Конкурентоспособность России на мировом рынке. Может ли Россия стать брендом? - Студенческий научный форум

XIV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2022

Конкурентоспособность России на мировом рынке. Может ли Россия стать брендом?

Нескородова А.Н. 1
1Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС (Банковский колледж)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Раздел I: СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ

Понятие и сущность конкурентоспособности

Конкурентоспособность-это сложная, многоуровневая экономическая категория, которая в конечном счете зависит от способности конкретного производителя производить конкурентоспособный продукт.

Для того чтобы понять сущность конкурентоспособности, необходимо понимать рынок как универсальную систему, которая состоит из ряда функционально – связанных между собой объектов и окружающей их среды, роль которой заключается в создании требований к таким объектам. Требования среды и результаты этих объектов могут быть представлены в виде показателей, имеющих различное экономическое значение. Каждый объект стремится достичь наилучшего результата действия, представленного потребителем. При этом конкурентоспособность можно расценивать в значении объекта, имеющего свою определённую долю рынка, который характеризуется наличием технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик. В следствие чего можно привести следующие утверждения:

только продукты с различными показателями, которые не ниже, чем у их конкурентов на данном рынке, могут считаться полностью конкурентоспособными;

оценка конкурентоспособности любого продукта основана на комплексном исследовании рынка, которое позволяет правильно оценить местоположение рассматриваемого объекта на данном рынке в соответствии с аналогичной оценкой участников рынка;

при покупке товара потребитель выбирает образец, который наилучшим образом соответствует его потребностям.;

сумма затрат, необходимых для удовлетворения соответствующих потребностей, чрезвычайно важна для клиента;

Принимая во внимание конкурентоспособность как экономическую категорию, следует сказать, что она раскрывает ситуацию, которая включает в себя проектные, производственные, потребительские и распределительные аспекты результатов экономической деятельности. Конкурентоспособность лежит во всех элементах экономической системы. Это выражается в борьбе, результатом которой является перераспределение рынка в свою пользу.

Анализ ряда популярных определений конкурентоспособности позволяет интегрировать важные моменты, которые дают комплексное понятие и определяют его расположение между другими экономическими категориями:

Во-первых, конкурентоспособность какой – либо единицы системы является мерой привлекательности потребителя;

Во-вторых, структура и приоритет требований зависят от типа производимого продукта и типа потребителя;

В-третьих, конкурентоспособность как экономическая категория должна учитываться по отношению к данному рынку и аналогу;

В-четвертых, следует иметь в виду, что конкурентоспособность характеризуется изменяющимся характером и что она должна применяться только в определенное время с учетом изменений рыночных условий;

В-пятых, проблема конкурентоспособности заключается в недефицитном рынке, который не находится в равновесии;

В-шестых, конкурентоспособность определяется периодом жизненного цикла, в котором находится рассматриваемый продукт;

В последнее время понятие конкуренции стало важным в оценке глобального экономического положения страны. Конкуренция - это борьба между экономической организацией и более благоприятными условиями производства и сбыта для наиболее прибыльных. Для России она перешла на рыночные методы управления, тем самым конкуренция приобрела глобальный характер. Она рассматривается как инструмент в борьбе за место в единой геоэкономической системе. Основными тенденциями развития конкуренции на международном уровне являются расширение характера конкуренции.

Таким образом, конкурентоспособность является важной категорией рынка, которая отражает одну из важнейших характеристик рынка - его конкурентность. При одних и тех же качественных характеристиках рыночной единицы конкурентоспособность может довольно сильно варьироваться в зависимости от различных факторов, определяемых конкурентной средой.

Основные показатели конкурентоспособности

Вне зависимости от того, кто и за что конкурирует, факторы, которые определяют конкурентоспособность страны, должны соответствовать трем ключевым характеристикам:

Делать производимый товар более привлекательным в глазах целевой аудитории.

Повышать прибыль от реализации товара

Обеспечивать удовлетворенность товаром целевой аудитории.

Каждый показатель конкурентоспособности должен соответствовать всем характеристикам. Например, данная страна планирует выстроить план на основе такого показателя конкурентоспособности, как минимальная себестоимость. Это достижимо при условии, что страна будет производить такой продукт, который будет иметь небольшой набор характеристик.

Как следствие, страна устанавливает цену на продукт ниже среднестатистической и увеличивает целевую аудиторию за счет лиц, для которых критически важна стоимость продукта. Это влияет и на прибыль той или иной страны в среднесрочной перспективе. При условии, что большинству потребителей данного продукта важна минимальная стоимость, привлекательность товара повышается и рынок становится более стабильным.

Показателями конкурентоспособности являются:

- объемы продаж в стоимостном и количественном выражении. Если стоимость проданной продукции растет быстрее, чем ее физический объем, то спрос на нее растет. И наоборот

- отношение прибыли к объему продаж. При увеличении этого показателя конкурентоспособность продукции растет;

доля стоимости нереализованной продукции в материально-производственных запасах. При его росте происходит затоваренность готовой продукции, поскольку на нее снижается спрос;

- отношение объема продаж к сумме дебиторской задолженности. Показывает объем коммерческого кредита, который фирма предоставляет своим клиентам.

- загрузка производственных мощностей. Руководство фирмы принимает решение о снижении загрузки производственных мощностей, как только возникают трудности со сбытом готовой

- портфель заказов. Высокий уровень спроса на продукцию фирмы обеспечивает большой портфель заказов;

- затраты на научные исследования. Этот показатель свидетельствует о потенциальных возможностях фирмы.

Всемирный экономический форум для оценки конкурентоспособности использует интегрированные факторы 8 групп (381 показатель):

внутренний экономический потенциал;

внешнеэкономические связи;

государственное регулирование;

кредитно-финансовая системa;

инфраструктурa;

система управления;

научно-технический потенциал;

трудовые ресурсы.

Показатели для оценки конкурентоспособности страны включают в себя 10 основных групп:

расходы из госбюджета на НИОКР1 (в % от ВВП);

расходы из госбюджета на развитие человека, в % от ВВП;

стабильность политической системы в стране, баллы;

ВВП на душу населения, тыс. долл.;

средняя продолжительность жизни;

эффективность использования ресурсов;

экспорт в % от ВВП;

место страны в мире по запасам природных ресурсов на душу населения;

уровень инфляции, %;

место страны по удельному весу в составе 250 самых крупных конкурентоспособных фирм мира.

Факторы, влияющие на конкурентоспособность страны

Ряд факторов определяет уровень производительности и конкурентоспособности людей, компаний и стран. Определение и понимание этих факторов всегда занимали умы экономистов.

На основе исследований Всемирного экономического форума выделяют 12 основных групп факторов, обеспечивающих экономическую конкурентоспособность стран:

социальные институты;

инфраструктура;

макроэкономическая стабильность;

здоровье и начальное образование;

среднее, высшее и специальное/профессиональное образование;

эффективность товарных рынков;

эффективность рынка труда;

совершенство финансовых рынков;

технологическая готовность;

размер рынка;

совершенство бизнеса;

инновации.

Социальные институты определяют законодательными и административными структурами, с которыми взаимодействует бизнес для заработка денег и усиления экономики страны.

Инфраструктура определяет важное место в экономическом развитии, виды деятельности и развивающиеся группы в отдельных частях экономики. Развитая инфраструктура объединяет национальный рынок и соединяет его с рынками других стран.

Макроэкономическая стабильность важна для развития конкурентоспособности государства. Правительство не может эффективно функционировать, если ему приходится платить высокие проценты по предыдущим кредитам.

Здравоохранение и начальное образование. Здоровая рабочая сила - основа конкурентоспособности и хорошей продуктивности страны. Поэтому на данный момент инвестиции в систему здравоохранения чрезвычайно важны. Недостаток базового образования может стать сдерживающим фактором для развития экономики.

Высшее образование и повышение квалификации имеют важное значение для экономики стран, которые хотят повысить свою ценность

Эффективность товарных рынков позволяет странам производить правильное соотношение товаров и услуг, учитывая условия спроса/предложения, обеспечивая выгодную продажу этих товаров в экономике.

Эффективность рынка труда важны для обеспечения результативного использования рабочей силы. Рынки труда должны быть гибкими, чтобы быстро переводить рабочих из одного вида деятельности в другой, не затрачивая при этом много ресурсов.

Совершенный финансовый рынок распределяет внутренние ресурсы и определяет внешние инвестиции для наиболее продуктивного использования. Финансовая оценка рисков является ключевым фактором.

Технологическая готовность - это скорость, с которой экономика адаптируется к существующим технологиям, используя информационно-коммуникационные технологии в повседневной деятельности и производственных процессах, с целью повышения операционной эффективности и, следовательно, конкурентоспособности.

Размер рынка оказывает влияние на производительность, поскольку крупные рынки позволяют компаниям использовать экономию за счет масштаба. В эпоху глобализации международные рынки стали внутренними заменителями, что относится к малым странам. Открытость торговли оказывает хорошее влияние на конкурентоспособность государства.

Совершенство бизнеса. Когда компании и поставщики конкретного сектора объединены в кластеры, повышается эффективность работы, возникают новые возможности для инноваций, снижаются барьеры для входа.

Инновации. Высокий уровень конкурентоспособности можно достичь, улучшая показатели по предыдущим факторам, но это не приведет к новому скачку или прорыву. Страны, достигшие инновационной стадии развития, должны разрабатывать передовые продукты и процессы, чтобы играть ведущую роль среди конкурентоспособных стран.

Раздел II: КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ

Анализ конкурентоспособности России на мировом рынке

Страну можно называть конкурентоспособной, если она способна наращивать темпы экономического роста, увеличивать занятость и реальные доходы населения.

В создании конкурентных преимуществ России большая роль принадлежит государству, которое должно создать и обеспечить:

факторы, к которым относят образование, инфраструктуру и здравоохранение;

разного рода стандарты – товарные, природоохранные, безопасности;

принципы и конкретные методы их реализации в области инвестиционной политики;

свободу торговли;

антимонопольные меры.

Конкурентоспособность национальной экономики понимается как выражение экономических, научно-технических, производственных, институциональных и других возможностей товаров успешно противостоять другим товарам, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Для определения конкурентоспособности страны используют 290 критериев, 41 из которых представляет общую информацию о стране. Для рейтинга отбирается определенное количество стран по критерию вклада каждой в мировую экономику.

Сортируются показатели по семи факторам:

Экономика (30показателей) – ВВП, инвестиции, сбережения, стоимость жизни и т.д.;

Интернационализация (45 показателей) – текущий баланс, экспорт, импорт, валютный курс, портфельные инвестиции, прямы инвестиции, открытость экономики, уровень протекционизма;

Правительство (46 показателей) – национальный долг, фискальная политика, эффективность государственного управления, доля государственного сектора в экономике;

Финансы (27 показателей) – стоимость капитала в стране, доступность капитала, эффективность банковского сектора;

Инфраструктура (37 показателей) – технологические показатели, показатели бизнеса, здравоохранение, энергетическая самодостаточность, окружающая среда;

Наука и технологии (25 показателей) – расходы на НИОКР, численность занятых в НИОКР, управление в технологической сфере, общая ситуация в науке, интеллектуальная собственность;

Люди (43 показателя) – характеристика населения, характеристика рабочей силы, занятость, безработица, образовательный сектор, качество жизни, общественная ситуация.

Конкурентоспособность России находится в зависимости от ряда факторов:

Издержки производства. В России они выше, чем в Японии в 2,8 раза (так как промышленное производство в России более материально и энергоемко);

Производительность труда. Данный показатель в России ниже в четыре раза, чем в новых индустриальных странах;

Интенсивность труда. За годы перехода к рыночной экономики интенсивность промышленного производства в России снизилась почти наполовину;

Уровень качества производимых благ;

Новизна производимого товара;

Уровень продолжительности жизни населения и др.

Если брать отдельные параметры, то Россия в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности входит в десятку лидирующих стран лишь по двум показателям: 1-е место по запасам сырьевых ресурсов (30 трлн. долл. США) и 7-е место по средней продолжительности школьного образования (10,5 лет).

Российская Федерация заметно проигрывает в уровне качества государственных институтов, стабильности и предсказуемости законодательства, обеспечении безопасности граждан, по основным экономическим показателям, по показателям состояния образования, здравоохранения и окружающей среды и многое другое.

В качестве явных конкурентных преимуществ экономики России можно выделить факторы "Макроэкономическая стабильность", "Высшее образование", "Гибкость рынка труда", "Размер рынка". Ключевым механизмом повышения уровня конкурентоспособности России является конкурентная стратегия и конкурентная политика государства, которая позволит эффективно использовать российские конкурентные преимущества и ресурсы, и достичь уровня конкурентоспособности страны для хорошего существования в сложных условиях глобальной конкуренции. Задачами в этой области является восстановление статуса державы в экономико-технологическом плане, возвращения утраченных и завоевания новых, более высоких, позиций в сфере образования и науки, социальной сфере.

В структуре экспорта России в 2021 году (и в 2020 году) основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров:

Минеральные продукты - 51,19% от всего объема экспорта России (в 2020 году – 63,33%);

Металлы и изделия из них - 10,37% от всего объема экспорта России (в 2020 году – 8,87%);

Драгоценные металлы и камни - 9,03% от всего объема экспорта России (в 2020 году – 3,61%);

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё - 8,80% от всего объема экспорта России (в 2020 году – 5,85%);

Продукция химической промышленности - 7,11% от всего объема экспорта России (в 2020 году – 6,39%);

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 3,68% от всего объема экспорта России (в 2020 году – 3,02%).

Наибольший прирост экспорта России в 2021 году по сравнению с 2020 годом зафиксирован по следующим товарным группам:

Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты - рост на 15 101 млн долл. США;

Злаки - рост на 2 204 млн долл. США.

Таблица 1 - Коэффициент сравнительных преимуществ основных товаров, экспортируемых Российской Федерацией в 2021 г.

Наименование товарной группы

Экспорт в 2021 г.,
млн долл. США

Доля в общем экс- порте,
%

Экспорт в 2020 г.,
млн долл. США

Изменения в
2021 г.
относительно
2020 г.,
%

1

Злаки

10 126

3,01

7 921

27,83

2

Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент

922

0,27

1 080

-14,66

3

Руды, шлак и зола

4 320

1,28

4 182

3,28

4

Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные

166 955

49,63

262 478

-36,39

5

Органические химические соединения

2 478

0,74

3 675

-32,56

6

Фармацевтическая продукция

1 053

0,31

844

24,76

7

Пластмассы и изделия из них​​

3 776

1,12

3 026

24,79

8

Каучук, резина и изделия из них

2 624

0,78

3 032

-13,47

9

Древесина и изделия из нее; древесный уголь​

8 318

2,47

8 620

-3,50

10

Изделия из соломы, альфы или прочих материалов для плетения; корзиночные изделия и плетеные изделия

1

0,00

1

19,87

11

Масса из древесины или из других волокнистых целлюлозных материалов; регенерируемые бумага или картон (макулатура и отходы)

1 096

0,33

1 123

-2,43

12

Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты

30 360

9,03

15 259

98,96

13

Черные металлы

16 007

4,76

18 141

-11,76

14

Изделия из черных металлов

3 402

1,01

3 719

-8,52

15

Медь и изделия из нее

5 646

1,68

5 222

8,11

16

Никель и изделия из него

3 024

0,90

2 985

1,28

17

Алюминий и изделия из него

5 463

1,62

5 839

-6,44

18

Свинец и изделия из него

174

0,05

167

4,59

19

Цинк и изделия из него

39

0,01

23

67,62

20

Олово и изделия из него

13

0,00

9

50,95

Мы видим, что Россия занимает лучшую позицию в экспорте сырьевой базы, так как является одним из лидеров по запасам минералов, драгоценных металлов и древесины. Необходимо продолжать поддерживать тот саамы уровень, чтобы достичь таких же успехов, как Китай, который специализируется на новых минеральных ресурсах для высокотехнологичного производства. Также стоит развивать конкурентные преимущества, такие как квалифицированная рабочая сила и достижение глобальных показателей эффективности бизнеса.

Рейтинг ВЭФ2 и Россия в его списке

Всемирный экономический форум (ВЭФ) определяет конкурентоспособность как способность страны обеспечить устойчивый экономический рост. Ее представители отмечают, что конкурентоспособность национальных экономик определяется рядом весьма разнообразных факторов. Таким образом, на состояние экономики негативно влияют неэффективное управление государственными финансами и высокая инфляция. В дополнение ключевыми могут быть образование и профессиональное развитие рабочей силы, а также постоянный доступ к новым знаниям и технологиям. Факторы, определяющие конкурентоспособность экономики, оказывают различное влияние на экономические системы стран мира в зависимости от базового и текущего уровня развития. Естественно, что сами факторы со временем меняются.

Индекс глобальной конкурентоспособности - это глобальное исследование, которое распределяет рейтинг стран мира с точки зрения экономической конкурентоспособности. Он состоит из 113 переменных, разбирая конкурентоспособность стран мира на разных уровнях экономического развития.

При составлении Индекса эксперты учитывают тот факт, что экономики разных стран мира находятся на разных стадиях своего развития. Важность каждого фактора связана с ростом конкурентоспособности страны с исходными условиями или институциональными и структурными особенностями, которые позволяют государству ставить себя по отношению к другим странам через призму развития. Исследователи постоянно разрабатывают метод расчета Индекса, чтобы обеспечить сохранение соответствующего инструмента для измерения уровня конкурентоспособности в постоянно меняющихся глобальных условиях.

Таблица 2 - Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2020/2021

Рейтинг 2020

Рейтинг 2021

Страна

Индекс

1

1

Сингапур

84.8

2

5

Гонконг

83.7

3

10

США

83.1

9

6

Швей­цария

82.3

10

2

Дания

81.2

25

29

Таиланд

68.1

28

20

Китай

73.9

44

44

Италия

71.5

45

50

Россия

66.7

Россия, по результатам нынешнего исследования, опустилась на 5 позиций и разместилась на 50-м месте. Страна продемонстрировала снижение сразу по нескольким показателям, включая демографию (долгосрочный рост населения и рабочей силы) и макроэкономику (включающую стабильность валютного курса, профицит бюджета, валовое накопление основного капитала и рост ВВП), а также инновации (использование цифровых инструментов).

Если по первым двум показателям отрицательная динамика объективна, то в случае с инновациями снижение, конечно, относительное. Оно связано с тем, что другие страны развиваются быстрее. Но есть и хорошие новости. В 2021 году для России появилось больше областей, где наблюдаются улучшения: например, энергетическая эффективность (стоимость электроэнергии для индустриальных потребителей, энергоинтенсивность ВВП), качество управления (социальная ответственность, бизнес-образование), законодательство в области труда и конкуренции, а также инфраструктура здравоохранения и расходы на образование в пересчете на одного студента.

Выгодные стороны России

По мнению многих экспертов, Россия обладает тремя важными конкурентными преимуществами: богатыми природными ресурсами, внушительным внутренним рынком и высоким уровнем образования населения. Пожалуй, это самое важное преимущество, так как другие крупные страны обладают огромными запасами природных ресурсов, особенно нефти, газа, угля, драгоценных металлов, электроэнергии, чугуна, стали, железной руды, а также запасами сельскохозяйственных земель, лесов, водных ресурсов. Россия контролирует почти 6% мировой нефти и 24% природного газа, что делает ее одним из крупнейших экспортеров минерального топлива, масел и дистиллятов. Она также контролирует более 8% мировых водных и пахотных земель и 23% лесных территорий.

Значительная часть выявленных депозитов имеет низкую конкурентоспособность при переоценке в соответствии с критериями рыночной экономики. Кроме того, месторождения разбросаны по всей территории, многие из них имеют низкое качество руды и плохое географическое положение. Лучшие ресурсы исчерпаны: газовые месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе истощены на 70-80%, на Кольском полуострове мало активных запасов апатита, золото Якутии, Магаданской области, Сибири и Урала, полностью истощены месторождения железа на Урале. Хром, ртуть, марганец, железную руду и 80% бокситов Россия вынуждена покупать.

Что касается конкурентных преимуществ России, то следует также отметить один из самых высоких показателей образования среди населения мира. Наша страна занимает 25-е место по уровню образования. он находится между 139 странами, намного опережая Бразилию (51), Китай (96) и Индию (108). Россия унаследовала это преимущество от Советского Союза, который предоставил доступ к образованию всем слоям населения, что повлияло на высокий уровень образования рабочей силы. Что касается доли работников с высшим образованием, то страна занимает второе место только в США, опережая даже такие страны Европейского Союза, как Франция, Германия, Польша, Чехия.

Следует отметить, что в конце 2019 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила вспышку нового типа коронавируса COVID-19 пандемией. В середине 2020 года Россия воспроизвела вакцину, которая разлетелась по всему миру. Эту вакцину можно считать главным конкурентоспособным преимуществом России на момент 2019-2021 гг.

Раздел III: МОЖЕТ ЛИ РОССИИЯ СТАТЬ БРЕНДОМ?

Бренд, как инструмент повышения конкурентоспособности

К сожалению, у России имидж не самый лучший. Возможно, одной из причин этого стал пресловутый "железный занавес": долгое время образ нашей страны за рубежом формировался в основном по голливудским боевикам и экстравагантным выходкам советских политиков. До сих пор многие иностранцы считают, что русские живут в лесах или даже бараках, ходят в валенках и в шапке ушанке.

В результате желающих на себе испытать сомнительную экзотику дикой таежной жизни и рискованного бизнеса не так уж много. Для развития туризма и привлечения инвестиций необходимо вытеснить этот негативный образ и не пожалеть усилий для создания нового, привлекательного имиджа России. До тех пор, пока нашу страну воспринимают лишь как "рубильник", наше участие в международных диалогах будет сводиться к угрозам устроить энергетический кризис. А ведь зачастую для распространения влияния и получения поддержки гораздо более эффективно вместо жесткого давления военными, экономическими или политическими средствами использовать культурные ресурсы.

Полноправному общению на международной арене во многом будет способствовать созданиероссийского бренда, способного обеспечить позитивное восприятие нашей страны в мире. Российский бренд – это не только специфические товары, производимые в нашей стране, но и все символы, имена и достопримечательности, вызывающие устойчивые положительные ассоциации. По замыслу министерства, российский бренд должен представлять нашу страну как государство, обладающее уникальным потенциалом в области производства товаров и услуг, с богатым научным и образовательным потенциалом, культурными традициями, природно-рекреационными ресурсами и опираться на такие бренды товаров и услуг, как, например, "сделано в России", "Российское качество" и т.д.

Стоит заметить, что бренд "Россия" стихийно сложился еще до того, как над ним начали работать профессионалы. В 2005 году, когда был впервые опубликован рейтинг "национальных брендов", куда вошли 25 стран, Россия оказалась на 24-м месте, опередив лишь Турцию. Годом позже она значительно улучшила свои результаты, заняв 20-е из 35 возможных мест. Рейтинг был составлен на основе опроса 25,9 тысяч человек. Им предлагалось оценить 35 стран по шести факторам: туристической привлекательности, человеческому капиталу, качеству экспортируемых товаров, справедливости правительства, привлекательности культуры и спорта, а также привлекательности в качестве места жительства и вложения капитала. Выяснилось, что россиян в мире воспринимают как "дружелюбных и приветливых", а также достигших больших высот в культуре, науке и спорте.

Особенности России на мировом рынке

Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. Сегодня топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одним из важнейших, устойчиво работающих и динамично развивающихся производственных комплексов российской экономики.

Россия занимает 1-ое место в мире по добыче и экспорту сырой нефти и природного газа. В России добываются многие виды минерального сырья: нефть, природный газ, уголь, железная руда, апатиты, калийные соли, фосфориты, алмазы и др. В целом Россия занимает 1-ое место в мире по запасам основных полезных ископаемых на душу населения.

Способность обеспечить продовольствием все население. Наличие сельскохозяйственных угодий, трудовых ресурсов, производства минеральных удобрений, водных ресурсов для мелиорации и т.д.(экспорт пшеницы в прошлом году составил 15 млн тонн, что составляет 13,7% от мирового экспорта.

Россия расположена и в Европе и в Азии. Россия всегда была неотъемлемой частью единой политической культуры исторической Европы, европейской цивилизации. При этом, большая часть территории России расположена в Азии вместе с абсолютным большинством принадлежащих нам ресурсов. Собственно, мы уже тем уникальны, что действительно расположились как в Европе, так и в и Азии.

Наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов во всех основных сферах деятельности. В России вы от 11% до 17% людей с высшим образованием (в зависимости от роста), а численность экономически активного населения составляет чуть больше половины населения страны - 57% (за январь 2020 года)

Наличие относительно развитой транспортной системы. Транспортная сеть в России одна из наиболее обширных в мире. Транспортная система Российской Федерации включает автомобильный, воздушный, железнодорожный, морской, внутренний водный и трубопроводный виды транспорта. Элементами транспортной системы являются также промышленный транспорт и городской общественный транспорт. Транспорт обеспечивает получение около 8 % ВВП. На транспорте занято свыше 3,2 млн. человек, что составляет 4,6% работающего населения. Вместе с тем. нельзя не отметить и извечную проблему "дураки и дороги"

Сохранение культурного наследия и традиций. Россия, после распада СССР смогла сохранить много- конфессиональное государство, традиции межнациональной и религиозной терпимости. Также значительные усилия предпринимаются для сохранения культурного и исторического наследия.

Из чего может сложиться Российский бренд (на момент 2021 года)

Формирование рыночной экономики в России привело к значительному увеличению количества самостоятельно действующих хозяйствующих субъектов, развитию и усилению конкуренции. Необходимо отметить, что процесс экономического развития России на современном этапе находится под сильнейшим влиянием глобализации. Вступление страны в ВТО3 придает особое значение проблеме повышения конкурентоспособности национальной экономики на всех ее уровнях. Пока большинство российских товаров и услуг по качеству и ресурсоемкости в сфере потребления значительно уступают зарубежным аналогам. К тому же после присоединения России к ВТО и последующего снижения импортных таможенных пошлин, конкуренция между импортными и отечественными товарами и услугами на внутреннем рынке страны существенно возрастает. В этих условиях предприятиям необходимо использовать все возможности, ресурсы и инструменты, обеспечивающие качество и конкурентоспособность продукции.

Анализ результатов исследования, позволяет сделать некоторые выводы об имеющихся в России перспективных отраслях, помимо тех, которые уже сейчас имеют мировое значение. Рассмотрим некоторые из них: медицина, образование, одежда (в т.ч. обувь).

В период социалистического строя, (да еще и на рубеже 20-21 вв.) наше российское

(в то время советское) высшее образование ценилось очень высоко и за границей. Например, если русский ученый-профессор иммигрировал по каким-либо причинам (допустим, по старости жить к детям) в Германию, то ему там назначалась специальная «профессорская» пенсия. На данный момент весь мир охватила пандемия короновируса COVID-2019. Только с конца 2019 до середины 2021 г. умерло по всей стране примерно 2 500 000 человек. Страны начали изобретать вакцину, в том числе Россия, США, Китай. Российская вакцина «Спутник V» быстро завоевала место на мировом рынке. Было выпущено около 7 885 000 комплектов доз по всему миру. Русская вакцина является самой действующей среди остальных препаратов.Изобретение (вакцина) запатентовано, информацию о нем направили во Всемирную организацию здравоохранения, чтобы там в общий список вакцин включили и «Спутник V». Интерес к препарату проявляют в ряде зарубежных стран. Два президента - Филиппин и Сербии, вызвались на себе испытать эффект российской вакцины от коронавирусной инфекции. Можно сказать, что Россия может быть наравне с другими странами в производстве различных медикаментозных препаратов, тем самым усиливая конкурентоспособность страны.

Ситуация с современным образованием совершенно другая. Молодежь, получившая образование в периферийных вузах нашей станы, обязана подтвердить свою квалификацию при переезде в другую страну. Хотя МГУ им. М. В. Ломоносова, МГИМО, технический университет им. М. Баумана, бесспорно знакомы и иностранным гражданам. Во многих наших университетах учатся студенты из стран ближнего и дальнего зарубежья. Поэтому, на наш взгляд, в силах российского государства вернуть «былую славу» нашему высшему образованию, если, конечно, вести правильную политику, а не «закулисные игры».

Многое можно сказать и о российском спорте. Взять хотя бы фигурное катание или

хоккей. Сколько наших русских тренеров работают по всему миру?! Эта сфера

деятельности тоже могла бы стать мировым брендом, если была бы организована единая

российская тренерская команда. А зарубежные страны заключали бы договоры не лично с

тренером, а с организацией, поставляющей данные услуги. Но здесь слишком много

темных тоннелей, жажда денег, опять же «закулисные игры», которые приводят порою к

очень плачевным результатам на различного рода международных соревнованиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью нашего исследования было изучение факторов конкурентоспособности России в мире и выявление перспективных отраслей, которые могли бы представлять нашу страну на мировом рынке посредством стратегического брендинга. В ходе работы были проанализированы специальная литература и интернет-источники. Анализ ресурсов позволил нам определить это. Россия играет ведущую роль в областях, связанных с эксплуатацией и использованием природных ресурсов.

Интересна ситуация в сфере использования рабочей силы. В нашей стране, как показывают данные исследований, уровень привлечения работников в высшие учебные заведения слишком высок, в области, скажем так, недостойных профессионалов своего класса. Эта проблема требует конструктивного решения. Что касается перспектив России, может ли она стать мировым брендом, то результаты исследования показывают, что это возможно. Но при правильно выстроенной политике регионов и государственных деятелей, а также выгодно сделанном рекламном пиаре. Все остальное у нас для этого есть.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

«WorldTradeCenterMoscow». Россия в международной торговле. // Центр международной торговли (Москва) . URL: http://tradestat.wtcmoscow.ru

Бренды и брендинг / Р. Клифтон, Дж.Симмонз и др. / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008.

Годин А.М., Дмитриев А.А., Бабленков И.Б. Брендинг: учебное пособие. 2 изд., перераб. и доп. — М.: «Дашков и К», 2006.

Гомзяков, К.В. Конкурентоспособность продукции / К.В. Гомзяков, Д.В. Бара // Промышленность России. - 2019. - №4. - С. 35-41

Кротков, А.М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / А.М. Кротков, Ю.Я. Еленева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2020. - №6(26). 4. - С.64-65.

Лесин, В. Обеспечение разумной самодостаточности России - важнейшая стратегическая задача. / В. Лесин //- «Стратегия России 2020. Особое мнение». Материалы круглого стола. М.: «Научный эксперт». 2019. 83.

Лифиц, И.О. О критериях конкурентоспособности товаров и услуг / И.О. Лифиц // Маркетинг. - 2018. - №3(88). - С.25-29.

Максутов, Р.К. Конкурентоспособность как фактор экономической безопасности / Н.Н. Потрубач, Р.К. Максутов, Т.А. Орлова // Социально-гуманитарные знания. - 2018. - №3. - С. 64-69

Мансуров, Р.Е. Об экономической сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «управление конкурентоспособностью предприятия» / Р.Е. Мансуров // Маркетинг в России и за рубежом. - 2019. - №2 (52). - С. 94 - 102.

Обзор и статистика внешней торговли России // Портал внешнеэкономической информации. URL: http://www.ved.gov.ru/monitoring/foreign_trade_statistics/monthly_trade_russia

Отчет ВЭФ «О глобальной конкурентоспособности». // Всемирный экономический форум - С. 249.

Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов /М. Портер // - М.: Альпина Бизнес Букс, 2010. - 452 с.

СССР. Внешняя торговля и внешние экономические связи // Большая советская энциклопедия. URL: http://bse.sci-lib.com/article106993.html

Ю.Шишков. Международное разделение производственного процесса меняет облик мировой экономики // Мировая экономика и международные отношения, 2004, №10, с.15–25.

1НИОКР - Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

2 ВЭФ – Всемирный экономический форум

3 ВТО – Всемирная торговая организация

Просмотров работы: 6675