Антимонопольная политика России в период пандемии COVID-19 - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Антимонопольная политика России в период пандемии COVID-19

Супонева А.Д. 1
1Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС (Банковский колледж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Наличие свободной конкуренции – важнейший двигатель в политическом, социальном и экономическом развитии любой страны. Однако есть факторы, мешающие повышению конкурентоспособности. Одним из таких является монополизация, которая ведет государство к упадку хозяйственного развития, завышению цен на товары и услуги, регрессу социальной сферы, падению объема производства и т.д. Чтобы избежать подобного, государство стремится воздействовать на экономические процессы. Для этого активно внедряется антимонопольная политика.

Что касается России, то сейчас проблема антимонопольного регулирования крайне актуальна. Среди важных направлений антимонопольной политики в Российской Федерации выделяют:

создание условий для благоприятной конкурентной среды, ее развитие, предупреждение недобросовестной конкуренции;

обеспечение единой экономической системы на территории Российской Федерации;

поддержка малого и среднего бизнеса;

противодействие коррупции;

создание в отношении монополий нормативно-правовой базы;

обеспечение законности процессов создания, слияния и присоединения коммерческих организаций;

контроль за соблюдением запрета на занятие органов власти предпринимательской деятельностью;

противодействие недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

Уполномоченным федеральным органом по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства является Федеральная Антимонопольная служба (ФАС России). Этот орган занимается предотвращением ограничивающих конкуренцию действий хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти. Также ФАС России принимает и ведет контроль за соблюдением законодательства в сфере защиты конкуренции, закупок товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, следит за осуществлением иностранных инвестиций.

В 2021 году антимонопольное регулирование в России крайне важно. Пандемия коронавируса нанесла огромный урон отечественной экономике. Компании, стремясь компенсировать финансовые потери из-за эпидемиологического кризиса, могут прибегать к незаконным способам увеличения прибыли путем повышения цен на товары, ущемления прав потребителей. Поэтому деятельность компаний сейчас находится по пристальным наблюдением ФАС России.

Можно выделить несколько направлений антимонопольной политики России в регулировании бизнес-сектора в период пандемии COVID-19:

мониторинг цен и борьба с их необоснованным завышением. Сейчас наблюдается повышенный спрос на медицинские товары, средства индивидуальной защиты и др. В связи с этим, цены на такую продукцию повысились. ФАС России ежедневно отслеживает ситуацию с ценами на товары первой необходимости и жизненно важного характера;

контроль за введением потребителей в заблуждение и недостоверной рекламой, так как некоторые компании обманным путем стремятся привлечь потенциальных покупателей к приобретению средств лечения COVID-19;

упрощение правил осуществления закупок;

предоставление отсрочек по уплате штрафов;

выявление и пресечение «кризисных» картелей и злоупотребления доминирующим положением [5].

На фоне введения режима повышенной готовности в субъектах Российской Федерации в связи с коронавирусной инфекцией и принятием дополнительных мер по снижению рисков ее распространения, наблюдается повышение спроса и цен на ряд товаров, в частности, на продукты питания, медицинские маски, средства дезинфекции. Органы государственной власти в текущей ситуации предпринимают дополнительные меры по мониторингу цен и контролю за действиями компаний. Такие меры призваны, в первую очередь, сдерживать необоснованное завышение цен, а также выявлять и пресекать случаи такого завышения.

Пандемия существенным образом повлияла на многие процессы, и участники рынка были вынуждены адаптировать свои бизнесы под новую реальность. Это требует большего контроля, а в некоторых случаях – ручного управления. Осуществление такого контроля сопряжено с риском нарушения запрета антиконкурентной координации, который установлен в Федеральном законе №135 ФЗ «О защите конкуренции». ФАС в период пандемии активно использовала превентивные инструменты - антимонопольное предупреждение и предостережение. В качестве примера антимонополистической деятельности в настоящее время, во время экономического кризиса, стагнации в послековидный период, можно привести следующий случай: Ростовское УФАС России возбудило дело в отношении ООО «Биофарма», ООО «Компания «Органика» и ООО «Социальная аптека 6», которые при реализации дезинфицирующего средства заключили антиконкурентное соглашение. По многочисленным жалобам населения Ростовской области на резкий рост цены на дезинфицирующее средство «Хлоргексидин биглюконат 0,05%» антимонопольным органом были проведены проверки, в ходе которых выяснилось, что в аптечном пункте ООО «Социальная аптека 6» дезинфицирующее средство реализовывалось по цене 129 рублей, в то время как отпускная цена производителя составляет 14,40 рублей. Также согласно, сведениям Федеральной Антимонопольной службы Российской Федерации, органы ФАС при взаимодействии с Прокуратурой Российской Федерации принимают меры для стабилизации цен на продукты питания, создавая так называемые «продуктовые корзины», пресекая тем самым возможность крупных производителей получить прибыль путем «грабежа» населения [3].

В настоящее время антимонопольная политика в России стремительно развивается. К одной из важнейших задач деятельности ФАС России относится борьба с недобросовестной конкуренцией. Федеральный закон №135 ФЗ «О защите конкуренции» устанавливает запрет на этот вид конкуренции. Противодействие недобросовестной конкуренции осуществляется посредством защиты интеллектуальной собственности, регулирования рекламной деятельности, создания и усовершенствования законодательной базы и контроля за ее соблюдением.

Поддержка государством малого и среднего бизнеса также выступает важной мерой по созданию добросовестной конкурентной среды и предотвращению монополизации рынка в период пандемии. Осуществлять такую поддержку помогают субсидии из федерального и регионального бюджетов, создание и развитие инфраструктуры информационно консультационной поддержки и т.д. Кроме этого, для облегчения налоговой нагрузки на малый и средний бизнес введена упрощенная система налогообложения.

Мероприятия по поддержке субъектов малого и среднего бизнеса способствуют сохранению здоровой конкурентной среды. Однако в России еще существуют некоторые препятствия для развития данных субъектов экономики. К ним относятся сложности в получении предпринимателями кредитов, высокие налоги и сборы. Требуется принимать меры по снижению и устранению административных барьеров, противодействию коррупции.

Несмотря на положительные результаты деятельности, ФАС России необходимо разрешить еще много задач в сфере антимонопольного регулирования. Одной из таких является улучшение сферы нормативно-правовых актов. Зачастую законодательство не соответствует реальной практике в сфере антимонопольного регулирования. Следовательно, возникает необходимо расширять правовую базу. Например, позволит избежать путаницы и несоответствий, четкое определение дел, по которым может быть возбуждено уголовное дело. Чтобы устранить все существующие сейчас неточности, нужно изучать зарубежный опыт совершенствования антимонопольного законодательства и на основе этих данных провести структурную реформу.

Также регулирование естественных монополий является проблемой в системе антимонопольной политики в России. Таким компаниям трудно проводить качественное планирование работы, так как она не имеют информации об изменениях на рынке. Исходя из этого, создание единого документа, который определил бы долгосрочные цели, функции и задачи естественных монополий, является актуальным направлением антимонопольного регулирования.

Таким образом, государственное регулирование монополий и защита конкуренции является залогом эффективного функционирования экономики страны. Для достижения продуктивной антимонопольной политики необходима безостановочная работа над созданием и совершенствованием механизмов государственного регулирования и контроля экономических отношений.

Следует также добавить, что добиться эффективной антимонопольной политики можно, если ФАС России будет находиться в постоянном диалоге с хозяйствующими субъектами, обсуждать возможную корректировку их деятельности. Информационная открытость властей и готовность к позитивному диалогу с предпринимателями является важной и эффективной формой антимонопольной политики.

Список использованных источников

1. Аляутдинова М.С., Толкачева С.В. Государственное антимонопольное регулирование и защита конкуренции//Таврический научный обозреватель. – 2016. - №6. – С.82-85.

2. Виндижев Т.Х., Сабанова М. М., Виндижева А.Х. Антимонопольная политика России // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. – 2020. – С.153-155.

3. Лория Г.И. Антимонополистическая политика во время пандемии COVID-19 // Международный научный журнал «Символ науки». – 2021. – С. 95-97.

4. Родионова Д.Н., Базаров А.С. Антимонопольная политика современной России // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. – Вып. 2(2). – 2015. – С.36-42.

5. Тенденции антимонопольного регулирования в условиях кризиса. Российская и зарубежные практики [Электронный ресурс] – Режим доступа-URL: https://www.pgplaw.ru/analytics-and-brochures/articles/trends-in-antitrust-regulation-in-the-conditions-of-crisis-russian-and-foreign-practice/

Просмотров работы: 16