности человека важен, безусловно, приобретённый опыт в определённой деятельности.

Человек, у которого сформирована компетентность в определенной области, может утратить её, либо уровень компетентности будет временно снижен. Связано это с невозможностью применения определенной компетентности в профессиональной деятельности, например, при смене профессии. Освоенные компетенции могут быть актуализированы снова, когда человек будет восстанавливать свою компетентность в деятельности или формировать новую, не связанную с предыдущей [5].

Объясняя содержание понятия «психологическая компетентность», исследователи используют различные смысловые конструкты, отличающиеся как способностями, определяющими уровень функционирования личности так и качествами, отражающими ее активность, целостность, автономность, ценностные ориентации, направленность и другое [2]. Психологическая компетентность – это своеобразный психологический (личностный) инструмент специалиста, обеспечивающий эффективное выполнение его профессиональной деятельности. Высокий уровень психологической компетентности позволяет работнику как субъекту профессиональной деятельности целесообразно использовать личностные ресурсы, минимизировать затраты, оптимизировать внешнюю и внутреннюю активность, актуализировать скрытые возможности других, прогнозировать отставленные эффекты профессиональной активности, конструировать продуктивные модели саморазвития [15]. Психологическая компетентность может пониматься как интегративное качество, выводящее личность на уровень профессионализма, позволяющее ей быть востребованной и конкурентоспособной, что, в свою очередь, дает ощущение удовлетворенности деятельностью, наполненности и осмысленности бытия. Также психологическую компетентность определяют как систему предметных знаний, основанных на смысловой реальности, которые обеспечивают высокий уровень выполнения профессиональной деятельности, умения управлять психическими состояниями, поведением и принимать эффективные решения [12].

Ученые (Н. В. Андронова, М. Б. Калашникова, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Т. Н. Щербакова) обращаются к изучению таких сторон психологической компетентности, как социально-психологическая, коммуникативная, аутопсихологическая, дифференциально-психологическая. На современном этапе развития науки изучены отдельные компоненты психологической компетентности: профессиональное самосознание (Д. В. Розин), эффективные стили деятельности (H. B. Кузьмина, A. К. Маркова) и педагогического общения (С. А. Шеин, С. Л. Брадченко, Г. А. Ковалев), психологические умения, коммуникативная компетентность (Ю. М. Жуков, Л. А. Летровская), профессионально-значимые личностные качества (Ф. М. Гоноболин, И. М. Юсупов) [13].

В качестве структурных компонентов психологической компетентности могут быть выделены уровни: теоретический (гностический компонент, сочетающий знания и умения в области профессиональной деятельности и в сфере психологии), практический (коммуникативный компонент, включающий умение использовать психологическую информированность в работе со всеми субъектами, имеющими отношение к профессиональной деятельности) и личностный (аутопсихологический компонент, предусматривающий знание работника о себе, самосознание в контексте соответствия морально-нравственным нормам, способность к рефлексии, умение понимать свои чувства и регулировать эмоциональное состояние, адекватно реагировать на проблемы и неудачи, противостоять развитию профессиональной деформации личности) [3,4,7,8, 10].

В качестве структурных компонентов психологической компетентности как аспекта профессионального здоровья Н.В. Остапчук предлагает рассматривать следующие: когнитивно-смысловой, мотивационно-целевой, эмоционально-поведенческий и операционально-регулятивный [12]. Данные компоненты отражают наличие условий для развития и саморазвития личности в жизни и профессиональной деятельности.

Психологическая компетентность позволяет быть более компетентным (грамотным, умелым) в осуществлении профессиональной деятельности, в области построения человеческих и профессиональных отношений, в осуществлении планов самосовершенствования. Для формирования данных качеств работнику необходимо постоянно совершенствовать свою личность, свои знания и умения в области психологии и трансформировать их в профессиональную деятельность.

Психологическая компетентность по своему содержанию является весьма сложным феноменом [6], а актуальность и значимость совершенствования ее компонентов может варьироваться в зависимости от специфики различных факторов (например, возраст, стаж работы, индивидуальные особенности).

Вместе с тем, важной проблемой остается неоднозначность и противоречивость трактовок структуры психологической компетентности, фрагментарность ее рассмотрения, демонстрирующие недостаточное понимание системного характера феномена. Проявление психологически компетентного поведения в одной сфере профессиональной деятельности может выступать предпосылкой компетентного поведения в других сферах, но не обеспечивает успешность решения комплексных профессиональных задач [16]. Психологическая компетентность включает владение работника приемами и средствами создания доверительной атмосферы и диалогического характера общения, невербальными средствами общения, стратегиями разрешения конфликтных ситуаций, высоким уровнем развития социально-перцептивных механизмов (рефлексия, идентификация, эмпатия, децентрация). Данный вид компетентности предполагает ролевую пластичность, психологически компетентный работник обладает способностью к конгруэнтной коммуникации - как социально-ролевой (деловой характер общения), так и межличностной, стремится поддерживать позитивный образ «Я», давать объективную оценку поступка и последствий, а не личности, выступать инициатором кооперации [16].

Таким образом, феномен психологической компетентности требует осмысления и представляется актуальным аспектом психологического исследования, а повышение психологической компетентности работников.

Недостаточная готовность работников к профессиональной самореализации по разным причинам (неудовлетворительная подготовка, низкий уровень способностей, психологическая несовместимость с профессией) приводит к неудовлетворительным результатам труда, профессиональной деформации, межличностным конфликтам, текучести кадров, развитию психосоматических расстройств, неудовлетворенности профессией и другим негативным явлениям [1].

В связи с этим актуальной становится проблема поиска эффективных методов развития профессиональной психологической компетентности. Как показывает практика эффективны методы активного обучения, так как они работают не только на когнитивном уровне, но также и на смысловом, эмоциональном и поведенческом [15]. К активным методам обучения относятся деловые игры, социально-психологический тренинг, ролевые игры, активное социальное обучение, методы актуализации творческого потенциала.

По мнению психологов, в качестве наиболее продуктивных методов, способствующих развитию компетентностного потенциала личности, могут быть использованы поисковый и проектный метод, имитационно-моделирующий, метод решения проблемных ситуаций [9,14].

О.В. Гурова отмечает, что психологический механизм формирования компетентности предусматривает апробацию и выбор сотрудниками различных стратегий поведения в той или иной профессиональной ситуации. Расширение спектра профессиональных реакций в сложных ситуациях позволит работникам оперативно избирать стратегии поведения, адекватные ситуации и их ценностным ориентациям, уровню притязаний, индивидуальному стилю деятельности, что будет способствовать повышению уровня удовлетворенности от собственной активности и обеспечит эффективность профессиональной деятельности [4].

Развитие компетентности – это восприимчивость к инновациям, развитие творчества, способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Это требует создания определённых условий. Организационно-управленческие условия по развитию психической компетентности способствуют повышению профессиональной культуры работников [4].

Развитие психологической компетентности требует комплекса условий, т.е. необходимо обеспечение организационно-управленческих условий, учитывающих особенности профессиональной деятельности работников организации. Обозначенное противоречие позволяет выявить проблему исследования: как выстроить эффективную работу по обеспечению организационно-управленческих условий развития психологической компетентности работников организации [11].

На основе изученных информационных материалов мы предположили, что развитие психологической компетентности работников обеспечивается при соблюдении следующих организационно-управленческих условий:

- совершенствования психологического сопровождения работников как фактора обеспечения психологической безопасности профессиональной деятельности

- применение диагностико-коррекционного комплекса, направленного на диагностику пограничных психических состояний работников и их краткосрочную коррекцию

- изучения социально-психологического климата для выявления доминирующих мотивационных тенденций, структуры и динамики межличностных отношений, а также иных социально-психологических составляющих повседневной деятельности.

Литература:

Бовин, Б.Г. Прогнозирование профессиональной успешности сотрудников подразделений охраны Федеральной службы исполнения наказаний / Б.Г. Бовин// Прикладная юридическая психология.- 2009.- № 3. - С. 72−85.

Бодалев, А.А. Акмеология: Настоящий человек. Каков он и как им становятся? / А.А. Бодалев, Н.В. Васина. - СПб: Речь, 2010. - 223 с.

Губанова, Л.В. Преподаватель иностранного языка как практический психолог. Психологическое обеспечение деятельности / Л.В. Губанова // Мир лингвистики и коммуникации.– 2017. – № 2. – С. 106–124

Гурова, О.В. Психологическая компетентность сотрудников УИС: сущность, алгоритм формирования / О.В. Гурова // Гуманизация образования.–2019.–№4.–С. 55-64

Долматов, М.В. Сущность и соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» / М.В. Долматов// Управление устойчивым развитием.–2018. – № 4.– С. 99-102.

Зазыкин, В.Г. Психологическая компетентность государственных служащих: психолого-акмеологические характеристики / В.Г. Зазыкин // Психология профессиональной деятельности / Под общ. ред. А.А. Деркача. – М., 2009.– 243 с.

Зеер, Э.Ф. Психология профконсультирования: метод. пособие / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. — М.: Издательский центр «Академия», 2014 - 224 с.

Кусакина, Е.А. Становление личности профессионала: зарубежные и отечественные подходы / Е.А. Кусакина // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Педагогика и психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: теория, методика, практика». – СПб, 2018. – С. 193-197.

Максименко, М.В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально важных качеств курсантов ведомственных вузов: материалы всероссийской научно-практической конференции / М.В. Максименко // М. – СПб. ,2018. – С. 211-216.

Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст]/ А.К. Маркова. - М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. - 312 с.

Новаковская, В.С. Становление профессиональной культуры педагога-психолога посредством развития психологической компетентности / В.С. Новаковская // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований: материалы конференции.–2011.–№6.– С. 124-125.

Остапчук, Н.В. Психологическая компетентность как составляющая профессионального здоровья личности / Н.В. Остапчук // Вестник ЧГПУ.– 2010.– №8. – С. 167-175.

Прилепских, О.С. Психологическая компетентность педагога и ее основные составляющие / О.С. Прилепских //Альманах современной науки и образования. –2010.– № 6. – С. 117-118.

Тординава, И.К. Теоретические основы построения педагогических условий формирования профессионального самосознания студентов вуза / И.К. Тординава // Гуманизация образования.– 2010. –№3.– С. 45-49.

Щербина, О.В. Развитие психологической компетентности педагогов / О.В. Щербина // Сборники конференций НИЦ Социосфера.– 2011. –№ 8. – С. 297-302.

Яценко, Т.С. Психологическая компетентность будущих учителей как системный феномен / Т.С. Яценко // Психологическая компетентность будущих учителей как системный феномен// Политология. Психология. Коммуникация.– 2011.– №2.– С. 370-374.

Просмотров работы: 382