Понятие , предмет и метод государственного и муниципального регулирования торговой деятельности - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Понятие , предмет и метод государственного и муниципального регулирования торговой деятельности

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Государственное регулирование торговой деятельности выступает в двух аспектах: во-первых, это орган жесткого контроля торговой сферы, а во-вторых, это инструмент для развития торговли. Все меры государственного регулирования торговой деятельности, прописанные в законодательстве, не ограничивают и ни в коем случае не запрещают вести торговую деятельность, а, наоборот, они созданы для того, чтобы сбалансировать и стимулировать предпринимателей развивать свой бизнес. Законодательство в торговой сфере касается не только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и потребителей. Государство отслеживает качество и безопасность продукции, для этого существуют определенные рычаги: лицензирование, стандартизация, сертификация.

Ожидать эффективности и устойчивого развития предприятий торговли невозможно, если не выполняется комплекс мер, направленных на совершенствование правовой среды, где они реализуют свою финансово-хозяйственную деятельность. В основу рыночной экономики положена система прав и полномочий определённых участников предпринимательского процесса, действующих самостоятельно и решающих все свои частные вопросы в рамках требований законодательства, норм и регламентов.

Учитывая опыт торговли в мире, ясно, что существующие рыночные торговые взаимоотношения практически в каждой стране мира регулируются законами государства. Сейчас наблюдается тренд усиления государственного регулирования, направленный на содействие развитию бизнеса, изменение организационных видов взаимодействия органов государственной власти и управления с представителями частного предпринимательства, обеспечение оптимальности в сочетании государственных и рыночных мер воздействия.

Обобщая, к задачам государственного регулирования следует отнести весь комплекс мер, способных обеспечивать функционирование и

поступательное развитие торговли в составе экономической системы государства.

На разных этапах развития и становления рыночной экономики к вмешательству в нее государства относились по-разному. В XVII–XVIII веках, когда зарождалось формирование рыночных отношений, преобладающая в то время доктрина – меркантилизм – базировалась в основном на безусловном признании необходимости регулирования со стороны государства промышленности и торговли для развития страны. В ходе развития рыночных отношений класс предпринимателей, набравший силу, стал воспринимать вмешательство государства в экономику, а также связанные с этим запреты как помеху своей деятельности.

К проблемам, не решающимся рыночным конкурентным механизмом, принято относить внешние факторы. Зачастую рыночный механизм не принимает во внимание явления, могущие стать катастрофой для общества. Регулирование побочного или внешнего эффекта можно осуществлять на основе прямого контроля государства, в том числе государству необходимо давать оценку возникающим проблемам с точки зрения перспектив в обществе.

В теоретическом осознании роли государства в структуре рыночной экономики важный этап был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.М. Кейнса. В результате «Кейсианской революции» были выдвинуты идеи, которые явились доказательством невозможности самоисцеления спада экономики, также была выявлена необходимость государственной политики как средства, которое способно балансировать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить из кризисного состояния экономику, в том числе способствовать ее дальнейшей стабилизации.

Дж.М. Кейнс теоретически раскрыл значимость государственного регулирования экономики. Важен тот факт, что опыт, проведенный в США при Ф. Рузвельте и при Гитлере в Германии, подтвердил его тезис о том, что существует возможность обратить ход развития экономики в нужном

государству направлении на основе его расходов. Заказы государства полезно отражаются на экономике страны, оживляя спрос, стимулируя занятость и давая прибыль предпринимателям.

В качестве собственника государство начало выступать в начале XX века. В это время во многих станах установилась командно-административная экономическая система, и государство, осуществляя руководство работой государственных предприятий, оказывало управляющее воздействие на рынок, запрещая развитие малого и среднего бизнеса, определяя законы, регулируя цены и ценообразование. Государство становится главным хозяйствующим субъектом, вкладывая деньги из госбюджета в основные направления развития экономики. Государство оказывает влияние на экономику по трем основным направлениям: – ускоряет (действия государства совпадают с развитием экономики); – сдерживает (действия государства противоречат развитию рыночной экономики); – в одних отраслях экономики ускоряет, а в других – сдерживает.

Во многих странах господствует смешанная экономическая система. То есть в одних позициях рынок регулируется самостоятельно, например это касается спроса и предложения, а в других – государство является главным регулятором, например в законодательной базе торговой деятельности. Под таким государственным вмешательством подразумевается комплекс мер, осуществляемых государством, направленных на создание предпосылок для эффективного развития экономики. Законодательной базой государственного регулирования торговли в РФ является Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», а также Гражданский кодекс РФ и иные нормативно-правовые акты, принятые на уровне субъектов РФ.

Государственное регулирование современной торговли осуществляется с помощью типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, необходимых для стабилизации социально-

экономической системы и ее адаптации к изменяющимся условиям. В качестве субъектов государственного регулирования торговой деятельности выступают государство и законодательные органы. Косвенно участвовать в государственном регулировании могут и общественные организации, такие как профсоюзы, Общество по защите прав потребителей или политические партии. Объектами государственного регулирования торговой деятельности являются экономические, организационные, управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций. В механизме государственного регулирования торговли можно увидеть обратную связь, то есть существует система взаимоотношений между экономическими субъектами и объектами, представляющими совокупность связующих элементов между ними.

Государственное регулирование торговой деятельности преследует следующие цели:

1) обеспечение благоприятных условий для торговой деятельности;

2) создание безопасного экономического торгового пространства;

3) создание нормативных основ для осуществления и организации торговой деятельности;

4) создание конкурентоспособной торговой среды;

5) защита экономических и политических интересов Российской Федерации на внешнем и внутреннем рынке.

Методы государственного регулирования

Закон о государственном регулировании торговли устанавливает следующие методы государственного регулирования:

-правовые, административные и экономические;

-финансово-экономические;

-социальные.

Правовое регулирование – это деятельность органов государственной власти и управления, направленная на установление и контроль над

соблюдением обязательных юридических правил поведения объектов государственного регулирования торговой деятельности.

Среди правовых методов регулирования экономики особое место занимают законы. Они являются нормативной основой для функционирования торговых предприятий и направлены на длительное правовое регулирование рынка в целом. Постановления, указы, декреты, решения президента, правительства и т. д. выполняют лишь функции краткосрочного, или оперативного, регулирования.

В Российской Федерации создана определенная правовая система для функционирования рыночных отношений, в частности приняты Конституция и законы «О собственности», «О банках и банковской деятельности», «О защите конкуренции», «О несостоятельности (банкротстве)», «Об инвестиционной деятельности…», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О государственной пошлине», «О таможенном тарифе», Трудовой кодекс Российской Федерации (Глава 21. Заработная плата) и пр.; указы и распоряжения президента РФ; постановления и распоряжения правительства РФ; нормативные акты органов власти субъектов РФ и органов власти местного самоуправления.

Финансово-экономические методы касаются государственного финансирования торговой деятельности и экономики в целом. В нашей стране целью государственного финансирования является формирование и воспроизводство основных фондов, которые финансируются за счет средств федерального бюджета. Данные средства выделяются государством на безвозвратной и возвратной основе бюджетам субъектов РФ.

Рассмотрим направления экономической политики. Валютная политика. К государственной валютной политике относятся: девизная политика, дисконтная политика, протекционистские меры.

Девизная политика базируется на управлении валютным курсом посредством купли-продажи иностранной валюты. Целью данного направления является повышение курса национальной валюты.

Дисконтная политика – это изменение Центральным банком учетной ставки, которая влияет на стоимость кредита на внутреннем рынке и на международное движение капитала. Учетная ставка оказывает влияние на валютный курс.

Протекционистские меры валютной политики государства направлены на защиту национальной валюты. Прежде всего они выражаются в ограничениях. Валютные ограничения представляют собой законодательное административное запрещение или правила проведения валютных операций резидентов и нерезидентов.

Таможенная политика. Сущность таможенной политики как метода государственного регулирования торговой деятельности заключается в установлении таможенных пошлин и таможенных сборов, которые определяют государственные органы, а также в регламентации порядка проведения таможенных процедур и других средств, необходимых для достижения поставленных экономических, социальных, финансовых и торгово-политических целей.

Социальные методы государственного регулирования. Особым направлением в государственном регулировании рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются практически все рыночные субъекты, включая и предпринимателей, которым должна быть гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики. Также здесь государство выступает в качестве гаранта, устанавливающего минимальный уровень оплаты труда, который определяет базу заработной платы во всех сферах деятельности.

Еще одним важным пунктом можно выделить обеспечение занятости населения. Государство создает условия для трудоустройства населения. В том числе это касается торговых предприятий. В смешанной экономике, то есть экономике, основанной на рыночной конкуренции и макроэкономическом регулировании, государству в хозяйственной жизни,

торговой и предпринимательской деятельности отводится строго определенная роль.

Предпринимательская деятельность – это отрасль, которая жестко контролируется государством при помощи различных органов власти, каждый из которых имеет определенные задачи и полномочия.

По окончании проверки юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю выдается протокол о прохождении проверки. Он составляется в двух экземплярах, один из которых остается у органа по государственному контролю. Если юридическое лицо или индивидуального предпринимателя не устраивает вынесенное заключение, то они вправе обжаловать его в суде.

Государственное регулирование торговой деятельности выступает в двух аспектах: во-первых, это орган жесткого контроля торговой сферы, а во-вторых, это инструмент для развития торговли. Все меры государственного регулирования торговой деятельности, прописанные в законодательстве, не ограничивают и ни в коем случае не запрещают ведение торговой деятельности, а, наоборот, они созданы для того, чтобы стимулировать предпринимателей развивать свой бизнес. Законодательство в торговой сфере касается не только юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, но и потребителей. Государство отслеживает качество и безопасность продукции и для этого существуют определенные рычаги: лицензирование, стандартизация, сертификация.

Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации. Федеральный Закон РФ 2009 от 28 декабря 200, № 381 – ФЗ (с изм. и доп.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 2. О защите прав потребителей Федеральный закон РФ от 07 февраля 1992г. №2300-1(с изм. и доп.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». 3. Федеральный закон 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

1. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учебное пособие для бакалавров/ Н.М. Розанова. – гриф МО РФ. М.: Юрайт 2012.-906с.;

2. Шамарова Г.М. Основы государственного и муниципального управления (Эл. Ресурс): Учебник/Г.М. Шамарова.- гриф МО РФ. М.: МФПУ Синергия, 2013.-320с.;

3. Орешин В.П. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие/ В.П. Орешин.-гриф. УМО М.: ИНФРА – М, 320с.(Высшее образование);

4. Иванов В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий/ В.В. Иванов, А.Н. Коробова. М.: ИНФРА-М, 2011.-383с.-(национальные проекты).

Просмотров работы: 237