Российская экономика в условиях пандемии - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Российская экономика в условиях пандемии

Кутепкина Н.А. 1, Попова Д.М. 1
1Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС (Банковский колледж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Пандемия коронавируса, связанные с ней ограничения и их последствия привели к

стремительной и масштабной рецессии во многих странах, оказав значительное влияние на мировую экономику и перспективы ее дальнейшего развития. Согласно данным, вирус был завезен на рынок неким инфицированным, после чего вспыхнула эпидемия.[1]

В 2020 г. относительно небольшие на фоне других стран мира макроэкономические потери в России сопровождались серьезными человеческими потерями, которые стали очевидны из статистики смертности только к концу года.

Стоит отметить, что пандемия COVID-19 оказала заметное влияние на экономику России. Треть российских компаний только за первую половину 2020 года понесла убытки более 1,5 млрд. руб., 46% представителей бизнеса говорят о снижении спроса на продукцию или услуги. Среди населения столько же (46%) отмечают серьезное сокращение доходов, а 33% – сбережений.

Рассмотрим конкретные последствия:

Остановка деловой активности ради борьбы с новой коронавирусной инфекцией, падение спроса на экспортные поставки и обвал цен на нефть не прошли бесследно.

Всё это привело к:

падению российского ВВП;

значительному сокращению доходов населения;

безработице;

торможению потребления и инвестиций;

огромному дефициту бюджета.

Влияние эпидемиологического кризиса проявилось через четыре основных канала.

Распространение коронавируса и ограничительные меры на территории России привели к сильному сокращению потребительской активности за счет снижения склонности к потреблению и доходов, а также к сжатию инвестиционной активности.

Те же причины вызвали шок предложения: производственная деятельность осложнилась в результате разрыва и изменения цепочек добавленной стоимости, вынужденной реструктуризации экономики, необходимости обеспечивать эпидемиологическую безопасность при ведении деятельности.

Общемировой характер кризиса вызвал существенное падение объемов экспорта — как энергетических товаров (прежде всего в силусоглашения ОПЕК+ о снижении нефтедобычи), так и неэнергетических, а также услуг.

Наблюдалось обрушение цен на нефть, скорректированное сделкой ОПЕК+, а также снижение цен на другие товары и услуги российского экспорта.

Так, по сравнению с 2019 г. нефть марки Urals подешевела на

треть — с 64 до 42 долл./барр.

Сильнее всего кризис повлиял на экономику через канал внутреннего спроса со стороны населения и предприятий.

Таблица 1 Годовая динамика ВВП [3]

 

Прирост,%

Вклад в прирост ВВП, п.п

2019

2020

2019/2020

2019

2020

2019/2020

ВВП

2,0

-3,1

-5,1

2,0

-3,1

-5,1

Конечное потребление

2,9

-5,2

-8,1

2,0

-3,6

-5,6

Население

3,2

-8,6

-11,8

1,6

-4,4

-6,0

Государство

2,4

4,0

1,6

0,4

0,7

0,3

НКО

-0,2

2,5

2,7

0,0

0,0

0,0

Валовое накопление

3,2

-4,2

-7,4

0,7

-1,0

-1.7

Основной капитал

1,5

-6,2

-7,7

0,3

-1,3

-1,6

Запасы

-

-

-

0,4

0,4

0,0

Экспорт

0,9

-5,1

-6,0

0,3

-1,5

-1,7

Импорт

3,5

-13,7

-17,2

-0,7

2,9

3,6

Стат.расхождение

-

-

-

-0,2

0,1

0,3

Основным экономическим последствием пандемии для населения стало сокращение доходов и сбережений. Падение доходов во многом вызывается безработицей. Если в начале кризиса базовой стратегией адаптации было сокращение доходов и трата сбережений, то сейчас страх потерять работу (психологический фактор) и сокращение сбережений (экономический фактор) заставляют активно искать дополнительные источники дохода: сейчас ⅕ часть жителей страны активно ищут дополнительные источники дохода, а 10% уже вышли на дополнительную работу. В будущем в случае ухудшения экономического положения искать новые источники дохода собираются почти ⅔ опрошенных.

Произошел рост безработицы (на 27% по итогам года до 4.4 млн. человек или до 5.9% от рабочей силы [2]), небольшое усиление неравенства (в пандемию пострадали работники более низкой квалификации) и снижение склонности к потреблению у более состоятельных граждан. В результате это привело к серьезному сокращению конечного потребления домашних хозяйств (на 8,6%), что сопоставимо со спадом 2015 г., и почти вдвое выше спада 2009 года.[4]

Таблица 2 Отрасли наиболее пострадавшие от коронавирусной инфекции

Наиболее пострадавшие отрасли

Туризм

Затронуто 6,7 млн. человек.

По статистике из них: 3,4 млн. в сфере малого и среднего предпринимательства

Воздушный транспорт

Водный транспорт

Железнодорожный транспорт

Выставочная деятельность

Гостиницы

Сфера развлечений и досуга

Общественное питание

Бытовые услуги

Культура и спорт

СМИ

Стоматологические услуги

Дополнительное образование

От пандемии и локдауна сильнее всего пострадали сектор услуг вместе с малыми и средними предприятиями (МСП). Примечательно, что в крупных развитых странах доля МСП в экономике часто больше 60%, то в РФ – не более 22%. Именно поэтому влияние коронавирусной инфекции оказалось гораздо слабее.

Всё же главным пострадавшим в пандемию стал туризм. С 2015 года наша страна была привлекательной для многих иностранных путешественников. Это всё исчезло в один миг и продолжается по сей день. В результате гостиничный бизнес, авиакомпании и аэропорты находятся в большом минусе. Российский турбизнес потерял в 2020 г. 1,3 трлн руб., то есть 33% ежегодного оборота.

Подводя итоги, можно сказать, что современная экономика никогда не сталкивалась с подобной мировой проблемой. Эта болезнь подвергла большому изменению общественную жизнь и пошатнула состояние экономики. Люди, государства, работодатели начинают осознавать какие сферы деятельности действительно важны для общества, в каком направлении необходимо осуществлять структурные преобразования в будущем, отвечая современным вызовам.

Пандемия оказала положительное влияние на цифровую трансформацию госсектора в двух отношениях. Во-первых, ускорилась давно назревшая цифровизация процессов, которые в «аналоговом» виде были менее эффективны. Во-вторых, внедрение цифровой трансформации (ЦТ) на госслужбе стало восприниматься с бóльшим оптимизмом, поскольку многие лица, принимающие решения, увидели реальную пользу и выгоду от перевода процессов в цифровой формат.

Наконец, в период пандемии интенсифицировалось использование цифровых технологий населением. ⅓ опрошенных утверждает, что за время пандемии стали пользоваться цифровыми сервисами чаще. Подобные ответы характерны для наиболее экономически активной группы населения в возрасте от 31 до 45 лет. [5]

Список использованных источников

Пандемия COVID-19 // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пандемия_COVID-19

Занятость и безработица в Российской Федерации в декабре 2020 года. Росстат. 2020. URL: https://gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/17.htm.

Росстат, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

3. Финансово-экономические кризисы последних десятилетий и их влияние на экономику России // Прайм [электронный ресурс] https://1prime.ru/sience/20190402/8298 58467.html.

Расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по результатам проекта «Исследование факторов интеграции населения в цифровую экономику и эффектов пандемии на интенсивность процессов использования в обществе цифровых технологий» тематического плана научно-исследовательских работ, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ.

Просмотров работы: 30