В условиях проведения радикальных изменений в экономике существует острая потребность в новых инструментах и методиках, способных помочь организациям стать более эффективными. Реинжиниринг является одним из самых современных инструментов такого типа.
Обращение к реинжинирингу обусловлено потребностью разработки принципиально новой модели бизнеса. Степень эффективности деятельности организации, несомненно, в значительной мере зависит от эффективной реализации её бизнес-процессов.
Для решения проблем организационных и управленческих функций на конкретном предприятии следует приобрести практические навыки в создании и применении информационных технологий.
Модель «КАК ЕСТЬ» — это модель уже существующего процесса или функции [1]. Построение структурно-функциональной модели позволяет выяснить, какие процессы выполняются на предприятии, а также какие используются информационные объекты при выполнении различных функций.
Структурно-функциональная модель «КАК ЕСТЬ» является начальной точкой для выявления потребностей и проблем предприятия, а также разработки проекта автоматизации бизнес-процессов.
Для реализации структурно-функциональной модели была использована программа AllFusion Process Modeler. Модели, построенные в данной программе, являются основой для осмысления бизнес-процессов, а также описывают взаимосвязь потоков информации и процессов в организации.
AllFusion Process Modeler — это программный продукт для реализации средств CASE-технологий, позволяющий проводить анализ, моделирование и описание бизнес-процессов. Выбранное программное средство очень востребовано. В настоящее время его распространяет компания Computer Associates на коммерческой основе. Содержит три стандартные методологии: функциональное моделирование (IDEF0), моделирование потоков данных (DFD) и моделирование потоков работ (IDEF3). Каждая методология уникальна по-своему и может быть отдельно выполнена, однако их совокупность представляет аналитику полную картину предметной области клиента.
В IDEF0 система — это совокупность взаимодействующих между собой функций или работ [2]. Более четко смоделировать взаимодействие и логику бизнес-процессов организации позволяет чисто функциональная ориентация, при которой происходит анализ функций системы независимо от объектов, которыми они оперируют.
Декомпозиция контекстной диаграммы функциональной модели процесса «Загрузка учебно-методического комплекса в систему электронного образования Пегас» отдела электронных образовательных ресурсов УЭОТ НИУ «БелГУ» «КАК ЕСТЬ» представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Декомпозиция функциональной диаграммы
В результате декомпозиции процесса загрузки учебно-методического комплекса в систему электронного образования «Пегас» были выделены следующие подпроцессы:
Предварительный просмотр материалов УМК. Данный процесс выполняется с использованием компьютерной программы Pegas Preview, которая предназначена для предварительного просмотра материалов учебно-методических комплексов, подготовленных в Microsoft Word для дальнейшего размещения их в системе дистанционного обучения «Пегас». Для просмотра материалов УМК в программе Pegas Preview необходимо открыть документ Microsoft Word. Документ проверяется на корректность структуры материала и отображения содержимого (рисунок 2).
В случае если материалы курса требуют доработки, то выполняется их правка, после чего исправленные материалы курса снова просматриваются в компьютерной программе Pegas Preview.
Проверенные материалы курса направляются в процесс «Формирования курса». Для формирования курса необходимо ввести в форму компьютерной программы Пегас Конвертор информацию по курсу, добавить материалы курса в порядке их изучения и глоссарий, а также ввести наименование формируемого пакета материалов, после чего выполняется конвертация пакета материалов курса из формата Microsoft Word в формат XML (рисунок 3).
После формирования курса электронный материал, рабочая программа и тесты загружаются в СЭО «Пегас» (рисунок 4).
Рисунок 2 – Диаграмма предварительного просмотра материалов УМК
Рисунок 3 – Диаграмма формирования курса
Рисунок 4 – Диаграмма загрузки УМК в СЭО «Пегас»
Как видно из рисунка 4 в процессе загрузки УМК в СЭО «Пегас» были выделены следующие подпроцессы:
загрузка рабочей программы дисциплины;
загрузка электронных материалов курса;
загрузка тестов (рисунок 5).
Рисунок 5 – Диаграмма загрузки тестов в СЭО «Пегас»
Как видно из рисунка 5 в процессе загрузки УМК в СЭО «Пегас» были выделены следующие подпроцессы:
подготовка базы вопросов (рисунок 6);
добавление тестов в курс (рисунок 7);
импорт базы вопросов в СЭО «Пегас» из файла базы вопросов;
добавление вопросов в тесты из базы вопросов СЭО «Пегас».
Рисунок 6 – Диаграмма подготовки базы вопросов
Рисунок 7 – Диаграмма добавления тестов в курс
При рассмотрении модели можно сделать вывод, что процент автоматизации процесса загрузки учебно-методического комплекса в систему электронного обучения «Пегас» невелик, а качество автоматизации оставляет желать лучшего, что существенно затрудняет работу сотрудника отдела электронных образовательных ресурсов УЭОТ НИУ «БелГУ».
Рассмотрим, каким образом изменится исследуемая предметная область при совершенствовании системы электронного обучения «Пегас».
На декомпозиции контекстной диаграммы видны следующие изменения: удалены механизмы Pegas Preview и Пегас Конвертор, теперь функции данных компьютерных программ будут доступны в СЭО «Пегас», а также управляющие воздействия «Инструкция по использованию Pegas Preview» и «Инструкция по использованию Пегас Конвертор». Стрелки «СЭО Пегас» и «Инструкция по использованию СЭО Пегас» изменены на «Усовершенствованная СЭО Пегас» и «Инструкция по использованию усовершенствованной СЭО Пегас», соответственно. Описанные выше изменения представлены на рисунке 8.
Основным процессом по-прежнему будет загрузка учебно-методического комплекса в системе электронного обучения «Пегас». Для выполнения этого процесса в систему будут поступать следующие данные и документы:
рабочая программа дисциплины;
материалы курса;
глоссарий;
тесты.
Эти данные (и документы) являются входами функционального блока.
В результате выполнения процесса будет получен электронный учебно-методический комплекс.
В качестве управления выступают:
законодательство РФ;
локальные нормативные акты;
инструкция по использованию усовершенствованной системы электронного обучения «Пегас».
Механизмом реализации рассматриваемого процесса является сотрудник отдела электронных образовательных ресурсов управления электронных образовательных технологий НИУ «БелГУ», а также усовершенствованная СЭО «Пегас», с которой он работает.
Рисунок 8 – Функциональная модель первого уровня «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ»
Рассмотрим, какие изменения будут происходить при совершенствовании СЭО «Пегас». В результате декомпозиции основного процесса было выделено четыре подпроцесса: ввод информации по курсу, добавление материалов курса (рисунок 9), загрузка глоссария, загрузка тестов в формате GIFT и формирование курса (рисунок 10). Изменения потерпели процессы «Добавление материалов курса» и «Загрузка тестов в формате GIFT и формирование курса».
Рисунок 9 – Диаграмма добавления материалов курса
Теперь после загрузки файла в форму редактор может проверить корректность структуры материала и корректность отображения содержимого документа (предварительный просмотр материалов курса не требуется).
Рисунок 10 – Диаграмма загрузки тестов в формате GIFT и формирования курса
Из диаграммы, представленной на рисунке 10 видно, что формирование курса в СЭО «Пегас» выполняется автоматически после завершения загрузки файла базы вопросов в форму.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Бизнес-процессы: модель «КАК ЕСТЬ» [Электронный ресурс]. – URL: https://uldelo.ru/2016/04/19/biznes-protsessy-model-kak-est (дата обращения: 12.12.2021).
2 Моделирование бизнес-процессов по методологии IDEF [Электронный ресурс]. – URL: https://pandia.ru/text/80/275/4162.php (дата обращения: 12.12.2021).