Введение
Сават (французский бокс) французское боевое искусство, которое берет свои истоки из техник уличных боёв с начала XIX века. Сават - прежде всего спортивная дисциплина, требующая от спортсмена самой серьезной физической подготовки, являющейся основой для формирования двигательной
активности боксера. Выносливость, сила, скорость, быстрота
движений, ловкость — вот те необходимые слагаемые успеха,
без которых невозможно одержать победу. Помимо серьезной физической подготовки, студенты подвержены и другим стрессирующим факторам, обусловленными обучением в ВУЗе. Поэтому необходимо следить за правильным режимом работы и отдыха данных спортсменов, контролировать их общее состояние. Подготовка начинающих спортсменов и спортсменов высокой квалификации существенно различается как по напряженности соревновательной деятельности и характеру подготовки к ней, так и по своим задачам, содержанию и организации. Поэтому для организации тренировочного процесса спортсменов возникает необходимость в оценке применения технико-тактических действий .
Цель исследования
Целью исследования является исследование применения технико-тактических действий саватистами различного уровня подготовленности во время тренировочного и соревновательного процессов
Методы исследования
В исследовании приняли участие 72 студента, занимающихся саватом.
В исследовании применялись следующие методы: педагогическое наблюдение, педагогический анализ, методы математической статистики.
При исследовании проводились оценки нанесения различных видов ударов спортсменами, а именно количественная оценка их применения. Анализ проводился отдельно среди спортсменов начального уровня подготовки (новичков) и спортсменами, занимающихся саватом несколько лет, как во время тренировочного процесса, так и в соревновательный период.
Результаты исследования
Педагогические наблюдения позволили выявить характерные особенности применения технико-тактических действий новичками и их отличие от спортсменов высокой квалификации (Таблица 1).
Анализ количественных характеристик технико-тактических действий, выполняемых новичками в тренировочном процессе показал, что наиболее часто выполняемыми техническими действиями являются прямой и боковой удар рукой, а также круговой удар ногой (низкий).
В подготовке спортсменов высокой квалификации арсенал наиболее часто выполняемых технических действий как в тренировочных спаррингах, так и в схватках на соревнованиях более разнообразен. В соревновательной деятельности при сохранении общей картины технического арсенала у новичков добавляется круговой удар ногой (средний). Сравнительный анализ показателей в тренировочных поединках показали наибольшее отставание новичков в ударах ногой (боковой верхний, средний), а также ударов ногой с разворотом. Аналогичная картина наблюдается и в соревновательных поединках.
Таблица 1. Количественная характеристика применения технико-тактических действий саватистов
Технико-тактические действия |
Тренировочный процесс |
Соревнования |
|||||||
Новички |
Спортсмены |
Новички |
Спортсмены |
||||||
М |
% |
М |
% |
М |
% |
М |
% |
||
Прямой удар ногой |
31 |
5,06 |
66 |
5,84 |
17 |
4, 04 |
47 |
5,51 |
|
Круговой удар ногой(низкий) |
98 |
15,99 |
140 |
12,38 |
55 |
13,06 |
113 |
13,25 |
|
Круговой удар ногой (средний) |
36 |
5,87 |
79 |
6,99 |
36 |
8,55 |
69 |
8,09 |
|
Круговой удар ногой (высокий) |
10 |
1,63 |
66 |
5,84 |
3 |
0,71 |
39 |
4,57 |
|
Боковой удар ногой |
14 |
2, 28 |
47 |
4,16 |
4 |
0,95 |
24 |
2,81 |
|
Удары с разворотом корпуса |
5 |
0,82 |
27 |
2,39 |
0 |
0,24 |
9 |
1,06 |
|
Прямой удар рукой |
195 |
31,81 |
189 |
16,71 |
156 |
37, 05 |
170 |
19,93 |
|
Боковой удар рукой |
144 |
23,49 |
105 |
9,28 |
108 |
25,65 |
101 |
11,84 |
|
Апперкот рукой |
7 |
1,14 |
46 |
4,07 |
1 |
0,24 |
22 |
2,58 |
|
Комбинации |
4 |
0,65 |
55 |
4,86 |
0 |
0 |
34 |
3,99 |
|
В среднем за 1 бой |
61, 3 |
113, 1 |
42, 1 |
85,3 |
В среднем за 1 бой |
Примечание : М – среднее количество выполненных технико-тактических действий; % - к общему количеству выполненных действий
По результатам педагогического наблюдения выявлено, что среди начинающих спортсменов при разном двигательном опыте в абсолютном большинстве новые двигательные действия начинающие саватисты выполняют с амплитудой и усилием, близким к соревновательным к 5-6 занятию. К 9-15 занятию значительно улучшается точность усилий в результате более качественного произвольного управления деятельностью мышц антагонистов, что практически соответствует заданному параметру. При этом значительно снижается скованность движений и излишнее напряжение неработающих мышц. Дифференцировка пространственно-временных параметров, опирающихся на зрительно-двигательных ощущениях движения боксера, у новичков достигает уровня высококвалифицированных спортсменов за 10-25 занятий.
Выводы
Сравнительный анализ технических действий новичков и спортсменов высокой квалификации показал значительное отставание начинающих спортсменов в выполнении ударов ногой и с разворотом туловища. Программа начальной подготовки студентов имеет свои особенности и должна представлять собой целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения умениями, навыками и знаниями.
Анализ технических действий спортсменов высокой квалификации необходим для контроля технической подготовленности, а также для внесения дополнительных упражнений в программу тренировок для подготовки наиболее трудных ударов.
Заключение
Анализ результатов тренировочной и соревновательной деятельности позволил выявить, что у студентов, при общей положительной динамике показателей общей и специальной физической подготовленности, к соревновательному периоду по своим технико-тактическим характеристикам они значительно уступают спортсменам, пришедшим из ДЮСШ. Однако этот факт не снижает популярности савата среди студентов, особенно младших курсов. Это вызывает необходимость применения современных технологий на этапе начальной подготовки студентов с учетом требований соревновательной деятельности.
Список литературы
1) Цинис А.В., Зелянина А.Н. Сават в высших учебных заведениях: учебно-методическое пособие. Архангельск, Северный (Арктический) федеральный университет, 2017. (№ госрегистрации 0321703753)
2) Цинис А.В., Цинис Э.А. Тайский бокс: программа для высших учебных заведений: учебно-методическое пособие. Архангельск, Северный (Арктический) федеральный университет, 2017. (№ госрегистрации 321703754)
3) Агаджанян, Н. А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н. А. Агаджанян, Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. — М.: РУДН, 2006. — 283 с.
4) Муфтахина Р.М., Шаяхметова Э.Ш. Оценка некоторых психофизиологических функций единоборцев в ходе тренировочных нагрузок / Р.М. Муфтахина, Э.Ш. Шаяхметова // Теория и практике физ. культуры. – 2009. - № 4. – С. 76-77.
5) Хусяйнов З. М. Тренировка нокаутирующего удара боксёров высокой квалификации. М. :МЭИ, 1995. 72 с.
6) Тактико-технические характеристики поединка в спортивных единоборствах / под ред. А. Ф. Шарикова, О. Б. Малкова. М. : Физкультура и Спорт, 2007. 224 с.